Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Ямальский Центр внешкольной работы
ПРОЕКТ:
«СЧАСТЬЕ В ТЕБЕ…»
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ООП (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Номинация: проекты по работе с одаренными детьми
Данная работа заняла 2 место в районном конкурсе молодых педагогов «Моя педагогическая инициатива»
Номинация «Проекты по организации работы с одаренными детьми»
Автор-составитель: п.д.о. Джагалинова Н.С.
с. Яр-Сале, 2014 г.
Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой
и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.
В. Сухомлинский
Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.
А поскольку эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей.
Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.
В. Зубков
Что есть одаренный ребенок?
Из существующих источников я объяснила себе это так….
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Актуальность. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности с одной стороны, и неприятие, непонимание окружающих нестандартности поведения отдельных личностей с другой. Таким образом получается, что имея конкурентное преимущество одаренным способным детям сложно адаптироваться в социуме в условиях неопределенности современной окружающей среды.
Признать социальную значимость проблемы обучения одаренных детей – значит сделать важный шаг к ее решению.
Единой точки зрения на природу способностей не существует, но в то же время можно апеллировать общими понятными для всех терминами как: способности, интеллект, талант, одаренность, одаренный ребенок.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Интеллект – обобщенное понятие, характеризующее совокупность умственных способностей человека термин интеллект часто используют как синоним слов «одаренность», «умственная одаренность».
Креативность – способность создавать создавать нечто новое, оригинальное.
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Противоречия и проблемы:
благоприятные условия для развития детской индивидуальности в условиях доп. Образования детей и одновременно неполное использование возможностей учреждений для выявления и дальнейшего развития одаренности;
потребность в организации обучения одаренных детей, но отсутствие чётко отработанной системы работы в данном направлении, недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;
потребность в обогащении содержания образования для одаренных детей и вместе с тем недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;
Работая над данным проектом, я задалась целью создать теоретическую модель, которая возможно будет внедрена в практику и может обеспечить положительный результат обогащения образовательной среды для одаренных детей в условиях дополнительного образования.
Цели и задачи проекта
Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования для возможности развития талантливых, одарённых и способных детей исходя из его индивидуальных особенностей.
Объект исследования. Психолого–педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования. Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.
Задачи:
1.Создать условия для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.
2.Обучить педагогический состав учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.
3.Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
Мини-исследование
Используемые методы для исследования:
Теоретический: изучение психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.
Экспериментальный: собеседование, педагогическое наблюдение.
Статистический: обработка полученных данных.
В мире существует и действуют три варианта организации обучения одаренных детей:
Раздельное обучение (специальное образовательное учреждение для одаренных детей)
Совместно-раздельное (специальные группы, классы в традиционном учебном заведении)
Совместное обучение (обучение одаренных в естественной среде, когда они не вырываются из круга нормальных сверстников)
Каждая из стратегий имеет свои преимущества и свои недостатки. И кроме того, всем понятно, что в нашей стране большая часть одаренных детей обучалась и всегда будет обучаться в обычных массовых образовательных учреждениях.
Дополнительное образование как процесс непрерывный имеет наиболее благоприятную позицию. Оно не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.
Из опыта работы образовательных учреждений округа самыми распространенными методами и формами работы с одаренными детьми являются: тематические и проблемные мини- курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п. Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. Но основной формой организации учебного процесса в школе остается урок, который отличается значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: групповые формы работы, творческие задания, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Во внеурочной деятельности используют такие формы как: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Выводы:
1. Ознакомившись с опытом работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования можно сделать вывод о том, что в основном формы работы с одаренными детьми традиционные, но проблема развития способностей многоаспектная. Как и все индивидуально психологические особенности человек не приобретает способности в готовом виде, а приобретает их в процессе жизни и деятельности. Привести к достижениям в определенной сфере деятельности может развитие разных способностей, что невозможно без комплексного влияния педагога, родителей, друзей. Реализация способностей ребенка происходит посредством факторов, способствующих их развитию и совершенствованию (фактор времени, фактор среды, личностный фактор, фактор удачи) по мнению Дж. Рензулли.
2. По результатам педагогического наблюдения, собеседования с родителями, педагогами выявилось что:
родители заинтересованы в дальнейшем развитии способностей, задатков, имеющихся у детей. В селе многие учреждения могут предоставить такие возможности: музыкальная школа, РДКиТ, детская библиотека, Ямальский ЦВР, ЯСШИ. Но индивидуальный подход к обучению ОД в полной мере реализовать могут не все;
педагоги ЦВР заинтересованы в предоставлении индивидуальных дополнительных образовательных услуг одаренных детей. В организации есть опыт создания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, организация индивидуальных выставок творческих работ, демонстрации творческих успехов в конкурсах различных уровней.
