СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа впк Русский Витязь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прорамма клуба позволяет воспитанникам овладеть военно-прикладными умениями и хорошо знать военную историю России.

Просмотр содержимого документа
«Программа впк Русский Витязь»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 93 Барабинского района Новосибирской области




Согласована

На заседании ШМО классных руководителей протокол от " " ____2020 г. № руководитель ШМО КР

_________Говорухина Т.В.

Шарашина Н.С.________

Ф.и.о.

Согласована 25.08.2020 г.

Заместитель директора по ВР

Говорухина Т.В.__________


Принята

На педагогическом совете протокол от 24.08.2020 г. № 17

Утверждаю приказ от 25.08.2020 г. № 220-од

Директор школы

Судариков Д.В.____________

Ф.и.о.









Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотического клуба "Русский Витязь"




Срок реализации: 2 года Возраст обучающихся:11-17лет

Руководитель : Щученко Александр Васильевич_______

Барабинск , 2020

Пояснительная записка

Основы данной программы были разработаны в 1996 году.

В последние годы она была доработана в соответствии со следующими документами:

  • «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

  • «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2016-2020 годы»;

  • «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»;

  • «Районная программа военно-патриотического воспитания».

Патриотическое воспитание должно стать барьером на пути проникновения в подростковую и молодёжную среду явлении:

- бездуховности, неспособности противостоять асоциальным явлениям;

- размывании исторического сознания и чувства гордости за своё Отечество, малую Родину;

- падении престижа Вооруженных сил РФ.

Патриотическое воспитание – это программа систематической и целенаправленной педагогической деятельности по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремлению к выполнению своего гражданского долга.

Цель программы: формирование личности патриота и гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы: Обучающие: -заложить у учащихся основы навыков военно-прикладного характера: спортивной стрельбы, сборки и разборки автомата Калашникова, строевой дисциплины, химической самозащиты;

-приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций русской армии;

-приобщение учащихся к изучению истории создания военной техники;

-изучению ратного пути воинов–барабинцев – участников Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов;

-заложить у учащихся основы навыков военно-прикладного характера: спортивной стрельбы, сборки и разборки автомата Калашникова, строевой дисциплины, химической самозащиты;

-повысить у учащихся уровень физической подготовки. Воспитательные:

-заложить у учащихся основы положительной мотивации к службе в армии;

-утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей. Развивающие:

-создание системы сотрудничества всех заинтересованных структур, работа с которыми позволяет усилить эффективность патриотического воспитания;

-формирование эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.

Системный подход в реализации программы осуществляется во взаимодействии клубной деятельности, уроков и исследовательской деятельности учащихся. Подобное взаимодействие позволяет решать задачи стоящие перед клубом в четырёх направлениях:

- военно-историческом;

- ОБЖ (теоретические основы);

- военно-прикладном (теоретические и практические основы военного дела);

- физическом (теоретические и практические основы физической

подготовки);

-туристическо-краеведческом.

Работа по привлечению учащихся к клубной деятельности начинается с изучения документов вновь прибывших в школу. Это позволяет учителю правильно определить круг возможных кандидатов для занятий в клубе.

На следующем этапе учитель проводит анкетирование. На основе анализа были выявлены следующие мотивы, побудившие учащихся принять активное участие в работе военно-патриотического клуба: интерес к военной истории, желание получить военно-прикладные навыки, улучшить физическую подготовку, поближе познакомиться с учащимися школы, отвлечься от проблем.

Учащиеся подразделяются на группы:

- ядро клуба (12-15 человек), которые являются участниками всех занятий и мероприятий;

- добровольные помощники – учащиеся, принимающие участие в отдельных занятиях и мероприятиях;

- зрители – учащиеся, участвующие в мероприятиях как аудитория.

Формы клубной деятельности:

    1. Теоретические занятия с использованием иллюстративного материала, видео и мультимедиа.

    2. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками локальных военных конфликтов.

    3. Реконструкция исторических событий.

    4. Практические занятия с выполнением нормативов по сборке и разборке автомата, надеваний противогаза.

    5. Практические занятия со стрельбой из пневматической винтовки.

    6. Практические занятия по основам самозащиты.

    7. Практические занятия по общефизической подготовке.

    8. Участие в конкурсах.

    9. Экскурсии в музей.

    10. Участие в соревнованиях.

    11. Волонтёрская деятельность.

    12. Коллективно-творческие дела.

    13. Устные журналы.

Теоретические и практические занятия отражены в тематическом плане и проводятся в определённые дни работы клуба. Участие в конкурсах, соревнованиях отражено в календарном плане-графике, который может меняться.

