СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Мы с тобой"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования»предназначен для решения сложной проблемы организации педагогической работы  с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования.В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в социальную среду.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Мы с тобой"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Ямальский Центр внешкольной работы



ПРОЕКТ:


«МЫ С ТОБОЙ»


МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Номинация: проекты по организации работы с детьми с ОВЗ


Данная работа заняла 3 место в районном конкурсе молодых педагогов «Моя педагогическая инициатива»

(номинация «Проекты по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»)




Автор-составитель: п.д.о. Джагалинова Н.С.



с. Яр-Сале, 2013

Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения им психологической зрелости, во время которого происходит его социальное развитие, становление как члена человеческого общества. И очень важно, какими людьми вырастут наши воспитанники. В наши дни приходится говорить об общей тенденции к снижению уровня детского здоровья. Во всем мире с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии. Это обосновано тем, что мир, в котором живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологии.В России процент детей с ОВЗ растет. Дети с ОВЗ маломобильны, часто они находятся в ограниченном пространстве своей квартиры, и не имеют возможности, как их сверстники, свободно перемещаться с целью расширения представлений об окружающем мире. Ребёнок с ОВЗ хочет знать о мире больше, чем мир знает о нём. Согласно Конвенции о правах ребенка в статье 28 признаётся право каждого ребенка на образование. В статье 23 записано, что «неполноценный ребенок в умственном или физическом отношении должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». В обществе назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ. Согласно Межведомственной программе развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года ожидаемыми результатами является также и адресная работа с детьми ОВЗ, детьми из малообеспеченных семей, детьми-сиротами, детьми мигрантов.

Одной из целей развития системы дополнительного образования является привлечение таких детей, их социализация, развитие личностного потенциала ребенка через творческую реабилитацию.

Социализация – процесс, необходимый ребенку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Социализация предполагает многостороннее и часто разнонаправленные влияния жизни. В результате которых человек усваивает «правила игры». Принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценностные модели поведения. Первоначально социализация индивида происходи в семье. А уже потом в обществе.

Творческая реабилитация - это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Организация такой работы в дополнительном образовании требует от педагогов специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ.

Такие дети есть и в нашем селе, но существует ряд проблем:

  • нет связи с детьми данного типа;

  • часто родители и дети не осведомлены о возможности Центра внешкольной работы осуществлять деятельность с детьми такого типа.

  • нет оснащенности здания для обучения детей, не имеющих возможности передвигаться самостоятельно: отсутствуют пандусы, нет специального оборудования для проведения занятий.

Для родителей и педагогов возникает ряд вопросов:

Со стороны педагогов:

  • как обучать, как взаимодействовать с ребенком с ОВЗ;

  • как организовать коррекционно - педагогическую работу с детьми так, чтобы добиться положительной динамики в творческой деятельности детей с ОВЗ;

Со стороны ребенка с ОВЗ:

  • найдет ли он друзей, комфортно ли ему будет и т.д.

Со стороны родителей:

  • проблема недостаточной информированности родителей в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ;

  • проблема недостаточной компетенции родителей в вопросах защиты прав и интересов ребенка с ОВЗ.

Проект «Моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования»предназначен для решения сложной проблемы организации педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования.В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в социальную среду.

Цель проекта:Моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования

Задачи:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса образования детей с ОВЗ

  • обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов в области работы с детьми с ОВЗ;

  • совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);

  • обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в дополнительном образовании.


Новизна проекта

Проект «Мы с тобой» это возможность оказать помощь ближнему, начать взращивать большую Человеческую душу в маленьких детях. В ЦВР реализуются образовательные маршруты для некоторых воспитанников с ОВЗ. Но отсутствует система работы в данном направлении.

Данный проект–возможность создания системы по предоставлению дополнительных образовательных услуг детям с ОВЗ в с. Яр-Сале. Участниками данного проекта являются педагоги дополнительного образования, дети с ОВЗ, родители и администрация ЯЦВР.

Стратегия достижения поставленной цели


Реализация проекта рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:


Название этапа

Сроки реализации

Цель:

1.

Подготовительный


Январь –май

2013 г.

1.Формирование нормативно-правовой документации

2.Формирование банка данных передового опыта, по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании

3.Составление плана повышения квалификации.

2.

Организационно -практический


Сентябрь 2013г. –май 2014 г.


1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов и детей с ОВЗ.

2.Формирование и деятельность рабочей группы по вопросам коррекции проекта по работе с детьми с ОВЗ в образовательном пространстве ЯЦВР.

3.Формирование информационных банков по результатам реализации проекта.

3.

Заключительный


Июнь - декабрь 2014г.


1.Обобщение и анализ результатов деятельности ЦВР покоррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в дополнительном образовании.

