СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Зёрнышко таланта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой будут расти и процветать таланты                                                                                                                                                                                                                    Генрих Нейгауз

Просмотр содержимого документа
«Программа "Зёрнышко таланта"»



Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………… 3

2. Нормативно – правовая база программы………………………… 5

3. Ведущая педагогическая идея …………………………………..... 6

4. Принципы работы с одарёнными детьми………………………... 7

5. Ожидаемые результаты……………………………………............. 7

6. Условия реализация программы…………………………………... 8

6.1 Предметно – развивающая среда………………………………… 9

6.2 Организация воспитательно – образовательного процесса…….. 11

6.3 Психолого – педагогический мониторинг……………………….. 13

7. Основные этапы реализации программы …………………………. 16

Заключение…………………………………………………………….. 18

Литература …………………………………………………………….. 21

Приложение……………………………………………………………. 22











  1. Пояснительная записка.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Интеллектуальный потенциал и творчество становятся необходимыми личностными качествами, позволяющими человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности требует системного подхода и может успешно реализовываться с учетом возрастных и индивидуальных способностей личности. Соответственно общество нуждается в воспитании и развитии делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Забота об одарённых детях – сегодня забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Работа с одарёнными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одарённых детей. Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно – образовательного процесса в ДОУ не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Кому – то дан дар слова, кто – то явно имеет художественные способности, кто – то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть – имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.

Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта.

Актуальность моей педагогической стратегии развития одарённости наиболее полное раскрытие потенциала одаренных детей дошкольного возраста, с целью их успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности в настоящем и будущем.


Чтобы решить данные проблемы необходимо создать условия для проявления общих способностей дошкольников, разработать систему выявления детской одаренности, систему работы с данной категорией детей.

В связи с этим в нашем ДОУ разработана программа «Зёрнышко таланта» на основе муниципального проекта «Успешность каждого ребенка», целью которого является создание и реализация модели выявления и развития задатков и способностей успешности каждого ребёнка в образовательном процессе, организуемом в дошкольных учреждениях, как педагогической системы, способствующей повышению качества образовательного процесса.

Программа «Зёрнышко таланта» нацелена на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей со среднего дошкольного возраста, оказания адресной поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных карт развития с учетом специфики интеллектуально – творческой одаренности ребенка.

Программа направлена на развитие:

  • познавательных способностей дошкольников

  • творческих способностей

  • спортивных способностей детей.

2. Нормативно – правовая база программы:

  • Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;

  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

Программа «Зёрнышко таланта» способствует выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа «Зёрнышко таланта» разработана на период с 2017 по 2019 год, определяет создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, физическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

В МБДОУ детский сад № 2 г. Сычёвки, реализация программы «Зёрнышко таланта» осуществляется по следующим направлениям:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

3.Ведущая педагогическая идея

Педагог дошкольного учреждения является координатором усилий для оптимального развития одарённых и способных детей.

Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в ДОУ, их самореализации.

Задачи:

  1. изучение научно – методической и психолого – педагогической литературы

по организации работы с одарёнными детьми в ДОУ;

  1. выявление одарённых детей;

  2. развитие способностей одарённых детей во всех сферах деятельности ДОУ;

  3. повысить качество подготовки детей к школьному обучению и увеличение

количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

  1. повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей при

введении системы работы с одарёнными детьми.

4. Принципы работы с одарёнными детьми.

В настоящее время существует множество принципов работы с такими детьми, я для себя выделила следующие:

• принцип учёта возрастных и индивидуальных способностей воспитанников;

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли в свободной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальном участии педагога;

Формы работы с одарёнными детьми:

• Групповые занятия

• Проектная деятельность

• Исследовательская деятельность

• Групповые задания

• «Мозговые штурмы»

• Дискуссии

• Диалоги

5. Ожидаемые результаты:

1. Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений инновационных форм работы с детьми

2. Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по выявлению и развитию способностей и предпосылок одаренности детей дошкольного возраста;

3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

4. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

5. Использование условий социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;

6. Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению;

7. Рост престижа дошкольных образовательных учреждений в муниципаль -

ной образовательной системе.

