СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Они сражались за Родину"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект раскрывает проблему фронтовиков, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«проект Они сражались за Родину»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕНИСКОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА











Выполнила: учитель начальных классов Семендяева В.И.



2015- 2016 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение

  2. Жизненный путь Черного Николая Сергеевича

  3. Концлагерь Аушвиц (Польша. Освенцим)

  4. Помните через века, через года!..

  5. Приложение.

  6. Литература







































  1. Введение


Я слышу зов через года:

«Найди меня! Найди меня!

Я так устал безвестным быть,

В чужой земле, в окопе гнить.

Я не погибший, не живой,

Я не вернувшийся домой

С далекой той большой войны,

И в этом нет моей вины.

Я жизнь отдал, чтоб жили вы,

А ты, пожалуйста, найди….»


И.В. Булатова

Эти трогательные строки – мольба солдата, пропавшего без вести во время самой жестокой и кровавой Великой Отечественной войны, которая началась 22 июня 1941 года и длилась 1418 дней и ночей. Невиданный героизм проявили в дни тяжелого испытания советские люди, внося достойный вклад в достижение победы на фронте и в тылу.

С верой в победу шли в бой за Родину и наши земляки. С первых минут войны на протяжении всего фронта от Карелии до Черного моря героически дрались с ненавистным врагом уроженцы Брянщины. Ни минуты не чувствовали себя в безопасности немецко-фашистские захватчики и на ее временно оккупированной территории. Более 20 миллионов советских людей отдали свои жизни, защищая нашу Родину. Почти 170 тысяч наших земляков не вернулись с полей сражений, чтобы мы, дети и внуки, спокойно жили, учились и работали.

А сколько людей до сих пор не знают судеб своих близких, пропавших без вести на войне. Но недаром говорят: "Война не закончена, пока не похоронен последний погибший солдат"

У меня, как и у всех жителей нашей огромной страны, воевало много родных. Но сегодня я хотела бы рассказать о нашем земляке, своем дедушке Черном Николае Сергеевиче, который пропал без вести в годы Великой Отечественной войны.

В книге памяти РФ Брянской области, том 4, о нем всего шесть строчек (приложение 1): «Черный Николай Сергеевич, рядовой, родился в 1909 году, в деревне Карпиловка, русский. Призван Злынковским РВК, 2 батальон, 774 ППС. Пропал без вести в октябре 1941 года»

Я решила изучить имеющиеся документы, расспросить родных и постараться выяснить:

    1. Какова судьба нашего земляка, моего дедушки, Черного Николая Сергеевича, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны?

    2. Как и где он погиб? Где похоронен?

    3. Нужно ли до сих пор, спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, искать фронтовиков, пропавших без вести?

Проблема:

Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях наших земляков. Данная работа - лишь маленькая толика для решения этой проблемы.

Гипотеза:

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину, и передавать это по наследству.

Цель проекта:

  • Собрать биографический материал о нашем земляке, участнике Великой Отечественной войны, Черном Николае Сергеевиче.

  • При помощи данной работы помочь школьникам понять и прочувствовать подвиг Советского народа в годы Великой Отечественной войны.

  • Донести до учащихся мысль о том, что 70 лет люди помнят о событиях той страшной войны, чтят память погибших, окружают вниманием и заботой ветеранов, защищавших Родину, разыскивают своих родных. Эта работа далеко не окончена.

Задачи:

  • познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины (на примере моего дедушки);

  • собрать материал об участии в  Великой Отечественной войне Черного Николая Сергеевича.

  • формировать у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа;

  • воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам – защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.

  • Развивать познавательные интересы, воспитывать информационную культуру.

Объект исследования:

  • солдат в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования:

  • судьба советского солдата, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны.

Этапы исследования:

Декабрь-январь – Подготовительный этап

1. Работа со справочной литературой.

2.Работа по поиску информации в сети Интернет.

3.Работа по сохранению информационных объектов на внешних носителях.

4. Изучение имеющихся материалов о Великой Отечественной войне, о Черном Николае Сергеевиче.

Февраль-март - Основной этап

1.Знакомство с критериями оценивания проекта.

2. Проведение анализа и обработки собранного материала.

3.Оформление результатов.

