СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект:"Методы решения тригонометрических уравнений"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - проект: " Методы решения тригонометрических уравнений"

Просмотр содержимого презентации
«1 группа»

МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское Исследовательский проект

МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское

Исследовательский проект

Эпиграф:  Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, – что следуя этому методу, мы достигнем цели.  Лейбниц

Эпиграф:

Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, – что следуя этому методу, мы достигнем цели.

Лейбниц

Немного истории…

Немного истории…

На раннем этапе тригонометрия развивалась в тесной связи с астрономией и являлась её вспомогательным разделом.   Астрономы при нахождении расстояний до планет и звёзд использовали свойства треугольника.   Так возникла наука  тригонометрия - наука об измерении треугольников, о выражении сторон через его углы.

На раннем этапе тригонометрия развивалась в тесной связи с астрономией и являлась её вспомогательным разделом.

Астрономы при нахождении расстояний до планет и звёзд использовали свойства треугольника.

Так возникла наука тригонометрия - наука об измерении треугольников, о выражении сторон через его углы.

Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад.  Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (2 в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями .

Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад.

Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (2 в. н. э.). Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями .

Долгое время тригонометрия носила чисто геометрический характер, т. е. Факты, которые мы сейчас формулируем в терминах тригонометрических функций, формулировались и доказывались с помощью геометрических понятий и утверждений. Такою она была еще в средние века, хотя иногда в ней использовались и аналитические методы, особенно после появления логарифмов .

Долгое время тригонометрия носила чисто геометрический характер, т. е. Факты, которые мы сейчас формулируем в терминах тригонометрических функций, формулировались и доказывались с помощью геометрических понятий и утверждений. Такою она была еще в средние века, хотя иногда в ней использовались и аналитические методы, особенно после появления логарифмов .

Начиная с XVII в., тригонометрические функции начали применять к решению уравнений, задач механики, оптики, электричества, радиотехники, для описания колебательных процессов, распространения волн, движения различных механизмов, для изучения переменного электрического тока и т. д. Поэтому тригонометрические функции всесторонне и глубоко исследовались, и приобрели важное значение для всей математики.

Начиная с XVII в., тригонометрические функции начали применять к решению уравнений, задач механики, оптики, электричества, радиотехники, для описания колебательных процессов, распространения волн, движения различных механизмов, для изучения переменного электрического тока и т. д. Поэтому тригонометрические функции всесторонне и глубоко исследовались, и приобрели важное значение для всей математики.

Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII веке Леонардом Эйлером (1707-1783) членом Петербургской Академии наук. Именно Эйлер первым ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения. После Эйлера тригонометрия приобрела форму исчисления: различные факты стали доказываться путем формального применения формул тригонометрии, доказательства стали намного компактнее, проще.

Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком XVIII веке Леонардом Эйлером (1707-1783) членом Петербургской Академии наук. Именно Эйлер первым ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения. После Эйлера тригонометрия приобрела форму исчисления: различные факты стали доказываться путем формального применения формул тригонометрии, доказательства стали намного компактнее, проще.

Таким образом, тригонометрия, возникшая как наука о решении треугольников, со временем развилась и в науку о тригонометрических функциях.

Таким образом, тригонометрия, возникшая как наука о решении треугольников, со временем развилась и в науку о тригонометрических функциях.

Тригонометрическим уравнением   называется уравнение, в котором   переменная является аргументом  одной или нескольких  тригонометрических функций.

Тригонометрическим уравнением

называется уравнение, в котором

переменная является аргументом

одной или нескольких

тригонометрических функций.

простейшие тригонометрические уравнения Метод решения  С помощью числовой окружности

простейшие тригонометрические уравнения

Метод решения

С помощью числовой

окружности

Уравнение  1 . Проверить условие | a |  ≤  1 2 . Отметить точку а на оси абсцисс . y t 1 3 . Построить перпендикуляр в этой точке . 4 . Отметить точки пересечения перпендикуляра с окружностью . 5 . Полученные точки – решение уравнения cost = a. a x 0 -1 1 6 . Записать общее решение уравнения . -t 1

Уравнение

1 . Проверить условие | a | 1

2 . Отметить точку а на оси абсцисс .

y

t 1

3 . Построить перпендикуляр в этой точке .

4 . Отметить точки пересечения перпендикуляра с окружностью .

5 . Полученные точки – решение уравнения cost = a.

a

x

0

-1

1

6 . Записать общее решение уравнения .

