СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по краеведению «А.С. Знаменский. Сургут – судьба моя»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по краеведению посвящен сургутскому знаменитому учителю А.С.Знаменскому. На городском конкурсе работа заняла 3 место.

Просмотр содержимого документа
«Проект по краеведению «А.С. Знаменский. Сургут – судьба моя»»

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать,

и это станет моим навсегда.

Китайская пословица


Учитель призван быть творцом своих уроков. И новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.

Технология опорных схем

На протяжение 20 века менялись методы обучения В 40-50-х гг., когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин "технология образования", который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифицировался в «педагогические технологии».В 70-х годах распространение получила технология интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов. Разработал и воплотил на практике Шаталов Виктор Федорович.

Изучением данной технологии в рамках предмета по истории занимались выдающиеся педагоги-историки, как Оберман В. Я. (опорные конспекты и схемы на уроках истории) и М.Т. Студеникин (использование опорных схем в методике обучения истории).

Учителя давно обратили внимание, что материал, включающий в себя графики, рисунки, схемы, символы, знаки усваиваются с большим интересом.

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности.

При подготовке к уроку учитель составляет опорный конспект. Учащиеся знакомятся с опорным конспектом, расшифровывают, проговаривают информацию конспекта в целом. А затем приступает к более подробному изложению темы. Учащиеся вносят дополнения в свободные места опорных конспектов. Затем у доски без использования изображения на экране учащиеся выступают по содержанию опорного конспекта, а класс контролирует правильность устных ответов. Учащиеся получают задание доработать при самостоятельном чтении учебника, либо исторического источника. Таким образом, происходит ещё одно повторение пройденного на уроке материала, приращение и усвоение новых знаний.

Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учителя приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие   учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно излагать материал.

На примере одной темы, хочу показать, как можно построить урок в соответствии со стандартами второго поколения, применять современные технологии на уроках истории на примере одной темы «Создание единого централизованного Московского государства».

Первое задание: Составить опорную схему по теме: «Создание единого централизованного Московского государства». Лист №1 на чистой стороне. Почему я взяла данную тему, потому что она мне кажется в актуальной. С одной стороны, внешнеполитическая угроза, с другой проведение мирных реформ. Собирание земель. При составлении схемы можно пользоваться всеми материалами.

Цель урока «Определить роль Ивана 3 в создании единого Русского государства»

Технология критического мышления.

Знаменитый английский философ, который жил в конце 16 – начале 17 веков Френсис Бэкон говорил, что «Умный вопрос – это уже добрая половина знаний», «Тот, кто задаёт много вопросов, много узнаёт и много получает». Из технологии критического мышления я взяла прием тонкие и толстые вопросы.

На этапе «Актуализация знаний» класс делится на две группы или работают по парам. На листе №1 вместе со своей группой напишите вопросы по предыдущей теме, по два вопроса в каждой колонке. Затем обменяйтесь вопросами с другой группой и дайте ответ на них.

Методика обучения диалогу.

Ею постоянно пользуются учителя иностранного языка. Кроме того, она заложена в так называемую “методику развивающего обучения”, например, Эльконина –Давыдова. Начинаешь с того, что в 5 классе организуешь работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, наподобие: “А что ты мог бы добавить?” или каково твое мнение? После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку д/з в форме “диалоговой змейки”. Тема – вопрос-ответ. Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. Конкурс на лучший вопрос учителю, проблемный ринг, сформулируй к одной фразе как можно больше вопросов и т.д. Если терпения хватит на каждом уроке 5-7 минут в 5-6 классах, то нет больших проблем в 7 классе.

экспресс-дебаты

Тема экспресс-дебатов: «Большинство русских земель подчинено Москве силой»

Главная задача, которая стояла перед правительством - Завершить процесс объединения Русских земель вокруг Москвы, освободиться от ордынского ига, провести реформы в государстве.

В исторической литературе, говоря о создании единого централизованного государства, авторы дружно используют понятия «собирание Руси», «объединение русских земель» и т.д.

Не правомернее ли было этот процесс охарактеризовать как «забирание земель», ведь абсолютное большинство было подчинено Москве силой?

Правила дебатов: формулируется проблемный тезис (тема). Ваша задача, работая в команде, прочитать исторический документ. Проанализировать его. И сконструировать систему аргументов и контраргументов. Записать на листе №2. Работа с историческим источником 5 минут. 5 минут на выступление 2-х команд.

Команда «Утверждения» соглашается с тезисом, и находит в историческом источнике аргументы, что большинство земель было подчинено силой, команда «Отрицания» находит доводы, что русские княжества вошли в состав государства добровольно. Лист №3 исторические источники.

