СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа живопись подготовительный класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по живописи подготовительный класс

Просмотр содержимого документа
«Программа живопись подготовительный класс»

21


Содержание


Ведение 3

Пояснительная записка 5

Учебно-тематический план 9

Содержание учебной программы 12

Список используемой и рекомендуемой литературы 20

Приложение 21





































Введение.

Предмет «Живопись» является одной из ведущих и направляющих дисциплин подготовительного курса в детской художественной школе.

Обучающийся должен усвоить основы цветоведения – понятие о солнечном спектре, его цветах: основных и составных, дополнительных, контрастных и сближенных, холодных и теплых, понятие о проявлении взаимовлияния цветов – цветовом рефлексе. Развить остроту восприятия и выражения видимого мира изобразительными средствами помогут методически обоснованные и творчески решенные натурные постановки.

«Живопись» - это учебный предмет ДХШ подготовительного курса, направленный на развитие образного мышления, подготовки к изучению предметов живописи и графики, на воспитание аккуратности, развитию фантазии, формирование мировоззрения.

Слово «Живопись», обозначает искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм, посредством более или менее сильного покрытия их каким либо одноцветным или цветным веществом.

В основу программы заложен почти 39-летний опыт работы всего коллектива преподавателей ДХШ г. Лисаковска. Используя опыт Карженковой С.В., Заурбековой К.А., Богатко В.М., были расширины и зафиксированы основные направления деятельности в области методики преподавания живописи в нашей школе.

Программа «Живопись» для подготовительного курса детской художественной школы построена с учетом обязательных требований в условиях современного образовательного процесса и призвана реализовать основные положения начального эстетического художественного образования, а так же проходит под эгидой программы "Рухани Жангыру" как часть сферы культурного просвещения детей в дополнительном образовании.

Востребованность и необходимость данной программы обусловлена тем, что программы по предмету «Живопись» для детских художественных школ подготовительного курса не существует.

Поэтому я пришла к необходимости создания программы обучения детей на эстетическом курсе детской художественной школы, отвечающей требованиям современной педагогики и психологии.











Ключевые компетентности

Компетентность разрешения проблем

Идентификация проблемы:

  • обучающийся анализирует ситуацию, определяет противоречие между желаемым и реальным результатом и, таким образом, распознает возникшую проблему;

  • указывает на вероятные причины возникновения проблемы;

  • указывает на необходимость устранения возникшей проблемы, т. е. переводит проблему в область задач.

Планирование деятельности и применение технологий:

  • определяет характер задач адекватно поставленной цели;

  • выбирает способ решения задач (технологию деятельности) в контексте полученных знаний;

  • определяет последовательность действий;

  • самостоятельно планирует свои ресурсы, необходимые для осуществления деятельности.

Оценка деятельности, ее результатов и собственного продвижения:

  • осуществляет самостоятельный текущий контроль своей деятельности;

  • оценивает результат своей деятельности на основе анализа соответствия результата заданным критериям оценивания;

  • проявляет осознанную мотивацию саморазвития;

  • анализирует уровень собственных успехов и неудач;

  • указывает возможные причины неудач;

  • называет трудности, с которыми пришлось столкнуться и предлагает пути их преодоления.

Информационная компетентность

  • Планирование информационного поиска:

  • самостоятельно планирует сбор необходимой информации;

  • определяет вероятные источники для поиска информации;

  • пользуется источниками информации: специальной литературой, периодическими изданиями (библиотечный фонд), поисковыми системами Интернета;

  • самостоятельно осуществляет поиск и извлечение информации по заданному вопросу.

Извлечение и обработка информации:

  • дифференцирует и систематизирует извлекаемую информацию по заданному вопросу, самостоятельно определяя основания для отбора;

  • излагает полученную информацию в письменном и устном виде.



Коммуникативная компетентность

Диалог:

  • воспринимает необходимое содержание полученной в монологе педагога информации;

  • задает вопросы для уточнения поставленной цели;

  • высказывает мнение в диалоге с целью определения задач для достижения поставленной цели.

