СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект отечество

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка о ходе поиска погибшего в годы войны солдата....возможно,эта работа кому-нибудь пригодится

Просмотр содержимого документа
«проект отечество»


МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»



ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 

«ОТЕЧЕСТВО»

Номинация

«Великая Отечественная война»

название проекта

«УНЕСЕННЫЕ ВОЙНОЙ»


Выполнила:

Есипова Ирина,

обучающаяся 8 класса

МОУ«Останинская основная общеобразовательная школа»,

Руководитель:

Потапенко Нина Мирославовна,

учитель истории

МОУ «Останинская основная общеобразовательная школа»

2015г

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…….………………………………………………………………...3

НАЧАЛО ВОЙНЫ ..………………………………….………………………....5

Из воспоминаний ветерана И.А.Бледнова..………………....6

Из воспоминаний Г.Н.Шестак .

Тридцать восемь лет поиска...………………….…………..7

Заключение …………………………………………………………………9 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… .. 12

ПриложениЕ………………………………………………………………….13

11












Введение

Актуальность темы исследования

Сколько бы ни прошло времени, ничто не сможет стереть из памяти нашего народа величие русского солдата, отстоявшего свою Родину в борьбе с фашизмом.

Нельзя не согласиться со значимостью и актуальностью изучения истории Великой Отечественной войны, судеб ее участников и героев. Важность данной темы подчеркнул в своем специальном Послании Федеральному Собранию премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, сказав: « Мы одной крови с теми, кто победил, стало быть, все мы - наследники победителей … нужно помнить и уважать наше прошлое …»

Поэтому на нынешнее поколение ложится большая ответственность сберечь и не растерять наследие, завещанное нашими дедами и прадедами. И в первую очередь мы должны знать и помнить их имена. Многие имена тех, кто ковал Великую Победу, известны на всю страну. О многих мы узнали совсем недавно, благодаря работе поисковых отрядов и движений. Но, к сожалению, есть солдаты Победы, о которых ничего неизвестно, или известно очень и очень мало.

Память о героях сохраняется до тех пор, пока она живет в сердцах их потомков.

Цель исследования

1.Главная цель данной работы – это поиск, изучение и сохранение в истории нашего края и в истории нашей страны малоизвестных имен участников и героев Великой Отечественной войны. А также, расширить и систематизировать знания детей о ВОВ, обогатить словарный запас.

2. Сформировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

3. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.

4. Воспитывать в детях бережное отношение к наградам, военным реликвиям, уважительное отношение к старшему поколению.


Задачи исследования

-Изучить историю малой Родины;

- выявить имена участников и героев Великой Отечественной войны, жителей села Останино и его освободителей, о которых молчат Книги Памяти;

- собрать и изучить необходимую информацию;

- отобрать материал и оформить его в виде проекта;

Гипотеза исследования

Могу предположить, что знание истории малой родины и людей, защитивших её от фашизма, прославивших её в послевоенные годы своим трудом , может положительно повлиять на формирование любви к родине, патриотизма , толерантно настроенной личности.

Объект и предмет исследования

Объект исследования: люди (земляки)-ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла, их дети и внуки .

Предмет исследования:

биография земляков, их военная служба и подвиг.


Методы исследования:

анализ источников информации;

наблюдение;

интервью;

личная беседа;

обработка полученных результатов.


Основными источниками для создания проекта стали устные воспоминания родственников участников Великой Отечественной войны и предоставленные ими документы, фотографии, фронтовые письма, которые удалось сохранить


Участники проекта:

односельчане, дети и внуки ветеранов, родители, школа, учащиеся, районный музей, библиотека,

Прогнозируемый результат:

1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.

2. Закреплен навык составления рассказа об истории своих односельчан в годы ВОВ.

3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

4. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открытки и поделок.

5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к реликвиям (медали, грамоты и др.).


Тему исследовательской работы я выбрала неслучайно. Скоро наша страна отметила 70-ю годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне. В этом году в феврале наше село отмечало 72-летие освобождения Останино от немецко-фашистских захватчиков. Я считаю, что День Победы - это самый великий праздник в нашей стране. О войне мы узнаем из книг, из фильмов. А самую ценную информацию о войне мы можем узнать из рассказов тех людей, кто прошел эту войну, кто защитил нашу страну. С каждым годом ветеранов становится все меньше. Так хочется, чтобы они были здоровы и жили как можно дольше.

