Введение
Для ребенка семья – это главное в его жизни, это то, с чего начинается его жизнь, где закладываются основы его будущей взрослой жизни.
Ребёнок с ОВЗ большую часть жизни проводят в кругу семьи. Именно семья обладает самым эффективным реабилитационным потенциалом. Но не все родители информированы и имеют особые навыки для помощи в развитии детей с ОВЗ.
В семье должен быть здоровый психологический климат для того чтобы семья была для ребенка с ОВЗ реабилитационной и развивающей средой. Неумение,незнание родителей создаёт тревогу, раздражение что может стать причиной отказа от ребенка. Обучение родителей улучшает атмосферу в семье и это позитивно сказывается на состоянии ребенка с ОВЗ, повышая благополучие семьи и способствуя профилактике отказов.
Воспитание деттей с ОВЗ требует социально-правовой, медицинской, психолого-педагогической грамотности. Стиль воспитания детей с ОВЗ складывается зачастую стихийно и информированность родителей как следует воспитывать детей с ОВЗ, обрывочна.
Необходима разработка психокоррекционной работы для преодоления внутриличностных конфликтов и проблем родителей и детей с ОВЗ.
Пояснительная записка
Программа предназначена для коррекции родительско-детских взаимоотношений в семье с ребёноком с ОВЗ, обучение эффективным приемам и формам его реабилитации.
Программа рассчитана на один учебный год.
В программе предложены формы, содержание, методы и приемы взаимодействия психолога, медицинских работников, социального педагога учителей предмеников с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ для обеспечения эффективной обучающей и коррекционной работы с ребёнком с ОВЗ.
Содержание направления работы, формы и условия его реализации позволяют решать следующие цели: оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
формирование адекватных поведенческих и эмоциональных реакций; овладение родителями психологическим приемам саморегуляции; формирование у родителей активной жизненной позиции; ознакомление родителей с технологиями и методами обучения и воспитания детей с ОВЗ; формирование предсавления о коррекционной работе с детьми с ОВЗ в домашних условиях.
Задачи:
1. Преодоление родителями иррациональных идей из прошлого; отрицания реального состояния ребенка; блокады позитивных сценариев-ожиданий; искаженного восприятия окружающих и себя в связи с негативными переживаниями; блокады позитивных эмоций и отрешенность; симбиоза с ребенком, утраты своих индивидуальных границ; фиксации на прошлом; дезадаптивного защитного поведения; индивидуального и ролевого регресса; разобщенности с другими членами семьи; беспомощности; чувства вины, неполноценности и страхов.
2. Осознание и понимание родителями связи своих идей, восприятия, чувств, поведения; прав и потребностей своего внутреннего «Я»; работы психологической защиты, ее адаптивного и дезадаптивного значения; других.
3. Формирование желания у родителей меняться; принимать новые адаптивные идеи; моделировать реалистичный сценарий развития семьи в целом; непосредственно воспринимать реальность; выражать свои чувства и высказывать свои идеи; принимать ребенка и других членов семьи.
4. Формировать родительскую автономность; развитие навыков утверждения себя;
развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля; овладение навыками саморегуляции.
5. обучение способам развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания; способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации; приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка; способам коррекции негативных поведенческих проявлений; приемам формирования и развития ведущей игровой деятельности ребенка.
Реализация этих целей и задач осуществляется через гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.
Программа предусматривает следующие разделы:
Раздел 1. Коррекция психологического состояния семьи
Содержание работы представлено индивидуальнаой диагностикой и психокоррекцией и групповым тренингом.
Индивидуальная работа осуществляется в виде беседы и последующих индивидуальных занятий с родителями ребенка с ОВЗ. Устанавливается личный контакт между учителями, социальным педагогом, психологом и родителями ребенка с ОВЗ, для определения потребности в посещении групповых занятий. Психолог проводит диагностическое исследование с помощью специальных методик. Определяются проблемы данной семьи. На групповом этапе работы психокоррекционного воздействия формируется осознание роли родителей в развитии ребенка с ОВЗ, укрепляются внутрисемейные связи.
Раздел 2. Обучение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ формам и приемам коррекционной работы.
На данном этапе идёт ознакомление родителей с особенностями развития детей с ОВЗ, определяются эффективные способы внутрисемейного взаимодействия, осуществляется обучение родителей приемам коррекционной работы.
Организация работы
Программа предусматривает проведение групповых и индивидуальных форм организации занятий продолжительностью один час. Занятия проводятся один раз в неделю. В группе от четырёх до десяти родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
В программе предусматрено решение диагностических, коррекционных и обучающих задач.
В диагностическом блоке осуществляется организация изучения взаимодействия в семье и индивидуальные особенности всех членов семьи.
В коррекционном блоке осуществляется задач гармонизация взаимоотношений детей с ОВЗ и родителей, коррекцию поведенческих и эмоциональных реакций.
В обучающем блоке формируются у родителей представления о методах и технологиях воспитания и обучения детей с ОВЗ и эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Обучение проводится по программе индивидуального сопровождения ребенка. Возможно привлечение логопеда и дефектолога к реализации программы.
