Содержание
1.Пояснительная записка.......................................................................................4
1.1.Общая характеристика учебной дисциплины «Экология моего края»........................................................................................................................5
1.2.Место учебной дисциплины в структуре ОПОП.........................................6
1.3.Результаты освоения учебной дисциплины..................................................6
2.Структура и содержание учебной дисциплины..............................................8
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………….…………8
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины............................9
2.3.Перечень тем индивидуальных проектов…………………………… 17
2.4.Характеристика основных видов учебной деятельности студентов....... 18
3. Условия реализации программы учебной дисциплины……………… ….20
3.1.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины .................................................. . 20
3.2. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы ........................................................................... 20
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……… …22.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология моего края» предназначена для изучения основных вопросов экологии в Омской области в профессиональной образовательной организации БСХТ, реализующий образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицирванных рабочих и служащих по профессии 35.01.13. "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" с получением среднего общего образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология моего края», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Экология моего края» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в Омской области в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественно-научной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях г.Омска и омской области; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией в Омской области, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.
Задачи курса:
- создание у обучающихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии родного края;
овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
-применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды, решение практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека.
В результате изучения дисциплины, обучающиеся должны иметь представление
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Омской области;
Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Омской области;
Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Омской области;
Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания
- В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
Взаимодействие компонентов экосистем Омской области;
Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем,их использования и охраны;
Использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.
1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ МОЕГО КРАЯ»
Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественно научной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину. Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и
природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.
Основу содержания учебной дисциплины «Экология моего края» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественно-научные и гуманитарные аспекты.
Учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. При отборе содержания учебной дисциплины «Экология моего края» использован подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
В целом учебная дисциплина «Экология моего края», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экология моего края» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
1.2.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология моего края» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В процессе освоения дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология моего края» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии родного края;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека в Омской области;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии моего края;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Омской области;
Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Омской области;
Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Омской области;
Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны;
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации;
Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания
- В результате освоения дисциплины студент должен знать:
Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды;
Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем;
Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира;
Взаимодействие компонентов экосистем Омской области;
Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем,их использования и охраны;
Использование природных ресурсов в хозяйстве региона;
Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны.
2.Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Макс. учебная нагрузка | Сам. работа | Аудиторные занятия |
всего | В т.ч. практические работы. |
История освоения Сибири | 3 | | 3 | |
Эколого- географическая характеристика родного края | 9 | 4 | 5 | 2 |
Характеристика природных ресурсов и природопользования в Омской области | 21 | 7 | 14 | 2 |
Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира | 5 | 2 | 3 | |
Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана. | 24 | 8 | 16 | 4 |
Заповедные места и памятники природы родного края. | 6 | 2 | 4 | 2 |
Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае | 22 | 7 | 15 | |
| 90 | 30 | 60 | 10 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология моего края» ( 60 часов)
Наименование разделов и тем | № занятия | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Природные особенности родного края | | | 25 / 4 | |
Тема1.1 История освоения Сибири | 1.1.1 | Этапы и вехи в освоении природы Сибири. Первые остроги. Становление Омска как административно- хозяйственного и торгового центра Западной Сибири. | 1 | 2 |
1.1.2. | Административно- территориальные преобразования Сибири. Образование Омской области. | 1 | 2 |
1.1.3. | Устав, флаг и герб Омской области. | 1 | 2 |
Тема 1.2 Эколого- географическая характеристика родного края | 1.2.1. | Природные эколого- географические особенности Омской области. Расположение Омской области, её крайние точки, протяженность , площадь границ. | 1 | 2 |