Великая Отечественная война стала историей. За эти годы выросли поколения людей, которые никогда не слышали взрывов бомб, залпы орудий, которым не пришлось пережить ужасы войны, потерю близких, голод, лишения…

Мы живем в мирное время. Учимся, радуемся жизни. Нас окружают близкие люди. У меня и моих ровесников счастливое детство. И трудно представить, что когда-то на нашей земле была война, враги ходили по нашей земле, убивали людей, молодежь отправляли в Германию. Как же люди пережили то страшное время?!

Я составила план работы:

1. Сбор информации о войне в школьной библиотеке.

2. Посещение краеведческого музея.

3.Общение с земляками – детьми и внуками ветеранов. Запись их воспоминаний.


Начало войны

22 июня 1941 года. Воскресенье. Утро. Люди занимаются обычными делами, и большинство еще не знают, что в 4 часа утра немцы пересекли границу Советского Союза, и началась война. Этот день 22 июня 1941 года разделил жизнь людей на две части. До и после.

До – это мирная счастливая жизнь с надеждами и планами на будущее, любимые родные люди живы, они рядом.

После - это война! Это- смерть! Это- горе!

В полдень 22 июня 1941 года народный комиссар, министр иностранных дел СССР  Молотов выступил с обращением к гражданам Советского Союза. Оно началось так:

«Граждане и гражданки Советского Союза!

Советское правительство, его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление: Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории…

Заканчивалось обращение словами:

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.»


Из воспоминаний ветерана войны И.А.Бледнова

Весна 43-го года. Жители Мантуровского района, точнее те из них, которые не ушли на фронт, устраняют последствия оккупации и пытаются наладить какое-никакое хозяйство, а почтальоны уже несут стопы повесток. На войну призывались уже те, кто родился в 1924-25 году. С ними и ушел останинский парнишка Иван Бледнов. Восемь месяцев «учебки» новобранец провел в Москве, постигая тонкости артиллерийского искусства. Наводчик Бледнов, пройдя такую долгую по меркам войны подготовку, сразу же был назначен командиром орудия. В орудийный расчет входило семь человек, но именно на командире замыкались функции всего расчета. Он должен был в считанные мгновения проанализировать полученные от наводчика сведения, проконтролировать готовность орудия и бойцов к бою, отдать приказ открыть огонь. Когда атаковать врага приходится на открытой местности, единственным надежным средством обеспечения успеха остается четкое взаимодействие пехоты и артиллерии и действенный огонь батальонных пулеметчиков. Под Белой Церковью была именно такая местность.

Ночь прошла в тревожном ожидании. И вот зашипели, полетели снаряды, заухали с пронзительным визгом мины. Погибшего командира заменили замполитом, принимать решение в условиях боевых действий он был явно не готов. Неопытность командира привела к том, что артиллерийский расчет обошел свою же пехоту и ушел далеко вперед, к передовой. Бледнов уже и не помнит, как скомандовал своему расчету «огонь!», помнит только, как закрутился на месте подбитый танк. Бледнов пришел в себя и первое, что увидел – здорового рыжего фрица, показывавшего ему автоматом, чтобы выбирался из воронки: «Ком, ком, руссишь Иван! Капут! Ком, ком...» И Иван присоединился к редкой шеренге таких же пленных. Лагерь военнопленных показался Ивану настоящим городом, таким огромным он был. «Новеньких» заперли в амбаре до допроса. Зная, как обходятся враги с коммунистами и комсомольцами, Бледнов подрыл земляной пол под стеной и закопал комсомольский билет.

Плен! Такой удар хуже любого тяжкого ранения....

Пленных на машинах и пешком переправили на границу с Польшей, где расположилась целая полоса лагерей. Еда для пленных русских – кусок хлеба пополам с опилками раз в сутки. В лагере с Иваном оказались американцы и англичане. Истощенные пленные, рискуя жизнью, воровали из лошадиных кормушек овес и ячмень, заваривали зерна кипятком и пили «кофе» (так они шутя называли отвар), чтобы хоть как-то утолить голод.

С надеждой и страхом встречали пленные советские войска.

