СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект разработки родительского клуба "Мы все равны" для родителей имеющих детей с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                               Чтоб ни явилось впереди,

                                                                                                Будь то хорошее, плохое,

                                                                                                 Душа моя, не уходи,

                                                                                                 От добрых дел не знай покоя! 

                                                                                                                         (А.Н.Чепуров)

Весной 2016 года узнала, что в следущем учебном году на младшей супени обучения мне предстоит обучать 5 учеников с ОВЗ. Посетив школу имеющую опыт работы с такими учениками поняла, что не готова войти в класс где есть ученики с ОВЗ и полноценно работать там .

Прошла курсы повышения квалиффикации  «Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательном учереждении в рамках ФГОС».   Большое спасибо разработчикам курсов «Уральскому университету» за обучение и огромный теоретический материал, который использую на данном этапе   в своей работе.

 Семья для ученика  в возрасте 8 – 10  лет-по-прежнему центр Вселенной. Совместное обучение, элементы сотрудничества школьных и семейных коллективов – вот те «кирпичики»,  из которых мы строим ту поликультурную личность, у которой развиваем социальную компетенцию   с личностно-ориентированным результатом образования.

Воспитание ребенка требует от родителей психолого-педагогической, медицинской и социально-правовой грамотности, если же речь идет о детях с особыми нуждами, то подготовка эта становится жизненно необходимой.

Стиль воспитания и заботы о детях с инвалидностью складывается у родителей зачастую стихийно, их информированность о том, как следует воспитывать таких детей, обрывочна, навыки недостаточно сформированы.

В связи с этим представляется необходимой разработка таких форм психокоррекционной работы, с помощью которых могли бы быть успешно преодолены многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, а также возможно было научить родителей необходимым приемам коррекционной работы.

Просмотр содержимого документа
«Проект разработки родительского клуба "Мы все равны" для родителей имеющих детей с ОВЗ.»

Введение

Для ребенка семья – это главное в его жизни, это то, с чего начинается его жизнь, где закладываются основы его будущей взрослой жизни.

Ребёнок с ОВЗ большую часть жизни проводят в кругу семьи. Именно семья обладает самым эффективным реабилитационным потенциалом. Но не все родители информированы и имеют особые навыки для помощи в развитии детей с ОВЗ.

В семье должен быть здоровый психологический климат для того чтобы семья была для ребенка с ОВЗ реабилитационной и развивающей средой. Неумение,незнание родителей создаёт тревогу, раздражение что может стать причиной отказа от ребенка. Обучение родителей улучшает атмосферу в семье и это позитивно сказывается на состоянии ребенка с ОВЗ, повышая благополучие семьи и способствуя профилактике отказов.

Воспитание деттей с ОВЗ требует социально-правовой, медицинской, психолого-педагогической грамотности. Стиль воспитания детей с ОВЗ складывается зачастую стихийно и информированность родителей как следует воспитывать детей с ОВЗ, обрывочна.

Необходима разработка психокоррекционной работы для преодоления внутриличностных конфликтов и проблем родителей и детей с ОВЗ.


Пояснительная записка

Программа предназначена для коррекции родительско-детских взаимоотношений в семье с ребёноком с ОВЗ, обучение эффективным приемам и формам его реабилитации.

Программа рассчитана на один учебный год.

В программе предложены формы, содержание, методы и приемы взаимодействия психолога, медицинских работников, социального педагога учителей предмеников с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ для обеспечения эффективной обучающей и коррекционной работы с ребёнком с ОВЗ.

Содержание направления работы, формы и условия его реализации позволяют решать следующие цели: оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

формирование адекватных поведенческих и эмоциональных реакций; овладение родителями психологическим приемам саморегуляции; формирование у родителей активной жизненной позиции; ознакомление родителей с технологиями и методами обучения и воспитания детей с ОВЗ; формирование предсавления о коррекционной работе с детьми с ОВЗ в домашних условиях.