6. Условия реализация программы.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. На схеме обозначены основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно.

Такими условиями являются:

  • наличие подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

  • наличие богатой предметно – развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

  • наличие личностно-ориентированной воспитательно – образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

  • использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

  • работа кружков, студии и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

  • участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах, выставках детского творчества

  • тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей

6.1. Предметно – развивающая среда.

На сегодняшний день в дошкольном учреждении создана предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС, включающая в себя: содержательную насыщенность, трансформируемость,

полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая развитию различных задатков и способностей дошкольников.

При создании предметно – пространственной среды педагоги руководствуются современными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, индивидуально – ориентированном подходе, информативности, обогащенности, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его различных задатков и способностей.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащается средства­ми обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствую­щими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие мате­риалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступ­ными детям материалами (в том числе с песком и водой);

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мел­кой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пред­метно-пространственным окружением;

  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возмож­ность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов способствует:

  • возможности разнообразного использования различных состав­ляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д.;

  • наличию в учреждении и группах полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре).

Вариативность среды способствует:

- наличию в учреждении или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообраз­ных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечиваю­щих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, по­знавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды способствует:

- доступности для воспитанников всех поме­щений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, посо­биям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно – пространственной среды даёт возможность соответствовать всем ее элементам требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

6.2. Организация воспитательно – образовательного процесса

МБДОУ детский сад № 2 реализует образовательную программу, основанную на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми с целью выявления и развития предпосылок одаренности предполагается проводить по следующим направлениям:

  • изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);

  • отказ от преподнесения детям политико – идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

  • изменение формы и содержания обучающих занятий (сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

  • насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на общечеловеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ребенка;

  • изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.

Гуманизация педагогического процесса предполагает построение личностно – ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитываются интересы, желания, способности ребенка, стремление к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

Реализация развивающих задач в процессе повседневного свободного общения ребенка с воспитателем сочетается со специальными занятиями. Причем число их целесообразно сокращается, а форма организации разноображивается. Проведение занятий с небольшими подгруппами детей обеспечивает наибольшую познавательную активность каждого воспитанника, помогает установить обратную связь и учесть продвижение детей.

Запросы родителей возрастают: при сохранении интереса в подготовке ребенка к обучению в школе повышаются требования к развитию у него интеллектуальных, лингвистических, художественных и иных способностей. Поэтому педагоги детского сада способствуют включению родителей в активное обсуждение детских проблем, привлечению их к творческой работе с детьми (участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, праздниках и фестивалях, в проведении «Дней здоровья», эколого – оздоровительных неделях).

В нашем дошкольном учреждении предоставлены дополнительные образовательные услуги в виде кружковой работы в целях активизации развивающих видов деятельности.

Показателем эффективности деятельности дошкольного учреждения в направлении развития задатков и способностей детей является так же участие воспитанников и выпускников в муниципальных и региональных мероприятиях: участие и победы в конкурсах, викторинах, олимпиадах, проводимых для дошколят совместных с их родителями.

6.3. Психолого – педагогический мониторинг

Цель: получение информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей и динамики их развития.

Диагностический инструментарий:

Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года). В проведении мониторинга участвуют педагог – психолог и воспитатель. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения программы интеллектуального развития детей. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в МБДОУ по развитию интеллектуальных и творческих способностей умственно одаренных детей.

Направления работы:

1. Работа с педагогами (беседы, анкетирование, анализ результатов педагогического мониторинга и индивидуальных карт развития).

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого – педагогическое сопровождение ребенка

Мониторинг качества реализации Программы

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога – психолога, оценки специалистов.

Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Интеллектуально – творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой - то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями.

Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет»

А. И. Савенкова

Сложенная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями. Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы:

Интегративные личностные характеристики

  1. Любопытство.

