Школьная научно-исследовательская конференция «Эрудит»
заочный тур
направление: Экологическое
Тема:«Экология ущелья реки Большой Зеленчук»
Автор работы:
ученица 7 класса Назаренко Лена.
Научный руководитель: Кондратьева Надежда Семеновна.
п. Нижний Архыз
2015г.
Содержание:
Введение.
1. Актуальность исследования.
2. Цели и задачи исследования.
Описание процесса исследования.
Обобщение результатов исследования.
Заключение. Выводы.
Список используемой литературы.
Актуальность исследования.
«Если б каждый человек на клочке земли
своей сделал все, что он может, как
прекрасна, была бы Земля наша».
А.П. Чехов
Экологическая проблема на современном этапе развития общества возведена в ранг глобальных проблем человечества. Она проявляется в изменении климата, деградации почв, загрязнении атмосферы и гидросферы, исчезновении представителей флоры и фауны и многом другом. Пути решения данной проблемы заключаются не только в применении безотходных технологий, создании особо охраняемых территорий и других природоохранных мероприятий, но и в решении проблем экологического образования среди всех слоев населения и особенно подрастающего поколения. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире, одна из основных задач современного общества. Карачаево-Черкесская республика характеризуется уникальными природными, климатическими и историческими условиями, а также богатыми этнокультурными особенностями. Экологическая культура является составной частью общей культуры горских народов, которая сложилась на протяжении многих веков. Многие районы Карачаево-Черкесии являются местами отдыха, где проблема экологии более актуальна. Приезжие туристы просто не замечают, как они вредят природе, оставляя мусор в лесу, на берегах рек.
Цель исследования – сбор информации по антропогенной нагрузке на природные комплексы ущелья реки Большой Зеленчук, выявить общественное мнение к проблемам экологии жителей посёлка Нижний Архыз, провести анализ предложенных мер по улучшению экологии ущелья, способствовать повышению уровню заинтересованности в защите и сохранении природной среды.
В соответствии с целью в проекте решались следующие задачи:
Объектом исследования я взяла ущелье реки Большой Зеленчук . Здесь в верховьях реки находится один из туристических центров Архыз . Издавна Архыз известен прекрасным горным лечебным климатом, своей красотой, здесь много природных достопримечательностей. Этот район можно назвать одним из главных туристических центров нашей республики. Из-за низкой экологической культуры туристов и местных жителей их небрежного отношения к природе, экология природных ландшафтов реки и её притоков сильно повреждена.
Предмет исследования – экология природных ландшафтов реки Большой Зеленчук, выявления экологической культуры и активной жизненной позиции одноклассников а так же местных жителей п. Нижний Архыз, проблема экологического просвещения населения.
Для решения поставленных в исследовании задач использовался комплекс методов:
опрос, анкетирование жителей п. Нижний Архыз;
анкетирование одноклассников;
сбор информации по проблемам экологии, фотоматериалы.
Этапы исследования:
Первый этап – определение проблемы исследования и выявление её актуальности. Была поставлена цель, определены задачи.
Второй этап –сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения местных жителей.
Проведено комплексное исследование позитивных и негативных сторон действия туризма на экологию реки Большой Зеленчук, проанализирована хозяйственная деятельность населения и влияние её на ландшафты.
Результатом анкетирования были подробнее выявлены проблемы экологии природных комплексов реки Большой Зеленчук, предложены меры по их решению.
Выявлена необходимость проведения просветительной работы по пропаганде экологической культуры в данном районе среди населения и повышение требований к экологической культуре туристов.
Третий этап – анализ полученных результатов, обобщение и оформление результатов исследования.
На втором этапе при проведении опроса жителей и анкетирования был сделан вывод: большинство жителей считают, что главной причиной загрязнения природы являются низкая экологическая культура населения, прежде всего туристов и низкий контроль природоохранных организаций. Опрос показал, что решать эти проблемы и следить за всем эти должны: Сельский совет а. Архыз; законодательная власть республики, а также это прямая обязанность каждого гражданина страны.
