СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа занятий психолого-педагогического сопровождения и коррекции агрессивного поведения студентов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из актуальных направлений деятельности педагога в образовании, основанном на требованиях ФГОС,- это психопрофилактика неконструктивного поведения обучающегося и обучение его моделям эффективной коммуникации. Агрессивность поведения обучающихся становится серьёзной проблемой. В представленной программе отражены занятия  с диагностическим инструментарием, системой психологического сопровождения обучающегося в кризисной ситуации.

Основная цель групповой работы с агрессивными подростками - снижение уровня  агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:

  1. Дать участнику возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.
  2. Научить участника понимать переживания, состояния  и интересы других людей.
  3. Выработать у участника  умение  грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.
  4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Просмотр содержимого документа
«Программа занятий психолого-педагогического сопровождения и коррекции агрессивного поведения студентов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области



«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ

СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)







Программа занятий

психолого-педагогического сопровождения

и коррекции агрессивного поведения студентов










Автор: Пирогова Анастасия

Павловна

Квалификационная категория:

Первая












Северодвинск 2021

Пояснительная записка к программе занятий психолого-педагогического сопровождения и коррекции агрессивного поведения студентов


Одно из актуальных направлений деятельности педагога в образовании, основанном на требованиях ФГОС,- это психопрофилактика неконструктивного поведения обучающегося и обучение его моделям эффективной коммуникации. Агрессивность поведения обучающихся становится серьёзной проблемой. В представленной программе отражены занятия с диагностическим инструментарием, системой психологического сопровождения обучающегося в кризисной ситуации. .

В настоящее время в обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают не только повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и их цинизм, жестокость, агрессивное поведение.

Стремительно, буквально за последние год-два подростковая агрессия из частно - семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему. Сегодня от проблемы агрессивного поведения уже нельзя отмахнуться как от несуществующей или малозначимой. И начинать решать её надо в учебных заведениях.

Жертвой жестокого обращения в молодёжной среде может стать любой подросток. Однако наиболее уязвимы подростки, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением. Жестокое обращение деформирует психику подростка и может быть причиной патологических нарушений. У подростков, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально- опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ - зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость). Возникает насильственное поведение по отношению к таким подросткам.

Данная программа имеет несомненную профилактическую значимость. Это обусловлено тем, что занятия, направленные на создание условий для формирования положительного стереотипа поведения, развития коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми способствуют предотвращению и разрешение конфликтов.









Основная цель групповой работы с агрессивными подростками - снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения.

Задачи:

  1. Дать участнику возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения.

  2. Научить участника понимать переживания, состояния и интересы других людей.

  3. Выработать у участника умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

  4. Сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.



Занятие 1.

Задачи:

  1. Знакомство участников группы друг с другом и ведущим.

  2. Установление правил поведения в группе.

  3. Снятие эмоционального напряжения.

  4. Создание рабочей атмосферы.

Ход занятия.

Представление участников занятий друг другу, определение правил работы группы.

Педагог рассказывает студентам о целях занятий, об их особенностях и предлагает принять определенные правила. Каждое правило обсуждается с участниками.

Правила.

Нужно

Нельзя

Смотреть на того,

к кому ты обращаешься.

Угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать

Выражать свое мнение,

начинать свою речь словом

«Я»: я считаю, я чувствую, я думаю.

Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, мы».

Внимательно слушать,

когда говорят другие.

Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).

Уважать чужое мнение.

Шуметь, когда кто-то говорит.

Говорить искренне.

Врать.

Спорить, если не согласен.

«ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.

Шутить и улыбаться.

Объяснять действия, мысли или поступки другого члена группы.

Говорить по одному.

Перебивать.

Разминка: упражнения на знакомство и синхронизацию.

Упражнение «Имена-качества».

Ведущий и все обучающиеся по кругу называют свои имена и два каких-либо своих качества, начинающихся с той же буквы, что и имя. Качества могут быть как позитивные, так и негативные.

Игра «Постройтесь по …»

Цель - развитие сплоченности группы через минимальный физический контакт. Необходимо построиться в шеренгу по какому - либо признаку: по цвету волос, цвету глаз, дате рождения, росту и т.д.



Основная часть.



Упражнение «Тух- тиби -тух».