  2. Сверхчувствительность к проблемам.

  3. Способность к прогнозированию.

  4. Словарный запас.

  5. Способность к оценке и самооценке. Умственное развитие Оригинальность мышления. Гибкость мышления. Продуктивность мышления. Способность к анализу и синтезу. Классификация. Высокая концентрация внимания. Память.

Характеристика сферы личностного развития

  1. Увлеченность содержанием задачи

  2. Перфекционизм

  3. Противостояние мнению большинства

  4. Лидерство

  5. Соревновательность

  6. Широта интересов

  7. Юмор

 Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:

  • Оценить уровень развития каждой характеристики;

  • Сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном.

В результате мы получим “портрет личностного потенциала ребенка”.

 Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Характеристика личностных показателей заносится в таблицу бланки оценок сферы умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик; таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы графического отображения развития ребенка.

Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско – диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, оценки специалистов. Методики исследования одаренности детей обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывает познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предварительное индивидуальное тестирование проводится педагогом группы с помощью методов наблюдения, беседы, результаты заносятся в карты развития. По результатам диагностики по исследованию предпосылок одаренности воспитанников детского сада, определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, в т. ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по методикам (входная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).

Для родителей разработаны анкеты по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для групп старшего возраста. (Приложение 1)

  1. Основные этапы реализации программы «Зёрнышко таланта»

I этап – диагностико – организационный (2017 – 2018 гг.)

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми воспитанниками в ДОУ

Задачи:

  1. Изучение нормативной базы по данной проблеме;

  2. Разработка программы работы с одаренными детьми;

  3. Разработка структуры управления программой;

  4. Анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы.

Планируемые мероприятия:

  • Проведение педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебно – воспитательного процесса.

  • Изучение стратегий и технологий работы с одарёнными детьми.

  • Создание творческой работы воспитателей по работе с одаренными детьми.

II этап – практический (2017 – 2019 гг.)

Цель: осуществление работы по трём направлениям работы с педагогами; работа с детьми; работа с родителями

Задачи:

  1. Составление индивидуальных планов развития детей с общей одаренностью для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания динамики;

  2. Направление развития детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть;

  3. Активизация участия детей в мероприятиях ДОУ, городских конкурсах и соревнованиях;

  4. Способствование развитию и совершенствованию творческого продуктивного мышления у детей с признаками одаренности;

  5. Организация совместной работы воспитателей, специалистов и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей детей.

Планируемые мероприятия:

  • Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности;

  • Выпуск методических рекомендаций, памяток, буклетов по работе с одарёнными детьми, размещение информации на официальном сайте ДОУ.

III этап – аналитический (2019 год.)

Цель: переход системы работы с талантливыми детьми в режим функционирования

Задачи:

  1. Анализ итогов реализации программы;

  2. Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду;

  3. Обобщение результатов работы детского сада в реализации программы.

Планируемые мероприятия:

  • Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

  • Коррекция проекта и уточнение программы.

  • Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.

  • Распространение опыта, публикации на официальном сайте ДОУ.

Создание в ДОУ благоприятных условий поможет нашим воспитанникам за период дошкольного детства пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Представленная модель работы с одарёнными детьми является значимой и обусловлена повышением интеллектуального уровня воспитанников и создание максимального старта «успеха» в дальнейшем обучении в школе, а также подготовки ребенка к жизни.

7. Заключение

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т. ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но, как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно – дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.

Доктор психологических наук В.А. Моляко раскрывает в своих работах суть такого понятия, как «Творческий потенциал» и выделяет в его системе следующие основные составляющие:

  • Доминирование интересов и мотивов.

  • Эмоциональная погруженность в деятельность.

  • Воля к решению, успеху.

  • Общая эстетическая удовлетворенность от процесса и продуктов

деятельности.

  • Понимание сущности проблемы, задачи, ситуации.

  • Бессознательное, интуитивное решение проблемы.

  • Стратегиальность в интеллектуальном поведении (личностные

возможности продуцировать проекты).