Конец марта - Заключительный этап

1.Подготовка доклада, создание презентации.

2.Защита проекта.


2.ллЖизненный путь Черного Николая Сергеевича.

Моего дедушку, Николая Сергеевича, в возрасте 33 лет, призвали на войну 24 июня 1941 года в 222-ю стрелковую дивизию 774 стрелкового полка 2 батальона 4 роту. А моя бабушка Федора Яковлевна осталась с тремя детьми: тринадцатилетней Надей, трехлетним Мишей и Диной (приложение 2), которая родилась за три недели до начала Великой Отечественной войны. Она никогда не знала и даже никогда не видела своего отца. Их маленький домик в деревне Андреевка, что стояла когда-то возле Карпиловки, дотла сожгли немцы при отступлении. Семья Черных осталась без крыши над головой, без документов, без средств. Не сохранилось ни одной фотографии, ни одной вещи, которая бы напоминала о прошлой, довоенной жизни.

Федора Яковлевна работала в колхозе, чтобы заработать кусок хлеба и прокормить детей, трудилась она с раннего утра до позднего вечера. А в это время ее старшая дочка Надежда и шестидесятитрехлетняя свекровь Пелагея следили за младшими детьми - Диной и Михаилом. Федора Яковлевна молилась за своего мужа – Николая Сергеевича и ждала с нетерпением весточек от него. Но беда не приходит одна. Пришла весточка о том, что ее муж Николай Сергеевич пропал без вести. Федора Яковлевна Черная и её трое детей остались не только без дома и средств существования, но и без кормильца. С того времени о нем не было никаких сведений. Так в борьбе за выживание тянулись годы неизвестности и ожидания.

Закончилась война. Стали возвращаться в родные места солдаты, но не вернулся Николай. Она спрашивала, узнавала, а в 1946 году писала в военный архив, о чем свидетельствует розыскная анкета (приложение 3, 4), ответ был таким:

«По спискам потерь разыскиваемый военнослужащий в Управлении не числится и по указанному заявителем адресу розыск результатов не дал.

Для принятия исчерпывающего решения по существу предлагается срок со дня получения настоящего отношения, путем тщательной проверки по учетным материалам, имеющимся в РВК, документов, имеющихся в партийных и советских организациях, а также документов, имеющихся на руках заявителя, или личных бесед с заявителем и свидетельских показаний установить и заполнить на разыскиваемого анкету по прилагаемой при сем форме.

Анкету с Вашим обязательным заключением представить секретным порядком Управлению по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава.

Прилагаемые к анкете свидетельские показания должны быть оформлены и заверены РВК.

Начальник управления генерал-майор Шавельский»

Однополчанин, по фамилии Поцелуев, воевавший с Николаем Черным, рассказывал ей, что в бою под Смоленском он в последний раз видел её мужа живым, когда шли в атаку. Может быть, Николай погиб под Смоленском или его взяли в плен.

Вернулся домой отец Дининой подружки. Его тоже долго ждали и уже почти не надеялись свидеться. Он привез дочке красивое платье и туфли да ещё и рассказывал, что прилетел в Россию на самолёте. Теперь всякий раз, когда Дина видела в небе самолет, её сердце сжималось в надежде, что на этот раз уже точно прилетит и её отец. Она взрослела, и с каждым годом таяли её надежды...
Бабушка Пелагея Дмитриевна, мать отца, ждала своего сына до самой смерти. Двух детей отобрала у неё война. Пропал без вести Николай. Алексей (приложение 5), который так и не женился, хотя все уже было готово к свадьбе, погиб в Софиевских лесах. Но и это только по рассказам людей, точно никто ничего не знает.

Бабушка Федора больше замуж так и не вышла. Она все надеялась на то, что муж жив, и долгие годы ждала его с войны. Федора Яковлевна умерла в 1991 году, так ничего конкретного и не узнав о судьбе любимого мужа, отце своих детей.

В 1992 году далеко от родных мест в Омской области умер сын без вести пропавшего солдата, Михаил Николаевич Черный. А 15 лет назад умерла и его старшая дочь Надежда Николаевна. И только младшая дочь Дина, которая никогда не видела своего отца и наивно мечтавшая о его возвращении, через семьдесят с лишним лет узнала всю правду о его трагической гибели.