Групповая коммуникация:

  • способен следить за ходом дискуссии, распределяя внимание, в процессе группового обсуждения поставленных задач;

  • предлагает для обсуждения в группе варианты решения задач;

  • принимает другую версию решения задач, признанную группой оптимальной для достижения цели.


Пояснительная записка.

Данная программа по предмету «Живопись» предлагает содержание подготовительного курса обучения детей, поступающих в ДХШ в возрасте 10-11 лет.

Процесс обучения идет от простого к сложному. Вначале ученик должен ознакомиться с особенностями приемов и техник акварельной живописи. Научиться видеть и передавать цветовые отношения простых форм с их локальным цветом. Длительные учебные задания чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.

Теоретическая часть предполагает знакомство с законами цветоведения и теорией живописи. Практические занятия состоят из работы над поставленными живописными целями и задачами. Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краски, бумага, кисти и пр.), а также дает учащимся первые необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и теплых цветах, контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.

В течение прохождения обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение пользоваться изобразительными живописными средствами, а также умением грамотно подбирать и умело использовать полученные знания на практике. Программа по живописи тесно взаимосвязана с программой по рисунку. Внесены задания по декоративной живописи на более углублённое изучение техник акварели и гуаши (живопись “по-сырому”, раздельным мазком, плоскостями и др.). В связи с развитием дизайнерских и архитектурных направлений в современной художественной жизни даётся больше заданий на конкретные цветовые задачи в технике гуаши и акварели (ограниченная цветовая гамма, гармония сближенных и контрастных цветовых сочетаний).

Основная проблема при обучении детей живописи заключается в том, что в начальный период обучения им трудно овладеть секретами палитры. Рождение оттенков при смешении красок само по себе заманчиво, но дается с трудом. Поиск нужного оттенка является для ребенка трудной технической задачей, заставляющей забывать обо всем остальном. И самая трудная задача: как развить у детей способность создавать выразительные цветовые решения, находить оттенки, выражающие определенное чувство, отношение к изображаемому?

В основе программы лежит принцип постепенного нарастания сложности решаемых задач расширение технических и творческих возможностей. Пользуясь живописными средствами учащиеся должны научиться основам цветоведения и познакомиться с понятиями: основные цвета, цветовой спектр, дополнительные цвета, цветовой оттенок; понятие «гаммы», «тёплая» гамма, «холодная» гама, контрастная гамма, тон, насыщенность.

Также учащиеся должны познакомиться и овладеть различными живописными приёмами и техниками, поработать в различных материалах.

Для создания любой живописной работы детям требуется усвоить и применить определенные знания, умения, навыки.

Цель предмета «Живопись», как учебного подготовительного курса обучения, возраст 10-11 лет данной программы:

  • развитие стремления обучающихся к самосовершенствованию,

раскрытие индивидуальности обучающегося в процессе учебно-познавательной, творческой и практической деятельности;

  • воспитание творческой личности с особым типом образованности, нацеленной на продолжение художественного образования;

  • развитие способности вносить творческое начало во всякий труд;

  • воспитание способности к самореализации и саморазвитию;

  • изучение живописных свойств цвета и цветотоновых отношений предметов и явлений окружающей действительности, выявлении закономерностей цветовой гармонии и колористического единства для создания художественного образа в живописи.

Задачи предмета «Живопись», как учебного подготовительного курса обучения, возраст 10-11 лет данной программы:

Обучающие:

  • изучение теоретических основ изобразительной грамоты, дающих общие понятия законов создания живописных рисунков;

  • ознакомление с понятием «форма предмета», основными законами перспективы, с передачей в изображении тоновых и цветовых отношений;

  • усвоение правил изобразительного искусства, последовательности выполнения композиции;

  • обучение основам цветоведения, различным техникам рисования;

  • создание реалистических и декоративных композиций, живопись с натуры.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • формирование пространственного мышления, аналитических способностей;

  • развитие умений работы с различными материалами;

  • умение понимать и использовать различные виды информации.

