СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме:"Экология реки Большой Зеленчук".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект был выполнен учащимися 8 класса. Материал  может быть  интересен при подготовке к урокам об охране природы.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме:"Экология реки Большой Зеленчук".»

Школьная научно-исследовательская конференция «Эрудит»

заочный тур

направление: Экологическое





Тема:«Экология ущелья реки Большой Зеленчук»























Автор работы:

ученица 7 класса Назаренко Лена.

Научный руководитель: Кондратьева Надежда Семеновна.



п. Нижний Архыз

2015г.























Содержание:

  1. Введение.

1. Актуальность исследования.

2. Цели и задачи исследования.

Описание процесса исследования.

  1. Обобщение результатов исследования.

  2. Заключение. Выводы.

  3. Список используемой литературы.



Актуальность исследования.

«Если б каждый человек на клочке земли

своей сделал все, что он может, как

прекрасна, была бы Земля наша».

А.П. Чехов

Экологическая проблема на современном этапе развития общества возведена в ранг глобальных проблем человечества. Она проявляется в изменении климата, деградации почв, загрязнении атмосферы и гидросферы, исчезновении представителей флоры и фауны и многом другом. Пути решения данной проблемы заключаются не только в применении безотходных технологий, создании особо охраняемых территорий и других природоохранных мероприятий, но и в решении проблем экологического образования среди всех слоев населения и особенно подрастающего поколения. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире, одна из основных задач современного общества. Карачаево-Черкесская республика характеризуется уникальными природными, климатическими и историческими условиями, а также богатыми этнокультурными особенностями. Экологическая культура является составной частью общей культуры горских народов, которая сложилась на протяжении многих веков. Многие районы Карачаево-Черкесии являются местами отдыха, где проблема экологии более актуальна. Приезжие туристы просто не замечают, как они вредят природе, оставляя мусор в лесу, на берегах рек.


Цель исследования – сбор информации по антропогенной нагрузке на природные комплексы ущелья реки Большой Зеленчук, выявить общественное мнение к проблемам экологии жителей посёлка Нижний Архыз, провести анализ предложенных мер по улучшению экологии ущелья, способствовать повышению уровню заинтересованности в защите и сохранении природной среды.

В соответствии с целью в проекте решались следующие задачи:

  • решение задач государственной политики в области экологического воспитания молодежи;

  • привлечь внимание одноклассников и жителей п. Нижний Архыз к решению экологических проблем;

  • проанализировать мнение одноклассников и жителей п. Нижний Архыз и выявить основную причину экологических проблем.



Объектом исследования я взяла ущелье реки Большой Зеленчук . Здесь в верховьях реки находится один из туристических центров Архыз . Издавна Архыз известен прекрасным горным лечебным климатом, своей красотой, здесь много природных достопримечательностей. Этот район можно назвать одним из главных туристических центров нашей республики. Из-за низкой экологической культуры туристов и местных жителей их небрежного отношения к природе, экология природных ландшафтов реки и её притоков сильно повреждена.


Предмет исследования – экология природных ландшафтов реки Большой Зеленчук, выявления экологической культуры и активной жизненной позиции одноклассников а так же местных жителей п. Нижний Архыз, проблема экологического просвещения населения.

Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс методов:

  • опрос, анкетирование жителей п. Нижний Архыз;

  • анкетирование одноклассников;

  • сбор информации по проблемам экологии, фотоматериалы.

Этапы исследования:

Первый этап – определение проблемы исследования и выявление её актуальности. Была поставлена цель, определены задачи.

Второй этап –сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения местных жителей.

Проведено комплексное исследование позитивных и негативных сторон действия туризма на экологию реки Большой Зеленчук, проанализирована хозяйственная деятельность населения и влияние её на ландшафты.

Результатом анкетирования были подробнее выявлены проблемы экологии природных комплексов реки Большой Зеленчук, предложены меры по их решению.

Выявлена необходимость проведения просветительной работы по пропаганде экологической культуры в данном районе среди населения и повышение требований к экологической культуре туристов.

Третий этап – анализ полученных результатов, обобщение и оформление результатов исследования.

На втором этапе при проведении опроса жителей и анкетирования был сделан вывод: большинство жителей считают, что главной причиной загрязнения природы являются низкая экологическая культура населения, прежде всего туристов и низкий контроль природоохранных организаций. Опрос показал, что решать эти проблемы и следить за всем эти должны: Сельский совет а. Архыз; законодательная власть республики, а также это прямая обязанность каждого гражданина страны.