  • Многовариантность решений, прогнозов.

  • Искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.

Представляемая программа способствует созданию условий для построения образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей. Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с детьми со способностями.

Программа доступна к использованию в любом дошкольном учреждении. Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.

Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей позволяют активизировать творческое мышление применимо к различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.

Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления.

Предлагаемый комплект методик, дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала.


Литература


  1. Белова Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М.: «Флинта», 2001. – 139 с.

  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка

//Вопросы психологии 1966. № 6.

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.

  2. Доровской А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М.: «Российское педагогическое агентство», 1997. – 312 с.

  3. Дьяченко О. М. Одаренный ребенок /под ред. О. М. Дьяченко – М.: «Новая школа»,1997. – 25 с.

  4. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе – М.: «Академия», 2000. – 232 с.

  5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей – М.: «Академия», 1996. – 192 с.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета по выявлению специальных способностей детей

(по методике А.И. Савенкова)

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»).

Инструкция.

«Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; (-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположенное оцениваемому. Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.

  3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять рассказы или стихи.


  1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.

  2. Интересуется механизмами и машинами.

  1. Инициативен в общении со сверстниками.

  2. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  3. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  4. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую

идею.

  1. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.

  2. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  3. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  4. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  5. Интересуется актерской игрой.

  6. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

  7. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.

  8. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

  9. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный

запас.

  1. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).

  2. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  1. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

  2. Хорошо поет.

  3. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  4. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  5. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

  6. Легко общается с детьми и взрослыми.

  7. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

    1. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  1. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

  2. Обгоняет своих сверстников в обучении на год или на два, то есть реально должен посещать группу более старшего возраста, чем сейчас.

  3. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.

  4. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.

  5. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  6. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить

конфликт.

  1. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  1. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  2. Бегает быстрее всех в группе.

  3. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.

  4. Способен по – разному подойти к одной и той же проблеме.

  5. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  6. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  7. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  8. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.

  9. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  10. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  11. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  12. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию

движений.

  1. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  2. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  3. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

  4. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.

  1. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  2. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  3. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем- то с увлечением рассказывает.

  4. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

  5. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  1. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

  2. Умеет делать выводы и обобщения.

  3. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  4. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.

  5. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  6. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.

  7. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)

  8. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  9. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

  1. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.

  1. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)

  2. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  3. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

  4. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  5. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  1. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  2. Физически выносливее сверстников

Обработка результатов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.











Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под

каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная;

  2. Творческая;

  3. Академическая;

  1. Художественно-изобразительная;

  2. Музыкальная;

  3. Литературная;

  4. Артистическая;

  5. Техническая;

  6. Лидерская;

  7. Спортивная.

Анкета по выявлению художественных способностей у детей для родителей.

  1. В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял карандаш в руки?

Фломастер? Кисточку?______________________________________________


  1. Что Вы предприняли, заметив желание ребенка рисовать?______________

  1. В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу?

Воображаемых героев, животных?____________________________________

  1. Предлагаете ли Вы ребенку, кроме карандашей, фломастеров, красок, другие художественные материалы?___________________________________

  2. Какое любимое занятие у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)?____________________________________________________

  3. Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?________________________

  4. Что нравится Вашему ребенку больше – раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?__________________________________________________________

  5. Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?____________________

  6. Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?_____________________

  7. Отведено ли ребенку специальное место для рисования?_______________

  8. Устраиваете ли Вы дома выставки работ Вашего ребенка? Где?______________________________________________________________

  9. Высказываете ли Вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли Вы критику в адрес его работ?______________________________________

  10. Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли Вы ему помощь в освоении изучаемого материала?_________________________________________________________

  11. Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Каковы были результаты?__________________________________

Анкета для родителей по изучению художественных интересов детей

1.Чем увлекается ваш ребенок дома? _________________________________________________________________

2.Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интерьерах и т.д.)

_________________________________________________________________

3.Рисует ли ваш ребенок; по своей инициативе или нет?