Воспитывающие:

  • воспитание художественного вкуса, приобщение обучающихся к национальному искусству Казахстана, к искусству народов мира;

  • приобщение к духовным ценностям общества, посредством обогащения эмоционального мира, знакомства с произведениями казахстанских художников и народных мастеров;

  • формирование представления о целостности мира посредствам эмоционально-ценностного ориентирования личности, в том числе с помощью интеграции учебных дисциплин, таких как музыка, литература, история и др.


Отличительные особенности программы:

Принцип построения программы: структура деятельности учебных занятий создает условия для творческого развития обучающихся на возрастных этапах 10-11 лет и предусматривает их дифференциацию по степени одаренности. Темы для изучения, включенные в программу, представляют собой обязательный минимум содержания образования, т.е. то, что обучающиеся должны освоить. Освоение обязательного минимума обучающимися должно дать ожидаемые результаты, соответствующие уровням обучения. Однако, в соответствии с требованиями вариативности образования, содержание программы может дифференцироваться учебными заведениями в соответствии с их спецификой и опытом. Например, объем (в часах) изучения той или иной темы может быть сокращен за счет увеличения другой. Соответственно – длительное задание может быть заменено на краткосрочное (изменится величина формата), с целью более глубокого изучения другой темы. Уровень сложности предлагаемых практических заданий также может корректироваться в сторону усложнения или упрощения в работе с реальным контингентом обучающихся, в связи с разноуровневым и индивидуальным подходом, личностной ориентацией на то, что обучающиеся могут освоить. Главное – соблюсти полноту, разнообразие содержания программы и достижение ожидаемых результатов.

Помимо заданий, указанных в программе, обучающимся можно давать маленькие задания на выполнение этюдов без предварительной карандашной прорисовки, которые приучают к большей точности в работе кистью. Целесообразны этюды - наброски для предварительного ознакомления и определения тонового и цветового строя длительной постановки. Индивидуальные домашние задания могут быть направлены на устранение затруднений, которые испытывает тот или иной обучающийся в освоении учебного материала, или позволят углубить, закрепить пройденную тему.

Занятия предметом «Живопись» способствуют: - изучению искусства Казахстана и народов мира; -укреплению здоровья и развитию мелкой моторики руки, развитию речевых функций; - познанию объёмно-пространственных свойств действительности – важного фактора в развитии ребенка; - креативному (творческому) мышлению.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА

На подготовительном курсе закрепляются и углубляются знания, полученные обучающимися, в течение пройденных лет обучения, а так же начинается ознакомление с предметом живопись. Знакомство с традиционными техниками акварельного письма и основами работы акварельными и гуашевыми красками. Знакомство с основами грамотного рисунка (гармоничная компоновка изображения на листе, передача светотеневых отношений). Освоение обучающимися понятий о цвете и его свойствах, о цветовом пятне, как о выразительном средстве живописи, о цвето- тональных отношениях, о колористической целостности, цветовой декоративности. Программой предусмотрено изучение свойств цвета через задания с различными учебно-творческими задачами и техниками исполнения: гризайль, пуантилизм, декоративная техника. В тесной взаимосвязи с другими дисциплинами на занятиях живописью все шире, из урока в урок обучающиеся закрепляют знания о формате, композиционном размещении, пропорциях, тоне, световоздушной перспективе. Постепенно обучающиеся осваивают технику письма акварелью и гуашью.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА:

По окончании подготовительного курса обучающиеся должны:

  • Осмыслить понятия формат, пропорции, тоновые отношения;

  • Знать основные изобразительно-выразительные средства в живописном виде искусства (спектр, хроматические и ахроматические цвета, основные и составные цвета, локальный цвет, колорит, тон, фактура, контраст, нюанс);

  • Знать пары взаимодополнительных цветов, составляющих цветовой контраст и сферу его применения;

