СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на 4 года. Расписаны мероприятия. 

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутск

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №64


Рассмотрена на заседании НМС

Протокол № _____ от

«___»_______________2019 год

УТВЕРЖДЕНА:

_____директор МБОУ «СОШ № 64»

Газенкампф Г.И.

«___»_________________2019 год




Программа воспитания класса

«Одуванчики»


Срок реализации: 4 года

Возраст детей: 7-11 лет


Выполнила

учитель начальных классов

Ташлыкова Евгения Анатольевна






г. Иркутск

2019 год


Содержание

I. Пояснительная записка……………………………………………………...................................3

  1. Краткий анализ актуальности программы………………………………………………….…3

  2. Место данной программы в системе других действующих в ОУ преемственность и согласованность. …………………………………………………………………………………….6

1.3.Концептуальные основы программы. Основные ведущие идеи…………………….………....6

  1. Характеристика школьников, которым адресована программа……………………………….7

  2. Педагогическая целесообразность……………………………………………………................8

  3. Цель и задачи программы………………………………………………………………...............9

  4. Принципы воспитания………………………………………………………………………...10

  5. Направления воспитания………………………………………………………………………..10
    П. Обеспечение реализации программы

2.1 .Нормативно- правовая база……………………………………………………………………...10

2.2.Кадры……………………………………………………………………………………………11

2.3.Информационное обеспечение……………………………………………………………….11

2.4.Взаимодействие с ведомствами и организациями в области воспитания…………………11

III.Содержание воспитания…………………………………………………………………….....11

IV.Прогнозируемый результат……………………………………………………………………14

4.1 .Основные положения…………………………………………………………………………….14

4.2. Дети должны усвоить, знать, уметь.............................................................................................14

V.Мониторинг……………………………………………………………………………………...15Литература…………………………………………………………………………………………16












I. Пояснительная записка

1.1 Краткий анализ актуальности программы.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношение между людьми. Проблема воспитания особенно остро встает на переломах, поскольку связана с резким изменением требованием к человеку со стороны общества. При этом, учитывается, что в современном процессе развития и воспитание ребенка активно участвуют не только традиционные субъекты ( семья, образовательные учреждения), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации. Часто бывает так, что нет согласованности между этими субъектами. Поэтому, отмечается массовое разрушение духовно- нравственных норм, снижение воспитательного потенциала общества, ухудшение здоровья человека.

Для всех педагогов очевидной является истина: в новых условиях общественного воспитания нужно строить по-новому, по-новому воспитывать.

Созрела необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечить развитие образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Главной целью образования становится не передача знаний социального опыта, а развития личности ученика.

Происходят изменения в обществе, поэтому определятся новые требования к системе образования. В ходе изучения внутреннего социума школы мною выделены педагогические проблемы учащихся:

- низкие элементарные представления о правах и обязанностях;

- ослабленное понимание роли человека в обществе;

- ослабление института семьи;

- плохое отношение друг к другу;

- не умение отвечать за свои поступки;

- негативное отношение к нарушениям порядка в школе, в классе, дома, на улице;

- плохое отношение ко всему живому;

- не знания символов государства.

Для этих проблем была создана программа духовно-нравственного воспитания с применением других направлений (патриотического, экологического, трудового воспитания) «Одуванчики».

В настоящее время общепризнанным является факт, что совершенствование духовно- нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств, а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, символы, обычаи, обряды, религия.

«Духовность- свойство природы самого человека, это то уникальное исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух-это мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь единый целостный поток, который составляет особенность человека.

Душа есть и у растения, и у животного – это психика, а вот творчество, сознание. Свобода, добро- это дух. Если отнять у человека все, что нематериально,- мысль, чувство, совесть и т.д., во что превратится человек? В говорящего робота. (А.Мень).

Духовность- есть высшее достояние человеческой души, сердце личности, направленность человеческого ума на высокие цели и задачи, связанная со смыслом существования себя и других, возвышенность помыслов и чувств, развитость и постоянное совершенствование нравственного потенциала личности. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысли жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Духовность открывает нам смысл любви, совести, чувству долга, к искусству, науке, творчеству. Духовная личность не может быть жадной, злой, завистливой, лицемерной, неудовлетворенной, ведь духовность, дает радость.

Отличительная черта духовного человека- это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность. Духовность это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и дает ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Настоящая духовность проявляется там, где она сочетается с реальным обновлением, развитием и самосовершенствованием человека.

Нравственность- основа духовного здоровья человека. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

В школе необходимо создать такую атмосферу, которая бы способствовала духовно-нравственному становлению ученика, пробуждала в нем делать добро. Необходимо учить детей добру, истине и красоте, воспитывать духовность « уже в инстинкте ребенка» ( И.А.Ильин).

