СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программы по "Экологии моего края" по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программы по "Экологии моего края" по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"»


Содержание


1.Пояснительная записка.......................................................................................4


1.1.Общая характеристика учебной дисциплины «Экология моего края»........................................................................................................................5

1.2.Место учебной дисциплины в структуре ОПОП.........................................6

1.3.Результаты освоения учебной дисциплины..................................................6


2.Структура и содержание учебной дисциплины..............................................8

2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………….…………8

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины............................9

2.3.Перечень тем индивидуальных проектов…………………………… 17

2.4.Характеристика основных видов учебной деятельности студентов....... 18


3. Условия реализации программы учебной дисциплины……………… ….20

3.1.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины .................................................. . 20

3.2. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы ........................................................................... 20


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……… …22.









1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология моего края» предназначена для изучения основных вопросов экологии в Омской области в профессиональной образовательной организации БСХТ, реализующий образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицирванных рабочих и служащих по профессии 35.01.13. "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" с получением среднего общего образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология моего края», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Экология моего края» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в Омской области в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях г.Омска и омской области; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией в Омской области, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.


Задачи курса:

- создание у обучающихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии родного края;

  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

-применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды, решение практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.


В результате изучения дисциплины, обучающиеся должны иметь представление

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  • Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Омской области;

  • Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Омской области;

  • Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Омской области;

  • Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;

  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;

  • Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания

- В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;

  • Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;

  • Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;

  • Взаимодействие компонентов экосистем Омской области;

  • Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем,их использования и охраны;

  • Использование природных ресурсов в хозяйстве региона;

  • Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.


1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ МОЕГО КРАЯ»


Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественно научной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину. Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и

природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология моего края» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно-научные и гуманитарные аспекты.

Учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. При отборе содержания учебной дисциплины «Экология моего края» использован подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом учебная дисциплина «Экология моего края», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология моего края» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).


1.2.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология моего края» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).


В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.



1.3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «Экология моего края» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии родного края;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека в Омской области;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии моего края;

метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Омской области;

  • Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Омской области;

  • Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Омской области;

  • Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;

  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;

  • Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания

- В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;

  • Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;

  • Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;

  • Взаимодействие компонентов экосистем Омской области;

  • Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем,их использования и охраны;

  • Использование природных ресурсов в хозяйстве региона;

  • Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.






2.Структура и содержание учебной дисциплины.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы


Макс. учебная нагрузка


Сам. работа



Аудиторные занятия


всего

В т.ч. практические

работы.

История освоения Сибири

3


3


Эколого- географическая характеристика родного края

9

4

5

2

Характеристика природных ресурсов и природопользования в Омской области

21

7

14

2

Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира

5

2

3


Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана.

24

8

16

4

Заповедные места и памятники природы родного края.

6

2

4

2

Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае

22

7

15



90

30

60

10



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология моего края» ( 60 часов)

Наименование

разделов и тем

занятия

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1


2

3

4

Раздел 1.

Природные особенности родного края



25 / 4


Тема1.1

История освоения Сибири

1.1.1

Этапы и вехи в освоении природы Сибири. Первые остроги. Становление Омска как административно- хозяйственного и торгового центра Западной Сибири.

1

2

1.1.2.

Административно- территориальные преобразования Сибири. Образование Омской области.

1

2

1.1.3.

Устав, флаг и герб Омской области.

1

2

Тема 1.2

Эколого- географическая характеристика родного края

1.2.1.

Природные эколого- географические особенности Омской области. Расположение Омской области, её крайние точки, протяженность , площадь границ.

1

2

1.2.2.

Формирование климата и природных условий.

1

2

1.2.3.

Природные комплексы Омской области.

1

2

1.2.4.

Практическая работа№1. Определение по карте географического положения Омской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты.

Просмотр видеофильма.

2

2


Самостоятельная работа: 1.Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи.2. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. 3-4.Крупномасштабные миграции и их экологические последствия.

4


Тема 1.3

Характеристика природных ресурсов и природопользования в Омской области.

1.3.1.

Природно- ресурсный потенциал области и его использования человеком. Минеральные, водные, гидроэнергетические , лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика.

2


2

1.3.2. .

Минерально- сырьевые Омской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование полезных ископаемых и их охрана.

1

2

1.3.3.

Нефтехимическая промышленность, её перспектива, влияние на окружающую среду

1

2

1.3.4.

Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель.

1

2

1.3.5.

Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения.

1

2

1.3.6.

Водные ресурсы Омской области. Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование.

1

2

1.3.7.

Крупнейшие реки области, их характеристика.

1

2

1.3.8.

Питьевое водоснабжение и санитарно- гигиеническое состояние его источников.

1

2

1.3.9.

Растительный и животный мир Омской области. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование.

2

2

1.3.10.

Негативные воздействия на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе.

1

2

1.3.11.