  • Уметь получать сложные оттенки цвета на палитре;

  • Понимать отличия свойств и приемов работы акварелью и гуашью;

  • Понимать и применять основные изобразительно-выразительные средства живописи ( пропорции, симметрия, асимметрия, контраст, ось, масштаб, равновесие);

  • Понимать роль техники безопасности в процессе учебы и уметь соблюдать на занятиях живописи: поддерживать правильную осанку;

  • Понимать значение специальных терминов и понятий (цветовой спектр, теплые и холодные цвета, заливки, мазок, лессировка, аля-прима, мозаика);

  • Уметь использовать основные принципы композиционного построения с учетом свойств формата;

  • видеть и понимать взаимовлияние цветов, т.е. явление цветовых рефлексов;

  • владеть основными приемами и последовательностью работы гуашью и акварелью в длительных и краткосрочных этюдах;

  • уметь передавать объем предметов через светотень и понимать зависимость цвета от освещенности;

  • уметь применять полученные знания, умения и навыки в практической изобразительной деятельности.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ДХШ

Количество часов в неделю - 2

Количество учебных недель – 34

Всего часов в год – 68

Тема

Практическое задание

Кол-во часов

1

Беседа о живописи и знакомство с акварелью.

Ознакомление с акварельной живописью, творчеством великих художников-акварелистов. Обучение навыкам работы с акварелью, техническим приемам.

1. Беседа о задачах живописи на подготовительном курсе и необходимых материалах.

2. Понятие о солнечном спектре:

- основные и составные цвета;

- теплые и холодные цвета;

- дополнительные цвета.

3. Упражнение на смешивание цветов.



2

2

Приемы и техники

акварельной

живописи

Знакомство со способами акварельной живописи. Компановка в листе четырех зон для работы в различных техниках акварельной живописи: лессировка, мозаика, алла-прпима, заливками. Изображение морского пейзажа.

1. Компоновка.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

4

3

Техника акварельной живописи

«Алла-прима». «Осенние листья»

Закрепление техники отдельного мазка.

Наложение цвета в полную силу. Сочетание цветовых оттенков, освоение техники небольших заливок и мазков, применение техники впаивания. Живописное решение изображения осенних листьев с натуры.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

4

4

Прием акварельной живописи

"Лессировка". "Осенние зонтики"

Многослойное наложение красок, получение тональной растяжки . Закрепление техники , работать только по просохшему слою акварели. Аккуратное выполнение работы.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

4

5

Прием акварельной живописи

«Мозаика». «Ствол и крона дерева»

Развитие и закрепление способа получения изображения с помощью разных цветовых сочетаний отдельными маленькими мазками. Создание цветовой гаммы, напоминающей мозаичную плитку.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

8

6

Ознакомление с цветовым кругом. «Воздушные шары»

Изучение основных составных и дополнительных цветов. Обучение использования цветового контраста в работе.

1. Составление цветового круга.

2. Упражнение на смешивание цветов.

3.Упражнение с использованием дополнительных цветов.

4

7

Цветовой тон, насыщенность цвета.

«Поле цветов»

Знакомство с понятиями: цветовой тон, насыщенность цвета.

Обучение работе заливками, использование палитры для постепенного изменения насыщенности цвета от переднего плана к дальнему. Ближе – ярче, дальше – светлее.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

6

8

Упражнение «Черепаха», «Ящерица»

Использование разных техник акварельного письма с тепло-холодным переходом.

Обучение навыкам сочетания разных техник акварельного письма.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

6

9

Упражнение

«Свет и тень»

Изучение изменения локального цвета в зависимости от освещения ( изменение цвета на свету в полутени тени). Выполнение объема цветом в зависимости от освещения.

Развитие наблюдательности к окружающему миру.

1. Компоновка и конструктивное построение натюрморта.

2. Работа в цвете.

3. Обобщение, завершение работы.

