СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на конкурс " Тагильская мадонна!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящим брендом Нижнего Тагила является картина  Рафаэля "Святое семейство" или "Тагильская мадона"

Просмотр содержимого документа
«Проект на конкурс " Тагильская мадонна!»

Добрый день, уважаемое жюри и участники конференции!

Я, ученица школы № 25, посёлка Свободный, Свердловской области, Крылова Полина.

ПредлагаюВашему вниманию исследовательский проект на тему: «Тайна Тагильской мадонны», Руководителем проекта является Горбунова Елена Викторовна.

Настоящим жемчужиной Нижнего Тагила является картина «Святое семейство», приписываемая кисти великого итальянского художника Рафаэля Санти и хранящаяся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Картину сейчас часто называют «Тагильской Мадонной», и это не случайно - в Нижнем Тагиле работа пережила свое второе рождение. Эта тема заинтересовала меня.

На первом этапе исследования я сделала предварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования.

В библиотеке и Интернете я обнаружила информацию, рассказывающую о Тагильской Мадонне, но главной книгой стало для меня исследование академика Игоря Грабаря.


Объектом исследования является- Живопись Рафаэля Санти

Предметом исследования- картина «Тагильская Мадонна»

На этом этапе я сформулировала гипотезу: подтвердить, действительно ли картина «Тагильская Мадонна» принадлежит кисти Рафаэля Санти

Поставила цель: Изучить факты, свидетельствующие о принадлежности картины кисти Рафаэля

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи, которые можно увидеть на слайде:

  1. Изучить литературу по теме исследования

  2. Посетить музей изобразительных искусств в Нижнем Тагиле, где находится подлинник картины

  3. Узнать, каким образом картина попала в Нижний Тагил

4.Определить подлинные черты картины – пометки, тайные знаки

Методы теоретические и эмпирические

На втором этапе исследования, я занялись поисковой деятельностью и вместе с учителем истории, мы посетили Нижнетагильский музей изобразительных искусств, так как для подробного изучения картины были необходимы глубокие исследования .

Во время исследования, я узнала, что в 1924 году на чердаке бывшего Господского дома, до революции принадлежавшего владельцам заводов Демидовым, была обнаружена, потемневшая доска-столешница со следами старой живописи. Часть доски была отломана, и казалось, утрачена безвозвратно. На ней были нарисованы женщина и младенец. Вторую часть с изображением мужчины нашли позже. Она использовалась в качестве ступеньки. Сухое кипарисовое дерево было очень крепким. Люди соединили две части расколотой картины, слегка почистили её и на вороте красного платья женщины разглядели латинскую надпись , что в переводе на русский язык означало Рафаэль Урбинский написал в 1509-м году".

Находка была передана в краеведческий музей.

Выдающийся знаток русского и зарубежного искусства, академик, Игорь Эммануилович Грабарь был направлен для исследования картины из Москвы в Нижний Тагил. Он знал, что провинция богата открытиями и начал детально изучать картину.

Картина была написана великим мастером в Риме в 1509 году. Художник показывает Марию, поднимающую кисейное покрывало над только что проснувшимся младенцем Иисусом. В глазах юной матери отразились любовь, нежность и тревога за судьбу сына. Задумчиво стоит, опираясь на посох, немолодой мужчина-это старец Иосиф. Это не просто счастливая семья, а "Святое семейство".. Четкая, уравновешенная композиция, изысканное цветовое решение картины восхищают своим совершенством.

Рафаль Санти за свою творческую жизнь написал очень много картин, изображающих мадонн.


К 20-м годам ХХ столетия было подсчитано, что в разное время в разных источниках упоминалось о 46 произведениях на этот сюжет, чуть ли не любое могло оказаться подлинником.

Что же это? 47-й экземпляр? Картина долгие годы была предметом жарких споров. Она вернулась на Урал в 1971 году.

И тут возникает вопрос- Как же попала "Мадонна" в Нижний Тагил?

Возникло предположение, что любой из заводчиков Демидовых мог приобрести картину до 1860 года и привести её из-за границы.

Мог Николай Никитич Демидов. Часть его художественной коллекции была послана на Урал для украшения господских домов. Вероятно, «Мадонна» прибыла в Нижний Тагил в связи с этим.

Так же вероятна кандидатура его сына Анатолия Николаевича , купившего себе титул итальянского князя Сан-Донато. Женитьба его на родной племяннице Наполеона, могла позволить получить картину в приданное.

Брат его, Павел Николаевич, женившись на известной петербургской красавице Авроре Карловне Шернваль, преподнес ей королевский подарок - один из известнейших бриллиантов мира, известный под именем Санси. Судьба алмаза могла где-то скреститься с судьбой "Мадонны".

Мог приобрести картину и сын Павла и Авроры, Павел Павлович. В Италии он приобрел имение герцогов Медичи -, где подолгу жил и собрал много картин. Он мог отправить "Мадонну" - на Урал.