Вывод: С присоединением Тверского княжества Московское княжество превратилось в общерусское, а это означало создание единого Русского государства. Великокняжеский титул – московский государь – с 1485 г. был заменён на «государь Всея Руси».

Урок-дуэль

Данный вид деятельности актуален, так как в ЕГЭ в задании С5 используя исторические знания, надо привести два аргумента, которые подтверждают и опровергают данную точку зрения. Говорят по очереди – то один, то другой. Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.

Технология проблемного обучения.

В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации". Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения. Итак, что же такое проблемное обучение? По И.Я. Лернеру, это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.

Данный метод (озадачивание), сводится к тому, что я ставлю перед учащимися проблему: вопрос или систему вопросов. Ставлю проблему с помощью графиков, чертежей, рисунков, сравнительных таблиц.

Применяя данную технологию в процессе обучения, я пришла к выводу, что она помогает мне научить учащихся:

 отстаивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

 развивать мыслительную деятельность;

 искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;

 анализировать, сопоставлять учебный материал;

 делать выводы, обобщения и сравнения;

 готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, части «С».

На протяжении всего урока учителем ставились проблемные задачи, которые учащиеся должны были решить. Например, проблема: Иван III –от великого князя к государю всея Руси. -Через решение каких проблем рассматривает автор учебника в этом параграфе ключевую проблему? (Проблему объединения Руси и создание единого централизованного государства, проблему освобождения Руси от ордынского ига.

По свидетельству летописца, Иван III шёл на Новгород «не яко на христиан, но яко на язычник и на отступник православия. Не напутал ли что-либо летописец, при чём здесь вероисповедание? (Понятия «свои» и «чужие» определялось в то время не по языку, не по культуре, а по принадлежности к православию. Стало быть заключение новгородцами союза с католической Литвой означало как заключение союза с язычниками.)

До сих пор можно услышать, что применение методов проблемного обучения неэкономно. На начальном этапе обучения это, вероятно, так. Однако следует понимать, что правильное, продуманное и систематическое применение этих методов обладает мощным обучающим эффектом и позволяет сэкономить много времени в последующем обучении.

Кейс - технология

Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова , А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования.

Методические основы кейс- технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)

Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций.

Сущность технологии - изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.

Название технологии произошло от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.

Структура процесса обучения по КТ

Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

- он должен быть проблемным

- имеющий прецеденты,

- должен допускать альтернативные варианты решения

- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры , сценарии ролевых и деловых игр и т . д .“

ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации)- ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности),

выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление.

Коллективное обсуждение вариантов решения(сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности

Преимущество данной технологии состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких-либо исторических событий, встать на чью-либо позицию. Наиболее эффективно данная технология применяется на уроках, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения.

В событии на Угре Иван III проявил мудрость или трусость?

Педагогические игровые технологии.

Игра позволяет учащимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал.

Игровая технология дает положительные результаты, так как:

1. Вовлекает всех учащихся класса в процесс обучения.

2. Позволяет учащимся быть непосредственными участниками игры.

3. Создает образное восприятие учащимися исторических событий.

4. Позволяет учащимся раскрепоститься психологически.

5. Помогает учащимся лучше запомнить учебный материал.

На примере нашего урока Пункта № 3. Возвышение великокняжеской власти.

Сегодня к нам из прошлого пришел Великий князь Иван 3. Представим себе, что мы корреспонденты, нам представилась возможность задать вопросы князю и услышать ответы.

Проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера.

На следующем уроке, в качестве проверки домашнего задания рекомендовать подготовить репортаж о встрече с Иваном 3. Расскажите, что вы увидели и кого встретили?

Мой опыт использования игровых технологий показал, что учащимся такие формы обучения нравятся, они способствуют повышению интереса к предмету.

Здоровьесберегающие технологии. 

В объёме данного времени, я показала только несколько передовых технологий, но нельзя забывать о самой главной технологии – Здоровьесберегающей. Конечно хорошо, когда ребенок умный, эрудированный, но мы должны сохранить здоровье учащихся, ведь для родителей это самое главное. Нельзя забывать про выполнение санитарно-гигиенических условий, смену вида занятий, посадку учащихся. Снизить утомления школьников помогают дидактические игры, физкультминутки, груповая и парная работа, создание благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха.

В заключение хочу сказать, что нет на свете другой такой профессии, как педагог, в которой личность человека, его характер, убеждения, умение общаться с людьми имели бы такое решающее значение. Древняя мудрость гласит: «Если вы загадываете на год вперед, сажайте рожь; если вы загадываете на сто лет вперед, сажайте рощу; если вы загадываете вперед на целую вечность, воспитывайте Человека».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!