Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа № 2 им. С.И.Образумова»
Проект
по организации инклюзивного пространства
в образовательной среде
Автор-разработчик:
Новикова Анастасия Александровна
учитель
Ардатов 2017
Содержание
Введение …..........................................................................................................3
Решение поставленной цели...............................................................................6
План реализации проекта....................................................................................7
Реализация проекта ….........................................................................................8
Ожидаемые результаты …..................................................................................14
Вывод....................................................................................................................15
Литература............................................................................................................15
ВВЕДЕНИЕ
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Доступная среда») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.
В этот период работы был начат сбор данных об обучающихся с ОВЗ, организовано интенсивное теоретическое изучение вопроса о различных организационных формах обучения таких детей, проведена психолого-педагогическая диагностика обучающихся, начата работа по ревизированию имеющегося диагностического инструментария и созданию банка данных педагогических диагностик.
На следующем этапе работы будут разработаны карты наблюдений, листы достижений для детей с задержкой психического развития и особыми образовательными потребностями, усовершенствуются индивидуальные образовательные маршруты. Педагоги повышали теоретический уровень по вопросам инклюзивного обучения через самообразование и образовательные семинары.
Назрела необходимость в короткие сроки создавать условия для интеграции детей с ОВЗ в обычный класс. Учителя изучили содержание образовательной программы для детей с ЗПР, внесли дополнения в календарно-тематические планы (изменили количество часов на прохождение тем и объём изучаемого материала для детей с ЗПР). Были составлены индивидуальные образовательные маршруты с учётом проблем каждого интегрированного ребёнка. Для повышения эффективности обучения учащихся учителя на уроках оказывали индивидуальную помощь, использовали дополнительные упражнения, наглядные пособия, индивидуальные карточки, вводили как словесные, так и наглядные планы – алгоритмы, схемы, создавали ситуации успеха на уроках, учитывали индивидуальный темп выполнения задания ребёнком с ЗПР, дозировали объём домашних заданий. В инклюзивном классе есть тьютор, который сопровождает ребенка с ЗПР на тех уроках, на которых он испытывает трудности, и оказывает различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, а где и обучающую. Также был разработан режим проведения коррекционно-развивающих занятий, которые были вынесены за пределы максимальной нагрузки. В это время с детьми с ОВЗ работают психолог и логопед. Ребенок с ЗПР посещает логопедические занятия по преодолению нарушений письменной речи. Так же посещает коррекционные занятия, проводимые психологом.
Актуальность проблемы обусловлена тенденцией роста детей с ОВЗ, обучающихся в обычных классах (в 2018-2019 учебном году в школе будет обучаться инклюзивно 2 детей с ЗПР и 1 ребёнок – инвалид с ДЦП). Поэтому на сегодняшнее время назрела необходимость в продолжение развития инклюзивной образовательной среды ОУ через организацию системной психолого-педагогической переподготовки и повышения квалификации педагогов в вопросах инклюзивного обучения, повышение качества образовательного процесса путём использования технологий индивидуально - дифференцированного обучения, организацию научно-методического сопровождения и разработку программно-дидактических материалов для реализации инклюзивного подхода. На данный момент мы видим, что недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями детей ОВЗ, привлечения их к активному участию и сотрудничеству. Для нас важно повышение нравственного эффекта образования, так как наблюдается неготовность некоторых участников образовательного процесса, среди которых и дети, и родители, и педагоги принять в своё сообщество ребёнка с ОВЗ, немаловажным является создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с инвалидностью в школу.
Цель проекта:
создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья с их последующей успешной интеграцией в общество
Задачи проекта:
1.Создание адаптированной модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
2.Создать толерантную среду в общеобразовательном учреждении.
3.Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социальной интеграции детей с ОВЗ, выстроить систему мониторинга эффективности данной работы.
5.Активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.