Но как же получилось, что картину довели до разрушения? забыли о ней?.. Род Демидовых обеднел. Нижний Тагил остался без барского присмотра, малограмотные служащие вполне могли и не знать истинной ценности шедевра. Её отправили в чулан, а потом и на чердак. Картина загрязнилась, закоптилась

Какие же приметы позволяют утверждать, что это подлинник?

Во-первых, на оборотной стороне доски к моменту её находки в Тагиле сохранились обрывки французских газет конца ХVlll и начала ХlХ века. Значит, она могла быть приобретена во Франции.

Во-вторых, в левом нижнем углу картины изображен герб герцогов Орлеанских. Это приписка может относится к XVll веку.

В- третьих, рентгеновское обследование тагильской картины выявило несколько разных положений рук младенца Христа. Это говорит о том, что автор искал правильное, наиболее подходящее положение рук Спасителя. На копиях этого быть не может.

Такова истории самой знаменитой картины, которой в 2014 году музей отметил 505-летие со дня создания.

На третьем этапе, я проанализировала и систематизировала весь собранный материал и начала оформление исследовательской работы., Выбрала стиль и язык исследования; написала вывод. Продумала оформление продукта моей деятельности – буклет.

Что мне стало известно после исследования?

«Мадонна с вуалью» (итал. Madonna del Velo) — одна из мадонн Рафаэля, размером 120×90 см, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо, где висела напротив рафаэлевского портрета заказчика и именовалась «Мадонной дель Пополо» .

В 1920-е гг. И. Э. Грабарь атрибутировал как оригинал «Мадонны с вуалью» вариант картины, обнаруженный на чердаке дома Анатолия Демидова в Нижнем Тагиле. После реставрации «Тагильская Мадонна» экспонировалась в Пушкинском музее. Только в конце 1970-х музейные сотрудники отказались от атрибуции полотна Рафаэлю и вернули его в Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

.Я подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что картина «Тагильская Мадонна» принадлежит кисти Рафаэля Санти

Моя исследовательская база пополнилась фотоматериалы из музея ИЗО, и я получила возможность взглянуть на картину своими глазами.

.Мой проект имеет практическую значимость: презентацию можно использовать для проведения классных часов, выставок, вечеров.

Благодарю Вас за внимание. Я рада ответить на Ваши вопросы.





























Добрый день, уважаемое жюри и участники конференции!

Я, ученица школы № 25, посёлка Свободный, Свердловской области, Кузнецова Екатерина.

Предлагаю Вашему вниманию исследовательский проект на тему: «Библиотеки Демидовых: книги и судьбы», Руководителем проекта является Горбунова Елена Викторовна.

Я живу в Свердловской области, недалеко от города Нижний Тагил, где знаменитая династия Демидовых в 18 веке основала свои заводы. Сегодня Нижний Тагил знаменит не только Демидовскими заводами, но и созданной ими уникальной библиотекой. Библиотека была основана в 1854 году по распоряжению управляющего заводами, сына известного русского историка Н. М. Карамзина.

Актуальность темы:2015 год в стране был объявлен годом Литературы. Одна из основных проблем государства сегодня-утрата интереса к литературе, чтению, особенно среди молодёжи. Побывав в библиотеке Демидовых, я заинтересовалась -почему заводчики- предприниматели так тянулись к Просвещению? Какова судьба собранных и написанных ими книг? Эта тема показалась для меня актуальной и значимой.

На первом этапе исследования я сделалапредварительный выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования. В библиотек и Интернете я обнаружила информацию, рассказывающую о Демидовых и о их вкладе в литературу. В ходе своей работы, я попыталась взглянуть на их деятельность по-новому....

Поэтому предметом моего исследования стали: книги, собранные и написанные Демидовыми.

Объектом исследования-краеведческая библиотека Демидовых.

На этом этапе я сформулировала гипотезу: подтвердить, действительно ли Демидовы были не только основателями заводов и предпринимателями, но и создателями уникальной библиотеки,увлекались разными науками, писали и собирали книги.

Поставила цель: Исследовать просветительскую деятельность Демидовых на Урале, показать каким образом формировалась библиотека Демидовых и каково её значение для истории Отечества.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи, которые можно увидеть на слайде:

1 Изучить источники по данной теме.

2 Посетить краеведческий музей в Нижнем Тагиле и познакомиться с библиотекой Демидовых.

3.Рассказать о судьбе книг, собранных Демидовыми..

В ходе исследования я использовала следующие методы:

Теоретические—(работа с историческими источниками, изучение литературы по проблеме и теме исследования.)

Эмпирические –(обработка информации; обобщение и систематизация фактов, опытно-поисковая работа.)

Новизна Темы заключается в уникальности созданной Демидовыми Библиотеки.

На втором этапе исследования, я занялись поисковой деятельностью и осенью 2015 года, вместе с учителем истории, мы посетили краеведческую библиотеку Демидовых, так как для подробного изучения их деятельности были необходимы глубокие исследования на уровне архивной работы.

Нам удалось пообщаться с главным библиографом Дацкевич Валентиной Анатольевной и поработать с подлинными книгами из библиотеки.

