СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект научной работы по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный проект содержит исследования по категории года в русском языке

Просмотр содержимого документа
«Проект научной работы по русскому языку»

« Категория рода в русском языке – категория вымирающая,»- услышала я однажды в одной из передач по каналу « Культура». Данное высказывание мне вспомнилось, когда на уроках русского языка мы начали изучение имени существительного, а именно стали знакомиться с темой « Имена существительные общего рода». Особенно меня заинтересовали имена существительные типа инженер, врач и их употребление в средствах массовой информации и в разговорной речи , их согласование с именем прилагательным и с глаголом, то есть как правильно сказать: приехал врач Иванова или Приехала врач Иванова? Что верно: Молодой архитектор Соболева или Молодая архитектор Соболева? К интересу добавились размышления о развернувшейся в нашей стране борьбе за чистоту языка. К сожалению, наблюдения за речью окружающих нас людей приводят к неутешительным выводам: русский язык вместо великого и могучего становится ужасным и безобразным.

Так предварительно определялась тема исследовательской работы: « Синтаксическая сочетаемость существительных общего рода от пола называемого лица».

Был выбран основной метод работы- лингвистический анализ текстов современных периодических изданий.( В частности было выбрано одно из популярных изданий-

газета « Комсомольская правда»). Интерес к теме развивали и сведения , взятые из научных источников: « Словарь лингвистических терминов», учебники русского языка для студентов – филологов, « Занимательная грамматика», « Энциклопедический словарь юного филолога» и другие. Значит, можно говорить о том, что тема волнует и ученых-лингвистов, и людей, борющихся за чистоту языка.

Окончательным стимулом для исследования стали слова выдающегося



Такая точка зрения была принята и нами после знакомства со многими материалами при подготовке к работе.

Таким образом , заявленная тема работы оказалась актуальной: важнейшая проблема современности- проблема сохранения русского языка как одного из признаков нации, как языка великой русской литературы, великой научной мысли, как языка великого народа.

В связи с этим в центре нашего внимания оказались экземпляры одной из центральных российских газет, а также устные высказывания в форме блиц-опросов в ходе исследования. Именно они в основе исследования. Почему? Есть желание уточнить, как люди пользуются словесными ресурсами в повседневной речи( а именно – категорией рода), как средства массовой информации влияют на речевую культуру человека. Наша научная работа должна ненавязчиво заставить поразмышлять, насколько грамотно россияне используют речевые богатства родного языка, могут ли оценить величие языка, который в течение долгих тысячелетий собирал , систематизировал наш народ. Иными словами говоря, что значит выражение уметь грамотно владеть словом?

Следом выдвигаем гипотезу нашей работы: доказать , что в отношении синтаксической сочетаемости существительных с формальными признаками мужского рода такие существительные используются в грамотной речи как имена существительные мужского рода . Доказательства данной гипотезы можно использовать как средство, способствующее своеобразному решению проблемы чистоты языка.

Цель исследования- выявление речевых особенностей вышеназванных имен существительных на страницах популярных изданий и в повседневной речевой среде в ходе лингвистического анализа текстов газет и устных высказываний.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  1. раскрыть значение категории рода как наиболее характерного признака имени существительного;

  2. проанализировать языковые явления, связанные с категорией рода, а именно существительных, называющих лиц по профессии;

  3. определить, насколько категория рода способствует формированию грамотных речевых навыков.

Предметом (объектом) нашего исследования стали речевые высказывания на страницах газет, устные высказывания , те языковые средства и приемы, которые способствуют формированию представлений о категории рода в современном языке.

Учитывая все сказанное, утверждаем необходимость метода лингвистического анализа газетных текстов и устных высказываний по теме , а также используем такой , как считаем, важный метод исследования, как работа с лингвистическими терминами.

Структура нашей работы включает:


    1. Введение………………………………………………………………………………….

Причины нашего внимания к категории вышеуказанных имен существительных, необходимость изучения этой темы.