Итак, создается благоприятная ситуация по взаимодействию родителей с одной стороны и учреждения Ямальский ЦВР с другой стороны для реализации потребностей одаренных детей. Так как Центр внешкольной работы как учреждение дополнительного образования – это место:
куда ребята приходят добровольно, охотно, с радостью;
где есть возможность заняться интересным делом;
где серьезное, настоящее дело можно самим придумать, организовать и каждый день идти вперед;
доступного общения и взаимодействия с партнерами, единомышленниками, независимо от возраста, опыта, уровня мастерства;
где каждый ребенок чувствует себя личностью, может компенсировать свои неудачи в школе, где есть дополнительный шанс реализовать себя;
где поощряется инициатива, самостоятельность.
Кроме того следует учитывать опыт интеграции Ямальского ЦВР со многими социальными структурами села.
Основная идея проекта в том, чтобы развивать одаренных детей по обогащенным индивидуальным маршрутам в соответствии с образовательными способностями, потребностями и возможностями не изолируя ребенка от сверстников включая их в образовательный процесс ОУ в различных видах (творческие вечера, выставки, мастер-классы), привлекая различные социальные структуры с. Яр-Сале.
Инновационная значимость: создание системы поддержки талантливых
Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении с учетом интеграции с музыкальной школой, детской библиотекой, РДКиТ, ЯСШИ, а также поднять её на более качественный уровень. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в любой деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Продолжительность: реализация проекта рассчитана на 3 года.
Участники: педагоги ЯЦВР, родители и воспитанники ЯЦВР.
Дополнительно привлекаемые специалисты: педагоги музыкальной школы, библиотекари Детской районной библиотеки, сотрудники РДКиТ, инженер ТСО.
Ресурсы: дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ЯЦВР, нормативно-методическое обеспечение, библиотечный фонд Детской районной библиотеки, интернет-ресурсы, площади РДКиТ (по договоренности), материально-техническая база Ямальского ЦВР, средства привлекаемых спонсоров.
Основное содержание проекта
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Принцип универсальной талантливости
принцип гуманизма
принцип научности и интегрированности
Механизм реализации проекта:
Организационно-управленческое обеспечение:
1. Создание рабочей группы по разработке проекта
2. Тестирование воспитанников объединений Ямальского ЦВР,
для выявления одаренных детей.
3. Формирование нормативно-правовой , методической баз.
4. Мотивация педагогов к участию в данном проекте.
5. Приобретение и распространение в ЦВР различных изданий и
методической литературы по образованию данной категории детей
Методическое обеспечение:
1. Организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению образовательных маршрутов для одаренных детей;
2. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению образования одаренных детей;
3. Разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования ОД;
4. Внедрение в практику работы ЦВР новых форм и методов деятельности педагогов с ОД;
5. Освещение в СМИ о работе по организации образования одаренных детей в ЦВР.
6. При разработке индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей включать: творческие задания, на активизацию и развитие мыслительных процессов, (внимание, воображение, память, восприятие)
Взаимодействие ЦВР:
С родителями:
1. Анкетирование и собеседование с родителями;
2. Привлечение родителей в образовательный процесс (создание совместных проектов)
3. Работа «Творческой мастерской» (участие родителей в занятиях, мастер-классах)
С воспитанниками:
Организация обучения по индивидуальным образовательным маршрутам по выбору ребенка на базе ЦВР;
Обеспечение участия в различных мероприятиях среди воспитанников ЦВР;
Организация индивидуальных выставок работ воспитанника;
Обеспечение участия в творческих конкурсах различных уровней;
Сопровождение ведения индивидуального портфолио;
Мониторинг индивидуальных результатов (карта достижений);
Создание условий для погружения в различные виды деятельности (с привлечением специалистов других социальных структур);
Организация проектно-исследовательской деятельности;
«Мозговые штурмы», дискуссии, диалоги, творческие задания, ролевые тренинги.
10.Обеспечение возможности общения с другими педагогами в режиме видеозанятий.
