СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество народов Севера мы изучем на уроках литературы (региональный компонент). Другим, я думаю, будет интересно узнать специфику УНТ малочисленных народов Крайнего Севера.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»











«Чукотская сказка, как отражение традиций и обычаев народов Севера»










Выполнил:

Чикилев Александр Владиславович,

ученик 8.1 класса

Научный руководитель:

Любушкина Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы







г. Анадырь

Содержание:

  1. Вступление

  2. Отражение обычаев и традиций в произведениях устного народного творчества народов Чукотки

    1. . Сказки о подготовке мододых чукчей к охоте

2.2. Юмор в сказках

2.3. Сказки, прославляющие и утверждающие жизнестойкость человека

2.4. Изображение в сказках ворона, мудрого, хитрого, опытного

2.5. Сказки о добре и милосердии

  1. Заключение

  2. Список использованной литературы














Введение

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Приобщение к традициям особенно значимо в современном мире, ведь молодому поколению предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие своего народа. Национальные традиции, сложившиеся на основе длительного опыта и прочно укоренившиеся в жизни людей, не только развивают национальную культуру, но и сохраняют самобытность народа, жизненный, практический опыт, морально-этические нормы.

Чукотский народ, тысячелетиями не знавший письменности, отражал и сохранял в устных повествованиях свой жизненный опыт, обычаи и традиции. Это помогало маленькому мужественному народу выжить в условиях северных широт, создать и сохранить свою материальную и художественную культуру. Устное творчество коренных народностей Чукотки представляет важный источник для всестороннего изучения и понимания их духовной культуры, многовекового трудового опыта, общественного устройства и быта.

Повседневная жизнь людей Чукотки была постоянно наполнена смертельной опасностью, голодом и холодом, морскими штормами летом и снежными бурями зимой. И эта многовековая жизнь приморских северных племен на краю земли закономерно отразилась в их мифологии, в их древних сказаниях и преданиях. Отважные и выносливые чукотские охотники еще в очень давние времена стремились выразить в своем устном художественном творчестве незыблемую веру в удачу, в победу, в жизнь, которая никогда не должна угасать.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что устное народное творчество чукотского народа мало изучено, а изучая творчество своего народа, человек впитывает в себя историю и культуру народа.

Цель данной работы: привлечение интереса к сказкам коренных малочисленных народов севера, к их традициям и обычаям.

Задачи:

  1. Изучить традиции и обычаи чукчей

  2. Изучить сказки о животных и бытовые сказки чукотского народа

  3. Выявить, как в сказках Чукотки прослеживаются традиции и обычаи народа.

Произведения устного народного в той или иной степени отображают древние представления, обычаи, традиции, непосредственным образом связанные с производственной и духовной жизнью народа на разных этапах его исторического пути. Так во многих устных произведениях народностей Чукотки рисуются яркие картины охоты на дикого оленя, коллективной и одиночной охоты на морского зверя, картины обмена продуктов оленеводства на продукты морского промысла между оленеводами и приморскими жителями, даются сведения об общественном устройстве (первобытная община, большая семья, одиночная семья, пережиточные явления материнского и отцовского рода и другие виды социальной организации), описываются межплеменные войны за обладание оленьими стадами и борьба между приморскими общинами за охотничьи угодья; в них имеются свидетельства о семейных обычаях, мировоззрении, о физическом воспитании охотника и воина, о предметах материальной культуры, изготовленных из камня, глины, кости, шкур, китового уса, дерева, о приручении животных и многое другое.

Рассмотрим детально некоторые сказки. Например, во многих чукотских сказках изображаются традиционные состязания в силе и ловкости, бытовавшие с давних времен, как определенная система физической подготовки, необходимой для охотника. Так, в сказке «Кутвирит» говорится: «Надел эскимосский богатырь торбаза и штаны из нерпичьей шкуры, а Кутвирит — камусные штаны и торбаза. Вышли они в большой круг, и вот пальцы Кутвирита оставляют на теле эскимоса следы, как от ножа. Взмахнул эскимос ногой, хотел ударить Кутвирита в грудь, а Кутвирит как ударит его в подошву — и эскимос далеко отлетел кувырком. Сел он там и подозвал Кутвирита:

Иди сядь со мной. Я не могу к тебе подойти — у меня сломалась нога. Ты сильнее меня! Я десять дней качал на руках кость нижней челюсти кита, но ты моложе и сильнее. Оставляю тебе мои моржовые, лахтачьи шкуры и ремни в подарок…»

Тренирововнче упражнения с камнями и многодневные тренировки в беге по круговым дорожкам на утоптанной площадке подробно изображаются в «Сказании о брате с сестрой». Здесь старик по определенной, вескми сложившейся системе тренирует мальчика-сироту, чтобы он стал сильным и ловки, легким в беге, таким, что за утками летящими поспевать будет и ветер в пургу догонять…В результате весьма длительной и упорной тренировки молодой герой «скачками бегать стал, едва земли касаясь и травы не шевеля».

Многие сказки о животных восходят к древним тотемным мифам и мифам о культурных героях. Герои сказки — звери, птицы, насекомые постоянно заняты поисками пищи, подобно людям они ведут свое хозяйство, имеют орудия охоты, оленей, лодки, человеческое жилище, одежду и т. д. В животных сказках чукчей воспевается трудовой опыт народа, его быт, занятия, ловкость и хитрость как залог удачи охотника в добыче зверя и осмеиваются глупость, неповоротливость, физическая немощь как опасные для охотника качества.

Из волшебно-мифической сказки выделяется сказка о животных, которая становится такой же, а часто и более могущественной школой жизни охотника, как и волшебно-мифическая сказка. Во многих сказках упоминается охота на дикого оленя как главный источник существования героев, ведь охота на дикого оленя была самым главным промыслом в истории чукчей на протяжении очень длительного времени, когда их предки еще не знали морского зверобойного промысла. Охота на оленя давала им и пищу, и одежду, и материал для жилища. Потому и обучали с ранних лет своих детей этому искусству. Вот что говорится в сказке «Кутвирит»: «Вот однажды зимой ребятишки играли на улице в оленя. Эскимосский мальчик был оленем — он держал над головой оленьи рога и быстро бегал по онету, а остальные кидали на рога аркан…»

Сказки народов Чукотки привлекают своим юмором, что говорит о добрых чукотских традициях, и это нашло свое отражение в сказках о животных. Это такие сказки, как «Лиса и медведь», «Сказка о вороне и волке», «Белая медведица». Вот строчки из этой сказки, вызывающие и улыбку, и смех: «Я вызвал тебя, человек, на поединок, защищайся! Разбежался медведь, кинулся на человека, а человек отскочил в сторону. Пронёсся мимо медведь, повернулся и опять ринулся на человека. Охотник опять отскочил в сторону. Натянул он тетиву и выстрелил. Попала стрела в правое плечо. Повернулся медведь. Человек пустил стрелу в левое плечо. Высунул медведь язык, бьёт им по плечам - то вправо, то влево, и рухнул. Жил после этого человек хорошо». В сказках преобладет и насыщенность юмора, и особый стиль повествования, выражающий энергию и находчивовсть героев.

В сказке «Сирота и волки» подробно и увлекательно рассказывается история сироты, который в четырехлетнем возрасте остался одни и заболивые волки помогли ему выжить и вырасти, наставить на путь истинный. Традиционно звучат в чукотских сказках прославление и утверждение жизнестойкости человека. Ведь отважные и выносливые чукотские охотники во все времена стремились выразить в устном народном творчестве незыблемую веру в удачу, в победу, в жизнь, которая никогда не должна угасать.

Изучая чукосткие народные сказки, понимаешь, что они никогда не были беспочвенной фантазией народа. Действительность представала как сложная система связей и отношений. Сказочники волшебным повестовованием хотели поддержать стремление народа к справедливости, к воспитанию сложившихся традиций и культуре народа.

В сказках чукчей живут все звери и птицы, которых чукча знает с детства: огромный морж и маленькая евражка, дикий олень и морская чайка, белый медведь и полярная куропатка.

Один из главных персонажей — ворон Куркыль. О нём создано много сказок. Эта птица особо почитаема в народе. Любой маленький чукча, как и его бабушка и дедушка, никогда не обидит ворона, потому что все уважают его. После охоты ему оставляют куски мяса. Все знают, где он живёт. В сказках ворон Куркыль предстаёт перед нами и смешным, и мудрым, и добрым.