Во время исследования, я узнала, что …… В жизни разных представителей рода Демидовых, – роль книги была различной. Так, основатель династии уральских заводчиков, тульский кузнец Никита Демидов не оставил никаких документальных свидетельств обращения к книге.

Но уже его сын Акинфий(1678–1745), могущественный властелин уральской промышленной империи Демидовых, обладал значительной по объему библиотекой

Павел Григорьевич, - широко образованный, он всю свою жизнь интересовался философией, музыкой, литературой, зоологией, был коллекционером, библиофилом и меценатом. За время своих многолетних путешествий по странам Европы и по России приобрел редкие коллекции по естественной истории, богатое собрание минералов, медалей, монет, редкие картины, эстампы, скульптуры и другие художественные ценности. К сожалению, почти все они полностью погибли в 1812 г., как и его библиотека – поистине уникальное книжное собрание начала XIX в., насчитывавшее до тысячи экземпляров, среди которых было немало бесценных рукописных и книжных редкостей.





Многие Демидовы в XIX в. заказывали для своих библиотек дорогие переплеты, экслибрисы.

Характерныйсуперэкслибрис с изображением тисненого золотом на коже герба рода Демидовых имелся на переплетах упомянутого собрания Павла Григорьевича Демидова. Он встречается в нескольких видах: большой и малый (в зависимости от размера книги), при этом каждый в двух вариантах – с лентой и Владимирским крестом под щитом и без них.

В работе над собранными материалами, я узнала, что сохранились некоторые описи демидовских библиотек XIX в. В состав «Описи движимому и недвижимому имуществу…», от 1840 года.включен «Реестр книгам…». который позволяет утверждать, что у Павла Демидова была весьма значительная по объему библиотека, Примерно три четверти из них составляли книги на иностранных языках, преимущественно французском. В «Реестре» все книги распределены по разделам: правоведение, история, богословие, словесность, география, статистика и т.д., Но даже в таком виде каталог представляет несомненный интерес для исследователей.

Сохранилось несколько описей и каталогов еще одной библиотеки XIX в. – Сан-Донато, связанной с именами трех представителей фамилии Демидовых, каждый из которых оставил на книгах библиотеки свой след . Ее ядро составила библиотека Павла Николаевича Демидова, который заказал для книг богатые переплеты с упоминавшимся уже суперэкслибрисом. После смерти П.Н. Демидова книги унаследовал сначала его брат Анатолий Николаевич, который увез их в итальянское имение Сан-Донато а затем и прямой наследник, сын – Павел Павлович, получивший официальное право носить в России княжеский титул князя Сан-Донато. Полный каталог библиотеки был составлен для грандиозного аукциона 1880 г., на котором оказались распроданными богатейшие художественные коллекции Демидовых, Какая-то их часть уже после аукциона была перевезена из Италии в Нижний Тагил.

Моя исследовательская база пополнилась фотоматериалы из музеев Демидовых, и я получила возможность взглянуть на книги своими глазами

На третьем этапе, я проанализировала и систематизировала весь собранный материал и начала оформление исследовательской работы. Определила композицию работы, выбрала стиль и язык исследования; написала вывод, составила список литературы. Продумала оформление продукта моей деятельности – интерактивную игру.

Что мне стало известно после исследования?

1.Библиотека Акинфия Демидова (1678 - 1745) была первой из библиотек, находилась в Невьянске, она была довольно солидная по тем временам.

2.Библиотека Демидовых располагает богатым фондом научной и краеведческой литературы, в том числе уникальным собранием редких книг, написанных Демидовыми.

3. Автографы Никиты Акинфиевича – это уникальный источник для изучения истории русской культуры.

4. Созданный Международный Демидовский Фонд является неправительственной общественной организацией, учрежденной в целях объединения и координации усилий региональных отделений и центров, предприятий, организаций, учреждений, с целью: вручения премий российским ученым за выдающиеся достижения в науке.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что Демидовы, оставили свой след в истории , основав первоклассную научно-техническую библиотеку, составленную из изданий, увидевших свет в Лондоне, Париже, Берлине.. Русские издания итальянского собрания после продажи П. П. Демидовым имения в 1880 г. тоже были отправлены в Тагил

..Я подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что Демидовы были не только владельцами уральских заводов, но и создателями уникальных библиотек, сами писали книги, занимались просветительской и благотворительной деятельностью.

Мой проект имеет практическую значимость: Интерактивную игру можно использовать для проведения классных часов, выставок, вечеров.

В перспективе я собираюсь прочитать книгу Анатолия Демидова « Путешествие по Южной России и Крыму» и более подробно узнать об Анатолии Демидове, привезшем из Италии и Франции редкие книги, пополнившие библиотеку.

Благодарю Вас за внимание. Я рада ответить на Ваши вопросы.















Е.П. Пирогова,
кандидат исторических наук,
доцент Уральского
государственного университета
г. Екатеринбург

Библиотеки Демидовых как явление русской культуры

Род Демидовых вписал немало ярких страниц в историю отечественной и европейской промышленности и культуры, оставив заметный след во многих сферах общественной жизни: науке и образовании, политике и издательском деле; огромные средства рода вкладывались в благотворительность. При этом, если тема «Демидовы-предприниматели и заводчики» изучена достаточно основательно, то тема «Демидовы и культура» только начинает изучаться, здесь многое еще предстоит осмыслить и обобщить.