Прогнозируемая результативность клуба:

  • должен расширять кругозор учащихся в знании военной истории, основ военно-прикладных навыков и ОБЖ

  • должен увеличиться социальный опыт и самооценка учащихся;

  • патриотизм должен отражаться в конкретных делах учащихся;

  • должна возрасти ответственность и дисциплина учащихся;

  • руководство военно-патриотическим клубом должно способствовать профессиональному росту учителя, расширять знания как в области предмета, так и педагогической науке, дать возможность укрепить человеческий контакт с учащимися, раскрыть их потенциал.

Программа рассчитана на 2 года реализации.

направление

результаты первого года обучения

результаты второго года обучения

военно-историческое

знание военной истории с древнейших времён и до конца 17 века

знание военной истории в период 18-20 в.в.

военно-прикладное

знание материальной части автомата Калашникова

выполнение нормативов по разборке и сборке автомата Калашникова, стрельба из пневматической винтовки

физическая подготовка

первоначальная физическая подготовка

выполнение основ самозащиты

ОБЖ

одевание противогаза

одевание противогаза и ОЗК

туристическо-краеведческое

знание основ туристической подготовки

Однодневные и двухдневные походы

Распределение часов по направлениям:

- военно-историческое – 135 часов;

- военно-прикладное – 39 часов;

- физическая подготовка – 42 часа;

- ОБЖ – 30 часов.

- туристическо-краеведческое– 100 часов. Всего:276 часов


Содержание программы

Военно-историческое (135 часов)

Военная организация древних славян в 6-8 веках. Оружие. Доспехи. Военное управление. Походы на Балканский полуостров. Борьба против кочевников. Военные ритуалы и этика .

Военная организация Киевской Руси в 9-13 веках. Оружие. Доспехи. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Влияние норманнов на военное искусство Киевской Руси. Походы Святослава. Военные конфликты с Византией, Хазарским каганатом и кочевниками. Монголо-татарское вторжение на Русь. Битва на Калке. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище.

Военная организация Руси в 14-15 веках. Оружие. Доспехи. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Борьба против Золотой Орды. Битва на Воже. Куликовская битва. Поход Тохтамыша. Дмитрий Донской. Иван III. Военные конфликты с Ливонским орденом и Литвой. Стояние на Угре. Первые походы в Сибирь.

Военная организация Руси в 16 веке. Состав вооружённых сил. Комплектование. Снабжение. Оружие. Доспехи. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Военные конфликты с Литвой и Крымским ханством. Покорение Казани и Астрахани. Ливонская война. Поход Ермака в Сибирь. Война с Швецией.

Военная организация России 17 веке. Состав вооружённых сил. Армия. Флот.Комплектование. Снабжение. Оружие. Доспехи. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика. Смутное время. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Столбовский мир. Деулинское перемирие. Смоленская война. Война с Польшей и Швецией. Андрусовский мир. Походы в Крым.

Военная организация России при Петре I и второй четверти 18 века. Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Доспехи. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Азовские походы. Северная война. Прутский поход. Каспийский поход. Война на море. Война с Турцией и Швецией.

Военная организация России середины -второй половины 18 века .

Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Доспехи. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Семилетняя война. Русско-турецкие войны. Суворов. Ушаков. Война с Польшей. Итало-швейцарский поход.

Военная организация России в эпоху наполеоновских войн. Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Доспехи. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Битва под Аустерлицом, Фридландом, Пултуском. Тильзитский мир. Вторжение Наполеона . Бородино. Тарутинский маневр. Изгнание Наполеона. Битва под Лейпцигом. Ватерлоо. Венский конгресс.

Военная организация России в 20-50-е годы 19 века.

Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Обмундирование. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Начало Кавказской войны. Военные конфликты с Турцией и Ираном. Поход в Венгрию. Крымская война.

Военная организация России второй половины 19 века.

Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Обмундирование. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Реформы 60-70-х годов. Русско-турецкая война. Завершение Кавказской войны. Покорение Средней Азии.

Военная организация России конца 19 начала 20 в.

Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Обмундирование. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Русско-японская война. Первая мировая. А.А.Брусилов

Военная организация СССР в 20-30-е годы.

Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Обмундирование. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Военная доктрина. Военные конфликты на Хасане и Хал-Хин-Голе. Советско-финская война. Советско-германский пакт о ненападении.

Военная организация СССР в годы Великой Отечественной войны.

Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Обмундирование. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Военная доктрина. Вероломное нападение. Битва под Москвой. Сталинградская битва. Курская битва. Освобождение Белоруссии. Освобождение Европы. Берлинская операция. Разгром Японии. Сибирь в годы войны. Партизанское движение. Трудовой подвиг в тылу. Советские полководцы. Военная организация СССР во второй половине 20 начале 21 века.