Цель: это рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя участники должны произносить слово «тух- тиби -тух» через некоторое время они не могут не смеяться.



Игра «Мяч»

Цель: построение отношений.

Ведущий дает следующую инструкцию «Сейчас я загадаю качество, внешнее или внутреннее, и брошу мячик кому-нибудь из участников. Если у того, кому я брошу мяч, это качество представлено так же как у меня, или так же, как и у меня отсутствует, я скажу в 1 случае «да», во втором «нет». Затем тот, кому я кину мяч, тоже кидает мяч другому. И если «у первого, и у второго это качество есть, я говорю «да», а если у первого есть, а у второго - нет, или наоборот, то я говорю «нет». Задача группы отгадать какое качество я загадал. Игра может повторяться 3-5 раз.



Упражнение «Транспортное средство».

Выберите себе транспортное средство, лучше чтобы оно было фантастическое, несуществующее. Представьте себя им. Какими возможностями вы обладаете? В какой среде вы обитаете? Кто вами управляет? Результатом упражнения должно стать осознание участников собственных возможностей.





Упражнение «Круговой массаж».

Цель: снятие остаточного напряжения.

Все встают в круг «лицом к спине» и мягкими движениями разминают плечевой пояс впереди стоящего. Кто-нибудь может начать дурачиться (проходит само собой) поскольку упражнение расслабляет и способствует групповой сплоченности. В обсуждении вербализуются чувства участников. Обсуждение может закончиться выражением благодарности своему «массажисту».

Ритуал прощания (ассимиляция опыта).

Обсуждение итогов.

Круг «Новое и важное для меня».


Занятие 2.

Задачи:

1.Продолжение знакомства и синхронизация группы

2.Установление контактов между участниками

3.Снятие эмоционального и телесного напряжения

4.Развитие навыков совместной игры.



Ход занятия.



Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.

Разминка

Упражнение «Знакомство руками».

Цель: построение отношений через телесные ощущения. Группа делится на 2 части , 2 круга. Участники встают лицом к друг другу, закрывают глаза, внутренний круг проходит по часовой стрелке, внешний - против часовой. Не открывая глаз почувствуйте своими руками другого человека, который стоит напротив вас. Познакомьтесь… Попробуйте задать вопрос руками… Получите ответ… Попробуйте определить характер этого человека… пообщайтесь с помощью рук… Доверьте свою тайну. Расскажите собеседнику, что вы чувствуете…(3-5 минут). Откройте глаза. Что нового вы узнали о своем собеседнике? Много ли вам сказали руки про хозяина?

Упражнение «Номерки»

Ведущий показывает игрокам номера (по количеству участников), они должны зацепляться сзади за воротник одежды. Всем предлагается встать в круг. Ведущий прикрепляет номер каждому, но не по порядку. Участники должны как можно быстрее выстроиться от первого номера к последнему, при этом соблюдая важное правило - не произносить ничего вслух. Свой номер снимать и смотреть нельзя.

Основная часть

Упражнения на осознание себя и своего поведения, обсуждение различных ситуаций.

Упражнение «Чем я отличаюсь от других».

Цель - нахождение критериев оценки себя.

Участники находят отличия своего «я» от других.



Упражнение «Плохое и хорошее»

Участники оценивают свои основные черты характера, называя, например, 5 хороших своих черт и 5- плохих. Нужно определить, какие из черт зависят от самого человека и могут управляться изменяться самим человеком.

Какими чертами, эмоциями человек может управлять сам.



Упражнение «Волшебный магазин»

Ведущий: «Представьте, что вы попали в волшебный магазин, где можете приобрести все, чего вам не хватает, любые качества характера, любые духовные ценности: по принципу «бери, все что хочешь, но плати. Так как магазин необычный, то и платить придется своими качествами.

Организуется пространство: из участников выбираются приказчик - помощник ведущего, рекламный агент, призывающий посетить магазин, и очередь из участников. Указывается, что время работы магазина строго ограничено, он может закрыться в любой момент. Ведущий ведет торг, приказчик приносит со склада качества, они продаются как товар. Далее ведется обсуждение: как сложно было расставаться со своими качествами? Почему необходимы те или иные качества? Почему кому-то трудно настаивать на покупке?