-t 1

Частные случаи уравнения Π 2 y π 0 x 0 -1 1   π   2

Частные случаи уравнения

Π 2

y

π

0

x

0

-1

1

π 2

Уравнение  1 . Проверить условие | a |  ≤  1 2 . Отметить точку а на оси ординат . y 1 3 . Построить перпендикуляр в этой точке . -t 1 t 1 4 . Отметить точки пересечения перпендикуляра с окружностью . a 5 . Полученные точки – решение уравнения sint = a. x 0 6 . Записать общее решение уравнения . x=(-1) k arcsina+  k, k  Z -1

Уравнение

1 . Проверить условие | a | 1

2 . Отметить точку а на оси ординат .

y

1

3 . Построить перпендикуляр в этой точке .

-t 1

t 1

4 . Отметить точки пересечения перпендикуляра с окружностью .

a

5 . Полученные точки – решение уравнения sint = a.

x

0

6 . Записать общее решение уравнения .

x=(-1) k arcsina+ k, k Z

-1

Частные случаи уравнения Π 2 y 1 π 0 x 0   П   2 -1

Частные случаи уравнения

Π 2

y

1

π

0

x

0

П 2

-1

« Метод замены переменой»   При решении уравнений указанного типа в основном применяются следующие тригонометрические тождества:

« Метод замены переменой»

При решении уравнений указанного типа в основном применяются следующие тригонометрические тождества:

Основное тригонометрическое тождество:  следствия:   Косинус двойного аргумента :

Основное тригонометрическое тождество: следствия:

Косинус двойного аргумента :

Метод решения - замена переменной   Сделайте замену переменной. Решите полученное алгебраическое уравнение относительно новой переменной. Сделайте обратную замену и получите совокупность простейших тригонометрических уравнений .

Метод решения - замена переменной

  • Сделайте замену переменной.
  • Решите полученное алгебраическое уравнение относительно новой переменной.
  • Сделайте обратную замену и получите совокупность простейших тригонометрических уравнений .

Уравнения, сводящиеся к квадратным, относительно   cos х = t , sin х = t . A sin 2 x + B cosx + C = 0 A cos 2 x + В sinx + C = 0  A sin 2 x + B cosx + C = 0 A cos 2 x + В sinx + C = 0  A sin 2 x + B cosx + C = 0 A cos 2 x + В sinx + C = 0
  • Уравнения, сводящиеся к квадратным, относительно

cos х = t , sin х = t .

A sin 2 x + B cosx + C = 0

A cos 2 x + В sinx + C = 0

  • A sin 2 x + B cosx + C = 0 A cos 2 x + В sinx + C = 0
  • A sin 2 x + B cosx + C = 0 A cos 2 x + В sinx + C = 0

Решаются методом введения новой переменной.

Пример 1 . Пусть тогда не удовлетворяет условию

Пример 1 .

Пусть

тогда

не удовлетворяет условию

Пример 2 . Решить уравнение  2 sin 2 x + sinx - 1 = 0. Решение. Введём новую переменную t = sinx. Тогда данное уравнение примет вид 2 t 2 + t - 1 = 0.  Решим его: D = 1 + 8 = 9, Cледовательно, sinx = 1/2 или sinx = -1.

Пример 2 . Решить уравнение

2 sin 2 x + sinx - 1 = 0.

Решение.

Введём новую переменную t = sinx. Тогда данное уравнение примет вид 2 t 2 + t - 1 = 0.

Решим его: D = 1 + 8 = 9,

Cледовательно,

sinx = 1/2 или sinx = -1.

1) sinx = 1/2, 2) sinx = -1,

1) sinx = 1/2,

2) sinx = -1,

Пример 3 . Решить уравнение  6 sin 2 x + 5 cosx - 2 = 0. Решение. Заменяя sin 2 x на 1-с os 2 x , получим квадратное уравнение относительно с osx . 6 ( 1- cos 2 x ) + 5 cosx - 2 = 0, -6 cos 2 x + 5cosx + 4 = 0, 6 cos 2 x - 5cosx - 4 = 0. Пусть cos x = t , тогда 6t 2 - 5t - 4 = 0, t 1 = - 1/2, t 2 = 4/3.

Пример 3 . Решить уравнение

6 sin 2 x + 5 cosx - 2 = 0.

Решение.

Заменяя sin 2 x на 1-с os 2 x , получим квадратное уравнение относительно с osx .

6 ( 1- cos 2 x ) + 5 cosx - 2 = 0,

-6 cos 2 x + 5cosx + 4 = 0,

6 cos 2 x - 5cosx - 4 = 0.

Пусть cos x = t , тогда 6t 2 - 5t - 4 = 0,

t 1 = - 1/2, t 2 = 4/3.