_________________________________________________________________

4.Любит ли мастерить, какими инструментами пользуется?

__________________________________________________________________

5.Что именно любит изображать, мастерить?

__________________________________________________________________

6.Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать?

__________________________________________________________________

7.Обращается ли он за советом, помощью?

__________________________________________________________________

  1. Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки?

__________________________________________________________________

9.Кто чаще занимается с ребенком дома?

__________________________________________________________________

10. Бываете ли вы с ребенком в музеях, а выставках? На каких, как часто?

__________________________________________________________________

11. Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ваш ребенок?

__________________________________________________________________

12. Применяете ли детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, к дню рождения? Как?

__________________________________________________________________

13. Как можно, на ваш взгляд, развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность с детским садом?

__________________________________________________________________

14. Недостаток каких знаний вы ощущаете в вопросах эстетического воспитания детей?

__________________________________________________________________

Какую помощь бы вы хотели получить от дошкольного учреждения? Какие темы интересуют?

__________________________________________________________________

15. Какие формы организации работы детского сада с семьей Вы считаете наиболее удачными (родительские собрания, общие консультации, индивидуальные беседы, практикумы, просмотры занятий с детьми, родительские уголки, папки- передвижки и т.п.)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Каковы ваши советы по улучшению работы по эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении? Ваши замечания?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Чем могли бы помочь вы в решении вопросов эстетического воспитания?

__________________________________________________________________

18. В какие студии вы хотели бы записать своего ребенка?

__________________________________________________________________

19. Чью конкретно консультацию хотели бы получить (по данному вопросу)?

__________________________________________________________________

20. Как вы оцениваете работу детского сада в плане эстетического воспитания?________________________________________________________

Опросник для родителей

(на выявление речевых, конструктивных или пространственных наклонностей)

1.Когда начал говорить? (Первые слова. Начал говорить так же, как все, или нет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Легко ли заучивает стихи? (Любит ли сказки? Какие больше рассказывает сам или с удовольствием слушает? Речевая память)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими вопросами любит «приставать»? (Что просит? Его интересы)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Переучивали ли на другую руку? Если да, то какие были трудности (необычное поведение и т.д.)? Как это проявилось?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В какие игры любит играть? (С конструкторами, в подвижные, в сюжетно-ролевые.)

__________________________________________________________________

В какие игры играет лучше, вовлекает друзей? Любит ли играть один; хочет ли чтобы помогали взрослые во время игры? Любит ли, чтобы наблюдали за ним во время игры? Любит ли чтобы наблюдали за ним во время игры? Долго ли занимается одной и той же игрой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В подвижных играх так же быстр, как другие дети?____________________

7. Рисует ли дома сам? Как происходит процесс рисования? Много ли делает рисунков? Доводит ли начатый рисунок до конца? (сразу или через какой-то промежуток времени)? Подолгу ли сидит за работой? Увлечен ли процессом рисования?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. На что обычно жалуются воспитатели? (Поведение: обидчивый, гневливый, настойчивый, хочет, чтоб его постоянно хвалили) Пугается трудных заданий.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей

В каком возрасте ваш ребенок научился:

вырезать картинки ножницами_______________________________________

раскрашивать рисунки внутри контуров_______________________________

писать печатные буквы алфавита_____________________________________

завязывать шнурки_________________________________________________

писать печатными буквами свое имя и другие слова_____________________

называть буквы алфавита (в книгах, на вывесках)_______________________

читать отдельные слова_____________________________________________

читать самые простые детские книжки________________________________

читать более трудные книги «про себя»_______________________________

считать до 20______________________________________________________

выполнять сложение, вычитание в уме________________________________

называть время____________________________________________________

считать деньги____________________________________________________

запоминать телефонные номера______________________________________

Понимает ли ребенок некоторые вещи, которые являются слишком сложными для его возраста? Например, какие? __________________________________________________________________

Использует ли ваш ребенок в своей речи сложные слова, говорит длинными предложениями? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Можно ли сказать, что ваш ребенок обладает необычайно хорошей памятью? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Опросник для родителей

(на выявление речевых, конструктивных или пространственных наклонностей)

1.Когда начал говорить? (Первые слова. Начал говорить так же, как все, или нет?) ________________________________________________________________________________________________________________________

2.Легко ли заучивает стихи? (Любит ли сказки? Какие? Больше рассказывает сам или с удовольствием слушает? Речевая память). _________________________________________________________________________________________________________________________

3.С какими вопросами любит «приставать»? (Что просит? Его интересы).

