МБОУ «Новолядинская СОШ» Тамбовского района
МБОУ «Новолядинская СОШ»
Тамбовского района Тамбовской области
История десятичных дробей
Автор проекта : Худякова Виктория, 6А класс
Руководитель проекта : ОтдельноваЛ.В.,
учитель математики
2016-17 уч. год
Творческое название проекта:
«Этот мир придуман не нами…»
Гипотеза проекта:
Десятичные дроби исторически возникли и развивались из практической деятельности человека, возможно, правила записи изменялись с течением времени и у разных народов были различны
Цель проекта:
1. Выяснить, когда и в каких древних источниках впервые упоминается о десятичных дробях.
2. Проследить, как менялись записи десятичных дробей на протяжении нескольких веков.
3. Выяснить, кто первый ввел в запись десятичной дроби запятую.
4. Описать, жизнь нашего класса в десятичных дробях.
Изучение истории возникновения десятичных дробей и их применения в практической жизни человека
Истоки появления десятичных дробей
У египтян были основные или единичные дроби. У таких дробей числитель всегда равен 1
Теория записи десятичных дробей в Китае
В Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки.
Запись десятичных дробей в Китае
В V веке китайский ученый Цзю-Чун-Чжи принял за единицу не чи, а чжан = 10 чи, тогда дробь 2,1354360 выглядела так: 2 чжана, 1 чи, 3 цуня, 5 долей, 4 порядковых, 3 шерстинки, 6 тончайших, 0 паутинок.
Теория записи десятичных дробей
Полную теорию десятичных дробей в XV веке дал узбекский математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал-Каши.
Запись десятичных дробей в Европе
Французский математик
Ф. Виет (1540-1603) десятичную дробь 2,135436 записывает так 2 135436
Современная запись десятичных дробей
Симон Стевин в своей книге "Десятая"
писал цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их
Симон Стевин
(1548-1620)
.
Современная запись десятичных дробей
1571 г. – Иоганн Кеплер
1617 г. - Джон Непер
Иоганн Кеплер
Джон Непер
Обозначение десятичных дробей в разное время
Обозначение дроби 2,135436
2 чи, 1 цунь, 3 доли,
5 порядковых,
4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок
Время
введения
III век
2 чжана, 1 чи, 3 цуня,
5 долей, 4 порядковых,
3 шерстинки, 6 тончайших,
0 паутинок
Фамилия
ученого
Страна (город)
Лю-Хуэй
V век
2
135436
Китай
Цзу-Чун-Чжи
952
Китай
ал-Уклисиди
Дамаск
Обозначение десятичных дробей в разное время
Обозначение дроби 2,135436
2 |135436
2 135436
Время
введения
Фамилия
ученого
1427
2 135436
Страна (город)
ал-Каши
1579
2.135436
2,135436
2.135436
Самарканд
Ф. Виет
1492 1593
1616
1592 1617
Франция
Ф.Пеллос Хр.Клавий Дж. Непер
Италия Германия Шотландия
Д.Мадисини Дж. Непер
Италия Шотландия
Мой класс и десятичные дроби
Работать с научной литературой и Интернет-ресурсами
Производить опрос окружающих
Выполнять поставленные задачи и решать возникающие проблемы
Проводить простейшие исследования в ходе изучения истории математики
17
17
1 В процессе поиска информации я нашла ответы на все интересующие меня вопросы
2. Я научилась проводить беседу с окружающими меня людьми на определенную тематику
3. Я провела небольшое исследование и оформила его в виде таблицы
4. Я научилась систематизировать материал, анализировать данные и выделять нужные факты из общего количества информации
19
19