1." width="640"

Cледовательно, с os x = - 1/2 или cos x = 4/3 .

Решая уравнение с os x = -1/2 , находим:

Уравнение cos x = 4/3 не имеет решений, так как 4 /3 1.

Пример 4 . Решить уравнение  tgx + 2ctgx = 3. Решение. Поскольку ctgx = то уравнение можно записать в виде: Обозначим tgx через t . Получим уравнение которое приводится к квадратному t 2 - 3t + 2 = 0,

Пример 4 . Решить уравнение

tgx + 2ctgx = 3.

Решение.

Поскольку ctgx =

то уравнение можно записать в виде:

Обозначим tgx через t . Получим уравнение

которое приводится к квадратному t 2 - 3t + 2 = 0,

t 2 - 3t + 2 = 0. По теореме, обратной теореме Виета, t 1 = 2, t 2 =1.

t 2 - 3t + 2 = 0.

По теореме, обратной теореме Виета,

t 1 = 2, t 2 =1.

Желаю творческих успехов!  Спасибо за внимание!

Желаю творческих успехов!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«группа 2»

МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское Исследовательский проект   Тригонометрические уравнения, решаемые разложением на множители

МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское

Исследовательский проект

Тригонометрические уравнения, решаемые разложением на множители

Эпиграф:  «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все  Математические сезамы».  С. Коваль.

Эпиграф:

  • «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все

Математические сезамы».

С. Коваль.

Определение

Определение

  • Уравнение, содержащее неизвестное под знаком тригонометрической функции, называется тригонометрическим
Формулы двойного аргумента

Формулы двойного аргумента

  • sin 2 x = 2 sin x cos x ,
  • cos 2 x = cos 2 x – sin 2 x
Формулы суммы и разности синусов и косинусов

Формулы суммы и разности синусов и косинусов

Уравнения, допускающие разложение на множители  основной метод решения:   основной метод решения: Используя метод группировки, разложить одночлены, входящие в состав уравнения, на множители. Используя условие равенства произведения нулю, получите и решите совокупность простейших тригонометрических уравнений. Используя метод группировки, разложить одночлены, входящие в состав уравнения, на множители. Используя условие равенства произведения нулю, получите и решите совокупность простейших тригонометрических уравнений.

Уравнения, допускающие разложение на множители

основной метод решения:

  • основной метод решения:
  • Используя метод группировки, разложить одночлены, входящие в состав уравнения, на множители. Используя условие равенства произведения нулю, получите и решите совокупность простейших тригонометрических уравнений.
  • Используя метод группировки, разложить одночлены, входящие в состав уравнения, на множители.
  • Используя условие равенства произведения нулю, получите и решите совокупность простейших тригонометрических уравнений.

Уравнения, решаемые разложением на множители  cos 2 x – cos x = 0 cos x ( cos x – 1) = 0 cos x = 0 или cos x – 1 =0 cos x = 0 или cos x =1 или  Пример 1 .

Уравнения, решаемые разложением на множители

cos 2 x cos x = 0

cos x ( cos x – 1) = 0

cos x = 0 или cos x – 1 =0

cos x = 0 или cos x =1

или

Пример 1 .

sin 2 x – sin x = 0 Пример 2 . sin 2 x = 2 sin  x  cos  x ;  2 sin  x  cos  x – sin  x = 0, sin  x (2 cos  x – 1) = 0 sin  x = 0 или 2 cos  x – 1 = 0  cos x =

sin 2 x – sin x = 0

Пример 2 .

sin 2 x = 2 sin x cos x ;

2 sin x cos x – sin x = 0,

sin x (2 cos x – 1) = 0

sin x = 0 или 2 cos x – 1 = 0

cos x =

Если в уравнении встречаются тригонометрические функции с разными, но кратными аргументами х, 2х, 4х , … , то

Если в уравнении встречаются тригонометрические функции с разными, но кратными аргументами х, 2х, 4х , , то

  • Приведите все аргументы к одинаковым, используя тождества двойного аргумента и / или тождества понижения степени.
  • Решите полученное уравнение с одинаковыми функциями одинаковых аргументов
Пример 3 .  cos x + cos 3 x = 0  Для решения этого уравнения необходимо вспомнить формулу суммы косинусов   = х ,  = 3 х ,

Пример 3 . cos x + cos 3 x = 0

Для решения этого уравнения необходимо вспомнить формулу суммы косинусов

 = х ,  = 3 х ,

2 cos 2 x    cos (– x ) = 0,  т.к.  cos (– x ) = cos  x 2 cos 2 x    cos  x = 0,  cos 2 x =0 или cos  x = 0, или или