Итак, мой дедушка числился без вести пропавшим до 2014 года. Но, благодаря стараниям и силам энтузиастов Ленинградской области, Антонине Васильевне и ее сыну Андрею Назаровым из поселка им. Тельмана Тосненского района, которые активно участвуют в поиске погибших и пропавших без вести бойцов Великой Отечественной войны, было найдено место захоронения и стала известна точная дата смерти нашего земляка Черного Николая Сергеевича. Оказалось, что Николай Сергеевич не погиб, а 30 августа 1941 года попал в плен, место пленения – н.п. Холмы. Так он оказался в концлагере Аушвиц (приложение 6).

3.пКонцлагерь Аушвиц (Польша. Освенцим)

Аушвиц – главный, постоянный лагерь (Stammlager); первоначально – единственный. Первый транспорт с заключенными, которые должны были выполнять различные хозработы, прибыл 20 мая 1940 года из Кракова (728 политических заключенных). 27 июня 1941 г. Аушвиц посетил с инспекционной поездкой Г. Гиммлер. Численность заключенных составляла 13000-16000 человек, в начале 1942 г. – 11703 человек, в 1944г. – около 18500 человек. Советские военнопленные доставлялись в лагерь с октября 1941 года по май 1942 г. У прибывших узников забирали одежду и все предметы личного пользования, их стригли, дезинфицировали и мыли, а потом им давали номера и регистрировали. Первоначально каждого из узников фотографировали в трёх позициях. С 1943 года узников начали татуировать — Аушвиц стал единственным гитлеровским лагерем, в котором узникам делали татуировки с их номером. Скудная лагерная полосатая одежда не защищала узников от холода (приложение 7). Бельё менялось с промежутками в несколько недель, а иногда даже с месячным интервалом, причём у узников не было возможности его стирать, что приводило к эпидемиям различных заболеваний, в особенности сыпного и брюшного тифа, а также чесотки. Большое количество больных, обращавшихся в больницу, не принимались по причине ее переполненности. В связи с этим врачи СС периодически проводили селекцию как среди больных, так и среди заключенных, находящихся в других корпусах. Ослабевших и не подающих надежды на быстрое выздоровление отправляли на смерть в газовые камеры либо умерщвляли в больнице, вводя им непосредственно в сердце дозу фенола.

В лагерь вели ворота (приложение 8) с циничной надписью: «Arbeit macht frei» («Труд делает свободным»), через которые заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались десять часов спустя. Стрелки лагерных часов безжалостно и монотонно отмеривали время жизни узника. От утреннего до вечернего гонга, от одной тарелки супа до следующей, от первой поверки до того момента, когда труп узника был сосчитан в последний раз. Поверки (приложение 9), на которых проверяли численность заключенных, были одним из бедствий лагерной жизни. Они длились от нескольких до десяти часов. Лагерные власти очень часто объявляли штрафные поверки, во время которых узники должны были сидеть на корточках или стоять на коленях. Бывали и такие случаи, когда им приказывали держать руки поднятыми вверх в течение нескольких часов.

Первоначально в лагере было восемнадцать кирпичных зданий, по периметру лагерь был окружен заграждением из колючей проволоки, вдоль которой размещены наблюдательные вышки. Снаружи лагеря оставалось два здания, где разместилась администрация и охрана, а также в бывшем складе боеприпасов - крематорий (приложение 12). Уже в марте 1941 года Гиммлер отдал приказ о расширении лагеря. В 1942-1944 гг. лагерь был увеличен почти в 4 раза: были построены здания администрации, складов, мастерских, 20 бараков для заключенных. В блоке 13 (в августе 1941 г.) разместилась лагерная тюрьма, здесь производилось исполнение наказаний, назначенных нарушителям лагерного режима; между блоками 10 и 11 размещалась «черная стена» (Schwarze Wand), у которой производились казни (приложение 10): заключенных убивали выстрелами в затылок. Здесь же была расположена и виселица (Приложение 14). В подвале блока находилось 4 темных, неотапливаемых карцера площадью 1 кв. метр, где заключенные ночевали на соломенном тюфяке.