2.Подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта, оценка его результатов и распространение опыта работы Центра внешкольной работы.


Механизм реализации проекта


1.Организационно-управленческое обеспечение:

  • создание рабочей группы по разработке проекта;

  • создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах, проживающих в селе Яр-Сале;

  • формирование нормативно-правовой, методической баз;

  • мотивация педагогов к участию в данном проекте;

  • приобретение и распространение в ЦВР различных изданий по образованию детей с ОВЗ;

  • заключение договоров о сотрудничестве с социальными службами ЯСШИ, с. Яр-Сале.


2.Методическое обеспечение:

  • организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;

  • обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению образования детей с ОВЗ;

  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;

  • разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;

  • внедрение в практику работы ЦВР новых форм и методов деятельности педагогов с детьми с ОВЗ;

  • создание информационных стендов по организации образования детей с ОВЗ в ЦВР.




3.Психолого-педагогическое обеспечение:

  • сотрудничество с социально-психологической службой ЯСШИ с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;

  • проведение конференции по теме «Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ» на базе ЦВР с привлечением специалистов;

  • подготовка и публикация на сайте материалов по вопросам педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации;

  • мониторинг хода реализации проекта (проведение анкетирования среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);


4.Взаимодействие ЦВР с родителями:

  • организация и проведение различных конкурсов среди воспитанников и их родителей по правовым вопросам;

  • творческие мастерские (родители + дети);

  • родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве.


5.С воспитанниками:

  • организация обучения по индивидуальным образовательным маршрутам по выбору ребенка на базе ЦВР или на дому;

  • организация и проведение в ЦВР различных совместных мероприятий среди воспитанников;

  • акции «Напиши письмо другу»;

  • новогоднее поздравление ребенка-инвалида, украшение комнаты, окна в комнате;

  • «Мой портрет» - стенгазета о ребенке, его увлечениях, достижениях.


В работе с детьми предполагаются различные формы работы:

  • индивидуальные и групповые занятия с детьми, методом творческой реабилитации: сказкотерапия, драмотерапия, изотерапия;

  • встречи с интересными людьми;

  • организация и проведение выставок творческих работ;

  • праздники, концерты, развлекательные мероприятия;

  • тренинговые занятия с детьми, с родителями, с привлечением специалистов;

  • обучающие занятия для родителей определенным приемам и методам работы, необходимым для занятий в домашних условиях.

Задачи творческой реабилитации:

  • создание благоприятной микросреды;

  • актуализация желания ребенка работать с конкретным педагогом;

  • исходя из диагноза, особенностей ребенка оказать ему помощь в выборе предложенных материалов для работы, провести презентацию материалов;

  • диагностика удовлетворенности ребенка своей деятельностью на занятиях;

  • приспособление ребенка к жизни и труду.

В практике специального образования широко используется термин «артпедагогика». Данная технология является приоритетной в обучении детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования.

Основные функции артпедагогики:

  • Культурологическая(обусловленная развитием человека на основе освоения им художественной культуры).

  • Образовательная (обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театральной, игровойдеятельности).

  • Воспитательная (формирующая нравственные, эмоционально эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности).

  • Коррекционная (содействующая коррекции и компенсации недостатков в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер: активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности).

Используя методы артпедагогики и элементы арттерапии – сказкотерапии, драмотерапии, изотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ, должны соблюдаются определенные условия:

  • Равные, партнерские отношения, взаимодействие на горизонтальном уровне, на уровне глаз.

  • Исключается любая агрессивность по отношению к ребенку.

  • Не приемлемы указания, команды, требование, принуждение.

  • Пространство, в котором проходит деятельность должно ощущаться ребенком как комфортное.

  • Исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка.

  • Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и работать в собственном темпе.

  • Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств или коллективного обсуждения.













Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данного проекта:

1)Создана модель образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования.

2) Повышен профессиональный уровень компетентности педагогов в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ и их социализации.

3)Наблюдается успешная социализация ребенка в условиях дополнительного образования.

4)Обобщен и распространен опыт педагогов на муниципальном, региональном уровнях.

5) Создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями.

6) Повышена информационная компетентность родителей детей с ОВЗ.

7) Разработаны методические рекомендации по теме проекта.


Оценка результатов

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта:

  • Наличие и эффективность модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в условиях дополнительного образования.

  • Доля педагогов, повысивших профессиональный уровень в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ и их социализации.

  • Доля детей с ОВЗ, у которых наблюдается положительная динамика в оздоровлении и социализации.

  • Доля педагогов, участвующих в мероприятиях по обобщению и распространению собственного опыта в области коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации.

  • Доля детей с ОВЗ, чувствующих себя комфортно в ЦВР.

  • Доля родителей повысивших информационную компетентность в социализации детей с ОВЗ.