2 cos 2 x  cos (– x ) = 0,

т.к. cos (– x ) = cos x

2 cos 2 x  cos x = 0,

cos 2 x =0 или cos x = 0,

или

или

y x 0 1 -1

y

x

0

1

-1

Нанесем эти решения единичную окружность и убедимся, что вторая серия корней полностью входит в первую, поэтому в ответе достаточно записать только первую серию корней. Ответ

Нанесем эти решения единичную окружность и убедимся, что вторая серия корней полностью входит в первую, поэтому в ответе достаточно записать только первую серию корней.

Ответ

Пример 4 .  sin x + sin 2 x + sin 3 x = 0

Пример 4 . sin x + sin 2 x + sin 3 x = 0

или

или

Ответ :

Ответ :

Пример 5 .  sin 2 x = cos 3 x или

Пример 5 . sin 2 x = cos 3 x

или

или  Ответ:

или

Ответ:

Пример 6 .  2 sin x cos 2 x – 1 + sin x – 2 cos 2 x = 0 или или или Ответ:

Пример 6 . 2 sin x cos 2 x – 1 + sin x – 2 cos 2 x = 0

или

или

или

Ответ:

Пример 7 .  sin 4 x + sin 2 2 x = 0  или

Пример 7 . sin 4 x + sin 2 2 x = 0

или

Просмотр содержимого презентации
«группа 3»

МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское  Исследовательский проект   .

МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское

Исследовательский проект

.

Тригонометрия (от греч. trigonon -треугольник и metrio- измеряю) – раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии. Возникла и развивалась в древности как один из разделов астрономии, как ее вычислительный аппарат, отвечающий практическим нуждам человека. С ее помощью можно определить расстояние до недоступных предметов и, вообще, существенно упрощать процесс геодезической съемки местности для составления географических карт. Общепринятые понятия тригонометрии, а также обозначения и определения тригонометрических функция сформировались в процессе долгого исторического развития.

Тригонометрические сведения были известны древним вавилонянам и египтянам, но основы этой науки заложены в Древней Греции встречающиеся уже в III веке до н.э. в работах великих математиков– Евклида, Архимеда, Апполония Пергского.. Древнегреческие астрономы успешно решали отдельные вопросы из тригонометрии, связанные с астрономией. Однако они рассматривали не линии синуса, косинуса и др., а хорды. Роль линии синусов угла a у них выполняла хорда, стягивающая дугу, равную 2 a .

В IV-V веках появился уже специальный термин в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты. Отрезок CB он назвал ардхаджива (ардха –половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда). Позднее появилось более краткое название джива. Арабскими математиками в IX веке это слово было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в веке оно было заменено латинским синус (sinus –изгиб, кривизна). Известный Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми ( IX в.) составил таблицы синусов и котангенсов. Ал-Хабаш вычислил таблицы для тангенса, котангенса и косеканса. Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т. е. “дополнительный синус” (или иначе “синус дополнительной дуги”).

В IV-V веках появился уже специальный термин в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты. Отрезок CB он назвал ардхаджива (ардха –половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда). Позднее появилось более краткое название джива. Арабскими математиками в IX веке это слово было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в веке оно было заменено латинским синус (sinus –изгиб, кривизна). Известный Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми ( IX в.) составил таблицы синусов и котангенсов. Ал-Хабаш вычислил таблицы для тангенса, котангенса и косеканса. Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т. е. “дополнительный синус” (или иначе “синус дополнительной дуги”).

  • В IV-V веках появился уже специальный термин в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты. Отрезок CB он назвал ардхаджива (ардха –половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда). Позднее появилось более краткое название джива. Арабскими математиками в IX веке это слово было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в веке оно было заменено латинским синус (sinus –изгиб, кривизна). Известный Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми ( IX в.) составил таблицы синусов и котангенсов. Ал-Хабаш вычислил таблицы для тангенса, котангенса и косеканса. Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т. е. “дополнительный синус” (или иначе “синус дополнительной дуги”).

Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г. Tangens переводится как «касающийся» (линия тангенсов – касательная к единичной окружности). Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также котангенс) введен в X веке Аль - Батани (850-929) и Абу-ль-Вефа Мухамед-бен Мухаммед (940-998), который составил таблицы синусов и тангенсов через 10’ с точностью до 1/604.