Немало уже сделано в этом направлении: созданы Международный Демидовский Фонд и Демидовский Институт, проводятся Демидовские ассамблеи, издаются монографии, сборники научных трудов, публикуются письма и документы, связанные с жизнью и деятельностью многочисленных представителей прославленного рода. Еще одним шагом на пути изучения роли Демидовых в русской истории и культуре может стать осуществление высказанной на последней, Пятой Демидовской Ассамблее идеи организации Всероссийской (Международной?) выставки сохранившегося художественного наследия Демидовых. Это вполне возможно, так как сегодня во многих музеях и частных собраниях Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Тагила и ряда зарубежных стран хранятся ценнейшие произведения искусства из демидовских коллекций: предметы дворцового убранства, скульптура, богатые коллекции живописи (включая демидовские портреты), ювелирные изделия, изделия из хрусталя, фарфора, серебра, бронзы и т.д. На этой предполагаемой комплексной выставке, конечно, должны быть представлены и книги из демидовских библиотек.

Что известно о демидовских библиотеках сегодня, сколько их было, какой они представляют интерес для современных исследователей истории культуры, для изучения самих Демидовых, наконец, сохранились ли эти библиотеки и где их следует искать? Попытаемся ответить на эти и некоторые другие вопросы [1].

В жизни разных представителей рода Демидовых, – а среди них было много ярких, самобытных личностей, – роль книги была различной. Так, основатель династии уральских заводчиков, тульский кузнец Никита Демидов не оставил никаких документальных свидетельств обращения к книге. Помещенные на известном его портрете несколько изящных томиков – скорее всего лишь дань традиции эпохи Просвещения. Но уже его сын Акинфий (1678–1745), могущественный властелин уральской промышленной империи Демидовых, обладал значительной по объему библиотекой. Согласно «Описи генеральной» 1745 г., «книг русских и немецких» у него было 441, что намного превышало все известные тогда купеческие библиотеки и могло быть сравнимо с личными книжными собраниями ряда представителей высших слоев русского общества 1-й половины XVIII в. Изучение состава этой чрезвычайно интересной библиотеки во многом позволяет дополнить портрет ее владельца.

Еще сложнее и богаче связи с книгой у следующего поколения Демидовых – сыновей Акинфия Никитича: Прокофия, Григория и Никиты.

Старший сын, Прокофий – экстравагантный чудак, расточитель и в то же время самый щедрый меценат и благотворитель из всех Демидовых, – не был книжным человеком в строгом смысле этого слова. Он пользовался книгами из богатой библиотеки графа П.Б. Шереметева. Своих книг и периодических изданий у него было мало, хотя изредка он их «почитывал», о чем свидетельствуют, например, его письма. Но при этом не следует забывать, что именно благодаря Прокофию Акинфиевичу был введен в культурный обиход знаменитый «Сборник Кирши Данилова», по которому несколько поколений россиян знакомились с лучшими образцами устного народного творчества Древней Руси – историческими песнями и былинами.

О брате Прокофия Григории, создателе первого в России ботанического сада, известно мало. По-видимому, именно в его доме на Васильевском острове в Санкт-Петербурге почти 20 лет (до 1766 г.) размещалась после пожара библиотека Академии наук. Григорий сделал все, чтобы его сыновья получили лучшее по тем временам европейское образование.

Самая богатая библиотека была у младшего из трех братьев – Никиты, сумевшего прослыть любителем наук и искусств, покровителем ученых и художников – словом, человеком просвещенным. Сохранилось немало документов, свидетельствующих о том, что Н.А. Демидов, живя в Москве, регулярно получал из Петербурга все книжные новинки, делал запросы-предписания своим приказчикам относительно приобретения конкретных изданий – книг и журналов, внимательно их прочитывал. Хотя опись библиотеки не найдена, мы можем с уверенностью говорить о том, что Никита Акинфиевич систематически комплектовал свою библиотеку, состоявшую по меньшей мере из нескольких сотен экземпляров.


Книги из библиотеки Никиты Акинфиевича Демидова. XVIII в.

В четвертом и пятом поколениях Демидовых, выросших на основательно возделанной предшествующими поколениями культурной почве, мы уже встречаем писателей и переводчиков, композиторов и ученых, коллекционеров с утонченным художественным вкусом. Эти люди уже не мыслят своей жизни без книг, позволяющих им приобщаться к новейшим достижениям науки и техники, к событиям российской и европейской общественной жизни, питающих ум и услаждающих душу в часы досуга. Так, по крайней мере четверо детей Григория Акинфиевича занимались литературными переводами, в том числе трое девочек. Из них одна, Хиония Григорьевна, известна тем, что в 1758 г. впервые перевела на русский язык сказку французской писательницы ЛеПренс де Бомон «Красавица и зверь», ставшую впоследствии одним из литературных источников известной сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Брат Хионии, Павел Григорьевич, - тоже весьма примечательная, неординарная личность. Широко образованный, он всю свою жизнь интересовался философией, музыкой, литературой, зоологией, был коллекционером, библиофилом и меценатом. П.Г. Демидов оставил самостоятельные труды по металлургии, химии, математике, минералогии. За время своих многолетних путешествий по странам Европы и по России приобрел редкие коллекции по естественной истории, богатое собрание минералов, медалей, монет, редкие картины, эстампы, скульптуры и другие художественные ценности. К сожалению, почти все они полностью погибли в 1812 г., как и его библиотека – поистине уникальное книжное собрание начала XIX в., насчитывавшее до тысячи экземпляров, среди которых было немало бесценных рукописных и книжных редкостей.