_________________________________________________________________________________________________________________________

4.Переучивали на другую руку? Если да, то какие были трудности (необычное поведение и т.д.)? Как это проявлялось?

_________________________________________________________________________________________________________________________

5.В какие игры любит играть? (С конструкторами, в подвижные, в сюжетно-

ролевые). В какие игры играет лучше, вовлекает друзей? Любит ли играть один; хочет ли, чтобы ему помогали взрослые во время игры? Любит ли, чтобы наблюдали за ним во время игры? Долго ли занимается одной и той же игрой?

_________________________________________________________________________________________________________________________

6.В подвижных играх так же ловок и быстр, как другие дети? _________________________________________________________________________________________________________________________

7.Рисует ли дома сам? Как происходит процесс рисования? Много ли делает

рисунков? Доводит ли начатый рисунок до конца (сразу или через какой-то промежуток времени)? Подолгу ли сидит за работой? Увлечен ли процессом рисования?______________________________________________________________________________________________________

8. На что обычно жалуются учителя или воспитатели? (Поведение: обидчивый, гневливый, настойчивый, хочет, чтобы постоянно хвалили). Пугается ли трудных занятий?________________________________________

Уважаемые родители!

Будем вас признательны за ответы на наши вопросы

Чтобы дать Вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке (-); если нравится (+); очень нравится - (++). Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

  2. Читать самостоятельно (слушать, когда ему читают) сказки, рассказы, повести.

  3. Петь, музицировать.

  4. Заниматься физкультурой.

  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

  6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.

  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

  8. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

  9. Изучать с техническим конструктором.

  10. Играть в спортивные, подвижные игры.

  11. Руководить играми детей.

  12. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомым.

  13. Самостоятельно рисовать.

  14. Ходить в магазин за продуктами.

  15. Читать (или слушать) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

  16. Играть в игры с отгадыванием слов.

  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

  19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

  20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.)

  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

  23. Знакомится с историей (посещать исторические музеи).

  24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.

  25. Читать (слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

  27. Ухаживать за домашними животными, растениями, помогать им, лечить их и др.

  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.)

  29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

  30. Знакомиться с общественными явлениями в и международными событиями.

  31. Принимать участие в играх- драматизациях, в постановке спектаклей.

  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

  33. Помогать другим людям.

  34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Благодарим за оказанную помощь!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

  1. Считаете ли Вы своего ребенка одаренным?

_____________________________________________________________

  1. Если да, то в чем вы видите проявление его одаренности?

_____________________________________________________________

  1. Задает ли Ваш ребенок вопросы? Много ли их? К каким явлениям, областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей и т.д.)

_____________________________________________________________

  1. Охотно ли ребенок участвует в домашних занятиях? В каких?

_____________________________________________________________

  1. Любит ли ваш ребенок фантазировать? Каковы темы его фантазий?

_____________________________________________________________

  1. Отличает ли ребенок вымысел от действительности? В чем это проявляется?__________________________________________________

  2. Как вы считаете развитию каких способностей вашего ребенка, следует уделять больше внимание в детском саду?

-художественно-эстетические (музыкальные, изобразительные, литературные)

- конструктивные

- математические

- интеллектуальные

- какие-то другие_______________________________________________ Анкета для родителей по изучению художественных интересов детей

1 Чем увлекается ваш ребенок дома?

_________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интерьерах и т.д.)

_________________________________________________________________________________________________________________________

3.Рисует ли ваш ребенок; по своей инициативе или нет?_______________

4.Любит ли мастерить¸ какими инструментами и материалами пользуется?