«Закончи предложения»

1. Я сержусь, когда кто-то…»

2. Когда другие унижают меня, я…

3. Выбирая между «пассивный» и «агрессивный», я назвал(а) бы себя…

4. Я ненавижу…

5. Хуже всего мне, когда…

6. Счастливее всего я, когда…

7. Главнее, что я хотел(а) бы в себе изменить - это…

Ведущий собирает бланки результаты в группе не обсуждаются (эти бланки анализируются ведущим и впоследствии используются на индивидуальном консультировании).

Ритуал прощания

Занятие № 3

Задачи:

  1. Взаимодействие.

  2. Отреагирование чувств.

  3. Осознавание неконструктивных способов выражения агрессии.

Ход занятия.

Разминка: упражнения на синхронизацию, доверие и взаимодействие.

Упражнение «Синхронизация».

Осознание возможности переживания чувства единения с другими людьми. Участникам предлагается на счет 3 показать одинаковое количество пальцев на одной руке. Синхронизация наступает в тот момент, когда участники показывают одинаковое количество пальцев.

Упражнение «Восковая палочка»

Переживание телесных ощущений: в отношениях доверия, недоверия.

Все участники становятся вкруг плотно друг к другу, чувствуя друг друга. В центр круга становится один из участников. Тот, который стоит в центре -«восковая палочка», закрывает глаза и максимально расслабляется; его раскачивают остальные участники, стараясь не причинить ему боль. Затем участники на месте «восковой палочки» оказываются другие участники. В заключение ведется работа с чувствами, возникшими в результате упражнения.

Основная часть

Упражнение на осознание своей агрессивности и не конструктивности поведения.



Упражнение «Что делать с агрессией и гневом».

В ходе упражнения участники могут разобраться в том, что они называют агрессивным поведением. Они могут разобраться в своем агрессивном поведении и исследовать чужое агрессивное поведение.

Материалы: бумага, карандаши.

В каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют ее по-разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию можно назвать конструктивной. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна.

Конструктивная агрессия - это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости.

Деструктивная агрессия - это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит, очень важно распознавать свои агрессивные импульсы и направить их в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим.

А теперь возьмите лист бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт, следуя которому можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуйте портрет такого ребенка. Затем участники зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как говорит, как смотрит, что он делает). Что вам нравится и не нравится в агрессивном ребенке. Что бы вы хотели изменить в таком ребенке.

Далее попросите участников подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?

Обсуждение.

Как вы считаете. Почему люди бывают агрессивными? Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно решать проблему другим способом (каким?).

Способы:

  1. комкать и рвать бумагу;

  2. бить подушку или боксерскую грушу;

  3. Топать ногами;

  4. Громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

  5. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

  6. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

Ритуал прощания (при эмоциональном возбуждении - шепотом провести групповое релаксационное упражнение).

Занятие № 4

Задачи:

  1. Осознание агрессивного поведения и выражение своего отношения к нему

  2. Обучение методам релаксации.

Ход занятия.

Разминка.

Упражнения «Прогулка по сказочному лесу» (на доверие, взаимодействие и движение).

Способствует разрядке агрессивных чувств, лаем, рычанием. Участники перевоплощаются в агрессивных животных: собак, тигров, медведей.

Упражнение «Гомеостат».

Участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу ведущего можно прыгнуть, повернувшись в любую сторону. Задача - добиться того, чтобы вся группа смотрела в одну сторону.

Основная часть

Упражнения на осознание своей агрессивности, обучение методам релаксации.

« Осознавание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев? Какой он на цвет, на слух, на ощупь, на вкус, на запах).

1. Что такое ссора?

2. Как возникает ссора, с чего она начинается?

3. Был ли в вашей жизни хотя бы один момент, когда ссору вы начали сами? И что вы при этом сделали?

4. А что вам нравится в ссоре?

5. Что не нравится в ссорах? (Когда поругаешься, чувствуешь себя одиноким, настроение плохое).

6. Если бы ссора имела цвет, то какого цвета она была?

7. А какая ссора на вкус?

8. А если ссору потрогать руками, то какая она?

9. А какая ссора на слух?

Затем предлагается подросткам нарисовать ситуацию, в которой у них произошла ссора.

Обучение методам релаксации.

Попросить сесть или лечь участников удобно. Представить ситуацию, которая злит или человека, который вызывает данное чувство, и отметить, в каких частях тела при этом возникает наибольшее напряжение.

