МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» г. ВОЛГОДОНСКА
Проект
«Казачьему роду - нет переводу»
Разработали: актив детского объединения «Круг»
г. Волгодонск
Пояснительная записка
Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан. Своеобразие современного исторического этапа развития нашего Отечества, противоречивость социальных отношений отодвинули на второй план духовно-нравственные ценности. Проблемы воспитания подрастающего поколения любви к своей Родине стоят очень остро. Реформирование современного российского общества, модернизация государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян.
В настоящее время в России необходима переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
Детские объединения является одним из направлений в котором можно успешно формировать любовь к родному краю, своей малой Родине. Условия детских объединений: добровольность выбора деятельности детьми, широкий диапазон охвата разных возрастных категорий воспитанников (от 6 до 18 лет), неформальное общение с педагогами и сверстниками, позволяют оптимально обеспечивать работу по духовно-нравственному становлению подрастающего поколения, подготовки его к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Поэтому, разработка инновационных продуктов в системе детских объединений в аспекте организации патриотического воспитания детей и подростков является актуальной задачей.
Проект «Казачьему роду - нет переводу», реализуемый Активом детского объединения «Круг» структурного подразделения «Орбита» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» категории г. Волгодонска Ростовской области, является результатом длительного поиска новых форм в решении проблем патриотического воспитания подрастающего поколения.
Идеей проекта является патриотическое воспитание детей и подростков через краеведческую деятельность в условиях детской общественной организации. Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм, гражданские качества без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. В основе организации эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения лежит ценностный подход. Ценности воспитанника являются приоритетным условием деятельности детской организации, а краеведение выступает ключевым средством формирования духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей личности.
В 2006 году в МОУ ДОД Центре детского творчества была организована работа детской общественной организации «Союз детских объединений». В структурном подразделении «Орбита» ЦДТ было создано детское общественное объединение «Круг». Его основным направлением деятельности является патриотическое воспитание на материале краеведения.
Целью проекта является формирование духовно-нравственной личности, высокого патриотического сознания и гражданской активности воспитанников средствами краеведческой деятельности в условиях детского общественного объединения. Для реализации ключевой цели проекта определены следующие
Задачи:
Оптимизировать деятельность детского общественного объединения как условия социализации личности.
Способствовать формированию политической, нравственной и правовой культуры личности через интегративные формы взаимодействия с общественными организациями, образовательными учреждениями и органами местного самоуправления.
Обеспечить условия для становления активной гражданской позиции воспитанников в процессе их участия в проектной деятельности.
Для обеспечения условий оптимального становления патриотического сознания и гражданской активности воспитанников проект «Казачьему роду - нет переводу» строится на принципах:
приоритетности личностно-смысловой, духовно-нравственной сферы воспитанников в образовательном процессе и досуговой деятельности
включённости компетентности и личностного опыта ребёнка в деятельность детского общественного движения;
культуросообразности;
признания ценности совместного опыта, ценности взаимодействия воспитанников, педагогов, родителей,
проектности;
интеграции с внешней средой.
Нормативно-правовая база проекта
Проект по патриотическому воспитанию «Казачьему роду - нет переводу» разработан на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции РФ, закона РФ «Об образовании»;
- Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
- Конвенции о правах ребенка;
- Декларации прав ребенка;
- Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г»;
- Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Устава МОУ ДОД Центра детского творчества высшей категории;
- Положение детской общественной организации «Круг»
Участники реализации проекта
Участниками проекта являются – дети от 7-18 лет, члены детского объединения «Круг» СП «Орбита» МОУ ДОД Центра детского творчества, родители, педагоги и общественность микрорайона № 3. г. Волгодонска Ростовской области.
Управление реализацией проекта
Организационно-педагогическое:
- педагог-организатор структурного подразделения «Орбита» Центра детского творчества, – обеспечение оперативного управления, планирование, анализ, координация реализацией проекта
- руководители творческих объединений историко-краеведческого «Саркел» Килюшик Т. А.
Контроль и анализ:
- Анкетирование;
- Опрос участников проекта;
- Отзывы всех участников проекта (о проведённых мероприятиях, формировании личностных качеств, необходимости продолжения работы по данному направлению и др.)
- Анализ результативности;
- Корректирование работы.
Срок реализации проекта 2013 – 2014 год, т. к. активными участниками проекта являются дети 7 -18 лет. За этот период каждый воспитанник имеет возможность проявить себя во всех видах проектов (творческий, исследовательский, практико-ориентированный, экскурсионный проекты, проект игры).
Проект строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь-май). Кроме того, цикличность построения проекта означает: во-первых, что основные дела повторяются ежегодно, во-вторых, что дети каждой возрастной группы, отработав свою программу деятельности, в следующем году переходят к решению более сложных для себя вопросов (принцип движения от простого к сложному).
Этапы реализации проекта.
Первый этап – поисково-аналитический (сентябрь-октябрь) «Создание проектов отдельными воспитанниками и группами» – по изучению родного края, его традиций и обычаев, знакомство с знаменитыми людьми микрорайона, горда, донского края.
Второй этап – практический (ноябрь – май) «Презентация проектов» - защита воспитанниками своего проекта на краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, в детских коллективах, реализация социальных проектов
Третий этап – аналитический (май) «Конференция по итогам проектной деятельности»
Механизмом реализации программы является ежегодный план работы детского объединения «Круг».