Основные меры решения проблем, которые предложили жители - это огромные штрафы за выброс мусора и нужно вести экологическое просвещение среди местного населения с применением штрафов к нарушителям порядка. Во многих зарубежных странах существуют законы для решения данных проблем, при загрязнении какой - либо территории, даже самых маленьких (парки, улицы) применяется штраф на определенную сумму, после такого наказания, т.е. хорошего убытка, не всякий гражданин будет повторять это еще раз. Так вот в Архызе и в Нижнем Архызе также нужно:

во-первых, поставить мусорные баки, что мусор было куда выбрасывать;

во-вторых, применять большие штрафы за выброс мусора, особенно в лесу или на полянах берега реки;

в- третьих очистные сооружения от нашего посёлка сбрасывают стоки в реку и это наносит большой урон чистоте воды реки Большой Зеленчук.

Но существует и другая причина нарушения экологии ( кроме низкой экологической культуры, выброса отходов по берегам рек) - это вырубка леса. Учитывая, что существующая сеть дорог в горных лесах  КЧР, за редким исключением, «привязана» к долинам рек, здесь в основном и сконцентрирована заготовка древесины в течение длительного времени. Не выдерживаются сроки повторения приемов постепенных и выборочных рубок. При проведении очередных лесоустроительных работ каждое десятилетие одни и те же участки леса по-разному разделяются на выделы и заново назначаются в рубку. При каждом «приеме рубок» выбираются наиболее здоровые деревья, с максимальной товарной ценностью. В отдельных случаях повышается пожарная опасность и эрозия земель. При этом в последние годы резко снизились объемы лесовосстановительных работ, а лес играет природоохранную роль.



Социальное значение горных лесов заключается не только в их влиянии на формирование окружающей среды, но и в использовании этих лесов городскими жителями как места отдыха. Лесной климат оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Чистый воздух, ровный микроклимат, красота лесной природы, разнообразие красок горных лесных пейзажей, тишина и покой способствуют быстрейшему восстановлению работоспособности и накоплению новых творческих сил, оказывают исключительно благоприятное психологическое воздействие на человека.

В последнее время воздействие человека на лес увеличилось. В рекреационное лесопользование вовлекаются новые участки, состояние которых также ухудшается, поэтому в лесах необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на предотвращение негативных последствий от рекреации. Наиболее интенсивную трансформацию испытывают леса в долинах рек, верхняя граница леса и опушки лесных массивов, особенно примыкающие к населенным пунктам; интенсивность антропогенного воздействия на природные ландшафты реки Большой Зеленчук возросла в связи с активным автомобильным туризмом. Продолжается наблюдаться трансформация видового состава лесов; на участках лесного фонда, подвергающихся интенсивным антропогенным нагрузкам, происходит ухудшение их экологического состояния. Туристы, отдыхая на берегу речек, оставляют мусор, который загрязняет берега, а при попадании в воду загрязняет реки. Проблема загрязнения вод - является серьёзной проблемой,

которая требует неотложного решения.



Обобщение результатов исследования:

Одна из причин общего ухудшения экологической обстановки - низкий уровень экологических знаний и воспитания как местных жителей так и туристов .

На участках лесного фонда при интенсивных антропогенных нагрузках ухудшается видовой состав, теряется ценный генетический фонд, происходит захламление лесов, уничтожается подрост, а местами напочвенный покров и верхние горизонты почвы. В местах самовольных рубок теряется эстетическая ценность живописных ранее пейзажей. Захламленность древесными отходами создает в лесах повышенную пожарную опасность.

Заключение:

Экологическое образование - это непрерывный,  целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с природной и социальной средой.

Проведенное исследование не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, связанные с проблемой экологии реки Большой Зеленчук. Сформулированные выводы вводят нас в новый круг нерешенных проблем.

Наука охраны природы изучает и пытается объяснить поведение одной из наиболее сложных систем - системы «человек-природа». Сложность ее - не только в большом числе составляющих разнородных элементов, каждый из которых уникален и обладает собственным поведением, но и в том, что наблюдатель по определению находится внутри изучаемой системы, является ее частью. Главный из них заключается в том, что преодоление существующих экологических трудностей в принципе возможно. Однако, для преодоления существующих экологических трудностей, и это второй вывод, необходима работа, направленная на воспитание личности с высокой экологической культурой. Только экологически - грамотное население сможет сохранять природу для будущих поколений. Кроме этого, можно использовать опыт зарубежных стран. Туристов с низкой экологической культурой можно «воспитать» при помощи штрафов.



Список используемой литературы:

  1. www. dissercat.com

  2. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 2014г.

  3. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Гл. ред. Сов. Энциклопедии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!