СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ООП (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Чудеса в тебе..."

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание модели работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования для возможности развития талантливых, одарённых и способных детей  исходя из его индивидуальных особенностей.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ООП (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Чудеса в тебе..."»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ямальский Центр внешкольной работы



ПРОЕКТ:

«СЧАСТЬЕ В ТЕБЕ…»

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ООП (ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ) В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Номинация: проекты по работе с одаренными детьми


Данная работа заняла 2 место в районном конкурсе молодых педагогов «Моя педагогическая инициатива»

Номинация «Проекты по организации работы с одаренными детьми»


Автор-составитель: п.д.о. Джагалинова Н.С.


с. Яр-Сале, 2014 г.

Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой

и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним.

В. Сухомлинский


Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.

А поскольку эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей.

Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.

В. Зубков



Что есть одаренный ребенок?

Из существующих источников я объяснила себе это так….

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Актуальность. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности с одной стороны, и неприятие, непонимание окружающих нестандартности поведения отдельных личностей с другой. Таким образом получается, что имея конкурентное преимущество одаренным способным детям сложно адаптироваться в социуме в условиях неопределенности современной окружающей среды.

Признать социальную значимость проблемы обучения одаренных детей – значит сделать важный шаг к ее решению.

Единой точки зрения на природу способностей не существует, но в то же время можно апеллировать общими понятными для всех терминами как: способности, интеллект, талант, одаренность, одаренный ребенок.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Интеллект – обобщенное понятие, характеризующее совокупность умственных способностей человека термин интеллект часто используют как синоним слов «одаренность», «умственная одаренность».

Креативность способность создавать создавать нечто новое, оригинальное.

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  • с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

  • дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.



Противоречия и проблемы:

  • благоприятные условия для развития детской индивидуальности в условиях доп. Образования детей и одновременно неполное использование возможностей учреждений для выявления и дальнейшего развития одаренности;

  • потребность в организации обучения одаренных детей, но отсутствие чётко отработанной системы работы в данном направлении, недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;

  • потребность в обогащении содержания образования для одаренных детей и вместе с тем недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;

Работая над данным проектом, я задалась целью создать теоретическую модель, которая возможно будет внедрена в практику и может обеспечить положительный результат обогащения образовательной среды для одаренных детей в условиях дополнительного образования.


Цели и задачи проекта

Цель: Создать модель работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования для возможности развития талантливых, одарённых и способных детей исходя из его индивидуальных особенностей.

Объект исследования. Психолого–педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования. Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.


Задачи:

1.Создать условия для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.

2.Обучить педагогический состав учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.

3.Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Мини-исследование

Используемые методы для исследования:

Теоретический: изучение психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.

Экспериментальный: собеседование, педагогическое наблюдение.

Статистический: обработка полученных данных.

В мире существует и действуют три варианта организации обучения одаренных детей:

  1. Раздельное обучение (специальное образовательное учреждение для одаренных детей)

  2. Совместно-раздельное (специальные группы, классы в традиционном учебном заведении)

  3. Совместное обучение (обучение одаренных в естественной среде, когда они не вырываются из круга нормальных сверстников)

Каждая из стратегий имеет свои преимущества и свои недостатки. И кроме того, всем понятно, что в нашей стране большая часть одаренных детей обучалась и всегда будет обучаться в обычных массовых образовательных учреждениях.

Дополнительное образование как процесс непрерывный имеет наиболее благоприятную позицию. Оно не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

Из опыта работы образовательных учреждений округа самыми распространенными методами и формами работы с одаренными детьми являются: тематические и проблемные мини- курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы пли творческих зачетов и т.п. Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. Но основной формой организации учебного процесса в школе остается урок, который отличается значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: групповые формы работы, творческие задания, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.

Во внеурочной деятельности используют такие формы как: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Выводы:

1. Ознакомившись с опытом работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования можно сделать вывод о том, что в основном формы работы с одаренными детьми традиционные, но проблема развития способностей многоаспектная. Как и все индивидуально психологические особенности человек не приобретает способности в готовом виде, а приобретает их в процессе жизни и деятельности. Привести к достижениям в определенной сфере деятельности может развитие разных способностей, что невозможно без комплексного влияния педагога, родителей, друзей. Реализация способностей ребенка происходит посредством факторов, способствующих их развитию и совершенствованию (фактор времени, фактор среды, личностный фактор, фактор удачи) по мнению Дж. Рензулли.

2. По результатам педагогического наблюдения, собеседования с родителями, педагогами выявилось что:

  • родители заинтересованы в дальнейшем развитии способностей, задатков, имеющихся у детей. В селе многие учреждения могут предоставить такие возможности: музыкальная школа, РДКиТ, детская библиотека, Ямальский ЦВР, ЯСШИ. Но индивидуальный подход к обучению ОД в полной мере реализовать могут не все;

  • педагоги ЦВР заинтересованы в предоставлении индивидуальных дополнительных образовательных услуг одаренных детей. В организации есть опыт создания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, организация индивидуальных выставок творческих работ, демонстрации творческих успехов в конкурсах различных уровней.

