СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программирование как средство повышения познавательной активности у обучающихся во внеурочной деятельности

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир так устроен, что знание языков программирования нужны многим профессиям. 

Учителя информатики называют Scratch ”разогревающим“ языком и рассматривают его как пропедевтику в изучении более сложных языков программирования.

    Реализация творческих межпредметных проектов в среде Scratch  позволит школьнику  создать  единую  картину  мира,  наводя  мостики между различными, иногда, на первый взгляд, довольно далёкими  друг  от  друга  науками.  

Просмотр содержимого документа
«Программирование как средство повышения познавательной активности у обучающихся во внеурочной деятельности»

Программирование как средство повышения познавательной активности у обучающихся во внеурочной деятельности.

Горбунова Елена Николаевна,

учитель информатики,

руководитель центра образования  

цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» города Киселевска ШКОЛЫ №30



Современный мир так устроен, что знание языков программирования нужны многим профессиям.

Сколько раз мы слышали от детей: «Зачем мне эта химия?». Или «Зачем мне учить программирование, в жизни оно мне совсем не пригодится!».

А мы ведь живём в цифровом веке! И IT-профессии очень востребованы!

Программист. Здесь никаких пояснений не нужно.

Тестировщики программного обеспечения. Для того, чтобы разрабатывать тесты, необходимо уметь программировать.

Web-мастер. Работа с сайтом подразумевает наличие знаний по основам программирования.

Системный администратор. Профессия сама по себе связана с IT, а знания основ программирования помогут создать программы-помощницы, которые позволят максимально автоматизировать работу.

Аналитик, менеджер, маркетолог. Этим профессиям умение писать элементарные программы может не только облегчить труд, но и подарить до нескольких свободных часов в каждом рабочем дне.

Компьютер и программирование самОй своей природой предназначены для воспитания в школьнике таких качеств, как четкость мышления, умение раскладывать поставленную задачу на подзадачи. А самое главное – умение четко планировать свои действия и последовательно достигать результата по разработанному алгоритму.

В настоящее время большое внимание при обучении уделяется формированию алгоритмического мышления, творческих и исследовательских способностей детей. Программирование для этого подходит как никакая другая наука. Ученик здесь становится активным деятелем: конструктором, экспериментатором, исследователем.

 Организация исследовательской проектной деятельности школьника  требует  использования  инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так  и  творческих проектов. В качестве такого инструмента целесообразно использовать среду программирования Scratch.

Выбор Scratch обусловлен следующими причинами:

  • Scratch – это не просто язык программирования, а еще и интерактивная среда, построенная на интуитивно понятных ученику принципах, где результаты действий визуализированы, что делает работу с программой понятной, интересной и увлекательной;

  • в Scratch реализованы основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, циклы, что позволяет учащимся создавать довольно сложные программные продукты, включая компьютерные игры;

  • в Scratch имеется русскоязычная версия и возможность задавать команды по-русски;

  • Scratch может использоваться как единый  инструмент  для  самых  различных  возрастов  учащихся (от младшего до старшего школьного возраста);

  • работая в среде Scratch, ученик знакомится не только с языком программирования, но и с текстовым и графическим редакторами, элементами пользовательского интерфейса, новыми математическими понятиями, элементами проектной деятельности (проходит все этапы, начиная от идеи проекта, до этапа ее тестирования и отладки), приобретает навыки 21 века: щедро делиться своими идеями и наработками, творчески мыслить и общаться, системно анализировать, эффективно взаимодействовать с другими;

  • среда программирования Scratch предоставляет прекрасные возможности для развития логического мышления детей через игру. Стоит отметить не только возможность использования Scratch для пропедевтики изучения программирования в курсе информатики, но и широкие возможности его использования на других уроках (к примеру, иностранного языка и литературы для составления и реализации проектов с диалогами героев);

Учителя информатики называют Scratch ”разогревающим“ языком и рассматривают его как пропедевтику в изучении более сложных языков программирования.

???? Реализация творческих межпредметных проектов в среде Scratch  позволит школьнику  создать  единую  картину  мира,  наводя  мостики между различными, иногда, на первый взгляд, довольно далёкими  друг  от  друга  науками.  В  этом  случае  возможности Scratch  неоценимы,  так  как  он  доступен  не  только  представителю точных наук. Учитель-гуманитарий, например, может использовать  Scratch  для  создания  динамичных  и  интерактивных презентаций.

Кроме того, педагогическая целесообразность данного  проекта состоит в том, что по мере изучения программирования в среде Scratch у обучающихся формируется не только логическое и алгоритмическое мышление, но и навыки работы с мультимедиа, создаются условия для активного, поискового учения, разнообразного программирования. Школьники учатся понимать и создавать компьютерные программы, использовать код для создания новой среды и решения новых задач. Таким образом происходит уход от устаревшего понятия ”пользователя ПК“ к ”создателю и соавтору информационного пространства“.