Практическая работа № 2 . Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов.

2

2



Самостоятельная работа: 1.Экологические связи человечества в доисторическое время. 2.Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. 3.Экологические связи человечества в историческое время.. 4.Появление и развитие промышленности, формирование техносферы.5.Озера невиданной силы Омской области. 6-7.Крупные реки Омской области и их хозяйственное значение.

7


Тема 1.4

Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира.

1.4.1. .

Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем. Характеристика наиболее распространенных представителей животного и растительного мира Омской области

2

2

1.4.2.

Характеристика растений и животных, занесенных в Красную книгу региона.

1

2


Самостоятельная работа: 1.Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. 2.Подготовка реферата о природе и экологии Омской области.


2


Раздел 2.

Природа Омской области, её использование и охрана



35 / 6


Тема 2.1

Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана.

2.1.1.

Формы взамодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем

Взаимодействие человека с природой, её охрана.

2

2

2.1.2.

Природно- территориальные комплексы. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду.

1

2

2.1.3.

Экологическая обстановка в области и особые виды воздействия на окружающйю среду. Радиционная ситуация в Омской области. Загрязнение диоксинами и ртутью.

2

2

2.1.4.

Шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления.

3

2

2.1.5.

Региональные экологические проблемы. Состояние окружающей среды.

2

2

2.1.6.

Санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения. Демографическая ситуация.

2

2

2.1.7.

Практическая работа № 3. Определение основных источников загрязнения окружающей среды.

2

2

2.1.8.

Практическая работа № 4. Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды в близьлежайших территориях.

2

2



Самостоятельная работа:1. Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы.2-3. Нарастание глобальной экологической нестабильности. 4.Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. 5. Региональные экологические кризисы. 6.Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. 7.Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ. 8.Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности.

Подготовка сообщения или доклада на тему: выявление и оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения.

8


Тема2.2

Заповедные места и памятники природы родного края.

2.2.1.

Государственные природные заповедники и заказники Омской области и их характеристика.

Большереченский зоопарк, Старина сибирская.

2

2

2.2.2.

Ачаирский монастырь. Музей, картинная галерея.


2

2


С.Р. 1-2.Подготовка презентаций о природных достопримечательностях Омской области Большереченского района.

2


Тема2.3

Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае.

2.3.1.

Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Омской области и их деятельности.

2

2

2.3.2.

Природоохранное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. Государственные экологические программы.

2

2

2.3.3.

Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и другие.

2

2

2.3.4.

Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.

2

2

2.3.5.

Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание.

2

2

2.3.6.

Практическая работа № 5. Определение степени изменения окружаюшей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Омской области с целью охраны природы.

2

2

2.3.7.

Контрольная работа по темам дисциплины «Природа и экология Омской области»

2

2

2.3.8.

Дифференцированный зачёт

1

2


Самостоятельная работа:

1.Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Глобальная роль человеческого разума. 2.Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. 3.Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. 4.Значение этого уникального качества для демографии человека. 5.Фактический рост численности человечества. 6-7. Анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность.

7




Всего:

60/10





2.3. Перечень тем индивидуальных проектов.


Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого

развития.

• Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого

развития.

• Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устой-

чивого развития.

• Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы ис-

черпаемости.

• Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

• История и развитие концепции устойчивого развития.

• Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну

проблему.

• Основные экологические приоритеты современного мира.

• Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории Омской области: воз-

можные способы решения проблем.

• Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

• Популяция как экологическая единица.

• Причины возникновения экологических проблем в городе.

• Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

• Проблемы водных ресурсов и способы их решения.

• Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в Омской области.

• Проблемы устойчивости лесных экосистем в Омской области.

• Система контроля за экологической безопасностью в области.

• Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

• Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

• Структура экологической системы.

• Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

• Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации

• Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.



















2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

История освоения Сибири

* Ознакомление с основными этапами и вехами в освоении природы Омской области, с первыми острогами.

*Ознакомление с городом Омском как административно- хозяйственным и торговым центром.

* Познакомить с уставом, флагом и гербом Омской области.



Эколого-географическая характеристика моего края.

*Ознакомить с природными  эколого-географическими особенностями Омской области.

*Изучит расположение Омской области, её крайние точки, протяженность , площадь границ.

*Указать на формирование климата, природных условий, природных комплексов Омской области.

Выполнить практическую работу .№1 . «Определение по карте географического положения Омской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты». 


Характеристика природных ресурсов

*Ознакомление с природно-ресурсным потенциалом области и его использованием человеком:

Изучить Минеральные, водные, гидроэнергетические , лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика.

Минерально-сырьевые ресурсы Омской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности.

Нефтехимическая промышленность, её перспектива, влияние на окружающую среду. Земельные ресурсы региона.

Экологические аспекты состояния земель.

Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения.

Водные ресурсы Омской области. .Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика.

Питьевое водоснабжение и санитарно- гигиеническое состояние его источников.