Итак, создается благоприятная ситуация по взаимодействию родителей с одной стороны и учреждения Ямальский ЦВР с другой стороны для реализации потребностей одаренных детей. Так как Центр внешкольной работы как учреждение дополнительного образования – это место:

  • куда ребята приходят добровольно, охотно, с радостью;

  • где есть возможность заняться интересным делом;

  • где серьезное, настоящее дело можно самим придумать, организовать и каждый день идти вперед;

  • доступного общения и взаимодействия с партнерами, единомышленниками, независимо от возраста, опыта, уровня мастерства;

  • где каждый ребенок чувствует себя личностью, может компенсировать свои неудачи в школе, где есть дополнительный шанс реализовать себя;

  • где поощряется инициатива, самостоятельность.

Кроме того следует учитывать опыт интеграции Ямальского ЦВР со многими социальными структурами села.

Основная идея проекта в том, чтобы развивать одаренных детей по обогащенным индивидуальным маршрутам в соответствии с образовательными способностями, потребностями и возможностями не изолируя ребенка от сверстников включая их в образовательный процесс ОУ в различных видах (творческие вечера, выставки, мастер-классы), привлекая различные социальные структуры с. Яр-Сале.

Инновационная значимость: создание системы поддержки талантливых

Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития детской одарённости, системно - деятельностном подходе к организации и управлению этой работой. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении с учетом интеграции с музыкальной школой, детской библиотекой, РДКиТ, ЯСШИ, а также поднять её на более качественный уровень. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в любой деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Продолжительность: реализация проекта рассчитана на 3 года.

Участники: педагоги ЯЦВР, родители и воспитанники ЯЦВР.

Дополнительно привлекаемые специалисты: педагоги музыкальной школы, библиотекари Детской районной библиотеки, сотрудники РДКиТ, инженер ТСО.

Ресурсы: дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы ЯЦВР, нормативно-методическое обеспечение, библиотечный фонд Детской районной библиотеки, интернет-ресурсы, площади РДКиТ (по договоренности), материально-техническая база Ямальского ЦВР, средства привлекаемых спонсоров.

Основное содержание проекта

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  • Принцип универсальной талантливости

  • принцип гуманизма

  • принцип научности и интегрированности

Механизм реализации проекта:

Организационно-управленческое обеспечение:

1. Создание рабочей группы по разработке проекта

2. Тестирование воспитанников объединений Ямальского ЦВР,

для выявления одаренных детей.

3. Формирование нормативно-правовой , методической баз.

4. Мотивация педагогов к участию в данном проекте.

5. Приобретение и распространение в ЦВР различных изданий и

методической литературы по образованию данной категории детей

Методическое обеспечение:

1. Организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению образовательных маршрутов для одаренных детей;

2. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению образования одаренных детей;

3. Разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования ОД;

4. Внедрение в практику работы ЦВР новых форм и методов деятельности педагогов с ОД;

5. Освещение в СМИ о работе по организации образования одаренных детей в ЦВР.

6. При разработке индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей включать: творческие задания, на активизацию и развитие мыслительных процессов, (внимание, воображение, память, восприятие)

Взаимодействие ЦВР:

С родителями:

1. Анкетирование и собеседование с родителями;

2. Привлечение родителей в образовательный процесс (создание совместных проектов)

3. Работа «Творческой мастерской» (участие родителей в занятиях, мастер-классах)

С воспитанниками:

    1. Организация обучения по индивидуальным образовательным маршрутам по выбору ребенка на базе ЦВР;

    2. Обеспечение участия в различных мероприятиях среди воспитанников ЦВР;

    3. Организация индивидуальных выставок работ воспитанника;

    4. Обеспечение участия в творческих конкурсах различных уровней;

    5. Сопровождение ведения индивидуального портфолио;

    6. Мониторинг индивидуальных результатов (карта достижений);

    7. Создание условий для погружения в различные виды деятельности (с привлечением специалистов других социальных структур);

    8. Организация проектно-исследовательской деятельности;

    9. «Мозговые штурмы», дискуссии, диалоги, творческие задания, ролевые тренинги.

10.Обеспечение возможности общения с другими педагогами в режиме видеозанятий.

План реализации проекта

Этап

Содержание

Период

1

Организационный

  • Создание нормативно-методической базы

  • Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одарённых детей

  • Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта

  • Изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одаренности детей

  • Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка

  • Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов

  • Пополнение материально-технической базы для работы с одарёнными детьми.

Сентябрь 2014 г. – Январь 2015 г.