План реализации проекта
№ | Этап | Содержание | Период |
1 | Организационный | Создание нормативно-методической базы Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта Изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одаренности детей Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов Пополнение материально-технической базы для работы с одарёнными детьми. | Сентябрь 2014 г. – Январь 2015 г. |
2 | Практический | Внедрение системы тьюторства над каждым одарённым ребёнком Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся; Создание условий для повышения социального статуса одарённых воспитанников Центра через организацию индивидуальных выставок, авторских вечеров, сольных концертов, проведение мастер - классов и т.д.; Организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий, разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей; Наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка; Работа постоянно действующего мастер-класса для педагогов, работающих с одарёнными детьми; Консультации; Сопровождение ведения индивидуального портфолио ребенка; Освещение в СМИ о работе по организации образования ОД в ЦВР; Обеспечение участия в видеозанятиях посредством сети интернет; Создание условий для погружения в различные виды деятельности (с привлечением специалистов других социальных структур); Организация проектно-исследовательской деятельности. | Январь 2015 – декабрь 2016 г. |
3 | Аналитический | Осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов; Ведение банка данных «Одаренные дети»; Пополнение банка данных по проблемам одарённости, накопление литературы по проблеме одарённости, подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся; Создание информационной папки; Подведение итогов реализации проекта. | Январь 2017 г. - май 2017 г. |
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:
создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;
совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;
оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;
обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах;
создание индивидуального портфолио воспитанника;
создать банк данных о воспитанниках «Одарённые дети»;
создать информационный банк данных по проблеме «Одарённые дети»;
привлечь родителей и специалистов различных социальных структур к сотрудничеству в рамках проекта «Счастье в тебе».
Мониторинг результатов
Показатели позволяющие оценить ход реализации проекта:
Доля проведенных проблемных занятий с одарёнными детьми с использованием тренинговых методов, предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
Наличие и ведение индивидуальной карты достижений и прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня;
Активность участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов)
Процент освоения индивидуального образовательного маршрута.
Качество, доступность и системность информационных материалов, как продуктов проекта;
Качество, содержательность, оригинальность индивидуальных портфолио воспитанников;
Процент обновления банка данных о воспитанниках «Одарённые дети»;
Количество привлеченных родителей и специалистов к совместной творческой работе;
Доля педагогов, принявших участие в работе с одаренными детьми.
Риски:
При реализации проекта возможны следующие трудности:
Игнорирование со стороны участников;
Недостаточность финансовых средств;
Низкая активность педагогического коллектива
Методы устранения: разъяснительные беседы с педагогами, презентации позитивных изменений при реализации проекта.
Условия реализации проекта
Нормативные условия:
разработаны локальные акты Ямальского ЦВР, регламентирующие образовательную и воспитательную деятельность в проектируемой области.
Кадровые условия:
достаточный уровень квалификационной подготовки сотрудников Ямальского ЦВР;
своевременное прохождение курсовой переподготовки по тематике проекта.
Материально-технические условия:
обновление материально-технической базы (ПК для воспитанника с выходом в сеть Интернет, наглядно-демонстрационные материалы, художественные материалы).
Методические условия:
Условия информационного обеспечения:
Перспектива развития данного проекта
Особенностью данного проекта является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов развития способностей одаренных обучающихся, вовлечения педагогов и обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Изменяются представления о самой концепции детской одаренности, базовое представление о том, что одаренный ребенок – это такой же, как все только немного лучше (умнее, любознательнее и др.).
В современной психологии сформировалось иное представление – одаренный ребенок не просто опережает сверстников по ряду параметров развития – это ребенок качественно отличающийся от сверстников. Он не «лучше» и не «хуже» сверстников, он качественно иной «другой». Одаренность существует лишь в постоянном движении и развитии она не терпит застоя и самоудовлетворенности. В этом вопросе я полностью солидарна с К.Д. Ушинским: «…Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет…»
Список литературы:
Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4.
Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований / Ю. Азаров // М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3.
Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" / Л.М. Бискер // "Завуч" - 2001.- №4.
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов // М.: Владос, 2004 г.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. / В.Г. Грязева, В.А. Петровский // Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993 г.
Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми / Ю.К. Завельский // "Завуч".- 2000 г.
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева// Ярославль: Академия развития, 2004 г.
Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей / Н.П. Кутнякова// Ростов н-Д: Феникс, 2008
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау //Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.С. Лейтес // М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности./А.М. Матюшкин// М., 1993.
Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. // Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская // Волгоград: Учитель, 2007 г.
Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001 г.
Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. / Н.Б. Шумакова // М., 2004.
Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2.
Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. / Е.Л. Яковлева // – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с.
7