После того как все участки тела будут определены, приступить к упражнению по мышечному расслаблению. Расслабить мышцы в следующей последовательности:

- руки (кисть, предплечье, плечо);

- шея;

- живот;

- ноги;

- голова, в основном лицевая часть (рот, нос, лоб).

Участники удобно сидят или лежат

- делают глубокий вдох;

- на задержке дыхания сильно напрягают мышцы того участка тела, с которым вы работаете, и представляете того человека, на которого разозлились;

- на выдохе в виде облачка выдыхаете свой гнев (отпускаете его).

Затем какое-то время отдыхаете. Упражнение с каждым участком тела следует повторить1-2 раза. «Плавный вдох, задержка дыхания (напряжение мышц прорабатываемого участка плюс представление проблемной ситуации).

Медленный выдох (представление собственной злости в виде облачка или какого либо другого образа). Отдых. Затем переходят к следующему участку тела. Пока все не будут проработаны.

Упражнение «Морская звезда».

Попросите участников закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они хорошо и безопасно себя чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, отчего испытывают радость и удовольствие(1-2 минуты). Открыть глаза, потянуться глубоко вздохнуть. Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия. Ритуал прощания.





Занятие № 5

Задачи:

  1. Повышение самооценки подростков.

  2. Психологическая коррекция детских обид.

  3. Принятие своих негативных качеств.

Ход занятия.

Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие.

Упражнение «Подхвалилки».

Участникам раздаются карточки с названием различных хороших поступков. Например, быстро сделать уроки, помочь товарищу в беде. Участникам предлагается вспомнить и описать случай, когда здорово сделали именно то, что написано на карточке.

Упражнение «Толкалки».

Научение выражать агрессию через игру и позитивное движение. Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу начните толкать своего партнера ладонями, старайтесь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. НЕ толкайтесь. Если надоест или устанете скажите: «СТОП».



Основная часть

Актуализация ситуаций обиды.

Упражнение» Детская обида».

Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и опишите их. Выразите отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите или нарисуйте это.

Демонстрируют рисунки «тогда « и «сейчас».

Упражнение « Безмолвный крик».

Научиться при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой; избавиться от напряжения. «Представьте себе, что ты идешь в тихое и приятное место, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком-нибудь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или причиняет тебе какое - нибудь зло. Представь, что этот человек еще сильнее раздражают тебя. Пусть твое раздражение усиливается. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех сил, но так, чтобы этого никто не услышал здесь. То есть кричать нужно про себя. Может быть, ты хочешь заорать: «Хватит! Перестань! Исчезни!» Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче. Ну, вот теперь хорошо!

А теперь вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. Откройте глаза, расскажите о том, что вы пережили.

Смогли ли в своем воображении крикнуть очень громко?

Кого вы представляли в образе злого духа?

Что кричали?

Что придумали, чтобы остановить этого человека?

Релаксационные упражнения (см. занятие № 4).

Ритуал прощания.



Занятие № 6

Задачи:

  1. Изучение мотивов своего агрессивного поведения.

  2. Изучение мотивов агрессивного поведения других людей.



Ход занятия.

Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

Упражнение «Бурундучки».

Ведущий каждому участнику говорит на ушко о том каким зверем он будет. После этого все стоя в кругу, крепко берутся за руки (руки согнуты в локтях). Ведущий называет какого то зверя. Его задача присесть, остальных - крепко держать его. Шутка в том что ведущий присваивает разные названия всего двум участникам, а всех остальных называет бурундучками. Сначала называются единичные звери. А на 3 раз - бурундучки, почти все резко приседают, в итоге, падают.









Основная часть

Групповая дискуссия с анализом поведения людей в различных конфликтных ситуациях.

Рассматриваются реальные ситуации по форме

Реальная ситуация, которая произошла с тобой

Что ты чувствовал?

Что ты думал при этом?

Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле?







Релаксационные упражнения.

Ритуал прощания.



Занятие № 7

Задачи:

1.Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций.

2. Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.

Ход занятия.

Разминка: упражнения на движение, взаимодействие и противодействие.

Упражнение «Клопы»

Для включения в работу, облегчения выражения чувств. Участники по кругу передают две ручки - клопов. Ручку можно отдать следующему игроку по кругу или обратно. Нельзя не брать ручку, если ее дают. Того, у кого в руках оказалось две ручки одновременно «закусали клопы» (этот участник выбывает). Игра продолжается до 3 победителей.