6

10

Наброски фигуры человека

Воспитание образного композиционного мышления.

Обучение выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков, развитие глазомера.

Знакомство с техническими приемами для лучшего решения задания. Развитие самостоятельности при рисование краткосрочных набросков без предварительной зарисовки карандашом.

4

11

Декоративная композиция на сочетание цвета. Нюанс.

Использование на практике полученных знаний. "Цветовые отношения", "объем предметов". Исполнение работы, используя ранее изученные технические приемы. Выполнение объема цветом в зависимости от освещения. Развитие умения видеть цветовое взаимодействие всех предметов натюрморта.

1. Построение натюрморта.

2.Выполнение работы, с учетом взаимовлияния цветов.

6

12

Упражнение на цветовое заполнение по картине художника.

Использование фрагмента картины художника, с последующей доработкой в его манере письма. Развитие умения исполнения технических приемов, поэтапно вести работу.

1. Компоновка и построение.

2. Моделировка объема цветом с учетом рефлексов.

3. Передача колористического единства и завершенности.

6

13

Декоративный натюрморт на взаимодополнительные цветовые сочетания.

Продолжение обучению работы с цветовым кругом. Создание композиции. Применение взаимодополнительных цветовых сочетаний.

Развитие навыков поэтапного ведения работы.

Воспитание наблюдательности к окружающему миру.

1. Построение натюрморта.

2.Выполнение работы, с учетом взаимовлияния цветов.

8


ТЕМА 1. Беседа о живописи и знакомство с акварелью.

Знакомство с программой по живописи 1-го курса и необходимыми материалами. Основы цветоведения. Хроматические и ахроматические цвета. Солнечный спектр и цветовой круг. Основные и составные цвета. Основные характеристики: теплые, холодные, дополнительные цвета. Смешивание красок.

Задание: беседа о задачах живописи на подготовительном курсе и необходимых материалах. Упражнение на смешивание цветов (Приложение 1).

Цель: знакомство с художественными материалами и новыми понятиями, основными свойствами цвета.

Задачи: формирование навыков и умений в приемах смешивания акварельных красок. Воспитывать творческое отношение к реальному миру. Познакомить с новыми понятиями: спектр, основные, составные, дополнительные цвета.

Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.


ТЕМА 2. Приемы и техники акварельной живописи.

Технические приемы работы акварельными красками: заливка с вливанием цвета в цвет, лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга, мазок различный по форме, величине и направлению.

Задание: компоновка в листе четырех зон для работы в различных техниках акварельной живописи: лессировка, мозаика, ala - prima, заливками. Изображение морского пейзажа (Приложение 2).

Цель: овладение обучающимися основными техническими приемами работы акварелью.

Задачи формирование практических навыков работы акварелью для передачи пластических и цветовых особенностей листьев и растений. Передача богатства оттенков цвета.

Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.


ТЕМА 3. Техника акварельной живописи «Ala - prima» «Осенние листья»

Изображение плоских предметов, простых растительных форм. Технические приемы работы акварельными красками: заливка с вливанием цвета в цвет, лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга, мазок различный по форме, величине и направлению.

Задание: этюд осенних листьев с ясными цветовыми отношениями на нейтральном фоне в технике «алла- прима» (Приложение 3).

Цель: овладение обучающимися основными техническими приемами работы акварелью.

Задачи: формирование практических навыков работы акварелью для передачи пластических и цветовых особенностей листьев и растений. Передача богатства оттенков цвета.

Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.


ТЕМА 4. Прием "Лессировка" или многослойное наложение красок. получение тональной растяжки "Осенние зонтики".

Технические приемы работы акварельными красками: лессировка - наложение прозрачных слоев акварели друг на друга.

Задание: Изображение двух осенних зонтиков в разных ракурсах. (Приложение 4).

Цель: ознакомление с техникой лессировка - многослойная живопись.

Задачи: обучить получать тоновую растяжку и работать только по просохшему слою акварели. Развивать умение делать заливку. Воспитывать аккуратность, любовь к акварельной живописи.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.




