БОУ «КАЛИНИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол № 1 от 30 августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР __________ Ефимова С.В. 31 августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы-интерната ____________ Ананьева Е.Н. Приказ № 40 од от 31 августа 2023 г. |
Рабочая учебная программа
по настольному теннису
для учащихся 5, 6, 7, 8, 9 классов
2023 – 2044 учебный год
Программу составила: Иванов Сергей Георгиевич
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.
2023 г
Структура программы
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план (содержание программы)
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Перечень учебно-методического обеспечения
2. Пояснительная записка
Авторская программа по настольному теннису разработана для учащихся 5. 6, 7, 8, 19 классов на основе нормативных документов Минестерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика учебного предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье.
Цели:
укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков;
воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
задачи:
приобретение теоретических и методических знаний;
овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
повышение спортивной квалификации.
воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно БОУ «Калининская школа интернат для детей с ОВЗ» организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность по физической культуре (настольный теннис) составило 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Виды программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Теория | 4 |
2 | Общефизическая подготовка | 3 |
3 | Специальная физическая подготовка | 3 |
4 | Обучение техническим приёмам | 9 |
5 | Интегральная подготовка | 6 |
6 | Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра | 9 |
7 | Итого: | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Тема урока | Тип урока | Кол- во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | |
| | | | | | план | факт |
1 | Физическая культура в современном обществе. | Изучение нового материала | 1 | Знать т/б на уроках по настольному теннису | Текущий | | |
2 | История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | | |
3 | Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | | |
4 | Правила безопасности игры. Правила соревнований. | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | | |
5 | Выбор ракетки и способы держания. | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | | |
6 | Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | | |
7 | Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи». | Изучение нового материала | 1 | Знать теоретический материал по настольному теннису | Текущий | | |
8 | Удары по мячу накатом. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять удары по мячу накатом | Текущий | | |
9 | Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок | Текущий | | |
10 | Игра в ближней и дальней зонах. | Совершенствование | 1 | Уметь играть в ближней и дальней зонах | Текущий | | |
11 | Вращение мяча. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять вращение мяча | Текущий | | |
12 | Основные положения теннисиста. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять основные положения теннисиста. | Текущий | | |
13 | Исходные положения, выбор места. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять исходные положения, выбор места | Текущий | | |
14 | Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски | Текущий | | |
15 | Одношажные и двухшажные перемещения. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять одношажные и двухшажные перемещения | Текущий | | |
16 | Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять подачи (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением) | Текущий | | |
17 | Подачи: короткие и длинные. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять подачи: короткие и длинные | Текущий | | |
18 | Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением) | Текущий | | |
19 | Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске. | Текущий | | |
20 | Тактика одиночных игр | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять тактические действия в одиночных играх | Текущий | | |
21 | Игра в защите | Совершенствование | 1 | Уметь играть в защите | Текущий | | |
22 | Основные тактические комбинации. При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять основные тактические комбинации | Текущий | | |
23 | Основные тактические комбинации При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять основные тактические комбинации | Текущий | | |
24 | Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять подачи с учетом атакующего и защищающего соперника. | Текущий | | |
25 | Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. | Совершенствование | 1 | Знать основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка | Текущий | | |
26 | Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях | Текущий | | |
27 | Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре | Текущий | | |
28 | Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны). | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять передвижения у стола | Текущий | | |
29 | Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять удары: накатом у стенки, удары на точность. | Текущий | | |
30 | Игра у стола. Игровые комбинации. | Совершенствование | 1 | Уметь играть у стола | Тестирование | | |
31 | Игра у стола. Игровые комбинации. | Совершенствование | 1 | Уметь играть у стола | Тестирование | | |
32 | Игра у стола. Игровые комбинации. | Совершенствование | 1 | Уметь играть у стола | Тестирование | | |
33 | Соревнования | Совершенствование | 1 | Уметь играть у стола | Тестирование | | |
34 | Соревнования | Совершенствование | 1 | Уметь играть у стола | Тестирование | | |
5. Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения настольного тенниса ученик должен
знать/понимать:
историю развития настольного тенниса;
о месте и значении игры в системе физического воспитания;
о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
правила игры;
правила безопасности игры.
овладеть:
теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.
приобрести:
уметь:
выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и провести самостоятельные занятия по настольному теннису.
6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям настольным теннисом.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Отметка «5» - учащийся демонстрирует разнообразные упражнений с мячром и ракеткой. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
7. Перечень учебно-методического обеспечения
Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.
Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980.
В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1988 г.
Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.
Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2003 г.