Многие Демидовы в XIX в. заказывали для своих библиотек дорогие переплеты, экслибрисы. Поскольку эти отличительные признаки некоторых демидовских библиотек позволяют выявлять сохранившиеся экземпляры в современных книгохранилищах, опишем их подробнее.

Характерныйсуперэкслибрис с изображением тисненого золотом на коже герба рода Демидовых имелся на переплетах упомянутого библиофильского собрания Павла Григорьевича Демидова. Он встречается в нескольких видах: большой и малый (в зависимости от размера книги), при этом каждый в двух вариантах – с лентой и Владимирским крестом под щитом и без них.


Переплет с суперэкслибрисом из библиотеки Павла Григорьевича Демидова

На книгах из библиотеки внука его старшего брата Александра, тоже Павла Григорьевича (1809–1858), попечителя Одесского учебного округа, имелся собственный книжный знак: черно-белый, с изображением фамильного герба рода Демидовых, ленты с надписью по латыни «Actanonverba» (фамильный девиз: «не слова, но дела») и общей тоже латинской надписью: «Souksoun. ExlibrisExc. PaulGrigor. Demidoff».

После смерти П.Г. Демидова (младшего) библиотека перешла к его внуку Павлу Александровичу (1869–1935), который перевез ее в свое имение Вишневец Волынской губернии. На книгах появился новый экслибрис: от прежнего изображения остался герб и лента с девизом (несколько видоизмененные), но появились два рога изобилия по бокам и новая надпись: «ChateaudeWichnewetz. P.A. Demidoff.» («Замок Вишневец П.А. Демидова»), встречающаяся на латинском, французском и русском языках. Имеется еще один вариант надписи на экслибрисах библиотеки Павла Александровича: «Имение Демидово П.А. Демидова».


Варианты экслибрисов библиотеки П.Г. Демидова (младшего)

Богатые переплеты заказывал для книг внук Никиты Акинфиевича Павел Николаевич Демидов (1798–1840), решивший придать всей библиотеке собственный неповторимый облик. Его переплеты встречаются четырех цветов (зеленые, красные, реже черные и синие) с золотым обрезом, тиснением в виде орнаментальной рамки на обеих крышках переплета и на корешке. Но главное их отличие – это суперэкслибрис в виде оттиснутых золотом инициалов «П.Д.» (встречается вариант инициалов латиницей «P.D.») и короны над ними.


Варианты экслибрисов библиотеки П.Г. Демидова

Собственный экслибрис для книг своей библиотеки имел брат Павла Николаевича, Анатолий Демидов (1813–1870). Он представлен в виде одноцветной литографии (светло-голубой рисунок на белой бумаге) с гербом и девизом Демидовых и надписью «Из библиотеки Анатолия Николаевича Демидова». Очень редко встречается другой экслибрис А.Н. Демидова: с гербом и инициалами «А.Д.», увенчанными короной.

Можно только сожалеть о том, что далеко не все демидовские библиотеки имели отличительные книжные знаки. Отсутствие последних затрудняет, но не делает невозможным поиск этих библиотек. Напротив, необходимо с новыми усилиями продолжить их выявление, изучение состава, поскольку это дополнительный, а иногда и единственный источник наших знаний о Демидовых как личностях.




Наиболее полно состав демидовских библиотек отражен в описях (реестрах, каталогах) этих собраний, составлявшихся в разное время и по разным причинам: предстоящий раздел имущества между наследниками или продажа его с аукциона, попытка систематизировать накопленные книжные богатства, планы открыть библиотеку для общего пользования и т.д.

Первые подобные описи составлялись в XVIII в. Об одной из них - «Описи генеральной» 1745 г. – выше уже упоминалось, но книги в ней, принадлежавшие при жизни Акинфию Демидову, не были расписаны, указывалось только их общее количество. Зато в последующих ведомостях, составлявшихся по случаю пересмотра завещания и нового раздела имущества между тремя сыновьями Акинфия, все книги оказались подробно перечислены. И хотя состояние сохранившихся списков ведомостей таково, что не позволяет восстановить название всех книг, все же их изучение может дать достаточно полное представление о первой библиотеке в роду Демидовых.