Упражнение «Ворвись в круг».

Проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

«Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один участник должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему удается, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.





Основная часть.


Упражнение «Раскрась свои чувства».

Представьте себе, что этот человек - сказочный герой. В которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства: радость - желтым; счастье – оранжевым; удовольствие – зеленым -; гнев, раздражение - ярко - красным; чувство вины - коричневым; страх - черным.

Затем идет обсуждение рисунков.

Упражнение «Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение».

Попросите участников встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

Затем попросите их встать (если сидели), и пусть участники начнут совершать движения таким образом. Чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела. Где негативные чувства наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения. Важно выразить свои чувства.

Обсуждение.

Легко ли было выполнить упражнение?

В чем они испытывали затруднения?

Что чувствовали во время выполнения упражнения?

Изменилось ли их состояние после выполнения упражнения?

Ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии (например: на перемене один обучающийся взял у другого рюкзак и стал его пинать).

Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.

Релаксационные упражнения.

Ритуал прощания.





Занятие № 8

Задачи:

1.Отработка конструктивных форм поведения.

2.Тренинг поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии.

Ход занятия.

Разминка: упражнения на движения, взаимодействие и реакцию.

Упражнение «Встаньте те кто…»

Ведущий произносит фразу «Встаньте те кто …»- и называет какое -нибудь качество. Все, кто считает что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения».

Упражнение «Охапка рук».

Участники становятся вкруг, закрывают глаза и по сигналу ведущего начинают сходиться к центру, вытянув руки перед собой. Задача каждого - схватить и держать как можно большее число рук, не открывая глаз и смотрят: чьи руки захватил.

Основная часть.

Рисование прежних реальных ситуаций проявления агрессивности виде комикса. Затем создать второй комикс с возможным конструктивным разрешением конфликта.

Закрепление правил, помогающих участникам справиться с собственным гневом.

1. Прежде чем перейдешь к действию. Скажи себе «СТОП». Можно нарисовать значок «стоп» в виде кружка с каймой из картона и положить его в карман.

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого- либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка со знаком «стоп» или представить его.

2. Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10.

3. Прежде чем перейдешь к действию, сильно сожми кулаки и разожми их до 10 раз.

4. Перевод деструктивных действий с физического на вербальный план. Прежде, чем перейдешь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки. Релаксационные упражнения. Ритуал прощания.

Занятие № 9

Задачи:

1.Отработка навыков поведения в ситуациях, провоцирующих проявление агрессии.

2. Обучение методам саморегуляции.

Ход занятия.

Разминка: упражнение на движение и реакцию.


Упражнение «День рождения».

Выбирается именинник. Все участники дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого- то, и исправить это.

Основная часть.

Разыгрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессии в семье (по данным, полученным при индивидуальных беседах), обучение новым упражнениям релаксации и проверка усвоения прежних. (Визуализация « Прогулка в горах»).

Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки.

Ритуал прощания.



Занятие № 10

Задача: закрепление конструктивных способов поведения.

Ход занятия.

Разминка: упражнения на движение и реакцию.

Упражнение «Геометрические фигуры».

Участники свободно перемещаются по помещению с закрытыми глазами и жжужанием. По хлопку ведущего необходимо выстроиться в круг. Глаза открывать ни в коем случае нельзя. Игра считается «выигранной», если все участники оказались в кругу. На это отводится несколько попыток (не более 7). Ведущий фиксирует получившиеся формы на доске. По окончании игры проводится обсуждение, подчеркивающее важность групповой работы: если круг не получается это значит никто из участников не выполнил задание.

Основная часть

Тренинг поведения в ситуациях, провоцирующих появление агрессии в среде сверстников.

Упражнение «Небеса и земля».

Материалы: карандаши и бумага.

«Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что - бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой превращается в открытую борьбу. Вы можете вспомнить случай, когда ваш спор с кем-нибудь едва не закончился настоящей битвой? Может быть, ты был настолько возбужден, что готов был начать драку. А может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя. Может быть вы оба были готовы драться. Но что- то позволило вам избежать рукоприкладства?

Напиши, что произошло тогда, и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи как вам удалось избежать драки. Дай этой истории какое-нибудь название».