Растительный и животный мир Омской области».

Негативные воздействия на леса.


*Выполнение Практической работы. № 2 «Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья».


Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира

*Ознакомление с фито и зооценозами местных экосистем.

*Научить давать характеристику растениям и животным занесенных в Красную книгу региона

Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана

Формы взаимодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем

*Ознакомление: с природно-территориальными комплексами; с

  влиянием хозяйственной деятельности на окружающую среду;

экологической обстановкой в области и особыми видами воздействия на окружающую среду. 

*Ознакомление с шумовым и электромагнитным загрязнением, загрязнением выбросами автотранспорта, отходами производства и потребления.

* Ознакомление с региональными экологическими проблемами.

*Изучить санитарно-эпидемиологическую обстановку и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения, демографическую ситуацию.

*Выполнить практическую работу .№ 3 «Определение основных источников загрязнения окружающей среды Омской области» и

практическую работу.№ 4 «Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды в близьлежайших территориях».



Заповедные места и памятники природы моего края

* Познакомить с Государственными природными заповедниками и заказниками Омской области и дать им характеристику.

*Ознакомиться с Ачаирским монастырем, музеями, картинной галереей.

Государственное регулирование охраны окружающей среды

*Ознакомление с Государственной региональной экологической политикой, системой государственных природоохранных органов Омской области и их деятельности.

 *Познакомить с природоохранным законодательством, нормативами обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. * Указать на Государственные экологические программы.

*Провести экологический мониторинг в области источников загрязнения природы.

*Ознакомить с Государственным экологическим контролем и за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.

* Указать на роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды.

* Выполнить Практическую работу 5 «Определение степени изменения окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека.
















3. Условия реализации программы.


3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины


Освоение программы учебной дисциплины «Экология моего края» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических

правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

- посадочных мест по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-аудиторная доска

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по биологии, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология моего края» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему, карту Омской области; атлас по географии Омской области; таблицы, схемы, раскрывающие особенности природы и экологии Омской области;раздаточный материал для индивидуальной работы)

• информационно-коммуникационные средства (подборка учебных фильмов по дисциплине: «Тайны подводного мира», «Экология и охрана окружающей среды», «Растения и животные Омской области», «Век глупцов», «Жить или не жить», «Колодец планеты», «Кислотные дожди», «Диоксины», «Спаси и сохрани», «Фильмы о природе и для природы. О человеке и для человека», «Тайны воды»).

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.
















3.2.Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.


Основные источники:

1. Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. «Основы экологии», М., Дрофа, 2011г.

Дополнительные источники:

-Алексеев СВ. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных

учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.

- Величковский Б.Т.Дирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая

среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.

- Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учебн. Для 10-11 кл. шк. Естеств.-науч.профиля. М.: Просвещение, 1997.

- Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин. -М.: Дрофа,1995. -240 с: ил.

Природопользование: Проб.учеб.для 10-11 кл. профильных шк./Н.Ф.Винокурова,

-Г. С Камерилова, В.В.Николина и др. М.: Просвещение, 1995.Ратанова М.П., Сиротин В.И.

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся.

М: Мнемозина, 1995.

- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во

ACT, 1997.

- Редкие и исчезающие растения. В.И. Артамонов, М, 1998г.

- Красная книга Российской федерации, АСТ, 2001г.

-Красная книга России. Животные и растения, М, 2002г.

-Животный мир полярных районов, Ленинград, 1988г.

Интернет – ресурсы:

1.Омская область. Физико-географическая характеристика. mpr.omskportal.ru›ru/RegionalPublicAuthorities/…

2.Всемирная География › Россия › Омская область. worldgeo.ru›

3.Омская область — Википедия. ru.wikipedia.org.

4. Животные и растения в Омской области. omskaja-oblast.doska-obyavleniya-omsk.ru›

5. Презентация - Красная книга Омской области

volna.org›okruzhajushhij_mir/krasnaia…oblasti.htm




















4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, а так же выполнение студентами индивидуальных заданий, проектов, текущего контроля и промежуточной аттестации.

Результаты обучения

Формы, методы контроля и оценки результатов обучения

В результате обучения учебной дисциплины «Экология моего края» обучающийся должен достичь результатов:


личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии родного края;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека в Омской области;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии моего края;

метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Омской области;

  • Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Омской области;

  • Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Омской области;

  • Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;

  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;

  • Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания

- В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;

  • Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;

  • Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;

  • Взаимодействие компонентов экосистем Омской области;

  • Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем,их использования и охраны;

  • Использование природных ресурсов в хозяйстве региона;

  • Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.









1. Входной контроль

-тестирование








2. Текущий контроль в форме:

-практических и лабораторных работ;

-проверочных работ;

-самостоятельной работы.









3. Промежуточный контроль:

-тестирование.





4. Промежуточная аттестация:

-Дифференцированный зачёт






7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!