В чукотской народной сказке «Ворон Куркыль» главный герой приспособил вместо нарт старую брошенную лодку. Запряг в неё песцов, так как они примчались на его третий зов вместо собак. Вместо палки, чтоб останавливать нарты, взял китовое ребро. В вороньем стойбище решили над ним посмеяться: нагрузить его нарты потяжелее, чтобы песцы не смогли их с места сдвинуть. Для этого погрузили вороны на нарты всё добро, какое у них было: всю одежду, мясо моржовое, посуду, оленьи шкуры. Не могут песцы сдвинуть такую ношу с места. Вороны смеются над Куркылем. Рассердился он, крикнул на песцов, и песцовая упряжка рванулась вперёд. Оторопели вороны: всё их добро пропало. А Куркыль живёт без забот.

В сказке «Куркыль и лисята» Куркыль пускается на хитрость, чтобы забрать у лисят нерпу и наесться досыта. Но лисята ему отомстили: набросали в котёл с нерпичьим мясом грязи. Рассердился Куркыль, побежал в соседнюю ярангу разбираться с лисятами. Но теперь они обхитрили дедушку ворона. Так весело хоровод вокруг Куркыля водили, что закружилась у него голова и прошла вся злость. Оказывается, и хитрого можно обмануть.

В сказке «Как волк с горы катался» ворон показан простодушным. Его легко обманывает волк, обещая ему за спасение из моря горшок каши с воткнутой ложкой. Но ворон показан и добрым. Узнав об обмане, он не мстит волку, а просто говорит ему: «Ну ладно, никогда тебе больше не поверю!» Жизненный урок ворон получил.

Чукотский народ из поколения в поколение передавал свое главное качество – быть добрым и отзывчивым к бедам других людей. В сказке «Медвежонок и зайчик» рассказывается о том, как потерялся в лесу за дальними сопками, отстал от медведицы медвежонок. Встретился ему зайчик, успокоил и предложил жить вместе в яранге. Целый день они играли, кувыркались, собирали в тундре ягоды, ловили рыбу в реке и очень подружились. Прошло время, и большая медведица наконец-то нашла сына и забрала домой. Но медвежонок загрустил, затосковал без друга. Решила медведица отвести сына к зайчику в лес. Но тут вдруг увидел медвежонок зайчика, который сам прискакал к нему в гости. И стали они жить дружно в одной яранге — медведица, медвежонок и зайчик. Не правда ли знакомый сюжет, напоминающий русские народные сказки?

  Тему милосердия так же легко отследить в сказке «Белая медведица», там есть такие строчки: «Жила-была старуха с внуком. Дядя не оставлял их голодными. Если добывал он трёх моржей, то двух отдавал сиротке с бабушкой».

Когда сказочник рассказывает свою сказку про медвежонка и зайчика, он и сам верит, что они пили чай в яранге. А когда рассказывает про ворона, верит, что ворон Куркыль запрягал песцов в лодку-нарты. И чем сильней верит сказочник в свою сказку, тем больше славится среди чукчей, потому что они, как и многие другие люди, верят в добро, в силу, в любовь и радость, в дружбу и верность.

В сказках народов Чукотки содержится народная мудрость, выработанная человечеством за много веков, которая учит и детей, и взрослых.


Заключение

Ценное культурное наследие – чукотские сказки представляют собой яркие образцы художественного творчества, отражающего лучшие традиции в передаче производственного и духовного опыта предшествующих поколений.

Существует «золотое правило» этнографии, приобретающее особенный символический смысл именно в острые кризисные, быть может, даже трагические периоды человеческой истории. Это правило в общем виде формулируется следующим образом: без исторической памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа как исторической личности.




































Список использованной литературы:

1. Антология северной сказки. Журнал «Северные просторы, № 6, 1989, стр.17.

2. История и культура чукчей. Историко-этнографические очерки, под общей редакцией А.И. Крушанова. Издательтсво «Наука», Л., 1987, стр. 36; стр. 88.

3. Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М. 1980.

4.   Звездные мгновения Арктики. Пасецкий В. М. СПб., 1995

5. Описание обычаев и образа жизни чукчей . Мерк К. Г.,  1978.

6. Августинович Ф. М.1880. Три года в Северо-Восточной Сибири за полярным кругом 

7. Чукотские народные сказки, мифы и предания. Л.В. Беликов, Магадан, 1982.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!