Однако эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты лишь в XIV веке немецким математиком, астрономом Региомонтаном (1467 г.). Именно он доказал теорему тангенсов (латинизированное имя немецкого астронома и математика Иоганна Мюллера (1436-1476). Региомонтан составил также подробные тригонометрические таблицы; благодаря его трудам плоская и сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе. Региомонтан – самый видный европейский представитель этой эпохи в области тригонометрии. Его обширные таблицы синусов через 1 ’ с точностью до 7-й значащей цифры и его мастерски изложенный тригонометрический труд «пять книг о треугольниках всех видов» имели большое значение для дальнейшего развития тригонометрии в XVI – XVII веках.

  • Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г. Tangens переводится как «касающийся» (линия тангенсов – касательная к единичной окружности). Тангенсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также котангенс) введен в X веке Аль - Батани (850-929) и Абу-ль-Вефа Мухамед-бен Мухаммед (940-998), который составил таблицы синусов и тангенсов через 10’ с точностью до 1/604. Однако эти открытия долгое время оставались неизвестными европейским ученым, и тангенсы были заново открыты лишь в XIV веке немецким математиком, астрономом Региомонтаном (1467 г.). Именно он доказал теорему тангенсов (латинизированное имя немецкого астронома и математика Иоганна Мюллера (1436-1476). Региомонтан составил также подробные тригонометрические таблицы; благодаря его трудам плоская и сферическая тригонометрия стала самостоятельной дисциплиной и в Европе. Региомонтан – самый видный европейский представитель этой эпохи в области тригонометрии. Его обширные таблицы синусов через 1 ’ с точностью до 7-й значащей цифры и его мастерски изложенный тригонометрический труд «пять книг о треугольниках всех видов» имели большое значение для дальнейшего развития тригонометрии в XVI – XVII веках.
Однородные уравнения Сумма показателей степеней при sin  x и cos x у всех слагаемых такого уравнения равна n. Разделим на  . Получим:

Однородные уравнения

Сумма показателей степеней при sin x и cos x

у всех слагаемых такого уравнения равна n.

Разделим на .

Получим:

Уравнение вида asinx + bcosx = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени. Уравнение вида  a sin 2 x + b sinx cosx + c cos 2 x = 0  называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени
  • Уравнение вида asinx + bcosx = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени.
  • Уравнение вида a sin 2 x + b sinx cosx + c cos 2 x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени
Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения  первой степени:    Деление обеих частей уравнения на cosx , cosx ≠ 0 Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени:

Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения

первой степени:

  • Деление обеих частей уравнения на cosx , cosx ≠ 0

Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени:

  • Посмотреть, есть ли в уравнении член a sin 2 x .
  • Если член a sin 2 x в уравнении содержится (т.е. а ≠ 0), то уравнение решается делением обеих частей уравнения на cos 2 x и последующим введение новой переменной.
  • Если член a sin 2 x в уравнении не содержится (т.е. а = 0), то уравнение решается методом разложения на множители: за скобки выносят cosx .
Если тригонометрическое уравнение является однородным уравнением относительно синуса и косинуса одинаковых аргументов, то 1. Проверьте является ли решение  уравнения cosx = 0 решением  заданного уравнения.   Если является, то запишите это решение.  2. Разделите уравнение почленно на  косинус в степени уравнения. 3. Замените sin x/cos x = tgx. 4. Решите полученное уравнение с  одинаковыми функциями одинаковых аргументов

Если тригонометрическое уравнение является однородным уравнением относительно синуса и косинуса одинаковых аргументов, то

1. Проверьте является ли решение

уравнения cosx = 0 решением

заданного уравнения.

Если является, то запишите это решение.

2. Разделите уравнение почленно на

косинус в степени уравнения.

3. Замените sin x/cos x = tgx.

4. Решите полученное уравнение с

одинаковыми функциями одинаковых аргументов

Заданное уравнение можно привести к однородному уравнению с помощью тригонометрического разложения единицы:   1 = sin 2 x + cos 2 x  1 = (sin 2 x + cos 2 x) 2  1 = (sin 2 x + cos 2 x) 3  ...

Заданное уравнение можно привести к однородному уравнению с помощью тригонометрического разложения единицы:

1 = sin 2 x + cos 2 x

1 = (sin 2 x + cos 2 x) 2

1 = (sin 2 x + cos 2 x) 3 ...

1. первой степени |:cos x a +b =0 tg x= x= arctg ( ) + π k, k  Z

1. первой степени

|:cos x

a +b =0

tg x=

x= arctg ( ) + π k, k Z

Формулы двойного аргумента sin 2 x = 2 sin x cos x cos 2 x = cos 2 x – sin 2 x,  или cos 2 x = 1 – 2 sin 2 x  и  cos 2 x = 2 cos 2 x – 1.