_________________________________________________________________

5.Что именно любит изображать, мастерить?

_________________________________________________________________________________________________________________________

6.Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать?

_________________________________________________________________________________________________________________________

7.Обращается ли он за советом, помощью?

_________________________________________________________________________________________________________________________

8.Показывает ли он вам готовые рисунки, поделки?______________________

9.Кто чаще занимается с ребенком дома?

__________________________________________________________________10. Бываете ли вы с ребенком в музеях, а выставках? На каких, как часто?

_________________________________________________________________________________________________________________________

11.Что сделано в вашем доме своими руками? Какое участие принимал в этом ваш ребенок?

__________________________________________________________________12. Применяете ли детские рисунки, изделия в оформлении детского уголка, в подготовке к празднику, к дню рождения? Как?

_________________________________________________________________________________________________________________________

13 Как можно, на ваш взгляд, развить у ребенка интерес к искусству в семье? В чем вы видите преемственность с детским садом?

_________________________________________________________________________________________________________________________

14.Недостаток каких знаний вы ощущаете в вопросах эстетического воспитания детей?

_________________________________________________________________________________________________________________________

15.Какую помощь бы вы хотели получить от дошкольного учреждения? Какие темы интересуют?

_________________________________________________________________________________________________________________________

16.Какие формы организации работы детского сада с семьей Вы считаете наиболее удачными (родительские собрания, общие консультации, индивидуальные беседы, практикумы, просмотры занятий с детьми, родительские уголки, папки- передвижки и т.п.)?

_________________________________________________________________________________________________________________________

17.Каковы ваши советы по улучшению работы по эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении? Ваши замечания?

_________________________________________________________________________________________________________________________

18.Чем могли бы помочь вы в решении вопросов эстетического воспитания?

_________________________________________________________________________________________________________________________

19.В какие студии вы хотели бы записать своего ребенка?
_________________________________________________________________________________________________________________________

20.Чью конкретно консультацию хотели бы получить (по данному вопросу)?

_________________________________________________________________________________________________________________________

21.Как вы оцениваете работу детского сада в плане эстетического воспитания?

_________________________________________________________________________________________________________________________

Ответив на вопросы анкеты, задумайтесь, какую оценку вы можете поставить себе.

Ваша активность и участие в развитии творческой одаренности ребенка:

А) не достаточны, если в ответах преобладают «не знаю», «нет», «иногда». Существует опасность того, что со временем ваш ребенок, развиваясь, будет отдаляться от вас. Сами вопросы анкеты подскажут вам нужное направление для усиления вашего влияния на развитие творческих возможностей ребенка.

Б) сверхдостаточны, если в ответах на вопросы анкеты категория «да, часто» выбиралось значительно больше число раз, чем «не знаю», «нет», «иногда». Значит вы внимательны к личности своего ребенка, в курсе всех его дел, проблем, отношений, стремитесь максимально использовать свои знания, умения, материальные возможности во благо своему одаренному ребенку. Но в то же время вас подстерегает опасность переусердствовать и получить вместо желаемого образный результат, т.е. ваши усилия могут привести к сковыванию творческой активности ребенка.

В) разумны и достаточны, если вы обнаружите баланс ответов «да, часто» и «нет» с небольшим преобладанием положительных ответов. В этом случае есть надежда на то, что собственная активность ребенка стимулируется по мере возможности. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, недостатка методических материалов и соответствующей литературы, практических пособий для развития творчества дошкольников.












ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План работы по выявлению и развитию у воспитанников интеллектуальных и творческих способностей.

Цель: уделять особое внимание педагогической поддержке одарённых (высокомотивированных детей), ранней диагностики одарённости детей в различных областях, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по – своему. Предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых и высокомотивированных детей; помочь одарённым детям в самораскрытии.

п/п

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

1

Работа кружков

В течении года раз в неделю

Развитие интеллектуального творчества воспитанников, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности

2

Неделя фантазии и творчества.