Задачи:

1. Преодоление родителями иррациональных идей из прошлого; отрицания реального состояния ребенка; блокады позитивных сценариев-ожиданий; искаженного восприятия окружающих и себя в связи с негативными переживаниями; блокады позитивных эмоций и отрешенность; симбиоза с ребенком, утраты своих индивидуальных границ; фиксации на прошлом; дезадаптивного защитного поведения; индивидуального и ролевого регресса; разобщенности с другими членами семьи; беспомощности; чувства вины, неполноценности и страхов.

2. Осознание и понимание родителями связи своих идей, восприятия, чувств, поведения; прав и потребностей своего внутреннего «Я»; работы психологической защиты, ее адаптивного и дезадаптивного значения; других.

3. Формирование желания у родителей меняться; принимать новые адаптивные идеи; моделировать реалистичный сценарий развития семьи в целом; непосредственно воспринимать реальность; выражать свои чувства и высказывать свои идеи; принимать ребенка и других членов семьи.

4. Формировать родительскую автономность; развитие навыков утверждения себя;

развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля; овладение навыками саморегуляции.

5. обучение способам развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания; способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации; приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка; способам коррекции негативных поведенческих проявлений; приемам формирования и развития ведущей игровой деятельности ребенка.

Реализация этих целей и задач осуществляется через гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.

Программа предусматривает следующие разделы:

Раздел 1. Коррекция психологического состояния семьи

Содержание работы представлено индивидуальнаой диагностикой и психокоррекцией и групповым тренингом.

Индивидуальная работа осуществляется в виде беседы и последующих индивидуальных занятий с родителями ребенка с ОВЗ. Устанавливается личный контакт между учителями, социальным педагогом, психологом и родителями ребенка с ОВЗ, для определения потребности в посещении групповых занятий. Психолог проводит диагностическое исследование с помощью специальных методик. Определяются проблемы данной семьи. На групповом этапе работы психокоррекционного воздействия формируется осознание роли родителей в развитии ребенка с ОВЗ, укрепляются внутрисемейные связи.

Раздел 2. Обучение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ формам и приемам коррекционной работы.

На данном этапе идёт ознакомление родителей с особенностями развития детей с ОВЗ, определяются эффективные способы внутрисемейного взаимодействия, осуществляется обучение родителей приемам коррекционной работы.


Организация работы

Программа предусматривает проведение групповых и индивидуальных форм организации занятий продолжительностью один час. Занятия проводятся один раз в неделю. В группе от четырёх до десяти родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

В программе предусматрено решение диагностических, коррекционных и обучающих задач.

В диагностическом блоке осуществляется организация изучения взаимодействия в семье и индивидуальные особенности всех членов семьи.

В коррекционном блоке осуществляется задач гармонизация взаимоотношений детей с ОВЗ и родителей, коррекцию поведенческих и эмоциональных реакций.

В обучающем блоке формируются у родителей представления о методах и технологиях воспитания и обучения детей с ОВЗ и эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

Обучение проводится по программе индивидуального сопровождения ребенка. Возможно привлечение логопеда и дефектолога к реализации программы.

Впрограмме предусмотрены групповые занятия включающие следующие этапы работы:

Приветствие - создаёт атмосферу доверия и принятия и настроивает на совместную работу.

Теоретический этап – даёт описание особенностей развития детей при определенных нарушениях.

Практический этап - проведение упражнений и игр с комментариями специалистов об особенностях применения разных игр при взаимодействии с ребенком.

Рефлексия – оценка занятия: понравилось — не понравилось; что узнали нового; какие навыки показались самым важным, полезным; своего эмоционального состояния.

Прощание - завершение занятия и укрепление чувства единства в группе.


Содержание программы


  • тематические опросы;

  • консультации индивидуальные родителей;

  • проективный рисунок;

  • проигрывание ролевых ситуаций;

  • аутотренинг;

  • музыкальная релаксация.

  • обучение способам развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания;

  • обучение способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

  • обучение приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления;

  • обучение приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка;

  • обучение способам коррекции негативных поведенческих проявлений: агрессия, негативизм и т.д.

  • обучение приемам формирования и развития ведущей (игровой) деятельности ребенка.