В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятие мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. В.А.Сухомлинский считал, что «…незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Основными условиями в воспитании духовно-нравственной личности младшего школьника выступают: познание, обеспечиваемое разработкой и реализацией программы по духовно-нравственному воспитанию;

практическая деятельность, направлена на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;

творческое осуществление нравственного становления личности с учетом современных социальных ценностей и этнокультурных традиций.

Вместе с тем в ходе преподавания основ морали рассматривается нравственное содержание не только индивидуальной, но и социальной позиции человека. Иначе говоря, школьник учится смотреть на жизнь, как с личной, так и с общественной точки зрения общества.

В процессе совместной деятельности дети общаются друг с другом, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям., традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример.

Нравственные качества, как формы общественного поведения, являются результатом личного побуждения и эмоционально-положительного отношения ученика. Сам ученик не вырабатывает нормы поведения, а усваивает их на примере жизни творческих, героических людей, наблюдений за красотой мира. Для знакомства детей с нравственными нормами используется рассказ учителя, этическая беседа, главное назначение которой- помочь школьникам в опросах морали, сформировать нравственную позицию, помочь осознать личный нравственный опыт поведения, прививать умение вырабатывать нравственные взгляды. Использование сюжетно ролевых игр способствуют освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые о представления о различных вариантах действий и поступков. « В ролевых играх,- по мнению Б.Д. Эльконина, - модернизирующих человеческие взаимоотношения, могут складываться отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение труда, забота и внимание друк к другу, формируются и проявляются различные качества личности ребенка.

Школой нравственного воспитания являются экскурсии, которые воспитывают у школьников уважение у труду людей, интерес к богатствам родного края, бережное отношение к природе.

Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания.


1.2. Место данной программы в системе других действующих в ОУ;

преемственность и согласованность.

Основная образовательная программа начального обучения МАОУ

«СОШ № 7» на период 2010- 2012гг.


1.3. Концептуальные основы программы. Основные ведущие идеи.

В соответствии с требованиями Стандарта концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Она является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа разработана с учетом культурно-исторических, этнических, демократических и иных особенностей региона, запросов семей и социализации обучающихся, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, средствами массовой информации «Добрята», «Катит», традиционными религиозными и другими общественными организациями, участие обучающихся в деятельности детско-юношеского движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа развития содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого уклада школьной жизни, интегрированного во внеурочной, внешкольной, семейной деятельности обучающего и его родителей.

Программа содержит пять разделов.

Первый раздел «Пояснительная записка»

Этот раздел содержит две части. Первая часть -краткий анализ социальной ситуации. Вторая часть- значимость.

Место данной программы в системе других, действующих в ОУ; преемственность и согласованность. Концептуальные основы программы. Основные ведущие идеи. Характеристика школьников, которым адресована программа. Педагогическая целесообразность (формы, методы, средства, технологии). Цель и задачи программы. Принципы воспитания. Направления воспитания.

Второй раздел. «Обеспечение реализации программы»

Нормативно-правовая база. Кадры. Методологическое и информационное обеспечение.

Третий раздел « Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающих»

В этом разделе общие задачи систематизированы по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания обучающих.

Четвертый раздел «Планируемые результаты»

Пятый раздел «Мониторинг»

Основные идеи:

- создание условий свободного выбора каждым ребенком образовательной области;

- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

- личностно ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;

- создание условий для самореализации, самопознанию, самоопределению личности;

- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.

Применение таких идей определяют ступени собственного развития и стимулирования, не ущемляя достоинства личности ребенка

1.4. Характеристика школьников, которым адресована программа

« Воспитание и только воспитание- цель школы».

Песталоцци


Младший школьный возраст- возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности- учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику.

Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанными с ними обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Большие возможности представляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной- деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребенок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребность в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности.

Характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются:

- доверчивая обращенность к внешнему миру;

-мифологичность миросозерцания;

- свободное развитие чувств и воображения;

- построение моральных идеалов- образцов;

- фабульный, игровой, исследовательский характер познания.


1.5. Педагогическая целесообразность.

- методы

- формы

- виды деятельности

- технологии

В отечественной науке объединяются четыре группы методов. В своей работе использую следующие методы:

-формирования сознания ( рассказ, беседа, метод примера);

- организация деятельности и формирования опыта поведения ( поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций);

- стимулирования поведения ( соревнования, игра, поощрение, наказание);

- контроль, самоконтроль и самооценка ( анкетирование, тестирование, анализ результата деятельности).


Формы организации воспитательной деятельности: праздники, беседы, сообщения, вечера, экскурсии, КВНы, предметные недели, конкурсы, концерты, соревнования, часы общения и т.д.