Сохранились некоторые описи демидовских библиотек XIX в. Самая ранняя из них недавно обнаружена в Государственном архиве Свердловской области в составе «Описи движимому и недвижимому имуществу…», «учиненной» в 1840 г. после смерти Павла Николаевича Демидова. Документ интересен тем, что включает подробное описание двух петербургских домов Демидова и, кроме прочего, указание на то, что библиотека находилась в обоих из них и занимала две комнаты в первом и одну во втором особняке. В состав описи включен «Реестр книгам…» [2], а фактически каталог, который позволяет утверждать, что у П.Н. Демидова была весьма значительная по объему библиотека, состоявшая из 4937 томов. Примерно три четверти из них составляли книги на иностранных языках, преимущественно французском. В «Реестре» все книги распределены по разделам: правоведение, история, богословие, словесность, география и статистика и т.д., при этом названия разделов достаточно условны, а сами названия книг даны очень кратко, как правило, без указания выходных данных издания. Но даже в таком виде каталог представляет несомненный интерес для исследователей.


Книги из библиотеки П.Г. Демидова

Сохранилось несколько описей и каталогов еще одной библиотеки XIX в. – Сан-Донато, связанной с именами трех представителей фамилии Демидовых, каждый из которых оставил на книгах библиотеки свой след [3]. Ее ядро составила библиотека Павла Николаевича Демидова, который заказал для книг богатые переплеты с упоминавшимся уже суперэкслибрисом (сохранился целый ряд счетов, подтверждающих этот факт). После смерти П.Н. Демидова книги унаследовал сначала его брат Анатолий Николаевич, который увез их в итальянское имение Сан-Донато и снабдил собственным экслибрисом; а затем и прямой наследник, сын – Павел Павлович, получивший официальное право носить в России княжеский титул Сан-Донато. Именно тогда, после 1872 г., по всей видимости, на книгах и появился овальный штамп с надписью «BibliothequedeSanDonato», который означал не связь с уже проданной к тому времени виллой, а принадлежность библиотеки новому владельцу – П.П. Демидову. Полный каталог библиотеки был составлен для грандиозного аукциона 1880 г., на котором оказались распроданными богатейшие художественные коллекции Демидовых, в течение нескольких десятилетий ими собиравшихся во дворце Сан-Донато. Библиотека была включена в отдельный том одного из восьми аукционных каталогов. Всего в нем отражено 6900 книг, которые систематизированы по языкам и специальным разделам. Отдельным блоком в каталоге перечислены издания, влившиеся в разное время в библиотеку Сан-Донато: книжное собрание некоего Рейзе (М. Reiset), а также часть библиотеки Наполеоновского музея, основанного Анатолием Демидовым на острове Эльба. Книжный каталог 1880 года – ценный источник, позволяющий судить о составе одной из интереснейших библиотек Демидовых. К сожалению, он почти не доступен для исследования, поскольку является библиографической редкостью; на Урале нет ни одного его экземпляра.

К счастью, не все книги были распроданы на аукционе. Какая-то их часть уже после аукциона была перевезена из Италии в Нижний Тагил. Об этом свидетельствует документ, который имеет следующее название: «Опись. Книги, карты географические и атласы, отобранные по приказанию г. уполномоченнаго К.К. Линдера и В.Д. Белова из библиотеки русских книг, привезенной из имения Сан-Донато в 1880 г. для отсылки ея в Н. Т[агильские] заводы» [4]. Эта опись ценна тем, что может помочь найти в сегодняшних книгохранилищах сохранившиеся книги из библиотеки Сан-Донато.

С библиотекой Сан-Донато связан еще один любопытный документ из уральского архива Демидовых. Это «Каталог книг и иллюстрированных изданий из библиотеки Демидова» на французском языке 1874 г., в котором перечислено по приблизительным подсчетам около 300 изданий. К каталогу имеется дополнение - «Общий список всех книг, публикаций, брошюр, гравюр, офортов, экспедированных в Сан-Донато в течение лет 1874-1875-1876» [5] с указанием количества ящиков – 340. Всего, по нашим подсчетам, за указанные годы в Италию было переправлено около полутора тысяч книг, альбомов и других изданий.

В 1898 г. в Екатеринбурге был опубликован «Систематический каталог библиотеки наследников П.П. Демидова, князя Сан-Донато…». Это была первая часть, в которую вошли книги на русском языке. Вторая часть, по некоторым данным, опубликована в Париже в начале XX в. Оба каталога – большая библиографическая редкость. Более доступную нам русскую часть «Систематического каталога» еще предстоит изучить. Предварительно можно сказать только то, что он охватывает, по-видимому, книги библиотеки Нижне-Тагильских заводов, всего в нем более двух с половиной тысяч наименований книг и журналов, а общий объем библиотеки, очевидно, намного превышал 10–15 тысяч томов (подсчеты очень приблизительны, поскольку в каталоге нет порядковых номеров).

Приведем еще один забытый факт: в 1904 г. в Париже был проведен аукцион «принцессы Матильды» – единственной жены Анатолия Николаевича Демидова, с которой тот развелся после нескольких лет совместной жизни. На аукционе продавались «предметы старины», среди которых могли быть и книги. Чтобы это выяснить, необходимо отыскать каталог аукциона. Ясно одно: многочисленные распродажи привели к тому, что значительная часть библиотеки Сан-Донатооказалась распылена, книги из нее могут и сегодня находиться в различных европейских и американских книгохранилищах или в частных собраниях.