ТЕМА 5. Прием наложения красок методом «Мозаика» «Ствол и крона дерева»

Пуантилизм. Историческая справка о возникновении пуантилизма. Особенности техники «пуантилизм». Визуальное смешение цветов. Принципы получения составных цветов без механического смешивания на палитре. Цветовые рефлексы и способы их передачи в технике «пуантилизм».

Задание: создание копии работы художника П. Синьяка "Сосна в Сантропез"(Приложение 5).

Цель: развитие цветовосприятия у обучающихся через визуальное смешивание цветов в технике «пуантилизм».

Задачи: понимание научной основы оптического смешивания основных цветов и их пропорциональных соотношений для получения искомых оттенков составных цветов. Овладение техникой нанесения мазков-точек. Понимание зависимости тона от плотности их нанесения и степени разведении цвета водой в моделировке объемов предметов, с учетом освещения и взаимовлияния цветов.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.


ТЕМА 6. Ознакомление с цветовым кругом. «Воздушные шары»

Получение составных цветов путем смешивания основных. Составление гаммы тёплых и холодных оттенков. Упражнение на контраст дополнительных цветов.

Задание: составление цветового круга. Умение находить дополнительные цвета (Приложение 6).

Цель: изучение свойства цвета.

Задачи: обучить использовать цветовой контраст в работе. Развивать навыки работы с цветовым кругом. Воспитывать творческое отношение к работе. Изучить понятия: спектр, основные, составные, дополнительные цвета.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.


ТЕМА 7. Цветовой тон, насыщенность цвета. «Поле цветов»

Изображение летнего пейзажа. Передний план - растения крупнее по размер. Изменение силы цвета в зависимости от степени удаленности.

Задание: краткосрочный этюд пейзажа по представлению (Приложение 7).

Цель: формирование умения изображать объекты природы на основе наблюдения и изучения с учетом законов воздушной перспективы.

Задачи: понимание зависимости изменений цветотональных отношений в условиях быстро изменяющегося дневного освещения. Осознание выбора техники акварельной живописи «ала-прима» в данных условиях. Развитие цветоощущения в процессе передачи богатства оттенков зеленого цвета.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.


ТЕМА 8. «Черепаха», «Ящерица».

Живопись в сближенной цветовой гамме с различным тоновым диапазоном.

Задание 1: этюд черепахи в теплой цветовой гамме с плавным переходом тона от насыщенного к светлому в технике "ала-прима" (Приложение 8а).

Задание 2: этюд ящерицы в холодной цветовой гамме с плавным переходом тона от насыщенного к светлому в технике "ала-прима" (Приложение 8б).

Цель: использование разных техник акварельного письма с тепло-холодным переходом.

Задачи: обучить применять сочетание разных техник акварельного письма. Воспитывать любовь к акварельной живописи. Создать композицию из черепахи, ящерицы, лягушки. Выполнить живописное решение с плавным чередованием тона.

Материал: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.


ТЕМА 9. Упражнение «свет и тень».

Применение на практике использования взаимодополнительных цветов.

Задание: этюд макета с боковым освещением (Приложение 9).

Цель: изменение локального цвета в зависимости от освещения.,

Задачи: передать изменение цвета на свету в полутени тени. Развить умение выполнять объем цветом в зависимости от освещения. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.

Материалы: формат АЗ, бумага, акварель.

Количество работ: 1.


ТЕМА 10. Наброски фигуры человека

Краткосрочные этюды фигуры человека в различных техниках: «по сырому» и «алла-прима», можно на одном формате (Приложение 10).

Цель: развитие умения анализировать и сравнивать различные технические приемы для создания краткосрочных этюдов. Формирование активного, целостного восприятия натурной постановки.

Задачи: научить выполнять быстрый рисунок человека, освоение графических приёмов изображения набросков, развитие глазомера.

Показать направления работы над наброском фигуры человека.