февраль

Расширение познавательной активности

3

Олимпиады (муниципальные, региональные, всероссийские, международные)

В течение года

Увеличение числа участников и призовых мест в олимпиадах

4

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

В течение года

Создание образовательной среды, способствующей познавательной активности воспитанников

5

Родительские собрания, консультации

В течение года

Способствование формированию интеллектуальной культуры родителей

6

Проведение диагностических работ, анкет, мониторингов, предусмотренных программой

В течение года

Выявление способностей

7

Изучение опыта работы воспитателей ДОУ с талантливыми детьми

В течение года

Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми

8

Активное участие во внеклассных мероприятиях

В течение года

Создание условий, способствующих творческой активности детей


План работы с талантливыми и одарѐнными детьми

на 2018 – 2019 учебный год.


Месяц

Мероприятия



Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления



талантливости и одарѐнности детей.



Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети».


Октябрь

Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарённых



детях».



Тематический праздник «Вот и осень пришла»



Конкурс осенних поделок «Дары осени»





Ноябрь

Деловая игра для педагогов «Детская одарѐнность».



Праздник «День Матери»



Турнир по спортивным играм « Выше, сильнее,



быстрее».





Декабрь

Рекомендации для родителей «Лучшие развивающие



игры для творческих и одарѐнных детей».



Конкурс поделок на тему «Мастерская Деда Мороза».


Январь

Консультация для педагогов «Проблема одарѐнности в современной педагогике».



Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!»



«Папа, мама, я – спортивная семья» – спортивный праздник.



Памятка для родителей «Как создать уголок

творчества дома».














Февраль

Родительское собрание: «Творческое и физическое развитие вашего ребёнка»



Выставка поделок из бросового материала «Столовая для птиц»



Праздничное мероприятие к дню защитника

отечества – «Мой папа – самый!»











Март

Круглый стол для педагогов «Организация досуга для творческих и одаренных детей»



Праздник «Для любимых мам»









Выставка «Букет для мамы»



Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и одарёнными детьми».





Апрель

Коллективно – творческая игра для воспитателей «Модель творческого и одаренного ребенка»



Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»

Папка - передвижка «Одарѐнный ребѐнок и как его воспитывать».



Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»








Май

Представление опыта работы с талантливыми и



одарѐнными детьми.



Акция «Открытка ветерану»



План работы с талантливыми и одарѐнными детьми

на 2017 – 2018 учебный год.

Сроки

Содержание деятельности

сентябрь

Создание плана работы с одаренными

детьми на учебный год.

Составление базы одаренных детей

(наблюдения, анкетирование

родителей, беседы, изучение интересов детей)

октябрь

Работа с одарёнными детьми

(выявление умственного потенциала,

стимулирование творческой актив -

ности и т.д.)

Организация работы с детьми по

интересам

ноябрь

- Создание портфолио одарен -

ных детей

- Создание предметно – развивающей

среды для проявления одаренности

детей.

- Выставка детского творчества

«Чудеса с обычной грядки»

декабрь

Заседание творческой группы:

использование новых форм работы с

одаренными и высокомотивирован -

ными детьми.

- районный конкурс «Чудо – ёлка»

- Творческий проект: «Новогодняя

открытка»

- Зимняя спартакиада

январь

«Узоры на окнах». Раздувание капли. Нетрадиционные методы рисования.

«Нарисуй, что хочешь». Работа со знакомыми техниками рисования.

февраль

Викторина для умных и находчивых:

«Здоровым быть»

март

- «День прыгуна»

- Выставка детских рисунков: «Мама – солнышко моё»

апрель

- Методическая гостиная: «Спортивные игры – как форма повышения двигательной активности и открытия новых спортивных талантов»

- Выставка детского творчества:

«Дорога в космос»

- Спортивные соревнования: «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

май

- Подведение итогов работы ДОУ с

одаренными детьми

- выставка детских работ ко дню Победы

- Концерт юных дарований.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!