СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проявления недоразвития фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые описания особенностей фонематических процессов у детей с ОНР были представлены в работах Р. Е. Левиной.

Просмотр содержимого документа
«Проявления недоразвития фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития»

Проявления недоразвития фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития

Огромную роль в развитии речи ребенка играют фонематические процессы. В своих работах Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова утверждают о том, что у детей с общим недоразвитием речи всегда наблюдается недоразвитие фонематических процессов. У таких детей речь непонятная и смазанная, она препятствует формированию четкого слухового контроля и восприятия. Это обостряет нарушения фонематического анализа структуры слова, так как неразличение собственного неправильного произношения и окружающих, в целом задерживает процесс фонематического восприятия.

Как отмечает Т. А. Ткаченко, при нарушении фонематической стороны речи у детей с ОНР можно выявить несколько состояний:

При нарушении фонематического слуха:

• мало различается и затрудняется в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);

• количество звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи.

При нарушении фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи:

• нарушается звуковой анализ;

• неспособность выделение звуков в слове, нарушается способность определять последовательность звуков.

Данные ошибки оцениваются по – разному: одни ведут к смешиванию фонем и их неразличению, другие же лишь касаются оттенков фонем и в целом не нарушают смысл высказывания. Первые являются более грубыми, так как затрудняют понимание всего высказывания.

Впервые описания особенностей фонематических процессов у детей с ОНР были представлены в работах Р. Е. Левиной. Она отметила, что для детей с общим недоразвитием речи III характерно недифференцированное произнесение таких звуков как свистящие, шипящие и сонорны. В этот момент один звук заменяется на одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы, например, звук «сь» заменяет звуки «с», «ш», «ц», «ч», «щ». То есть фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа, таких как: придумывание слов на определенный заданный звук и при узнавании звука.

Р. Е. Левина отмечает, что отклонения в развитии фонематического слуха могут быть производными, т.е. иметь вторичный характер, «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи». Так у детей с ОНР и псевдобульбарной дизартрией, восприятие фонем отличается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов. Такое состояние развития звуковой стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи) дефекту, нарушениям чтения и письма.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!