СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Логические блоки Дьенеша

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель проекта:научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам

Просмотр содержимого документа
«Проект Логические блоки Дьенеша»

 Проект  «Логические блоки       Дьенеша»

Проект «Логические блоки Дьенеша»

Продолжительность проекта : 3 месяца (с 10.09.17 г по 10.12.17 г) Участники проекта:  Дети старшей группы, воспитатель,родители Тип проекта : познавательный Распространение результатов проекта: 1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения. 2. Выступления на семинарах .  

Продолжительность проекта : 3 месяца (с 10.09.17 г по 10.12.17 г)

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатель,родители

Тип проекта : познавательный

Распространение результатов проекта:

1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения.

2. Выступления на семинарах .

 

Золтан Дьенеш -безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

Ожидаемый результат в   процессе взаимодействия педагог – дети - родители в   реализации проекта : У детей хорошо развиты мыслительные  операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).  Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Ожидаемый результат в   процессе взаимодействия педагог – дети - родители в   реализации проекта :

У детей хорошо развиты мыслительные

операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Формы организации работы с логическими блоками : Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Формы организации работы с логическими блоками :

Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап   Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:  Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия. Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

  Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.

Основная цель проекта : научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам

Основная цель проекта :

научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам

 Задачи: Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания) Развивать умения выделять свойства в объектах, называть их. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта. Развивать пространственные представления. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Развивать творческие способности, воображение, фантазию. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Задачи:

Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания)

Развивать умения выделять свойства в объектах, называть их.

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта.

Развивать пространственные представления.

Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию.

Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

2 . Основной этап реализации проекта: Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. Работа с родителями.

2 . Основной этап реализации проекта:

Разработка проекта, перспективного плана мероприятий.

Работа с родителями.

На втором этапе я разработала перспективный план по использованию блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей группы, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.  В начале детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Работу по формированию познавательных способностей я начала со знакомства с формой, затем с цветом. Предлагались детям игры на развитие умения оперировать одним свойством. Когда дети легко справлялись с заданием этой ступени, предложила им игры на развитие умения оперировать двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

На втором этапе я разработала перспективный план по использованию блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей группы, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.

В начале детям представилась возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляции с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей я начала со знакомства с формой, затем с цветом. Предлагались детям игры на развитие умения оперировать одним свойством. Когда дети легко справлялись с заданием этой ступени, предложила им игры на развитие умения оперировать двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

Когда дети хорошо усвоили свойства геометрических фигур, я познакомила детей с кодовыми карточками, обозначающими свойства фигур. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Постепенно подвожу детей к пониманию отрицания свойств ( не квадрат, не синий ). Познакомила с кодовыми карточками обозначающими отрицания свойств. В игре «Помоги фигукам выбраться из леса»сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбирали фигурки (блоки) и по очереди выводили их из леса. При этом рассуждали вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети декодировали (расшифровывали) информацию, производили логические операции «не», «и», «или». Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.

Когда дети хорошо усвоили свойства геометрических фигур, я познакомила детей с кодовыми карточками, обозначающими свойства фигур. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию.

Постепенно подвожу детей к пониманию отрицания свойств ( не квадрат, не синий ). Познакомила с кодовыми карточками обозначающими отрицания свойств. В игре «Помоги фигукам выбраться из леса»сначала устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбирали фигурки (блоки) и по очереди выводили их из леса. При этом рассуждали вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети декодировали (расшифровывали) информацию, производили логические операции «не», «и», «или». Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.

 Работа с родителями Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками» Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет.  Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.  Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.

Работа с родителями

Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками»

Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет.

Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

Просветительская работа с родителями велась через «Уголки для родителей», индивидуальные и коллективные консультации.

Перспективный план

Сентябрь

1. Д/игра: «Помоги Чебурашке» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.

2. Д/игра: «Лабиринт» Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма), Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.

3. Д/игра: «С двумя обручами» Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.

4. Д/игра: «Разложи пропущенные фигуры» Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.

Октябрь

1. Д/игра: «Найди меня» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

2. Д/игра: «Вырасти цветы» Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 10. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.

3. Д/игра «Волшебное дерево» Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

4. Д/игра «Олимпийские кольца» Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Ноябрь

1. Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме»

Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).

2. Д/игра: «Пирамида»

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.

3. Д/игра: «Найди такую же» Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

4. Д/игра: «Улитка» Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам: цвету и форме.

Декабрь

1. Д/игра: «Перемещение» (по принципу «пятнашек»)

Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.

2. Д/игра: «Кроссворды с блоками», или «Угадай, что получилось?» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.

3. Д/игра: «Неделька» Цель: Закрепить знание геометрических фигур, а также умение ориентироваться во времени: знание дней недели и их последовательность. Развивать внимание, память, мышление

Перед проведением игры « Выкладываем дорожки » проводила упражнение на развитие памяти, навыков самоконтроля и ориентировки в пространстве. Рассматривали, что находится в центре, справа от центра, слева от центра, вверху от центра, внизу от центра, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и в левом нижнем углу. Потом дети по памяти раскладывали знаки – символы в соответствии со схемой. Вначале находили место знакам размера, затем формы, цвета.

Перед проведением игры « Выкладываем дорожки » проводила упражнение на развитие памяти, навыков самоконтроля и ориентировки в пространстве. Рассматривали, что находится в центре, справа от центра, слева от центра, вверху от центра, внизу от центра, в правом верхнем углу, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и в левом нижнем углу. Потом дети по памяти раскладывали знаки – символы в соответствии со схемой. Вначале находили место знакам размера, затем формы, цвета.

 «Найди заданный блок»

«Найди заданный блок»

Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами (не во всех клетках). Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.  «Домик»

Предложить таблицу из 9 клеток с нарисованными в ней фигурами (не во всех клетках). Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

«Домик»

3.Заключительный этап. На заключительном этапе было проведено открытое занятие «Мы построим дом дружбы». НОД по математике с использованием логических блоков Дьенешыша»

3.Заключительный этап.

  • На заключительном этапе было проведено открытое занятие «Мы построим дом дружбы». НОД по математике с использованием логических блоков Дьенешыша»
 Результат проекта. У детей стали лучше развиты мыслительные  операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).  Играя с блоками Дьенеша, дети научились выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

Результат проекта.

  • У детей стали лучше развиты мыслительные

операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

  • Играя с блоками Дьенеша, дети научились выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
Блоки Дьенеша – это увлекательное и полезное занятие!!!!!!!!!!! Подготовила воспитатель МБДОУ «Раздольненский детский сад №5»Сказка» Иззетова Диляра Серверовна

Блоки Дьенеша – это увлекательное и полезное занятие!!!!!!!!!!!

Подготовила воспитатель МБДОУ «Раздольненский детский сад №5»Сказка»

Иззетова Диляра Серверовна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!