Анализ упражнения с проигрыванием.

Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?

Что ты делаешь, когда кто - нибудь хочет у тебя что-то отобрать?

Что ты делаешь, когда кто - нибудь оскорбляет тебя словами?

Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

Упражнение «Пожалей другого».

Выполняется по кругу. Ведущий дает задание участникам представить, что рядом сидящему человеку плохо, он расстроен. Надо проявить к нему сочувствие, высказать слова утешения.

Упражнение «Насос и мяч».

В парах один из участников – насос, другой – мяч. Мяч «сдут» (полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты). По мере надувания партнер издает звук «СС», мяч распрямляется, а потом опять «сдувается» со звуком «СС». Затем участники меняются ролями.

Релаксация с визуализацией «Летнее поле».

Ритуал прощания.



Занятие № 11

Задача: закрепление конструктивных способов поведения.

Ход занятия.

Разминка: игры на движение и реакцию.


Упражнение «Бип».

Участники сидят в кругу. Водящий с завязанными глазами находится в центре круга. Его раскручивают, чтобы он потерял ориентацию, и одновременно все меняются местами. Задача ведущего подойти к кому-нибудь в кругу и сесть на колени. Тот, на кого сели, должен не своим голосом сказать: «Бип». А водящий определить, у кого на коленях он сидит.

Основная часть


Тренинг поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов в семье и учебном заведении.


Упражнение «Копилка хороших поступков».

Попросите участников подумать и мысленно вспомнить о всех хороших поступках. Которые удалось совершить. Запишите три хороших поступка которые более значимы для вас. После того как участники запишут одним спокойным предложением пусть похвалят себя за все эти три события. Например: «Марина, ты на самом деле здорово это сделала!», «У меня это действительно хорошо получилось».

Упражнение «Болото».

На полу мелом рисуется поле 6 на 6 квадратов. Для себя ведущий готовит схему безопасного перехода через болото. Условия: игра проходит в молчании (за каждое слово игра начинается заново). На болоте может находиться только один человек, остальные на берегу. Группе надо перебраться через болото по клеткам, кочкам. Их не видно. Если клетка не кочка, а трясина. Ведущий говорит «Буль» и участник возвращается на берег Обсуждаются наиболее эффективные стратегии взаимодействия ( акцентируется важность внимательного отношения к действиям и поступкам другого человека), чувства участников.

Заключительное обсуждение с оценкой результата тренировки.

Релаксация с визуализацией «Подъем в гору».

Ритуал прощания.





Занятие № 12

Задача: завершение работы группы.

Ход занятия.

1.Зкалючительное тестирование.

2.Итоговое осуждение достижений всего цикла.

Упражнение «Тарелка»

Все сидят с закрытыми глазами. Необходимо передавать друг другу тарелку, наполненную водой (крупой), так, чтобы не облить, не обсыпать соседей. Упражнение заканчивается обсуждением.

Упражнение «Чего я достиг».

Участники рисуют рисунок «Мои достижения»

Круг «Что мне нравится, что я люблю в самом себе?»

Участники отвечают на вопрос. Важно следить за тем, чтобы участники говорили уверенным и радостным тоном, не преуменьшая своих достоинства, а преувеличивая их (я невероятно умная). Группа поддерживает каждого участника.

Упражнение «Чемодан».

Один их участников выходит. А остальные начинают в дорогу ему собирать чемодан. В который набирается то, что по мнению группы пригодится ему для общения с людьми. Все пожелания записываются и вручаются на память.

Особый ритуал закрытия группы.

























Список используемой литературы



1. Котова Н. В. Буллинг в школе, последствия, помощь - Минск: Красико - Принт, 2015.- 96 с. - (Школьному психологу и социальному педагогу).



2. Василевич Л. И., Ероховец, О. Е. Психолого - педагогические основы профилактики девиантного поведения учащихся - Красико - Принт, 2017.- 95 с. - (Школьному психологу и социальному педагогу).

3. Пономаренко Н. В. Помощь подросткам в кризисном состоянии помощь - Минск: Красико - Принт, 2015.- 96 с. - (Школьному психологу и социальному педагогу).

4. Пономаренко Н. В. Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению - Минск: Красико - Принт, 2016.- 96 с. - (Школьному психологу и социальному педагогу).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!