Формулы двойного аргумента

sin 2 x = 2 sin x cos x

cos 2 x = cos 2 x – sin 2 x, или

cos 2 x = 1 – 2 sin 2 x и

cos 2 x = 2 cos 2 x – 1.

Пример 1

Пример 1

Пример 2 . Ответ :

Пример 2 .

Ответ :

Пример 3 .

Пример 3 .

2. второй степени |: a +b +c =0 a +b +c =0 a + b +c =0

2. второй степени

|:

a +b +c =0

a +b +c =0

a + b +c =0

Пример 4 . Пусть тогда или или

Пример 4 .

Пусть

тогда

или

или

Пример 5 . Пусть тогда или

Пример 5 .

Пусть

тогда

или

Пример 6 . Пусть тогда или

Пример 6 .

Пусть тогда

или

Пример 7 . Пусть тогда или

Пример 7 .

Пусть тогда

или

Пример 8 . Пусть тогда или

Пример 8 .

Пусть тогда

или

Просмотр содержимого презентации
«методы решения»

Методы решения тригонометрических уравнений

Методы решения тригонометрических уравнений

Методы решения тригонометрических уравнений Решение тригонометрического уравнения состоит из двух этапов:  преобразование уравнения для получения его простейшего вида ( см. выше ) и  решение полученного простейшего тригонометрического уравнения. Существует семь основных методов решения  тригонометрических уравнений.    1. Алгебраический метод.   Этот метод нам хорошо известен из алгебры    ( метод замены переменной и подстановки ).

Методы решения тригонометрических уравнений

  • Решение тригонометрического уравнения состоит из двух этапов:  преобразование уравнения для получения его простейшего вида ( см. выше ) и  решение полученного простейшего тригонометрического уравнения. Существует семь основных методов решения  тригонометрических уравнений.
  •  
  • 1. Алгебраический метод.   Этот метод нам хорошо известен из алгебры
  •    ( метод замены переменной и подстановки ).

2. Разложение на множители.  Этот метод рассмотрим на примерах   П р и м е р  1.  Решить уравнение:  sin x + cos x = 1 . Р е ш е н и е .   Перенесём все члены уравнения влево:      sin x + cos x – 1 = 0 , преобразуем и разложим на множители выражение в   левой части уравнения:

2. Разложение на множители.  Этот метод рассмотрим на примерах

П р и м е р  1.  Решить уравнение:  sin x + cos x = 1 .

Р е ш е н и е .   Перенесём все члены уравнения влево:

     sin x + cos x – 1 = 0 ,

преобразуем и разложим на множители выражение в

  левой части уравнения:

П р и м е р   2    Решить уравнение:  cos 2  x + sin x · cos x = 1.  Р е ш е н и е .     cos 2  x + sin x · cos x – sin 2  x – cos 2  x = 0 ,   sin x · cos x – sin 2  x = 0 ,     sin x · ( cos x – sin x ) = 0 ,

П р и м е р   2

  •    Решить уравнение:  cos 2 x + sin x · cos x = 1.

Р е ш е н и е .     cos 2 x + sin x · cos x – sin 2 x – cos 2 x = 0 ,

  sin x · cos x – sin 2 x = 0 ,

    sin x · ( cos x – sin x ) = 0 ,

П р и м е р   3 Решить уравнение:  cos 2 x – cos 8 x + cos 6 x = 1.    Р е ш е н и е .    cos 2 x + cos 6 x = 1 + cos 8 x ,    2 cos 4 x cos 2 x = 2 cos ² 4 x , cos 4 x · ( cos 2 x –  cos 4 x ) = 0 ,   cos 4 x · 2 sin 3 x · sin x = 0 ,    1).  cos 4 x = 0 ,               2).  sin 3 x = 0 ,          3). sin x = 0 ,

П р и м е р   3

Решить уравнение:  cos 2 x – cos 8 x + cos 6 x = 1. 