Вернулся Иван Андреевич домой в 1945 году, демобилизовавшийся «в чистую». Местный военком отправил ходатайство и вызвал солдата в родные пенаты. Причиной тому стал ряд трагичных совпадений, выпавших на долю семьи Бледновых: за пять дней до Победы, погиб старший брат Ивана- офицер, командир минометной роты, герой – кавалер учрежденного в 1942 году ордена Александра Невского, награждались которым особо отличившиеся в боях офицеры, проявившие высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу. Получивший похоронку на сына-героя отец умер в одночасье. Но и после двух смертей, горе не спешило покидать дом Бледновых: качаясь на бревне вместо качелей младшая сестренка – любимица семьи попала под это самое бревно и погибла. Мать не перенесла стольких потерь, слегла, стала заговариваться... К ней в опустевший дом и вернулся Иван Бледнов – бывший командир орудия и бывший военнопленный... До прошлого года Иван Андреевич Бледнов проживал в родном Останино


Из воспоминаний дочери подполковника Шестака Галины Николаевны:

Тридцать восемь лет поиска

Памятник неизвестному воину, воину-освободителю, и мемориальная доска с перечнем фамилий — такое можно увидеть в каждой деревне, и поверьте, это святое место для ее жителей. Между административным зданием и сельмагом в тени берез склонил каменную голову и останинский солдат, смотрит с постамента вниз, словно фамилии читает. Они, как в ученической тетради, четкими рядами на двух страницах, темный шрифт на светлом фоне, а внизу еще одна надпись, белым по- черному и в рамочке — подполковник Шестак Николай Федорович. Эта надпись появилась сравнительно недавно — 22 года назад.

Обычный парнишка из подмосковного Можайска Николай Шестак всегда мечтал быть военным, и когда учился в семилетке, и когда закончил ФЗО и поступил работать слесарем на электроламповый завод. Мечта сбылась - он закончил Горьковское бронетанковое училище, а потом поступил заочно в Московскую танковую академию.

Из воспоминаний дочери подполковника Шестака Галины Николаевны:

« Наша семья тогда жила в Западной Белоруссии. Отец едет сдавать экзамены в академию. Мы всей семьей на полгода уехали в Подмосковье. Но уже через месяц отец вернулся и объявил, что уезжает на новое место службы. Вымотанная разлукой мама решилась ехать к нему. При встрече папа сказал: «Не сегодня-завтра война начнется, а ты еще и детей привезла!» Тут уже мама побледнела и сразу же засобиралась обратно, а отец сказал, что если она уедет, его расстреляют как паникера. Мы остались, а через три недели началась война. Я проснулась от грохота. Мама и сестра стояли у окна. Я прыгала на сетчатой кровати и кричала: «Урра! Гроза!» «Это не гроза, доченька, это ВОЙНА!» Эшелон с теплушками в каждом вагоне уже стоял на путях. Наши силы держали немцев больше четырех часов, пока не ушел эшелон с мирными жителями. А дальше были только письма…»

Весной 1942 г. Красная Армия после блистательной победы под Москвой перешла к обороне. Николай Федорович Шестак был ранен. Автоматная очередь прошила бравого вояку, сильно пострадало лицо- пуля вошла в щеку и вышла через горло. Он остался жив, но голос практически потерял. Шестака оставляли в академии преподавать, но он прохрипел: «Там, на фронте, гибнут мальчишки, которые пока еще не умеют воевать. Может быть, хоть одного из них я научу, пока могу, и тем самым спасу. А в академии пусть трудятся те, кто ноги-руки потерял, я же пойду на фронт». Минуя майорские погоны капитану Шестаку, геройски проявившему себя в боях, после ранения было присвоено звание подполковника. 28 июня 1942 г. в 3.00 после 40 минут артиллерийской подготовки вражеские войска перешли в наступление. Со стороны противника в начале наступления участвовали до пяти пехотных дивизий, двух моторизованных дивизий, двух танковых дивизий и до 400 самолетов. 28 июня Ставка ВГК стала принимать меры усиления Брянского фронта. Из состава Юго-Западного Брянскому были переданы 4-й и 24-й танковые корпуса, которым было приказано выдвинуться в район Старого Оскола. Из резерва фронта 40-я армия была усилена несколькими танковыми бригадами, в числе которых была и 170-я, где воевал Шестак. И все-таки вражеские войска прорвали фронт армии и стремились выйти на железнодорожную линию Касторное-Старый Оскол. 170-я танковая бригада вела тяжелые оборонительные бои. Она вступила в бой со 120 вражескими танками. Был оставлен Старотимский плацдарм.