Освоение обучающимися технических приемов живописи «по сырому» - на горизонтальной поверхности и «ала-прима» - в полную силу цвета и тона, выразительным мазком, в один красочный слой. Передача живописной выразительности разных техник живописи в краткосрочных этюдах.

Материал: формат АЗ - 2 шт. или планшет 35x45, акварель.

Количество работ: 2.


ТЕМА 11. Декоративная композиция на сочетание цвета. Нюанс.

Живопись в сближенной цветовой гамме с незначительным тоновым диапазоном.

Задание: создание композиции "Подводный мир" (Приложение 11).

Цель: развитие восприятия тончайших соотношений цвета и тона. Овладение приёмами работы гуашью для передачи богатства цветотональных отношений, построенных на нюансе.

Задачи: формирование навыков выявления формы предметов живописными средствами на основе нюанса, с учетом освещения, свойств гуашевых красок, роли белил. Продолжение освоения техники выразительного мазка.

Материал: планшет 35x45 см, бумага, гуашь.

Количество работ: 1.

Примечание: рекомендуется использовать натурную постановку в светлом тоновом диапазоне.

Количество работ: 1.


ТЕМА 12. Упражнение на цветовое заполнение по картине художника.

Обучаемому дается фрагмент картины художника. Следует дорисовать картину по воображению в его манере письма.

Задание: создание декоративной композиции (Приложение 11).

Цель: изучить индивидуальный почерк и манеру письма художника и постараться интерпритировать это в своей композиции натюрморта.

Задачи: выполнить декоративный стилизованный натюрморт в стиле известного художника (Матисса, Дерена, Брака, Пикассо, Лентулова, Фалька, Гончаровой, Машкова, Сарьяна, Кустодиева, Куприна), стараясь передать индивидуальность и творческую манеру письма, внося и свои творческие разработки. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.

Материал: планшет 35x45 см, бумага, гуашь.

Количество работ: 1.


ТЕМА 13. Декоративный натюрморт на взаимодополнительные цветовые сочетания .

Живопись натюрморта в контрастной цветовой гамме с незначительным тоновым диапазоном.

Задание: этюд натюрморта из 3-4 различных предметов быта несложной формы, контрастных по цвету и по тону. (Приложение 13).

Цель: развитие восприятия контрастных соотношений цвета и тона. Овладение приёмами работы гуашью для передачи богатства цветотональных отношений, построенных на контрасте.

Задачи: формировать умения в передаче цельности цветового строя, с учетом взаимовлияния контрастных цветов. Изучить понятие взаимодополнительные цветовые сочетания. Уметь поэтапно вести работу. Воспитывать наблюдательность к окружающему миру.

Материал: формат АЗ - 2 шт. или планшет 35x45, акварель

Количество работ: 1.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Учебно-методическое обеспечение

Наглядные пособия:

  • наглядные методические пособия по живописным, смешанным техникам;

  • образцы работ мастеров и обучающихся школы. Аудиовизуальные средства обучения:

  • аудиокассеты;

  • компакт-диски;

  • использование интернет-сайтов.

2. Организация учебно-воспитательного процесса

В организации учебного процесса используются такие формы обучения, как:

  • лекция с изучением наглядного материала;

  • урок с фронтальной и индивидуальной формой;

  • практическая работа;

  • экскурсии в музеи, галереи и теплицы;

  • работа на воздухе - пленэр.

3. Оценивание учебных достижений обучающихся

Оценивание творческих достижений обучающихся ведется с учетом таких критериев, как: композиционная гармония, лаконичная выразительность живописного языка, полнота реализации полученных знаний и умений, креативность и стильность творческой работы.

Оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом этапе работы. Поощряется творческий подход к выбору техники исполнения, умение применять полученные теоретические знания в практической работе. Оценка результатов также осуществляется на полугодовых и итоговых годовых просмотрах по «живописи».