Основные меры решения проблем, которые предложили жители - это огромные штрафы за выброс мусора и нужно вести экологическое просвещение среди местного населения с применением штрафов к нарушителям порядка. Во многих зарубежных странах существуют законы для решения данных проблем, при загрязнении какой - либо территории, даже самых маленьких (парки, улицы) применяется штраф на определенную сумму, после такого наказания, т.е. хорошего убытка, не всякий гражданин будет повторять это еще раз. Так вот в Архызе и в Нижнем Архызе также нужно:
во-первых, поставить мусорные баки, что мусор было куда выбрасывать;
во-вторых, применять большие штрафы за выброс мусора, особенно в лесу или на полянах берега реки;
в- третьих очистные сооружения от нашего посёлка сбрасывают стоки в реку и это наносит большой урон чистоте воды реки Большой Зеленчук.
Но существует и другая причина нарушения экологии ( кроме низкой экологической культуры, выброса отходов по берегам рек) - это вырубка леса. Учитывая, что существующая сеть дорог в горных лесах КЧР, за редким исключением, «привязана» к долинам рек, здесь в основном и сконцентрирована заготовка древесины в течение длительного времени. Не выдерживаются сроки повторения приемов постепенных и выборочных рубок. При проведении очередных лесоустроительных работ каждое десятилетие одни и те же участки леса по-разному разделяются на выделы и заново назначаются в рубку. При каждом «приеме рубок» выбираются наиболее здоровые деревья, с максимальной товарной ценностью. В отдельных случаях повышается пожарная опасность и эрозия земель. При этом в последние годы резко снизились объемы лесовосстановительных работ, а лес играет природоохранную роль.
Социальное значение горных лесов заключается не только в их влиянии на формирование окружающей среды, но и в использовании этих лесов городскими жителями как места отдыха. Лесной климат оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Чистый воздух, ровный микроклимат, красота лесной природы, разнообразие красок горных лесных пейзажей, тишина и покой способствуют быстрейшему восстановлению работоспособности и накоплению новых творческих сил, оказывают исключительно благоприятное психологическое воздействие на человека.
В последнее время воздействие человека на лес увеличилось. В рекреационное лесопользование вовлекаются новые участки, состояние которых также ухудшается, поэтому в лесах необходимо проведение ряда мероприятий, направленных на предотвращение негативных последствий от рекреации. Наиболее интенсивную трансформацию испытывают леса в долинах рек, верхняя граница леса и опушки лесных массивов, особенно примыкающие к населенным пунктам; интенсивность антропогенного воздействия на природные ландшафты реки Большой Зеленчук возросла в связи с активным автомобильным туризмом. Продолжается наблюдаться трансформация видового состава лесов; на участках лесного фонда, подвергающихся интенсивным антропогенным нагрузкам, происходит ухудшение их экологического состояния. Туристы, отдыхая на берегу речек, оставляют мусор, который загрязняет берега, а при попадании в воду загрязняет реки. Проблема загрязнения вод - является серьёзной проблемой,
которая требует неотложного решения.
Обобщение результатов исследования:
Одна из причин общего ухудшения экологической обстановки - низкий уровень экологических знаний и воспитания как местных жителей так и туристов .
На участках лесного фонда при интенсивных антропогенных нагрузках ухудшается видовой состав, теряется ценный генетический фонд, происходит захламление лесов, уничтожается подрост, а местами напочвенный покров и верхние горизонты почвы. В местах самовольных рубок теряется эстетическая ценность живописных ранее пейзажей. Захламленность древесными отходами создает в лесах повышенную пожарную опасность.
Заключение:
Экологическое образование - это непрерывный, целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственного отношения к взаимодействию человека с природной и социальной средой.
Проведенное исследование не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, связанные с проблемой экологии реки Большой Зеленчук. Сформулированные выводы вводят нас в новый круг нерешенных проблем.
Наука охраны природы изучает и пытается объяснить поведение одной из наиболее сложных систем - системы «человек-природа». Сложность ее - не только в большом числе составляющих разнородных элементов, каждый из которых уникален и обладает собственным поведением, но и в том, что наблюдатель по определению находится внутри изучаемой системы, является ее частью. Главный из них заключается в том, что преодоление существующих экологических трудностей в принципе возможно. Однако, для преодоления существующих экологических трудностей, и это второй вывод, необходима работа, направленная на воспитание личности с высокой экологической культурой. Только экологически - грамотное население сможет сохранять природу для будущих поколений. Кроме этого, можно использовать опыт зарубежных стран. Туристов с низкой экологической культурой можно «воспитать» при помощи штрафов.
Список используемой литературы:
www. dissercat.com
Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 2014г.
Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Гл. ред. Сов. Энциклопедии.