Большинство заключенных жило в двухэтажных кирпичных корпусах. Жилищные условия во все времена существования лагеря были катастрофическими. Заключенные, доставленные первыми эшелонами, спали на соломе, разбросанной на бетонном полу. Позже были введены подстилки из сена. В помещении, в котором едва умещалось 40-50 человек, спало около 200 заключенных. Установленные позже трехъярусные нары отнюдь не улучшили жилищных условий. На одном ярусе нар лежали чаще всего 2 узника (Приложение 11).

3 сентября 1941 г. в 11 блоке были проведены испытания по отравлению газом заключенных (600 советских военнопленных), после чего в здании крематория была организована газовая камера. В 1941 г здесь было уничтожено (с помощью «Циклона Б») (приложение 13) 900 советских военнопленных. В мае 1941 г. камера была переоборудована в бомбоубежище (ныне воссоздана). Крематорий был закрыт в июле 1943 года, в нем за время его работы было кремировано, по оценкам исследователей, около 36000 трупов.

Несмотря на тяжелые условия жизни, постоянный террор и опасность, узники лагеря вели тайную подпольную деятельность против фашистов. Она принимала разные формы. Установление контактов с польским населением, живущим на прилагерной территории, сделало возможной нелегальную передачу продуктов и медикаментов. Из лагеря передавалась информация о совершаемых СС преступлениях, пофамильные списки узников, эсэсовцев и вещественные доказательства преступлений. Все посылки были спрятаны в разных, часто специально для этой цели предназначенных предметах, а корреспонденция между лагерем и центрами движения сопротивления была зашифрована.

4.Помните через века, через года!..

В концлагере на дедушку была заведена немецкая учетная карта (приложение 15). Карта заполнялась со слов военнопленного. Николай Сергеевич умер в фашистском плену 15 ноября 1941 года и похоронен в Аушвице.

Документы, подтверждающие эти печальные сведения, были вручены Дине Николаевне Семендяевой (Черной) на торжественном мероприятии, приуроченном к Международному дню освобождения узников концлагерей (приложение16). Теперь она знает, где захоронен ее отец, и, может быть, найдет возможность побывать на его могиле. А пока за кладбищем, где похоронены погибшие военнопленные в Освенциме (приложение 17), ухаживают школьники мирной Польши.

Учащиеся Денисковичской школы не забывают своих прадедов и дедов, павших в годы Великой Отечественной войны. Ухаживают за обелиском «Неизвестному солдату» (приложение18) и чтят память всех погибших на полях сражения в 1941-1945 годах.

Вот и открылась печальная страница судьбы человека – солдата, Черного Николая Сергеевича, который был потерян войной на 70 с лишним лет, умершего в фашистских застенках, в нечеловеческих условиях, перенесшего адские испытания голодом, холодом, побоями, издевательствами.

Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Тревожные события сегодняшних дней порой заслоняют от нас величие подвига советского народа. Но совесть и долг перед погибшими в ту страшную войну и пережившими это лихолетье не должны позволить забыть эту героическую и скорбную страницу в истории нашего государства.

Низкий поклон всем героям, прошедшим войну, труженикам тыла, партизанам! Давайте помнить об этом и ценить каждый день мирной жизни.

















Приложение 1

Приложение 2



Семья Черного Николая Сергеевича

Жена

Федора Яковлевна



Дочь Сын Дочь

Дина Михаил Надежда









Приложение 3



















Приложение 4

Приложение 5

Черный Алексей Сергеевич



Приложение 6

Территория концлагеря Аушвиц

Приложение 7

Военнопленные

Приложение 8

Ворота концлагеря Аушвиц



Приложение 9

Площадь поверок 

Приложение 10


«Стена смерти»

Приложение 11



В бараке.





Приложение 12

Крематорий


Приложение 13

«Циклон Б».


Приложение 14



Виселица





Приложение 15

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18





ЛИТЕРАТУРА:

      1. ОБД Мемориал
        http://www.obd-memorial.ru/Memorial/Memorial.html

      2. http://pl.auschwitz.org.pl/m/i...;Itemid=94

      3. zlynkaznamia.ru «За три недели до войны»

      4. Книга памяти Российской Федерации Брянской области. Том 4, 1995 год.

