Проект «Логические блоки Дьенеша»
Продолжительность проекта : 3 месяца (с 10.09.17 г по 10.12.17 г)
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель,родители
Тип проекта : познавательный
Распространение результатов проекта:
1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения.
2. Выступления на семинарах .
Золтан Дьенеш -безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта :
У детей хорошо развиты мыслительные
операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
Формы организации работы с логическими блоками :
Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:
Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.
Основная цель проекта :
научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам
Задачи:
Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания)
Развивать умения выделять свойства в объектах, называть их.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта.
Развивать пространственные представления.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
2 . Основной этап реализации проекта:
Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.
Работа с родителями.
На втором этапе я разработала перспективный план по использованию блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей группы, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.
В начале детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Работу по формированию познавательных способностей я начала со знакомства с формой, затем с цветом. Предлагались детям игры на развитие умения оперировать одним свойством. Когда дети легко справлялись с заданием этой ступени, предложила им игры на развитие умения оперировать двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
Когда дети хорошо усвоили свойства геометрических фигур, я познакомила детей с кодовыми карточками, обозначающими свойства фигур. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию.
Постепенно подвожу детей к пониманию отрицания свойств ( не квадрат, не синий ). Познакомила с кодовыми карточками обозначающими отрицания свойств. В игре «Помоги фигукам выбраться из леса»сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбирали фигурки (блоки) и по очереди выводили их из леса. При этом рассуждали вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети декодировали (расшифровывали) информацию, производили логические операции «не», «и», «или». Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.
Работа с родителями
Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками»
Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет.
Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.
Перспективный план
Сентябрь
1. Д/игра: «Помоги Чебурашке» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.
2. Д/игра: «Лабиринт» Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.
3. Д/игра: «С двумя обручами» Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.
4. Д/игра: «Разложи пропущенные фигуры» Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
Октябрь
1. Д/игра: «Найди меня» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
2. Д/игра: «Вырасти цветы» Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.
3. Д/игра «Волшебное дерево» Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
4. Д/игра «Олимпийские кольца» Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
Ноябрь
1. Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме»
Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).
2. Д/игра: «Пирамида»
Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.
3. Д/игра: «Найди такую же» Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
4. Д/игра: «Улитка» Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.
Декабрь
1. Д/игра: «Перемещение» (по принципу «пятнашек»)
Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.
2. Д/игра: «Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получилось?» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.
3. Д/игра: «Неделька» Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление
Перед проведением игры « Выкладываем дорожки » проводила упражнение на развитие памяти, навыков самоконтроля и ориентировки в пространстве. Рассматривали, что находится в центре, справа от центра, слева от центра, вверху от центра, внизу от центра, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и в левом нижнем углу. Потом дети по памяти раскладывали знаки – символы в соответствии со схемой. Вначале находили место знакам размера, затем формы, цвета.
«Найди заданный блок»
Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами (не во всех клетках). Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
«Домик»
3.Заключительный этап.
- На заключительном этапе было проведено открытое занятие «Мы построим дом дружбы». НОД по математике с использованием логических блоков Дьенешыша»
Результат проекта.
- У детей стали лучше развиты мыслительные
операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
- Играя с блоками Дьенеша, дети научились выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
Блоки Дьенеша – это увлекательное и полезное занятие!!!!!!!!!!!
Подготовила воспитатель МБДОУ «Раздольненский детский сад №5»Сказка»
Иззетова Диляра Серверовна