1.2.2. | Формирование климата и природных условий. | 1 | 2 |
1.2.3. | Природные комплексы Омской области. | 1 | 2 |
1.2.4. | Практическая работа№1. Определение по карте географического положения Омской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты. Просмотр видеофильма. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: 1.Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи.2. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. 3-4.Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. | 4 | |
Тема 1.3 Характеристика природных ресурсов и природопользования в Омской области. | 1.3.1. | Природно- ресурсный потенциал области и его использования человеком. Минеральные, водные, гидроэнергетические , лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. | 2 | 2 |
1.3.2. . | Минерально- сырьевые Омской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Использование полезных ископаемых и их охрана. | 1 | 2 |
1.3.3. | Нефтехимическая промышленность, её перспектива, влияние на окружающую среду | 1 | 2 |
1.3.4. | Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. | 1 | 2 |
1.3.5. | Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения. | 1 | 2 |
1.3.6. | Водные ресурсы Омской области. Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование. | 1 | 2 |
1.3.7. | Крупнейшие реки области, их характеристика. | 1 | 2 |
1.3.8. | Питьевое водоснабжение и санитарно- гигиеническое состояние его источников. | 1 | 2 |
1.3.9. | Растительный и животный мир Омской области. Лесные древесные ресурсы, их характеристика, учет, использование. | 2 | 2 |
1.3.10. | Негативные воздействия на леса. Состояние и воспроизводство животных ресурсов в регионе. | 1 | 2 |
1.3.11. | Практическая работа № 2 . Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья. Количественная и качественная оценка минеральных ресурсов. | 2 | 2 |
| | Самостоятельная работа: 1.Экологические связи человечества в доисторическое время. 2.Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. 3.Экологические связи человечества в историческое время.. 4.Появление и развитие промышленности, формирование техносферы.5.Озера невиданной силы Омской области. 6-7.Крупные реки Омской области и их хозяйственное значение. | 7 | |
Тема 1.4 Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира. | 1.4.1. . | Преобладающие фито и зооценозы местных экосистем. Характеристика наиболее распространенных представителей животного и растительного мира Омской области | 2 | 2 |
1.4.2. | Характеристика растений и животных, занесенных в Красную книгу региона. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: 1.Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. 2.Подготовка реферата о природе и экологии Омской области. | 2 | |
Раздел 2. Природа Омской области, её использование и охрана | | | 35 / 6 | |
Тема 2.1 Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана. | 2.1.1. | Формы взамодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем Взаимодействие человека с природой, её охрана. | 2 | 2 |
2.1.2. | Природно- территориальные комплексы. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. | 1 | 2 |
2.1.3. | Экологическая обстановка в области и особые виды воздействия на окружающйю среду. Радиционная ситуация в Омской области. Загрязнение диоксинами и ртутью. | 2 | 2 |
2.1.4. | Шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления. | 3 | 2 |
2.1.5. | Региональные экологические проблемы. Состояние окружающей среды. | 2 | 2 |
2.1.6. | Санитарно- эпидемиологическая обстановка и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения. Демографическая ситуация. | 2 | 2 |
2.1.7. | Практическая работа № 3. Определение основных источников загрязнения окружающей среды. | 2 | 2 |
2.1.8. | Практическая работа № 4. Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды в близьлежайших территориях. | 2 | 2 |
| | Самостоятельная работа:1. Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы.2-3. Нарастание глобальной экологической нестабильности. 4.Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. 5. Региональные экологические кризисы. 6.Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. 7.Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ. 8.Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической нестабильности. Подготовка сообщения или доклада на тему: выявление и оценка влияния техногенных факторов на здоровье населения. | 8 | |
Тема2.2 Заповедные места и памятники природы родного края. | 2.2.1. | Государственные природные заповедники и заказники Омской области и их характеристика. Большереченский зоопарк, Старина сибирская. | 2 | 2 |
2.2.2. | Ачаирский монастырь. Музей, картинная галерея. | 2 | 2 |
| С.Р. 1-2.Подготовка презентаций о природных достопримечательностях Омской области Большереченского района. | 2 | |
Тема2.3 Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования в родном крае. | 2.3.1. | Государственная региональная экологическая политика. Система государственных природоохранных органов Омской области и их деятельности. | 2 | 2 |
2.3.2. | Природоохранное законодательство. Нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. Государственные экологические программы. | 2 | 2 |
2.3.3. | Экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. Виды источников загрязнения природной среды региона: сточные воды, промышленные выбросы и другие. | 2 | 2 |
2.3.4. | Государственный экологический контроль и государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. | 2 | 2 |
2.3.5. | Роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. Общественное экологическое движение. Экологическое образование, просвещение и воспитание. | 2 | 2 |
2.3.6. | Практическая работа № 5. Определение степени изменения окружаюшей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. Анализ и оценка эффективности мер и мероприятий, проводимых в Омской области с целью охраны природы. | 2 | 2 |
2.3.7. | Контрольная работа по темам дисциплины «Природа и экология Омской области» | 2 | 2 |
2.3.8. | Дифференцированный зачёт | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: 1.Проблема совместимости человеческой цивилизации с законами биосферы. Глобальная роль человеческого разума. 2.Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. 3.Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. 4.Значение этого уникального качества для демографии человека. 5.Фактический рост численности человечества. 6-7. Анализ основных понятий и определений по теме «Государственное регулирование охраны окружающей среды, экологический мониторинг» с подготовкой понятийного словаря, схем и таблиц (на выбор), раскрывающих их сущность. | 7 | |
| | Всего: | 60/10 | |
2.3. Перечень тем индивидуальных проектов.
Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
• Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого
развития.
• Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устой-
чивого развития.
• Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы ис-
черпаемости.
• Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
• История и развитие концепции устойчивого развития.
• Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну
проблему.
• Основные экологические приоритеты современного мира.
• Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории Омской области: воз-
можные способы решения проблем.
• Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
• Популяция как экологическая единица.
• Причины возникновения экологических проблем в городе.
• Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.
• Проблемы водных ресурсов и способы их решения.
• Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в Омской области.
• Проблемы устойчивости лесных экосистем в Омской области.
• Система контроля за экологической безопасностью в области.
• Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
• Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
• Структура экологической системы.
• Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
• Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации
• Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
2.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
История освоения Сибири | * Ознакомление с основными этапами и вехами в освоении природы Омской области, с первыми острогами. *Ознакомление с городом Омском как административно- хозяйственным и торговым центром. * Познакомить с уставом, флагом и гербом Омской области. |
Эколого-географическая характеристика моего края. | *Ознакомить с природными эколого-географическими особенностями Омской области. *Изучит расположение Омской области, её крайние точки, протяженность , площадь границ. *Указать на формирование климата, природных условий, природных комплексов Омской области. Выполнить практическую работу .№1 . «Определение по карте географического положения Омской области, координат крайних точек, площади, протяженности, заполнение контурной карты». |
Характеристика природных ресурсов | *Ознакомление с природно-ресурсным потенциалом области и его использованием человеком: Изучить Минеральные, водные, гидроэнергетические , лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. Минерально-сырьевые ресурсы Омской области, их разнообразие, запасы, степень освоения и изученности. Нефтехимическая промышленность, её перспектива, влияние на окружающую среду. Земельные ресурсы региона. Экологические аспекты состояния земель. Особенности загрязнения пестицидами, токсинами промышленного происхождения. Водные ресурсы Омской области. .Поверхностные, подземные воды, их освоение и использование. Крупнейшие реки области, водохранилища, их характеристика. Питьевое водоснабжение и санитарно- гигиеническое состояние его источников. Растительный и животный мир Омской области». Негативные воздействия на леса. *Выполнение Практической работы. № 2 «Хозяйственная оценка природных ресурсов, оценка ресурсообеспеченности региона по основным видам сырья». |
Характеристика распространенных представителей растительного и животного мира | *Ознакомление с фито и зооценозами местных экосистем. *Научить давать характеристику растениям и животным занесенных в Красную книгу региона |
Взаимодействие человека с природой, её использование и охрана | Формы взаимодействия и влияния человека в регионе на разные виды экосистем *Ознакомление: с природно-территориальными комплексами; с влиянием хозяйственной деятельности на окружающую среду; экологической обстановкой в области и особыми видами воздействия на окружающую среду. *Ознакомление с шумовым и электромагнитным загрязнением, загрязнением выбросами автотранспорта, отходами производства и потребления. * Ознакомление с региональными экологическими проблемами. *Изучить санитарно-эпидемиологическую обстановку и влияние экологических природных и техногенных факторов на здоровье населения, демографическую ситуацию. *Выполнить практическую работу .№ 3 «Определение основных источников загрязнения окружающей среды Омской области» и практическую работу.№ 4 «Анализ и описание основных видов загрязнения окружающей среды в близьлежайших территориях». |
Заповедные места и памятники природы моего края | * Познакомить с Государственными природными заповедниками и заказниками Омской области и дать им характеристику. *Ознакомиться с Ачаирским монастырем, музеями, картинной галереей. |
Государственное регулирование охраны окружающей среды | *Ознакомление с Государственной региональной экологической политикой, системой государственных природоохранных органов Омской области и их деятельности. *Познакомить с природоохранным законодательством, нормативами обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды. * Указать на Государственные экологические программы. *Провести экологический мониторинг в области источников загрязнения природы. *Ознакомить с Государственным экологическим контролем и за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов. * Указать на роль населения региона в регулировании охраны окружающей среды. * Выполнить Практическую работу 5 «Определение степени изменения окружающей среды под воздействием хозяйственной деятельности человека. |
3. Условия реализации программы.