      5. Н.Ю Пахомова « Метод учебного проекта в образовательном учреждении».

      6. Олейников Г.А. «Военная история»//Москва, 1998 г.

      7. История Великой Отечественной войны Советсткого Союза 1941-1945 г.//Москва. Воениздат 1973-1982 г.

      8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война

      9. http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/chapter5.html





Просмотр содержимого документа
«Портфолио проекта Они сражались за Родину»

Учителя начальных классов

Семендяевой Валентины Ивановны


А) Методический паспорт проекта:

  • Название проекта: «Они сражались за Родину»

  • Руководитель проекта: Семендяева Валентина Ивановна

  • Возраст детей, на которых рассчитан проект: 3-4 классы и старше

  • Тип проекта: Проект нравственно-патриотической направленности

  • Цели проекта:

Практическая цель:

    • Изучить и закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами, навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом и с большими объемами информации.

    • Кратко излагать свои мысли при оформлении отчетов о проделанной работе.

Педагогическая цель:

    • Показать войну, как символ горя, мужества, победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе нашего земляка Черного Николая Сергеевича.

    • Историческое, героико-патриотическое воспитание учащихся на основе, примеров Мужества и героизма защитников Отечества.


  • Задачи проекта:

  • собрать сведения об участнике  Великой Отечественной войны нашего земляка, Черного Николая Сергеевича.

  • формировать у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа;

  • воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам – защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.

  • Развивать познавательные интерес, воспитывать информационную культуру.

  • Вопросы проекта:

    1. Какова цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?

    2. Какова судьба нашего земляка, Черного Николая Сергеевича, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны?

    3. Где он похоронен?

    4. Нужно ли до сих пор, спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, искать фронтовиков, пропавших без вести?

  • Необходимое оборудование: компьютер, проектор.

  • Аннотация :

Актуальность проекта

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Наши учащиеся мало знают о Великой Отечественной войне, не задумываются, какой след оставила она в их семьях, в семьях своих земляков? Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Они сражались за Родину».

Краткое содержание

В основе проекта заложен жизненный путь нашего земляка, Черного Николая Сергеевича, который в годы Великой Отечественной войны пропал без вести. Но, спустя более 70 лет, в 2014 году, благодаря стараниям поисковиков было установлено, что Николай попал в концлагерь Освенцим, там погиб и захоронен там же. Описывается жизнь узников в лагере смерти Аушвиц.

  • Предполагаемые продукты проекта: История человека, который пропал без вести более 70 лет во время Великой Отечественной войны.

  • График работы над проектом (этап – сроки - содержание).

  1. Декабрь – февраль: изучение материалов, имеющихся о Черном Николае Сергеевиче.

  2. Март: оформление полученных материалов; создание презентации.

  3. Апрель: предоставление работы на конкурс.

  • Оценки содержания


Б). Объем и содержание работы:


Направление деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Комментарии

Нравственно-патриотическое


Подготовительный

этап

1. Работа со справочной литературой.

2.Работа по поиску информации в сети Интернет.

3.Работа по сохранению информационных объектов на внешних носителях.

Основной этап

1.Знакомство с критериями оценивания проекта.

2. Проведение анализа и обработки собранного материала.

3.Оформление результатов, создание презентации.

Заключительный этап

1.Подготовка доклада.

2.Защита проекта.

3.Оценка результатов.


      1. ОБД Мемориал
        http://www.obd-memorial.ru/Memorial/Memorial.html

      2. http://pl.auschwitz.org.pl/m/i...;Itemid=94

      3. zlynkaznamia.ru «За три недели до войны»

      4. Книга памяти Российской Федерации Брянской области. Том 4, 1995 год.

      5. Н.Ю Пахомова « Метод учебного проекта в образовательном учреждении».

      6. Олейников Г.А. «Военная история»//Москва, 1998 г.

      7. История Великой Отечественной войны Советсткого Союза 1941-1945 г.//Москва. Воениздат 1973-1982 г.

      8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_Отечественная_война

      9. http://www.soldat.ru/doc/casualties/book/chapter5.html

Учитель начальных классов - Семендяева Валентина Ивановна

Декабрь-март




В) Презентацию проекта

«Они сражались за Родину»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!