Толстиков Денис Учащийся 7 класса победитель отборочного этапа Международной Scratch-Олимпиады по креативному программированию (International Scratch Creative Programming Olympiad 2020). Организаторы олимпиады Компания РОББО совместно с Кружковым движением НТИ

Отборочный этап Олимпиады проводился в формате заочного конкурса в двух дисциплинах: «Scratch» и «Scratch+ROBBO». Конкурсное задание зависило от возраста участников. В рамках дисциплины «Scratch» участники создавали анимированные истории, компьютерные игры и электронные образовательные ресурсы по изучению креативного языка программирования Scratch.

Денис разработал игру

Особенность Scratch-Олимпиады в том, что здесь нет готовых заданий с единственно верным решением. Участники разрабатывают проект: придумывают оригинальную идею, выбирают оптимальное решение для своей задачи, находят необходимые элементы (персонажей, звуки и т.д.), или создают сами ,при этом соблюдают требования к самому проекту и его оформлению. Жюри оценивало оригинальность идеи, качество ее воплощения, способность к проектному мышлению.

Победители отборочного этапа Олимпиады получили приглашение на финал.

Финал должен был состояться в Финляндии…. Но пандемия внесла свои коррективы.

Финал проходил дистанционно

Официальный язык Олимпиады - английский. На русском писали только на региональном и всероссийском этапах.

Финальная работа представляла собой общий тест и выполнение 2-х заданий в среде программирования Scratch: решение олимпиадной задачи и творческого задания.

Темы творческих заданий были очень сложные

1. Ликвидация мирового голода

2. Использование ресурсов Мирового океана 3. Мирное освоение космоса

Творческая задача - выбрать одну из важных мировых проблем, предложенных организаторами олимпиады, и создать Scratch-проект в свободной форме для привлечения внимания общественности к ее актуальности или решению



10 причин, зачем детям изучать программирование

Программирование подтягивает школьную успеваемость

1. По математике: программирование помогает детям визуализировать абстрактные понятия, позволяет применять математику к реальным ситуациям, делая ее изучение интересным и творческим.

2. По письму: дети, которые разбираются в причинно-следственных связях и могут планировать последовательность действий в программировании, легче справляются с написанием сочинений. Для таких детей текст превращается из хаотичного набора предложений в управляемую последовательность с логическим началом, серединой и окончанием.

3. По творчеству: дети начинают экспериментировать, так как инструменты программирования позволят им создать практически все, что они придумают.

Программирование формирует личностные качества

4. Уверенность: большинство родителей с радостью сообщают, что заметили, как у их детей укрепляется вера в свои силы, так как они шаг за шагом создают собственный серьезный проект.

5. Самоорганизацию: когда дети пишут сложный код, они лучше развивают свою самоорганизацию, усидчивость и учатся подолгу фокусировать внимание на одной задаче.

6. Настойчивость: дети не только пишут код, но и учатся его отлаживать. И нет лучшего способа выработать настойчивость, чем шаг за шагом исправлять ошибки в коде.

7. Коммуникацию: изучение программирования аналогично изучению любого нового иностранного языка. Дети также учатся логической коммуникации, укрепляют как устные, так и письменные навыки.

Программирование открывает путь в будущее

8. Расширяет возможности: многие дети используют программирование для выражения своих мыслей. Например, они могут создавать сайты и приложения, чтобы рассказать о том, что их волнует и что интересно им.

9. Расширяет кругозор: программирование - это базовая грамотность в эпоху цифровых технологий. Важно, чтобы дети понимали, что могут внедрять инновации и технологии вокруг себя.

10. Готовит к карьере: с каждым годом увеличивается спрос на специалистов технологической отрасли. Изучение программирования в молодом возрасте позволяет преуспеть детям в любой области, которую они выберут.

Благодаря программированию дети способны развить в себе целый комплекс полезных навыков, которые сформируют потенциал для будущей успешной жизни.



Заключение

Написав однажды свои соб­ственные (пусть даже незамысловатые, но работающие!) программы, ученики обнаруживают, что компьютеры совсем не похожи на волшебные всемогущие машины. К детям приходит понимание того, что компьютер является инструментом, которым должны управлять люди. Только немногие школьники станут профессиональными программи­стами, или будут иногда программиро­вать на работе, или сделают программи­рование своим хобби, но все выиграют от того, что постигли природу программирования и поняли, что значит создавать собственные программы.

Программирование помогает не только развивать навыки мышления, а также выработать привычку аккуратной и систематической работы. Формируемое при этом алгоритмическое мышление ценно само по себе. Методы, которые дети освоят на уроках программирования, обязательно будут использоваться позднее при решении самых различных «взрослых» жизненных и профессиональных задач. Возможно, это проявится и через много лет после окончания школьного курса информатики, однако и ради этого стоит учиться программированию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!