Оценки выставляются по следующим критериям:

  • умение компоновать изображение в формате;

  • передача пропорций предмета;

  • владение конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;

  • выявлять цвет, выявлять форму цветом, объем цветом, пространство цветом;

  • знание и применение в живописной работе законов цветоведения, линейной, воздушной перспектив или других приемов изображения в соответствии с заданием;

  • умение изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей;

  • умение обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;

  • укладываться в заданные сроки выполнения работы.

4. Межпредметные связи

Живопись неразрывно связана с рисунком и композицией, поэтому, когда выполняется то или иное задание, необходимо убедиться в том, что обучающиеся освоили основы знаний по схожей теме на других предметах.

«живопись» - «рисунок»

  • использование знаний о линейной перспективе;

  • развитие чувства тона, тоновых отношений, тонового контраста, тонового равновесия;

  • развитие восприятия пропорций (пропорциональной гармонии) предметов, человека и животных;

  • применение графических приемов изображения различных поверхностей, т.е. передачи фактуры.

«живопись» - «лепка»

  • изучение формы предмета, его объема, для передачи лепки формы заливками.

«живопись» - «прикладная композиция»

  • закрепление знаний о правилах и законах композиции, способах композиционных построений;

  • использование изученных средств композиции, таких как контраст, ритм, динамика и статика;

  • применение различных декоративных приемов изображения.

«живопись» - « беседы по истории искусства»

  • закрепление знаний о развитии культуры и искусства различных эпох и народов;

  • использование знаний об истории изобразительного искусства Казахстана от древних времен до современности.

«живопись» - «история Казахстана»

  • изучение культурного наследия народа Республики Казахстан: обычаев, традиций, обрядов, национальных спортивных игр, национальных костюмов, национальных и государственных праздников;

  • изучение архитектурных памятников на территории Казахстана, археологических находок, истории быта казахов.

«живопись» - «литература»

  • знакомство с творчеством выдающихся художников иллюстраторов литературных произведений - мастеров книжной графики.

«живопись» - «биология»

  • применение и расширение знаний о растительном и животном мире, строении растений, анатомии человека и животных.






























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Аксенов Ю.Г., Левидов М.М. Цвет и линия: Практическое пособие по рисунку и живописи. 2-е изд. М.: Советский художник, 1986.

  2. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.

  3. Беда Г.В. Живопись М.: “Просвещение”, 1986.

  4. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.:Просвещение,1969. 157 с.23

  5. Белютин Э.М. Начальные сведения по живописи. М.: “Искусство”, 1955.

  6. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе сразличными материалами»М. ,1997

  7. Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.

  8. Древности Казахстана. Алма-Ата,1975.

  9. Искусство Казахстана. Алматы, 2006-2010.

  10. Казахстан сегодня. Алматы, 2012.

  11. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. Краткое руководство. М.,1968.

  12. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: “Высшая школа”, 1992.

  13. Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.

  14. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: “Советский художник”, 1965.

  15. Кузин В.С. Психология. М.: “Высшая школа”, 1974.

  16. Леонтьева Г.К. Дорогой поиска. - М., 1965.

  17. Лыкова И. «Цветная мозаика» М., 2000.

  18. Макарова Е. «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс,1996

  19. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.

  20. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - Минск Беларусь, 2005.

  21. Мосин И. Г. «Рисование» 1-часть Екатеринбург, 1997

  22. Мосин И. Г. «Рисование»2-часть Екатеринбург,1998.

  23. Рейне Дж. Полный курс акварельной живописи / пер. К. Ткаченко. - М.: ФАИР, 2006.

  24. Хидеяки Чидзиива Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций / Пер. Бочкова И.А. - М.: Астрель, 2007.















ПРИЛОЖЕНИЯ





Приложение 1. Приложение 2.







Приложение 3. Приложение 4.







Приложение 5. Приложение 6.



Приложение 7. Приложение 8а. Приложение 8б.









Приложение 9. Приложение 10.







Приложение 11. Приложение 12.



Приложение 13.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!