Условия реализации проекта

Нормативные условия:

- банк нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждения дополнительного образования;

- разработаны локальные акты ЦВР, регламентирующие образовательную и воспитательную деятельность ЦВР в проектируемой области.

Кадровые условия:

- достаточный уровень образовательной и квалификационной подготовки сотрудников ЦВР;

- своевременное прохождение курсовой переподготовки;

- низкая текучесть кадров;

- возможность введения в штатное расписание дополнительных ставок специалистов (психолог).

Финансово – хозяйственные и материально – технические условия:

- стабильность бюджетного и внебюджетного финансирования;

- наличие основной материально – технической базы.

Методические условия:

- наличие УМК в соответствии с проектируемым направлением.

Условия информационного обеспечения:

- наличие Интернета и сайта ЦВР.


Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Бизнес-план проекта


Наименование мероприятий

Решаемые задачи

цена

кол-во

чел

сумма

1

Курсы повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ

Планирование индивидуального маршрута для ребёнка с ОВЗ с учётом профиля заболевания

40 000

3

120 000

2

Кресло-коляска для детей-инвалидов «Кимба» (прогулочная) с зимним мешком

Физиологически комфортная прогулочная коляска, фиксирующая основные части тела. Коляска удобна для перевозки в общественном транспорте

150 000

2

300 000

3

Столик для детей с ДЦП «Лилия» мод. М-600-004


Предназначен для реабилитации детей с детским церебральным параличом или с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Благодаря широкому диапазону регулировки высоты, столик можно использовать в комплекте с любым стулом, инвалидной коляской и даже стоя, то есть точно подогнать по размерам изделие к ребенку. Наклон столешницы и боковые ограждения создают дополнительные удобства при пользовании столом

30 000


2

60 000

ИТОГО

480 000 рублей

Возможные риски

К возможным рискам относим:низкая активность родителей в обращении к услугам дополнительного образования;недостаточный опыт работы педагогов с детьми-инвалидами;отсутствие в центре внешкольной работы специалистов по профилю нарушения (психолог, сурдопедагог, тифлопедагог и др.);отсутствие специального оборудования для организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.

В качестве путей преодоления можно рассматривать оснащение образовательного учреждения специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием; прохождением курсов повышения квалификации или стажировкой работников по профилю заболеваний детей с ОВЗ, заключение договоров сотрудничества со специалистами.

Информационное сопровождение проекта

О ходе реализации проекта информация размещается на страницах сайта ЦВР, на страницах местной газеты «Время Ямала». Планируется организовать телевизионные передачи о работе с детьми. Особое внимание необходимо уделять корректности в преподнесении информации, не ущемляя чувств и достоинств детей с ОВЗ и их родителей.

Преимущества данного проекта: доступность, актуальность, возможность эффективного использования способов воспитательного воздействия. Проект может рассматриваться как один из шагов в комплексе мероприятий по работе с детьми с ОВЗ не только со стороны дополнительного образования, но и со стороны органов местного самоуправления, от которых напрямую зависит развитие проекта.





Перспективы развития проекта

Практически в каждом населенном пункте есть дети с ОВЗ, которые требуют особого внимания и нуждаются в специальном обучении.

Перспектива развития социально-педагогического проекта заключается в возможности использования нашего опыта в образовательных учреждениях дошкольного и начального школьного образования. Воспользовавшись данным проектом, коллеги смогут адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять его у себя.

Создание доступной, безбарьерной среды – одна из главных задач всех муниципальных образований. И возможно, что в скором времени можно будет увидеть, что в нашем селе дополнительно появятся вспомогательные сооружения, которые помогут маломобильным людям получить равные возможности со здоровыми людьми.

Известно, что в России сейчас не лучшие времена. Но они никогда не наступят, если ничего не делать. Есть уверенность, что данный проект станет одним из звеньев цепочки добрых дел, которые помогут маленьким гражданам прожить детство без границ.

Большинство задач решается удивительно просто: надо взять и сделать!


Список литературы:

1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. - М.:ТЦ Сфера,2008.

2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми.- М.: АРКТИ,2002.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа для детей с нарушением зрения. – М.: Издательство «Экзамен»,2006.

4. Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. -Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2005.

5. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М.: АСТ; СПб.: Сова,2005.

6. Плаксина Л.И.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). М.: Экзамен, 2003.

7. Рубан Э.Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях: реальные методы и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс,2009.

8. Сековец Л.С. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения. Комплексы упражнений. Подвижные игры. Гимнастика. – М.: Школьная Пресса, 2008.

9.Ситкина И.Г. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи. - «Бюллетень», №3, 2004

10. СысоеваИ.М.Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ.-Новосибирск: Интернет – ресурсы.

11. Статья «Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования» - Интернет - ресурсы














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!