Состав вооружённых сил. Армия. Флот. Комплектование. Снабжение. Оружие. Обмундирование. Тактические приёмы. Военное управление. Военные ритуалы и этика . Военная доктрина. Подавление венгерской революции. Ввод советских войск в Чехословакию. Провокации на советско-китайской границе. Ввод советских войск в Афганистан. Военный конфликт в Чечне и Южной Осетии. Барабинцы- участники локальных конфликтов.

Военно-прикладное (39 часов)

Современный воин-профессионал. Материальная часть автомата Калашникова. Сборка и разборка. Приёмы стрельбы из автомата Калашникова. Ведение огня из автомата. Малокалиберная винтовка. Хранение и уход за оружием. Ручные гранаты. Отношения между военнослужащими. Обязанности солдата. Дисциплинарные взыскания. Ориентирование на местности. Движение по азимуту.

Физкультура и спорт (42 часа)

Уровень физической подготовки современного воина-профессионала. Психологическая и физическая устойчивость солдата. Теория самозащиты. Техника самозащиты. Оружие самозащиты. История боевых искусств. Тренинги по физической подготовке. Выполнение комплекса допризывника. Основы ОБЖ (30 часов)

Основы здорового образа жизни. Основы медицинских знаний. Правила оказания первой мед. помощи. Основы пожарной безопасности. Безопасное поведение на воде. Основы ПДД. Безопасность на транспорте. Поведение в криминогенных ситуациях. Выживание в условиях автономного существования. Защита от оружия массового поражения.

Туристическо-краеведческое (100 часов)

Туристическое снаряжение и порядок его укладки и ношения. Перечень необходимых продуктов и снаряжения. Правила разведения костра. Готовка пищи на костре. Однодневный поход. Двухдневный поход. Трёхдневный поход. Профилактика укусов змей, насекомых. Экскурсии на различных видах транспорта. Однодневная экскурсия, двухдневная экскурсия трёхдневная экскурсия. Инструктаж по ТБ.




















Календарно-тематическое планирование


п/п

тема занятия


кол-во часов

Дата

теория


практика


1

2

3

4

5




1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.


16.


17.


18.

19.

История русского военного искусства

(135 часов)

Военное искусство древних славян.

Военное искусство восточных славян в 9-12 вв.

Полководцы восточных славян.

Русское военное искусство 13-15 вв.

Русское полководческое искусство 13-15 вв.

Русское военное искусство 16 в.

Русское полководческое искусство 16 в.

Русское военное искусство 17 в.

Русское полководческое искусство 17 в.

Русское военное искусство эпохи Петра 1.

Русское полководческое искусство эпохи Петра 1

Русское военное искусство середины 18 в.

Русское полководческое искусство середины 18 в

Русское военное искусство второй половины 18 в

Русское полководческое искусство второй половины 18 в.

Русское военное искусство в эпоху наполеоновских войн.

Русское полководческое искусство в эпоху наполеоновских войн.



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


5


2


2

2



1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1


1


1

1





























20.

21.


22.

23.

24.


25.


26.


27.


28.


29.

30.

31.


32.

33.

34.

35.

36.


Русское военное искусство второй половины 19 в

Русское полководческое искусство второй половины 19 в.

Русское военное искусство начала 20 в.

Русское полководческое искусство начала 20 в.

Русское военное искусство в годы первой мировой войны.

Русское полководческое искусство в годы первой мировой войны.

Советское военное искусство в годы второй мировой войны.

Советское полководческое искусство в годы второй мировой войны.

СССР в военных конфликтах второй половины 20 в.

Военный конфликт в Чечне.

Барабинцы – участники различных войн.

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Посещение краеведческого музея г. Барабинска.

Посещение музея локомотивного депо.

Посещение музея ПУ-11.

Посещение краеведческого музея г. Куйбышева.

Встреча с участниками военных действий в Афганистане и Чечне.

2

2


2

2

2


2


5


2


2


3

5

6


3

3

3

3

6

1

1


1

1

1


1


1


1


1


3

1

-


3

3

3

-

-




1.


Профессиональные основы военной службы (39 часов)


Требования, предъявляемые современному воину-профессионалу.




2




1

2.


3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.


10.

11.


12.

13.

Материальная часть автомата Калашникова. Работа частей и механизма.

Чистка, смазка и хранение автомата.

Осмотр и подготовка автомата к стрельбе.

Малокалиберная винтовка.

Основы и правила стрельбы.

Ведение огня из автомата.