6.Организовать системное повышение профессиональных компетенций педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Основная работа по реализации проекта осуществляется администрацией образовательного учреждения, педагогами, специалистами сопровождения ОУ (педагогом-психологом, учителем-логопедом)
Участниками проекта являются дети с ОВЗ, дети с нормой в развитии, родители, педагоги, специалисты сопровождения (педагог – психолог, учитель-логопед, тьютор)
Объект исследования - совершенствование инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ
Предмет исследования – психолого-педагогические условия доступного качественного образования для детей с ОВЗ
Гипотеза: дальнейшее развитие модели инклюзивной образовательной среды в общеобразовательном учреждении обеспечит возможность получения доступного качественного образования детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами, а также будет способствовать повышению степени социальной интеграции данной категории детей.
Методы:
Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации (МБОУ АСШ №2) ориентирован для решения сложной проблемы обучения детей с ОВЗ, детей с инвалидностью в условиях общеобразовательной школы, их социальной адаптации в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутриТобразовательной среды учреждения. Новизна работы заключается в том, что исследуются возможности инклюзивного подхода в обеспечении доступности качественного образования детей с задержкой психического развития и детей с инвалидностью в общеобразовательном учреждении
Решение поставленной цели
Реализация проекта рассчитана на 4 года с выделением следующих этапов:
Сроки реализации | Название этапа и мероприятия по его реализации |
Сентябрь-декабрь | Подготовительный этап задачи: 1.Совершенствование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз. 2. Накопление банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, округе. 3.Выстраивание многоуровневой системы повышения квалификации (область, район, город). |
| Деятельностный этап задачи: 1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. 2.Совершенствование базового пакета документов инклюзивного образования. 3.Формирование и деятельность творческой группы в ОУ по вопросам инклюзивного образования. 4.Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых, информационно-экспериментальных банков по результатам реализации проекта в ОУ. |
| Рефлексивный этап задачи: 1.Обобщение и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию. 2. Построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования. |
В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы школы.
План реализации проекта
Мероприятия проекта направлены на улучшение модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:
Нормативно-правовое обеспечение: разработка локальных актов
(внесение дополнений в положение об инклюзивном классе, требования к рабочим программам и программам дополнительного образования, должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивную практику).
Финансовое обеспечение: совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
Кадровое обеспечение: повышение квалификации педагогов по интегрированному (инклюзивному) образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
Методическое обеспечение: разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей - инвалидов.
Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования:
( размещение раздела об инклюзивном образовании детей с ОВЗ на школьном сайте, публикации, лектории; укрепление социального партнёрства, работа с общественностью).
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с разными образовательными потребностями.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Наименование мероприятия | Срок проведения | Ответственные |
Нормативно - правовое обеспечение |
Разработка локальных актов: - внесение дополнений в положение об инклюзивном классе; - требования к рабочим программам и программам дополнительного образования; - должностные инструкции специалистов, реализующих инклюзивное обучение - заключение договоров с учреждениями, оказывающими помощь детям с ОВЗ | В течение двух лет
| директор
|
Финансовое обеспечение |
2.1.Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. | В течение времени реализации проекта
| директор |
Кадровое обеспечение |
3.1. Повышение квалификации педагогов школы по интегрированному обучению. | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
3.2. Создание системы научно – методического сопровождения педагогов: проведение мастер-классов по организации коррекционно-образовательной деятельности в ОУ в условиях интегрированного/ инклюзивного образования; участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с ОВЗ; изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации интегрированного/ инклюзивного образования детей с ОВЗ. |
1год реализации проекта
| зам. директора по УВР, педагог-психолог
|
Методическое обеспечение |
4.1.Разработка и реализация практико-ориентированных программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ | В течение двух лет | зам. директора по УВР |
4.2 Совершенствование содержания и технологий образования детей с ОВЗ | В течение двух лет | зам. директора по УВР |
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение |
5.1. Приобретение мебели, игрового и технического оборудования. | В течение времени реализации проекта | директор |
5.2 Обеспечение учебниками, методическими и дидактическими пособиями | В течение двух лет | |
5.3 Введение элементов безбарьерной среды | В течение двух лет | директор |
6. Информационное обеспечение |
6.1.Создание раздела об инклюзивном обучении детей с ОВЗ, детей – инвалидов на школьном сайте, размещение публикаций по данному опыту работы на школьном сайте | В течение двух лет | директор |
6.2 Укрепление социального партнёрства; работа с общественностью | В течение двух лет | директор |
7. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ |
7.1. Внедрение системы сопровождения детей с ОВЗ | В течение года | зам. директора по УВР |
7.2. Организация тьюторского сопровождение детей с ОВЗ. | В течение двух лет | зам. директора по УВР |
7.3. Комплексная диагностика детей с ОВЗ с целью определения вида интеграции в образовательное пространство. | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР, председатель школьного ПМПк, педагог - психолог |
7.4. Создание системы мониторинга и учета детей с ОВЗ. | В течение года | зам. директора по УВР |
7.5. Разработка индивидуальных коррекционно – образовательных маршрутов, методических требований к созданию условий для включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду. | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
7.6. Разработка методических рекомендаций к составлению индивидуальных образовательных программ и учету ЗУН обучающихся из числа детей с ОВЗ. | В течение года | зам. директора по УВР |
8. Создание толерантной среды в ОУ |
8.1. Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВ и нормально развивающихся сверстников. | октябрь-декабрь | зам. директора по УВР
|
8.2. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
8.3. Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». | В течение времени реализации проекта | педагог - организатор |
8.4 . Работа с родителями. Организация работы родительского лектория в ОУ, целью которого является формирование установок, определяющих специфику отношений в коллективе в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. | В течение времени реализации проекта | зам. директора по ВР |
8.5. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ: с родителями детей-инвалидов; педагогами ОУ; обучающимися ОУ. | В течение времени реализации проекта | педагог - психолог |
8.6.Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. | В течение времени реализации проекта | педагог - организатор |
9. Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ |
9.1. Организация обучения родителей методикам и технологиям корреционно-реабилитационной работы с детьми ОВЗ, детьми - инвалидами; | В течение времени реализации проекта | педагог-психолог |
9.2. Организация и проведение родительских собраний, в том числе с отделом социальной защиты населения по вопросам инклюзии; | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
9.3. Организация и проведение круглых столов по вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования; | В течение времени реализации проекта | зам. директора по УВР |
9.4. Родительские мастер-классы (по обмену опытом по вопросам адаптации детей с ОВЗ и детей инвалидов в образовательной среде ОУ) | В течение двух лет | зам. директора по УВР |
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты | Измерители, показатели |
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ | Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов |
Включенность обучающихся с ОВЗ в реализацию различного вида конкурсов | Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах |
Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса | Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ, работа творческой группы. |
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ | Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио. |
Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. | Анкетирование участников образовательного процесса с целью проведения анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников, Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования |
Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ; | Организация работы родительского лектория в ОУ, психологические тренинги, проведение анкетирования родителей |
Становление имиджа школы как методической базы по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ
| Мониторинг комфортности образовательного пространства школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров. |
ВЫВОД
Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды образовательного учреждения. Включение данной категории учащихся в единый учебный коллектив школы на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач. Создание в общеобразовательном учреждении инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности учащихся. При этом дети обучаются в общеобразовательном классе и принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1.Возможность инклюзивного (включённого) образования в интегративном классе общеобразовательной школы // режим доступа http://mamadirektor.
livejournal.com/2188.htm
2. Гуткина Н.И.Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., 1993.
3. Дети с задержкой психического развития / В.И Лубовской, Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени и др. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256с.
4.«Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра» Брошюра по материалам конференции. Самара 2007г
5.«Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе». Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви
6.Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы// интернет ресурс технологическая школа № 1299/ режим доступа http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip
7.«Методические рекомендации по интегрированному обучению учащихся с задержкой психического развития» В.А.Демидова, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»
8.Поварницына В.А. Воспитателю о развитии личности ребенка // Федеральная целевая программа "дети-сироты". Курган, "Германия", 1995- 61 с.
9.Попугаева М.К. Как помочь ребёнку с задержкой психического развития.// Начальная школа. - 1998. - №5. – с. 94-96.
10.Смелик В.А. Особенности обучения детей с задержкой психического развития.// Начальная школа. - 1994. - №4. – с. 10-11.
11.Специальная педагогика./ Под ред. Н.М.Назаровой. - Москва Академ А, 2001. 400 с.
12. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР./ Под ред. С. Г. Шевченко. - Самара. 1998.
17