Перспективный план реализации проекта
Вид проекта | Форма реализации | Сроки |
Творческий проект | Рождественские посиделки | январь |
Театрализованное представление «Масленица» | февраль |
Праздник Пасхи «Праздник праздников, торжество торжеств» | Апрель - Май |
Праздник «Покров – праздник казачьей славы» | Октябрь |
День солидарности | Ноябрь |
Урок мужества «Этот День Победы» | Май |
Семейный праздник «Берегите матерей» | Ноябрь |
Праздник «День казачки – день матери» | Март |
Исследовательские проекты | Исследовательский проект по фольклору и этнографии | Январь |
Исследовательский проект по культуре казачества | Ноябрь |
Исследовательский проект по истории казачества | Ноябрь |
Практико-ориентированный | Проект «Согрей своим теплом» ко Дню инвалидов | Декабрь |
Проект «Подари улыбку» ко Дню пожилых людей | Ноябрь |
Проект «Ветеран живет рядом» | Февраль Май |
Экскурсионный проект. | Проект экскурсии по городу Волгодонску | Сентябрь |
Проект экскурсии по городу Цимлянску | Октябрь |
Проект экскурсии по станице Романовской | Ноябрь |
Проект экскурсии по местам боевой славы станицы Зимовниковской и Дубовской | Апрель |
Проект экскурсии в музей боевой славы станицы Жуковской | Май |
Экскурсии в эколго - исторический музей | В течение года |
Проект игры | Познавательно – развлекательная игра Алфавит «Флора и фауна донского края» | Январь |
Познавательно – развлекательная игра Звездный час «История и культура казачества», «Быт и обычаи казачества» | Февраль |
Познавательно – развлекательная игра Счастливый случай «Все о родном крае» | Март |
Познавательно – развлекательная игра Поле чудес «Казачий словарик» | Апрель |
Брейн – ринг «Люби и знай родной свой край» | Май |
Реализация проекта осуществляется через работу
с воспитанниками:
-совместное планирование деятельности по самоуправлению;
-проектная деятельность воспитанников;
-участие в конкурсах различного уровня
-народные праздники – Рождество, Масленица, Покров, Пасха;
-туристические походы и экскурсионные поездки по родному краю;
- инсценировки;
- познавательно – развлекательные игры;
- ежегодные творческие отчеты воспитанников;
с родителями:
- участие родителей в праздниках, походах, экскурсиях;
- участие в социально значимой деятельности;
с социокультурными учреждениями г. Волгодонска:
-МОУ СОШ № 9 им. И. Ф. Учаева
- Детская библиотека №1,
- комитет по физической культуре и спорту г. Волгодонска Ростовской области,
Методы:
метод проектов;
научно-исследовательский;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
опрос детей и педагогов.
Критерии эффективности:
Когнетивный показатель
Компетентность воспитанников в вопросах истории, культуры, традиций Донского края.
Критерии: (игровые тесты – приложение № 3, 4, 5, 6, 7)
Эмоциональный показатель:
- Удовлетворенность жизнью в коллективе (анкеты для детей и родителей приложение № 8, 9)
- Отношение к малой родине (наблюдение)
Показатель креативности:
- Участие воспитанников в викторинах, конкурсах, краеведческих чтениях, научно – практических конференциях разного уровня значения (внутри учреждения, городской, региональный, федеральный и т.п.)
- Уровень достижений (Копии грамот прилагаются)
Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
-увеличение количества воспитанников, ставших членами общественной детской организации «Круг»;
-приобретение навыков проектной деятельности в работе со справочной литературой, СМИ, архивными материалами (отслеживание результатов исследовательских проектов);
-владение социокультурными аспектами, связанными с историей и культурой родного края;
-потребность в познании истории, культуры, литературы родного края, его проблем, как жизненной необходимости (наблюдение, вовлечение, анализ);
- гуманное отношение ко всему окружающему, уважение и бережное отношение к историческому наследию предшествующих поколений (наблюдение);
-способность в любых жизненных ситуациях иметь активную социальную позицию гражданина и патриота своей страны, в основе которой лежат духовность и общечеловеческие ценности (анализ);
- рост социальной активности воспитанников, осознанное стремление к самореализации в познании, общении, семье, труде (наблюдение).
- уважительное отношение юных граждан к своим землякам, родному краю (наблюдение);
- повышение правовой и нравственной культуры воспитанников (наблюдение);
- социализация воспитанников, их способность интегрировать личностно значимые цели с интересами других людей.
Новизна разработки заключается в создании в детском объединении инновационного опыта проектной деятельности, обеспечивающей сотворчество коллектива воспитанников, педагогов, родителей и общественности микрорайона № 3 г. Волгодонска Ростовской области.
Миссия проекта «Казачьему роду – нет переводу»: наполнить содержание воспитательной деятельности в детском объединении патриотическими ценностями и патриотическими переживаниями, обогатить социальный опыт воспитанников инициативами, полезными для города, края, семьи.
Основные средства создания инновационного опыта воспитания юного патриота: работа детское объединение «Круг», краеведческая работа, проектная деятельность. Общественные детские организации способствуют успешной социализации личности детей и подростков, а краеведение раскрывает воспитанникам связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Проектная деятельность позволяет:
- включить максимальное количество воспитанников в социально-полезную деятельность;
- осуществить успешно связь детского объединения с жизнью, с личным опытом ребенка;
- стимулировать инициативу, самостоятельность, ответственность как самые - востребованные качества личности в условиях современного общества;
- обогатить воспитанников опытом социализации и создать ресурс их гражданского становления в будущем;
- проявить воспитанникам и педагогам лидерские качества.
Перспективы реализации программы.
Выход с исследовательскими проектами на региональный и федеральный уровень.