Из последнего письма заместителя командира 170 отдельной танковой бригады, подполковника Н.Ф.Шестака: «… Воюем в районе Тима. Наша 170 бригада поначалу дислоцировалась в Илюшиных дворах, Пузачах, Лобовке. Теперь от моей бригады осталось всего десять машин. Сколько ребят погубили проклятые фрицы!..» С первых дней июля 1942 г. противник продолжал развивать успешное наступление в направлении на Воронеж. Началась бомбежка города. Но советские войска не собирались сдаваться или отступать, бойцы стояли насмерть за каждый холмик, каждый кустик, каждую пядь курско-воронежского чернозема. Военный совет ходатайствовал о награждении бойцов, командиров, политработников 170-й танковой бригады. Подполковник Шестак был награжден посмертно. В похоронке значилось: « Шестак Н.Ф. пал смертью героя, защищая Родину, 6 июля 1942 года в Курской области близ села ….ино». Попавшее на сгиб бумаги название села почти стерлось, долгие годы семья погибшего подполковника не знала точное место его смерти. Жена, а потом дочка, спустя годы и внук Николая Федоровича искали дорогую могилу, обращались в архив Минобороны в Подольске, собирали информацию в родном для отца и деда Можайске. Ничего. А потом в 1980 году пришел ответ, что действительно подполковник Шестак в рядах 170 танковой бригады участвовал в контрнаступлении на Воронежском направлении на участке Тим-Старый Оскол и геройски погиб в окрестностях с. Останино Курской области Мантуровского района.» Тогда, в 1980-м году, его имя нанесли на обелиск в центре села. Тогда дочь и внук подполковника впервые приехали в Останино. С тех пор прошло более 20 лет, но каждый год в день Победы дочь – Галина Николаевна и внук – Андрей приезжают к дорогому обелиску. У Шестаков среди останинцев много друзей, в селе их знает каждый и даже маленькие дети в курсе зачем и почему идут с тюльпанами к обелиску пожилая женщина и взрослый мужчина. Да и как не знать, если у каждого из нас возможно не под этим, а под другим куском гранита вечным сном спят дед или прадед, двоюродный, троюродный, свой русский.

Заключение

За последнее время я многое узнала о войне. Я еще побывала в нашем районном краеведческом музее. Там много материалов о войне. Хочу поблагодарить сотрудника музея Тененеву Н.А. за помощь.

Раньше я никогда не слышала о ленинградке Тане Савичевой, о ее знаменитом дневнике. Я не знала кто такие пионеры-герои, как мужественно они сражались с фашистами. Об этом мне рассказала руководитель Нина Митрославововна. Мне хочется больше узнать о подвиге советских людей – взрослых и детей.

Мне кажется, что после исследовательской работы я как будто повзрослела. Я другими глазами смотрю на пожилых людей. Теперь я понимаю, как много пришлось пережить старшему поколению.

Не весь собранный мною материал вошел в мою исследовательскую работу. Я буду продолжать работу над темой .

О своей работе я рассказала одноклассникам. Ребята заинтересовались и некоторые тоже захотели принимать участие в таких исследованиях - узнавать о войне, беседовать с очевидцами и записывать их рассказы.

Свою работу я хочу закончить словами чешского патриота Юлиуса Фучика, который погиб в фашистских застенках: «Об одном прошу тех, кто переживет это время - не забудьте! Терпеливо собирайте сведения о тех, кто пал за себя и за вас… Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья,  как родные, как вы сами».


Список использованных источников и литературы:

1. «38 лет поиска», публицистический очерк, газета «Время и мы», 2012г.

2. «Книга памяти», 1-5 т.

3. Воспоминания И.А.Бледнова,

4. А.П. Никулов «Оскольский край», «Курск» 1997г.

5. Материалы Мантуровского краеведческого музея

6. Воспоминания Г.Н.Шестак









ПРИЛОЖЕНИЕ




Конкурс патриотической песни и экскурсия в краеведческом музее


12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!