Впрограмме предусмотрены групповые занятия включающие следующие этапы работы:
Приветствие - создаёт атмосферу доверия и принятия и настроивает на совместную работу.
Теоретический этап – даёт описание особенностей развития детей при определенных нарушениях.
Практический этап - проведение упражнений и игр с комментариями специалистов об особенностях применения разных игр при взаимодействии с ребенком.
Рефлексия – оценка занятия: понравилось — не понравилось; что узнали нового; какие навыки показались самым важным, полезным; своего эмоционального состояния.
Прощание - завершение занятия и укрепление чувства единства в группе.
Содержание программы
тематические опросы;
консультации индивидуальные родителей;
проективный рисунок;
проигрывание ролевых ситуаций;
аутотренинг;
музыкальная релаксация.
обучение способам развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания;
обучение способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
обучение приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;
обучение приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка;
обучение способам коррекции негативных поведенческих проявлений: агрессия, негативизм и т.д.
обучение приемам формирования и развития ведущей (игровой) деятельности ребенка.
Итоговые показатели: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей; формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями; овладение родителями приемами коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА на 2016 – 2017 учебный год
Сроки проведения | Мероприятие | Задачи | Ответственные |
Сентябрь | 1. Лекция. «Поиск взаимопонимания в семье" 2.Семинар-практикум «Поиск взаимопонимания в семье" | Улучшение микроклимата в группе, знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов; привлечение родителей к сотрудничеству. | Педагог - психолог. Классный руководитель. Учитель английского языка. Родители. |
октябрь | 1. Лекция. Повышение уровня осведомленности родителей о проблемах детей с ОВЗ. 2. Семинар-практикум Психологическая гостиная «Мир детей и мир взрослых». 3. Мини-тренинг «Путь доверия. Все мы чем-то похожи» 4.Ток-шоу «Воспитание без наказания» | Повышение уровня осведомленности родителей о проблемах детей с ОВЗ. Сформировать у родителей осознанное представление об особенностях восприятия мира детьми с ОВЗ. | Педагог - психолог. Классный руководитель. Учитель английского языка. Родители. |
ноябрь | 1. Лекция «Формирование детско-родительских отношений» 2. Семинар-практикум «Формирование детско-родительских отношений» 3.Круглый стол «Формирование детско-родительских отношений» | Сформулировать у родителей права ребенка; повышение уровня осведомленности родителей о правильном стиле воспитания в семье детей с ОВЗ. Изучить истории семей, которые воспитывают детей с ОВЗ, сформировать у родителей представление об особенностях детского поведения. | Учитель – логопед. Педагог- психолог. Соц. Педагог. Классный руководитель. Учитель английского языка. Родители. |
декабрь | 1. Лекция «Компьютер ребёнку друг?!» 2.Круглый стол «Компьютер ребёнку друг?!» 3.Беседа, рекомендации «Поиграй со мною мама!» Занятие с элементами игровой терапии. | Сформировать у родителей правильное представление о безопасном пользовании интернетом детей с ОВЗ. | Классный руководитель. Учитель английского языка. Учитель информатики. |
январь | 1. Лекция «Роль отца в воспитании детей» 2.Беседа «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» 3.Конференция пап «Роль отца в воспитании детей» 3.Деловая игра «Невидимая связь» 4.Брейн- ринг «Права детей и родителей». | Улучшение детско-родительских отношений. Помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения | Классный руководитель. Учитель английского языка. Творческая группа родителей. |
февраль | 1. Лекция "Расту, играю, развиваюсь» 2.Семинар-практикум "Расту, играю, развиваюсь» | Информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития. | Педагог - психолог, врач. Классный руководитель. Учитель английского языка. |
март | 1-2. Тренинг- игра «Умеем ли мы общаться» 3-4.Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» | Улучшение детско-родительских отношений. Родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. | Классный руководитель. Учитель английского языка. Соц. педагог, психолог. |
апрель | 1-2. Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» 3.Вечер семейного отдыха “Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье” 4.Практическое занятие "Умелые руки не знают скуки!» | Улучшение детско-родительских отношений. Родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Обучить навыкам сотрудничества равноправных взаимоотношений с ребенком с ОВЗ, создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба. | Классный руководитель. Учитель английского языка. Соц. Педагог. Психолог. |
май | 1.Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы Родительского Клуба 2-4.Творческая группа родителей Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов | Улучшение микроклимата в группе, создать эмоционально-положительный настрой, способствовать повышению настроения при помощи КТД | Учителя начальных классов, учителя физической культуры, музыкальный руководитель |
Литература:
Коломинский Я.Л. Мы живём среди людей. М., 1989.
Беседы о нравственности: Сборник статей. М., 1996.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Москва «ВАКО» 2005.
http://www.shkola-rodov.ru/blogs/blog.php?id=896
http://happy-penza.ru/topic/1718-deti-invalidi-v-obichnih-shkolah/