Итоговые показатели: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей; формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями; овладение родителями приемами коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА на 2016 – 2017 учебный год

Сроки проведения

Мероприятие

Задачи

Ответственные

Сентябрь

1. Лекция. «Поиск взаимопонимания в семье"

2.Семинар-практикум «Поиск взаимопонимания в семье"

Улучшение микроклимата в группе, знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов; привлечение родителей к сотрудничеству.

Педагог - психолог. Классный руководитель.

Учитель английского языка.

Родители.

октябрь


1. Лекция. Повышение уровня осведомленности родителей о проблемах детей с ОВЗ.

2. Семинар-практикум

Психологическая гостиная

«Мир детей и мир взрослых».

3. Мини-тренинг

«Путь доверия. Все мы чем-то похожи»

4.Ток-шоу «Воспитание без наказания»

Повышение уровня осведомленности родителей о проблемах детей с ОВЗ. Сформировать у родителей осознанное представление об особенностях восприятия мира детьми с ОВЗ.

Педагог - психолог. Классный руководитель.

Учитель английского языка.

Родители.

ноябрь


1. Лекция «Формирование детско-родительских отношений»

2. Семинар-практикум «Формирование детско-родительских отношений»

3.Круглый стол «Формирование детско-родительских отношений»


Сформулировать у родителей права ребенка; повышение уровня осведомленности родителей о правильном стиле воспитания в семье детей с ОВЗ.

Изучить истории семей, которые воспитывают детей с ОВЗ, сформировать у родителей представление об особенностях детского поведения.

Учитель – логопед. Педагог- психолог.

Соц. Педагог.

Классный руководитель.

Учитель английского языка.

Родители.


декабрь

1. Лекция «Компьютер ребёнку друг?!» 2.Круглый стол «Компьютер ребёнку друг?!»

3.Беседа, рекомендации

«Поиграй со мною мама!» Занятие с элементами игровой терапии.

Сформировать у родителей правильное представление о безопасном пользовании интернетом детей с ОВЗ.

Классный руководитель.

Учитель английского языка.

Учитель информатики.


январь


1. Лекция «Роль отца в воспитании детей» 2.Беседа «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

3.Конференция пап

«Роль отца в воспитании детей» 3.Деловая игра «Невидимая связь»

4.Брейн- ринг

«Права детей и родителей».

Улучшение детско-родительских отношений.

Помочь родителям научиться содержательному общению со своим ребёнком, понимать его интересы и потребности, адекватно оценивать уровень его развития, достижения

Классный руководитель.

Учитель английского языка.

Творческая группа родителей.


февраль


1. Лекция "Расту, играю, развиваюсь»

2.Семинар-практикум "Расту, играю, развиваюсь»


Информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

Педагог - психолог, врач.

Классный руководитель.

Учитель английского языка.

март


1-2. Тренинг- игра «Умеем ли мы общаться»

3-4.Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»


Улучшение детско-родительских отношений.

Родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Классный руководитель.

Учитель английского языка.

Соц. педагог, психолог.


апрель


1-2. Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

3.Вечер семейного отдыха

“Улыбка, спорт, здоровье - нам в жизни ценное подспорье”

4.Практическое занятие "Умелые руки не знают скуки!»


Улучшение детско-родительских отношений.

Родители и дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Обучить навыкам сотрудничества равноправных взаимоотношений с ребенком с ОВЗ, создать атмосферу взаимопонимания, доверия между участниками клуба.

Классный руководитель.

Учитель английского языка.

Соц. Педагог.

Психолог.

май


1.Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы Родительского Клуба

2-4.Творческая группа родителей

Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов

Улучшение микроклимата в группе, создать эмоционально-положительный настрой, способствовать повышению настроения при помощи КТД

Учителя начальных классов, учителя физической культуры, музыкальный руководитель




Литература:

  1. Коломинский Я.Л. Мы  живём  среди  людей. М., 1989.

  2. Беседы  о  нравственности: Сборник статей. М., 1996.

  3. Дереклеева  Н.И. Родительские  собрания. Москва  «ВАКО» 2005.

  4.  http://www.shkola-rodov.ru/blogs/blog.php?id=896

  5. http://happy-penza.ru/topic/1718-deti-invalidi-v-obichnih-shkolah/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!