  Р е ш е н и е .    cos 2 x + cos 6 x = 1 + cos 8 x ,

   2 cos 4 x cos 2 x = 2 cos ² 4 x ,

cos 4 x · ( cos 2 x –  cos 4 x ) = 0 ,

  cos 4 x · 2 sin 3 x · sin x = 0 ,

   1).  cos 4 x = 0 ,               2).  sin 3 x = 0 ,          3). sin x = 0 ,

3.  Приведение к однородному уравнению Уравнение называется однородным относительно  sin   и  cos , если  все его члены одной и той же степени относительно sin   и cos   одного и того же угла . Чтобы решить однородное уравнение, надо:    а )  перенести все его члены в левую часть;     б )  вынести все общие множители за скобки;    в )  приравнять все множители и скобки нулю;    г )  скобки, приравненные нулю, дают однородное уравнение меньшей степени, которое следует разделить на           cos ( или sin ) в старшей степени;      д )  решить полученное алгебраическое уравнение относительно tan .     П р и м е р .   Решить уравнение:  3sin 2  x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2.     Р е ш е н и е .  3sin 2  x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2  x = 2sin 2  x + 2cos 2  x ,                               sin 2  x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2  x = 0 ,                              tan 2  x + 4 tan x + 3 = 0 ,  отсюда  y  2 + 4 y +3 = 0 ,                              корни этого уравнения:  y 1 = -1,  y 2 = -3,  отсюда                              1)   tan x = –1,                  2)   tan x = –3,

3. Приведение к однородному уравнению

Уравнение называется однородным относительно  sin   и  cos , если все его члены одной и той же степени относительно sin   и cos   одного и того же угла . Чтобы решить однородное уравнение, надо:

  •    а )  перенести все его члены в левую часть;
  •     б )  вынести все общие множители за скобки;
  •    в )  приравнять все множители и скобки нулю;
  •    г )  скобки, приравненные нулю, дают однородное уравнение меньшей степени, которое следует разделить на 
  •          cos ( или sin ) в старшей степени; 
  •     д )  решить полученное алгебраическое уравнение относительно tan .
  •     П р и м е р .   Решить уравнение:  3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2.
  •     Р е ш е н и е .  3sin 2 x + 4 sin x · cos x + 5 cos 2 x = 2sin 2 x + 2cos 2 x ,
  •                               sin 2 x + 4 sin x · cos x + 3 cos 2 x = 0 ,
  •                              tan 2 x + 4 tan x + 3 = 0 ,  отсюда  y 2 + 4 y +3 = 0 ,
  •                              корни этого уравнения:  y 1 = -1,  y 2 = -3,  отсюда
  •                              1)   tan x = –1,                  2)   tan x = –3,

4. Переход к половинному углу Рассмотрим этот метод на примере:     П р и м е р .  Решить уравнение:  3 sin x – 5 cos x = 7.     Р е ш е н и е .   6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) – 5 cos ² ( x / 2 ) + 5 sin ² ( x / 2 ) =    = 7 sin ² ( x / 2 ) + 7 cos ² ( x / 2 ) , 2 sin ² ( x / 2 ) – 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) + 12 cos ² ( x / 2 ) = 0 ,      tan ² ( x / 2 ) – 3 tan ( x / 2 ) + 6 = 0 ,

4. Переход к половинному углу

Рассмотрим этот метод на примере:

    П р и м е р .  Решить уравнение:  3 sin x – 5 cos x = 7. 

   Р е ш е н и е .

  6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) – 5 cos ² ( x / 2 ) + 5 sin ² ( x / 2 ) =  

= 7 sin ² ( x / 2 ) + 7 cos ² ( x / 2 ) ,

2 sin ² ( x / 2 ) – 6 sin ( x / 2 ) · cos ( x / 2 ) + 12 cos ² ( x / 2 ) = 0 ,

     tan ² ( x / 2 ) – 3 tan ( x / 2 ) + 6 = 0 ,

5. Введение вспомогательного угла. Рассмотрим уравнение вида:   a sin x + b cos x = c , где  a , b , c – коэффициенты;  x – неизвестное. Теперь коэффициенты уравнения обладают свойствами синуса и косинуса, а именно: модуль ( абсолютное значение ) каждого из них не больше 1, а сумма их квадратов равна 1. Тогда можно обозначить их соответственно как cos и sin ( здесь - так называемый вспомогательный угол ), и наше уравнение принимает вид:

5. Введение вспомогательного угла.

Рассмотрим уравнение вида:

  a sin x + b cos x = c ,

где  a , b , c – коэффициенты;  x – неизвестное.

Теперь коэффициенты уравнения обладают свойствами синуса и косинуса, а именно: модуль ( абсолютное значение ) каждого из них не больше 1, а сумма их квадратов равна 1. Тогда можно обозначить их соответственно как cos и sin ( здесь - так называемый вспомогательный угол ), и наше уравнение принимает вид:

6. Преобразование произведения в сумму Здесь используются соответствующие формулы.     П р и м е р .  Решить уравнение:  2 sin x · sin 3 x = cos 4 x .  Р е ш е н и е .  Преобразуем левую часть в сумму:                                       cos 4 x – cos 8 x = cos 4 x ,                                                    cos 8 x = 0 ,                                                    8 x = p / 2 + p k ,                                                     x = p / 16 + p k / 8 .