3.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Экология моего края» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
- посадочных мест по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-аудиторная доска
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по биологии, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология моего края» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему, карту Омской области; атлас по географии Омской области; таблицы, схемы, раскрывающие особенности природы и экологии Омской области;раздаточный материал для индивидуальной работы)
• информационно-коммуникационные средства (подборка учебных фильмов по дисциплине: «Тайны подводного мира», «Экология и охрана окружающей среды», «Растения и животные Омской области», «Век глупцов», «Жить или не жить», «Колодец планеты», «Кислотные дожди», «Диоксины», «Спаси и сохрани», «Фильмы о природе и для природы. О человеке и для человека», «Тайны воды»).
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
3.2.Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. «Основы экологии», М., Дрофа, 2011г.
Дополнительные источники:
-Алексеев СВ. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10-11 кл. общеобразовательных
учреждений разных видов. Спб.: СМИО Пресс, 1997.
- Величковский Б.Т.Дирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая
среда: Учебн.пособие. М.: Новая школа, 1997.
- Камерилова Г.С. Экология города: урбоэкология: Учебн. Для 10-11 кл. шк. Естеств.-науч.профиля. М.: Просвещение, 1997.
- Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин. -М.: Дрофа,1995. -240 с: ил.
Природопользование: Проб.учеб.для 10-11 кл. профильных шк./Н.Ф.Винокурова,
-Г. С Камерилова, В.В.Николина и др. М.: Просвещение, 1995.Ратанова М.П., Сиротин В.И.
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся.
М: Мнемозина, 1995.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во
ACT, 1997.
- Редкие и исчезающие растения. В.И. Артамонов, М, 1998г.
- Красная книга Российской федерации, АСТ, 2001г.
-Красная книга России. Животные и растения, М, 2002г.
-Животный мир полярных районов, Ленинград, 1988г.
Интернет – ресурсы:
1.Омская область. Физико-географическая характеристика. mpr.omskportal.ru›ru/RegionalPublicAuthorities/…
2.Всемирная География › Россия › Омская область. worldgeo.ru›
3.Омская область — Википедия. ru.wikipedia.org.
4. Животные и растения в Омской области. omskaja-oblast.doska-obyavleniya-omsk.ru›
5. Презентация - Красная книга Омской области
volna.org›okruzhajushhij_mir/krasnaia…oblasti.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, самостоятельной работы, а так же выполнение студентами индивидуальных заданий, проектов, текущего контроля и промежуточной аттестации.
Результаты обучения | Формы, методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате обучения учебной дисциплины «Экология моего края» обучающийся должен достичь результатов: • личностных: −− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии родного края; −− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания; −− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества; −− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека в Омской области; −− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; −− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; −− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии моего края; • метапредметных: −− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды; −− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; −− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; −− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; • предметных: −− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»; −− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; −− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; −− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; −− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; −− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: Определять по карте географическое положение, рельеф, климат Омской области; Давать характеристику наиболее распространенных представителей растительного и животного мира Омской области; Объяснять особенности взаимодействия компонентов экосистем Омской области; Анализировать особенности взаимодействия человека с природой, её использования и охраны; Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного освоения учебной информации; Использовать информационно – коммуникативные технологии в освоении учебного содержания - В результате освоения дисциплины студент должен знать: Эколого- географическую характеристику родного края, его географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды; Преобладающие фито- и зооценозы местных экосистем; Характеристику отдельных распространенных представителей растительного и животного мира; Взаимодействие компонентов экосистем Омской области; Формы взаимодействия и влияния человека на разные виды экосистем,их использования и охраны; Использование природных ресурсов в хозяйстве региона; Заповедные места и памятники природы родного края, их охраны. | 1. Входной контроль -тестирование 2. Текущий контроль в форме: -практических и лабораторных работ; -проверочных работ; -самостоятельной работы. 3. Промежуточный контроль: -тестирование. 4. Промежуточная аттестация: -Дифференцированный зачёт |
7