Поиск новых описей и каталогов демидовских библиотек весьма затруднен. Но не легче обнаружить, а иногда при этом и идентифицировать, сохранившиеся отдельные книжные экземпляры из библиотек Демидовых. Только специальное изучение и поэкземплярное научное описание библиотечного фонда Нижнетагильского музея-заповедника позволило нам выявить политический трактат Петра Шафирова «Разсуждениекакие законные причины... Петр Великии... к началу войны против короля Карола 12 шведского 1700 году имел…» 1722 г. издания, – книгу, принадлежавшую, по всей видимости, Акинфию Демидову. Дело в том, что в ведомостях о разделе имущества последнего она названа тем же словом, с которого начинается тагильский экземпляр (первые его страницы утрачены), а именно – «Дедикация». Таким образом, в Нижнем Тагиле находится единственная из сохранившихся книг первой демидовской библиотеки.

Особую ценность для исследователей представляют книги, которые имеют читательские пометы, владельческие или дарственные записи. Примеров может быть много, приведем только два. Первый – книжные автографы Н.А. Демидова. Замечательную читательскую «слабость» имел Никита Акинфиевич: после прочтения приобретенных книг он оставлял на них свои впечатления в виде кратких или довольно пространных записей. На сегодняшний день их выявлено более ста (на некоторых книгах оказалось по нескольку записей). Автографы эти - очень выразительные, эмоциональные, порой весьма откровенные, многое говорят об их авторе, его читательских интересах и вкусах, о приятии или неприятии Н.А. Демидовым прочитанного, о его миропонимании и собственной житейской философии, - словом, позволяют лучше понять личность самого Никиты Акинфиевича.



Другой пример – это экземпляр «Санкт-петербургского календаря... на лето 1763» (хранится в Российской Национальной библиотеке), который весь испещрен записями, сделанными рукой уже упоминавшейсяХионии Григорьевны Демидовой. Целый год, месяц за месяцем, день за днем Хиония заносила в календарь, как в дневник, сведения обо всем, что ей хотелось запечатлеть на память. Записи лаконичны, многие имена в них скрыты инициалами или даны без фамилий. И все же они позволяют судить о круге общения, семейных отношениях, образе жизни, интересах дворян Демидовых, а в их лице петербургской знати первых лет правления Екатерины . Глубокое изучение этих записей поможет прояснить и уточнить многое из семейной жизни детей Григория Акинфиевича Демидова.

Личные библиотеки Демидовых могут многое рассказать о своих владельцах: их кругозоре, человеческих достоинствах и недостатках, культурном уровне, литературных и прочих пристрастиях. Но было бы неверно сводить необходимость изучения этих библиотек только к возможности узнать что-то об их владельцах. Каждая демидовская библиотека – неповторимое явление культуры своего времени, воссоздание и изучение их состава – задача огромного общекультурного значения.

На те же книжные автографы Никиты Акинфиевича можно посмотреть шире, как на уникальный источник для изучения истории русской культуры. Действительно, эти автографы дают материал, позволяющий судить о том, как воспринималась читателями XVIII в. современная им литература, какие отклики и настроения она вызывала. Таких живых свидетельств того времени сохранилось очень мало, а в подобном объеме аналогов им просто нет.

Демидовская книжность – это огромный культурный поток, время от времени отливавшийся в строго очерченные формы собраний тех или иных владельцев, которые со временем то растекались, то сливались, принимали новые формы, – но движение самого этого потока не прекращалось, донеся остатки книжных богатств Демидовых до наших дней. Но много еще белых пятен на демидовской книжной карте. Особенно у потомков Прокофия Акинфиевича, многие из которых жили в Нижегородской губернии, - именно там следует искать сведения о них и их библиотеках.

Мы мало знаем о читательских пристрастиях поздних Демидовых (конец XIX – XX вв.). Многие «следы» потомков Григория Акинфиевича ведут на Украину: в Одессу, Диканьку (имение породнившихся с Демидовыми Кочубеев) и в Крым. Именно из Крыма покидали ставшую советской Россию Павел Александрович Демидов и его семья, оставив богатую коллекцию живописи (последний раз она выставлялась в Ялте в 1918 г.) и замечательную библиотеку, насчитывавшую несколько тысяч томов, включая книги из знаменитой библиотеки Вишневецкого замка.

Пока полная terraincognita на демидовской книжной карте – это библиотеки младшего брата Акинфия Демидова Никиты Никитича и его потомков. Да и сами образы этих представителей младшей ветви знаменитого рода уральских горных магнатов нечетки, а то и совсем неразличимы на фоне ярких и все более объемных для нас образов Акинфия Никитича и его потомков. Остается надеяться, что со временем эта историческая несправедливость будет устранена, и тогда вклад рода Демидовых в сохранение и приумножение наших книжных сокровищ предстанет перед нами в полном объеме.