2

Практический

  • Внедрение системы тьюторства над каждым одарённым ребёнком

  • Проведение диагностики признаков одарённости у учащихся;

  • Создание условий для повышения социального статуса одарённых воспитанников Центра через организацию индивидуальных выставок, авторских вечеров, сольных концертов, проведение мастер - классов и т.д.;

  • Организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий, разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей;

  • Наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;

  • Работа постоянно действующего мастер-класса для педагогов, работающих с одарёнными детьми;

  • Консультации;

  • Сопровождение ведения индивидуального портфолио ребенка;

  • Освещение в СМИ о работе по организации образования ОД в ЦВР;

  • Обеспечение участия в видеозанятиях посредством сети интернет;

  • Создание условий для погружения в различные виды деятельности (с привлечением специалистов других социальных структур);

  • Организация проектно-исследовательской деятельности.

Январь 2015 – декабрь 2016 г.

3

Аналитический

  • Осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов;

  • Ведение банка данных «Одаренные дети»;

  • Пополнение банка данных по проблемам одарённости, накопление литературы по проблеме одарённости, подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся;

  • Создание информационной папки;

  • Подведение итогов реализации проекта.

Январь 2017 г. - май 2017 г.


Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  • создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;

  • совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;

  • оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;

  • обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах;

  • создание индивидуального портфолио воспитанника;

  • создать банк данных о воспитанниках «Одарённые дети»;

  • создать информационный банк данных по проблеме «Одарённые дети»;

  • привлечь родителей и специалистов различных социальных структур к сотрудничеству в рамках проекта «Счастье в тебе».

Мониторинг результатов

Показатели позволяющие оценить ход реализации проекта:

  • Доля проведенных проблемных занятий с одарёнными детьми с использованием тренинговых методов, предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребёнку максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

  • Наличие и ведение индивидуальной карты достижений и прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня;

  • Активность участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (выставки декоративно-прикладного и технического творчества, конкурсы чтецов, театральных групп, хоровых, вокальных, хореографических коллективов, ученических проектов)

  • Процент освоения индивидуального образовательного маршрута.

  • Качество, доступность и системность информационных материалов, как продуктов проекта;

  • Качество, содержательность, оригинальность индивидуальных портфолио воспитанников;

  • Процент обновления банка данных о воспитанниках «Одарённые дети»;

  • Количество привлеченных родителей и специалистов к совместной творческой работе;

  • Доля педагогов, принявших участие в работе с одаренными детьми.

Риски:

При реализации проекта возможны следующие трудности:

  1. Игнорирование со стороны участников;

  2. Недостаточность финансовых средств;

  3. Низкая активность педагогического коллектива

Методы устранения: разъяснительные беседы с педагогами, презентации позитивных изменений при реализации проекта.

Условия реализации проекта

Нормативные условия:

  • разработаны локальные акты Ямальского ЦВР, регламентирующие образовательную и воспитательную деятельность в проектируемой области.

Кадровые условия:

  • достаточный уровень квалификационной подготовки сотрудников Ямальского ЦВР;

  • своевременное прохождение курсовой переподготовки по тематике проекта.

Материально-технические условия:

  • обновление материально-технической базы (ПК для воспитанника с выходом в сеть Интернет, наглядно-демонстрационные материалы, художественные материалы).

Методические условия:

  • наличие УМК в соответствие с проектируемым направлением.

Условия информационного обеспечения:

  • освещение хода проекта на сайте Ямальского ЦВР


Перспектива развития данного проекта

Особенностью данного проекта является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах: совершенствования методов развития способностей одаренных обучающихся, вовлечения педагогов и обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Изменяются представления о самой концепции детской одаренности, базовое представление о том, что одаренный ребенок – это такой же, как все только немного лучше (умнее, любознательнее и др.).

В современной психологии сформировалось иное представление – одаренный ребенок не просто опережает сверстников по ряду параметров развития – это ребенок качественно отличающийся от сверстников. Он не «лучше» и не «хуже» сверстников, он качественно иной «другой». Одаренность существует лишь в постоянном движении и развитии она не терпит застоя и самоудовлетворенности. В этом вопросе я полностью солидарна с К.Д. Ушинским: «…Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет…»



Список литературы:


  1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4.

  2. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований / Ю. Азаров // М.: Воспитание школьников. 2009. №1.

  3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3.

  4. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" / Л.М. Бискер // "Завуч" - 2001.- №4.

  5. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов // М.: Владос, 2004 г.

  6. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. / В.Г. Грязева, В.А. Петровский // Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993 г.

  7. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми / Ю.К. Завельский // "Завуч".- 2000 г.

  8. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей / А.В. Золотарева// Ярославль: Академия развития, 2004 г.

  9. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей / Н.П. Кутнякова// Ростов н-Д: Феникс, 2008

  10. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау //Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

  11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.С. Лейтес // М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  12. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3.

  13. Матюшкин А.М. Загадки одаренности./А.М. Матюшкин// М., 1993.

  14. Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. // Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская // Волгоград: Учитель, 2007 г.

  15. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001 г.

  16. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1

  17. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. / Н.Б. Шумакова // М., 2004.

  18. Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. – 2008. – № 2.

  19. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. / Е.Л. Яковлева // – М.: Молодая гвардия. 1997. – 78с.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!