    1. Основная часть…………………………………………………………………………….

Анализ речевых высказываний на страницах газет, устной речи окружающих людей.

1.3.Заключение………………………………………………………………………………...

Категория рода- средство формирования грамотных речевых навыков.


Итак, представим фрагменты основной части.

Наиболее характерным признаком имени существительного является категория рода. Все имена существительные , за незначительным исключением, относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. Кроме того, среди слов на -а(-я) имеются существительные со значением лица, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому, то к женскому: Этот мастер – талантливый самоучка и Эта ткачиха -талантливая самоучка. Эти слова относятся к так называемому общему роду( неряха, забияка, недотрога, разиня, плакса и другие.)

Морфологически род существительных определяется характером основы и окончания. В ходе нашего исследования выяснилось, что с существительными общего рода не следует смешивать слова с формальными признаками мужского рода(название лиц по профессии, должности, роду занятий), которые в настоящее время широко применяются также для называния лиц женского пола. Эти слова в грамматическом отношении не стали словами общего рода, а остались словами мужского рода. Приведем примеры из речевых высказываний на страницах популярной газеты

« Комсомольская правда» от 24 ноября , 1 декабря 2011 года.

- новый судья Иванова, известный скульптор Мухина, космонавт Николаева- Терешкова;

Эти слова совсем не имеют параллельных форм женского рода: из газеты

- вице-губернатор предложила, волонтер Ирина Яровая, экс-премьер Украины Юлия Тимошенко, политик представлена, доктор сказала, автор отправилась, психолог побывала, кассир загуляла, специалист Елена Добробабенко, она- консультант, Райх-инспектор.

Также в вышеназванной газете встречаем ( с 1 по 8 декабря):

- самый бедный народный избранник оказался из «Единой России»-это единоросс Наталья Карпович; работник библиотеки успела; вице-президент и руководитель Елена Махота; подполковник милиции Александра Маринина; продюсер Яна Рудковская; исполнитель-тинейджер Бритни; экс-депутат Илона Шталлер; Врач высшей категории, эндокринолог Ольга Цайгер изучила.

Что наблюдаем в устной речи окружающих людей? Приведем примеры из блиц-

опроса:

- приезжала врачиха, директорша сказала, моя профессор, Елена Малышева-

-профессорша медицины, молодая адвокатша.

Как мы видим из наших наблюдений, часть слов получает в разговорной речи

параллельное образование женского рода, но употребляется для экспрессивной характеристики человека, такие словесные образования действительно могут обозначать лицо женского пола по профессии и занятиям, но нередко употребляются с пренебрежительным оттенком . Данные существительные используются только в разговорном, а иногда и в просторечном стиле речи( докторша, агрономша, кондукторша, кассирша, библиотекарша и другие).

Несколько слов , обозначающих профессию, имеют только формы женского рода: маникюрша, машинистка( работающая на пишущей машинке), балерина. К этим существительным нет соотносительных слов мужского рода. Вместо слов машинистка, балерина, доярка для обозначения лиц мужского пола в средствах массовой информации употребляются описательные обороты: сотрудник бюро, печатающий на машинке; артист балета Владимир Васильев; мастер машинного доения.

Итак, в ходе нашего лингвистического исследования мы убедились, что значение категории рода имен существительных как характерного признака существительного велико и называть ее умирающей нельзя, так как она способствует формированию навыков грамотной речи.

Выводы, сделанные нами в исследовании , нельзя называть исчерпывающими, но тем не менее можно отметить, что получен интересный и достаточно перспективный материал, который может быть полезен для всех и всеми использован.

Результаты нашего исследования отличаются актуальностью как в области лингвистического анализа, так и в области воспитательной, так как каждому человеку , прежде всего взрослеющему человеку необходимо задуматься о своей речевой культуре, о речевой культуре окружающих, чтобы уберечь родной язык от бездуховного обращения с ним, от уничтожения его вследствие безграмотного употребления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!