Примечания

1. Подробно тема освещена в кн.: Пирогова Е.П. Библиотеки Демидовых. Книги и судьбы. Екатеринбург, 2000. 208 с.; ил.

2. «Реестр» опубликован в приложении к указанной книге автора.

3. См.: Пирогова Е.П. Демидовская библиотека Сан-Донато // Тагильский край в панораме веков. Материалы краеведч. конф. Нижний Тагил, 2001. С. 218-226.

4. ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 440. Л. 1-5.

5. ГАСО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 435. Л. 1-156 об.





Главная » Галерея экслибрисов » Частные лица

Частные лица

Демидов А. Н.

 

Штамп круглый, 32, в линейной рамке государственный герб, окружная надпись «ДомъАнатолiя Демидова» (первая половина XIX в.) на книге:

Образование: педагогический и научно-популярный журнал. – 1898. - № 2: Февраль.


Демидов Анатолий Николаевич (17 апреля 1812, Флоренция, Италия — 29 апреля 1870, Париж, Франция)

Русский и французский меценат, действительный статский советник, князь Сан-Донато. Камергер, промышленник, владелец рудников и железоделательных заводов на Урале и в Сибири, автор сочинений по горному делу, путешественник. Покровитель художника К. Брюллова.

Представитель рода Демидовых, младший сын Николая Никитича Демидова от его брака с Елизаветой Александровной Строгановой. Большую часть своей жизни прожил в Европе, лишь изредка приезжая в Россию. Был женат на племяннице Наполеона Бонапарта принцессе Матильде де-Монроф.

Составил богатую коллекцию картин, в том числе европейских художников, многие из которых хранятся в Нижнетагильском музее. Он создал богатейший музей реликвий Наполеона в бывшей резиденции французского императора на острове Эльба.

Более 20 лет А. Н. Демидов издавал в Париже «Труды Нижне-Тагильской обсерватории метеорологических и магнитных наблюдений». По его приглашению Нижний Тагил в 1841 г. посетил известный английский геолог Мурчисон.

В 1837-1838 гг. А. Н. Демидов организовал первую российско-французскую геологическую экспедицию во главе со знаменитым ученым Ле-Пле по исследованию Крыма, юга России и Донецкого бассейна, а затем опубликовал 4-томный труд экспедиции с геологическими картами и таблицами 225-ти месторождений каменного угля.

Крупнейшие его пожертвования: основание «Демидовского дома призрения трудящихся» в 1833 г. в Петербурге с целью представления бедным возможности трудиться за получение питания и вознаграждения (на что им дано более 500 000 руб.); основание «Николаевской детской больницы», на которую он пожертвовал вместе с братом Павлом Николаевичем 200 000 руб.

А. Н. Демидов, по примеру отца, тоже собирал произведения искусств и книги. При нем секретарем в 1851-1854 гг. состоял В. В. Стасов, знаменитый впоследствии художественный критик, историк искусства. Он выполнял главным образом обязанности библиотекаря, комплектовал библиотеку. Когда Стасов поступил на службу в публичную библиотеку в Петербурге, он продолжал консультировать итальянскую родовую библиотеку Демидовых в их итальянском имении Сан-Донато во Флоренции.

Филантропы и меценаты Демидовы собрали к концу XVIII в. несколько замечательных библиотек и уникальных коллекций рукописей. Они оставили свой след в истории Свердловского края и отечественной культуры, основав первоклассную научно-техническую библиотеку, составленную из изданий, увидевших свет в Лондоне, Париже, Берлине. Основу фонда библиотеки Нижнетагильских заводов составили в том числе книги, присланные Анатолием Демидовым. Русские издания итальянского собрания после продажи П. П. Демидовым имения в 1880 г. тоже были отправлены в Тагил.

Часть библиотеки А. Демидова была передана в Демидовский юридический лицей в Ярославле.

Сегодня библиотека Нижнетагильского музея-заповедника, основанная в 1854 г. по распоряжению управляющего заводами Нижнетагильского горнозаводского округа А. Н. Карамзина, сына известного русского историка Н. М. Карамзина, располагает богатым фондом научной и краеведческой литературы, в том числе уникальным собранием редких книг, связанных с династией Демидовых. К их числу относятся 150 книг из родовой библиотеки Демидовых, более 200 книг из библиотеки Выйского горнозаводского училища, среди которых 24 книги из личной московской библиотеки Никиты Акинфиевича Демидова и др.

















































Основные требования к выступлению...на конкурсе Леонардо

Оно должно строго соответствовать заявленной теме.

- Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»

- Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.

- Предъявите гипотезу.

- Представьте цели и задачи работы.

- Назовите, какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.

- Сообщите, что самого важного и интересного принесла Вам работа.

- Чётко сформулируйте выводы. Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы




Пожелания выступающему

Говорите убеждённо, чётко и громко.

- Сообщая наиболее важную информацию говорите:

“Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“

- Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... “Мы пришли к выводу...... Нами было сделано...”

- Не уходите от заданной темы.

- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.

- Интересно, когда выступающий говорит о мыслях возникших после завершения работы. Озвучивает “последействие“.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!