6. Преобразование произведения в сумму

Здесь используются соответствующие формулы.

    П р и м е р .  Решить уравнение:  2 sin x · sin 3 x = cos 4 x .

Р е ш е н и е .  Преобразуем левую часть в сумму:

  •                                       cos 4 x – cos 8 x = cos 4 x ,
  •  
  •                                                  cos 8 x = 0 ,
  •  
  •                                                  8 x = p / 2 + p k ,
  •  
  •                                                   x = p / 16 + p k / 8 .

7. Универсальная подстановка Рассмотрим этот метод на примере. Таким образом, решение даёт только первый случай

7. Универсальная подстановка

  • Рассмотрим этот метод на примере.

Таким образом, решение даёт только первый случай

Просмотр содержимого презентации
«урок метод проектов»

Учиться можно только  весело…  Чтобы переваривать  знания, надо поглощать  их с аппетитом. Анатоль Франс 1844 - 1924

Учиться можно только

весело…

Чтобы переваривать

знания, надо поглощать

их с аппетитом.

Анатоль Франс

1844 - 1924

Методы р ешени я тригонометрических уравнений Подготовила учитель математики МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское Кокова И.В.

Методы р ешени я тригонометрических уравнений

Подготовила учитель математики

МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское

Кокова И.В.

Цели урока: образовательные: обобщить, систематизировать и углубить имеющиеся у школьников знания о методах решения тригонометрических уравнений. воспитательные: - воспитание познавательного интереса к учебному процессу; - формирование умения анализировать поставленную задачу; развивающие: - формировать навык проводить анализ ситуации с последующим выбором наиболее рационального выхода из нее.

Цели урока:

образовательные:

обобщить, систематизировать и углубить имеющиеся у школьников знания о методах решения тригонометрических уравнений.

воспитательные:

- воспитание познавательного интереса к учебному процессу;

- формирование умения анализировать поставленную задачу;

развивающие:

- формировать навык проводить анализ ситуации с последующим выбором наиболее рационального выхода из нее.

Устные упражнения

Устные упражнения

1.Установите соответствие: sin x = 0 1 cos x = -1 2 3 sin x = 1 cos x = 1 4 tg x = 1 5 sin x = - 1 6 7 cos x = 0

1.Установите соответствие:

sin x = 0

1

cos x = -1

2

3

sin x = 1

cos x = 1

4

tg x = 1

5

sin x = - 1

6

7

cos x = 0

Установите соответствие: 1 sin x = 0 cos x = -1 2 sin x = 1 3 4 cos x = 1 5 tg x = 1 6 sin x = - 1 7 cos x = 0

Установите соответствие:

1

sin x = 0

cos x = -1

2

sin x = 1

3

4

cos x = 1

5

tg x = 1

6

sin x = - 1

7

cos x = 0

Ответьте на вопросы Какие частные случаи существуют при решении простейших тригонометрических уравнений? Когда уравнение вида sin  x = a не имеет решений? Какая из тригонометрических функций четная? Каким свойством обладает график четной функции? Дайте определение арккосинуса числа x . Дайте определение арксинуса числа x .

Ответьте на вопросы

Какие частные случаи существуют при решении простейших тригонометрических уравнений?

Когда уравнение вида sin  x = a не имеет решений?

Какая из тригонометрических функций четная? Каким свойством обладает график четной функции?

Дайте определение арккосинуса числа x .

Дайте определение арксинуса числа x .

Защита групповых проектов

Защита групповых проектов

  • 1 группа « Метод замены переменной»;
  • 2 группа « Метод разложение на множители»;
  • 3 группа « Однородные тригонометрические уравнения».
  • Самостоятельная работа.
  • Методы решения тригонометрических уравнений.
Три «закона» тригонометрии Увидел квадрат – понижай степень. Увидел произведение – делай сумму. Увидел сумму – делай произведение. 9

Три «закона» тригонометрии

  • Увидел квадрат – понижай степень.
  • Увидел произведение – делай сумму.
  • Увидел сумму – делай произведение.

9

Перед вами общая схема решения тригонометрических уравнений.

Перед вами общая схема решения тригонометрических уравнений.

№ № 164(в), 166(а), 169(а), 174(в), №174. Домашнее задание:

№ № 164(в), 166(а), 169(а), 174(в), №174.

Домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!