Ручные осколочные гранаты.

Военнослужащие и взаимоотношения между ними.

Обязанности солдата.

Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания.

Ориентирование на местности без карты.

Движение по азимутам.

1


1

1

1

2

3

3

2


2

2


1

1

2


2

2

2

1

-

-

1


1

1


2

2


1.


2.


3.

4.


5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Физкультура и спорт (42 часа)

Требования, предъявляемые к физической подготовке воина-профессионала.

Требования, предъявляемые к психологической подготовке воина-профессионала.

Определение физического уровня учащихся.

Определение психологической устойчивости учащихся.

Теоретические основы самозащиты.

Техника самозащиты.

Оружие самозащиты.

Тренинг – содержание физической подготовки.

Ситуации, требующие самозащиты.

Психология самозащиты.

История боевых искусств.


2


2


1

1


3

-

1

-

1

2

3


1


1


2

2


-

3

2

3

2

1

-

12.


13.

Физические требования к солдатам-профессионалам в иностранных армиях.

Выполнение комплекса допризывника.

2


1

1


8


1.

2.


3.

4.

5.

6.

7.


8.


9.


10.

Основы ОБЖ (30 часов)

Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи.

Основы пожарной безопасности.

Безопасность дорожного движения.

Основы безопасного поведения на воде.

Безопасность на транспорте.

Основы поведения и способы защиты при применении оружия массового поражения.

Основы безопасности в экстремальных ситуациях криминогенного характера.

Основы поведения и способы защиты при техногенных авариях.

Основы выживания в условиях автономного существования в природе.



3

1


2

2

3

2

2


2


2


2



-

2


1

1

-

1

1


1


1


1

Более 10 лет программа опробировалась и доказала свою эффективность.

Результаты работы клуба «Русский Витязь»:

ВПК «Русский Витязь» успешно участвует районных военно-спортивных соревнований – «Победа», на приз воина-интернационалиста Олега Сачевского; областных-Спартакиада ГТЗО, «Призывник Новосибирской области»; федеральных «Призывник России». возросла положительная мотивация учащихся к службе в рядах Вооружённых Сил России;

  • повысился интерес учащихся к истории русской армии и деятельности русских полководцев;

  • повысился интерес учащихся к истории г. Барабинска и воинов-барабинцев – участников различных войн;

  • возросли результаты физической подготовки учащихся (юноши);

  • все юноши получили основы навыков военно-прикладных умений;

  • все юноши получили основы знаний для действий в условиях различных экстремальных ситуаций;

  • возрос социальный опыт и самооценка учащихся;

  • возросла самодисциплина и ответственность учащихся; отношения между учащимися и учителем истории стали более доверительными и открытыми;




Список использованной литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

  3. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации».

  4. Областная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2016-2020 годы».

  5. «Районная программа патриотического воспитания».

  6. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

  7. «Концепция национальной безопасности».

  8. Афганская война: как это было. А. А. Проханов. М., «Планета», 1991.

  9. Боевые традиции Вооружённых Сил. Символы воинской чести. М., «Армпресс», 2001.

  10. Герои 1812 года. В. Левченко. М., «Молодая гвардия», 1987.

  11. История русской армии. А. А. Керсновский, Т. 1-2.-М. «Голос», 1992.

  12. Книга памяти. Барабинск. Барабинский район. Новосибирск «Наука», 1995.

  13. Книга памяти. Барабинский район. Часть 2. Новосибирск «Новосибирский полиграфкомбинат», 2005.

  14. На главном ходу. С. Шабуневич. Новосибирск, «Новосибирская горница», 2002.

  15. Макаров. Брусилов. М., «Патриот», 1989.

  16. ОБЖ. Учебник для 10-11 класса. М. «Дрофа», 2004.

  17. Спортивная стрельба. М. «Дрофа», 1999.

  18. Полководцы Древней Руси. В. В. Каргалов. М. «Молодая гвардия».

  19. Полководцы и военачальники Великой Отечественной. М. «Молодая гвардия», 1986.

  20. Победители. Документальный сборник. Новосибирск «Историческое наследие Сибири», 2005.

  21. Российские генералиссимусы и генерал-фельдмаршалы Д. Н. Бантыш-Каменский. М. АСТ, 2005.

  22. Скобелев. В. Н. Масальский. М. «Андреевский флаг», 1998.

  23. Великая Отечественная война. 1941-1945. М. «Олмапресс», 2005.

  24. Начальная военная подготовка. М. «Просвещение», 1985.

  25. Великая Отечественная война. 1941-1945. Словарь-справочник / Под ред. М. М. Кирьян. М. «Политиздат», 1985.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!