Виды деятельности:

1.Игровая

2.Познавательная

3.Проблемно-ценностное общение

4.Досугово-развлекательная

5.Художественное творчество

6.Социальное творчество

7.Трудовая

8.Спортивно-оздоровительная

9.Туристко-краеведческая


1.6. Цель и задачи программы

Цель программы – создать условия способствующие воспитанию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России в рамках классного коллектива.

Для реализации этой цели представляются актуальными задачи:

- формирование духовно- нравственной личности, способной отличать, внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармони, вырабатывать личные нравственные убеждения, способность к преодолению трудностей;

- формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

- воспитание готовности следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению;

- воспитание патриотизма, любви к Родине, природе родного края и чувства сопричастности с ней;

- воспитание положительного отношения к труду умственному и физическому, как высшей ценности в жизни человека.


1.7. Принципы воспитания

Принцип интеграции:

сочетание духовно-нравственного воспитания с патриотическим, эстетическим, экологическим, трудовым.


Принцип культуросообразности:

развитие ребенка на основе культурно- исторических традиций народов, особенностей их национальных характеров;


Принцип целостного представления о мире:

Помогает понять ребенку свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.


Принцип личностный:

развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовать их.


Принцип доступности:

получение новых знаний и их закрепление, понятных и доступных детям.


1.8. Направления воспитания

Духовно-нравственное

Экологическое

Патриотическое

Эстетическое

Трудовое

Спортивно-оздоровительное


II. Обеспечение реализации программы


2.1. Нормативно – правовая база

Главными ориентирами в постановке целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы, а также в создании воспитательной системы школы и класса являются цели государственной политики в области образования. Они определены в основных документах:

-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

- Конституция Российской Федерации.

- ООН о правах ребенка,

- Закон Российской Федерации « Об образовании».

- Закон Российской Федерации « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

- Закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

- Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010гг».

- Решение коллегии Министерства Образования РФ от 28июня 1995года « Об опыте взаимодействия семьи личности ребенка».

- Устав МБОУ «СОШ№64» г.Иркутска.

2.2.Кадры

Классный руководитель, учителя предметники, психолог, библиотекарь ( СОШ№64, городской библиотеки), социальный работник, организатор детского движения, мед.работник, экскурсоводы в музеях.

2.4. Взаимодействие с ведомствами и организациями в области воспитания


Городская библиотека (им. Евтушенко), музеи, редакции газет «Добрята».


2.3. Информационное обеспечение ( приложение 1 )


2.4. Взаимодействие с ведомствами и организациями в области воспитания


Городская библиотека (им. Евтушенко), музеи, редакции газет «Добрята».


III. Содержание воспитания


« Находясь в педагогическом цейтноте, часто буду

вынужден за считанные секунды решать сложнейшие

задачи воспитания, способные менять всю последнюю

жизнь ребенка. Я должен делать это без спешки и

понимать, что я ответственен за его судьбу».

Ш.А. Амонашвили



Направления

Задачи

формы

нравственно-патриотическое

Воспитание у школьников ценностного отношения к себе и другим, понимание смысла человеческого существования.

Довести до сознания детей, что их внешний вид формирует отношение к ним других людей. Поведение в школе и дома зависит, прежде всего, от них самих. Раскрыть перед детьми многообразие человеческих отношений.

Классные часы.

Праздники.

Конкурсы.

Экскурсии.

Викторины.

Творческие встречи с интересными людьми.

Благотворительные акции («День пожилого человека», «Инвалиды с нами рядом», «Помним о ветеранах»).

Концерты.

Спектакли.

Библиотечные часы.


Экологическое

Формирование ответственного отношения школьника к природной среде и умения понимать и оценивать богатство и красоту родной природы.

Классные часы.

Игры.

Викторины.

КВН.

Уроки – сказки.

Клуб «Муравейник» (Городская библиотека д. 706)

Конкурсы.

Экскурсии.

Экологические десанты.

Спортивно-оздоровительное

Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей; привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей; формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни; пропаганда спорта.

Конкурсы.

Соревнования.

Эстафеты.

Праздники.

Классные часы.

Игры.

Беседы.

Спортивные секции.

Анкетирование.

Патриотическое

Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России; ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.

Воспитание любви к своему родному городу, к краю, к малой Родине, активной жизненной позиции; интернациональные чувства.

Классные часы.

Праздники.

Викторины.

КВН

Игры-путешествия.

Беседы.

Конференции.

Брейн-ринги.

Экскурсии.

Художественно-эстетическое

Развивать в детях умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее.

Воспитывать умение отличать внешнюю красоту от внутренней, стремиться к гармонии внешнего и внутреннего мира средствами предметов художественно-эстетического цикла.

Формировать нравственную, духовноразвитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.

Конкурсы.

Выставки.

Библиотечные часы.

Интегрированные уроки.

Сочинения.

Творческие работы.

Классные часы.

Беседы.

Викторины.

Концерты.

Праздники.

Трудовое

Интеллектуальное

Научить творческому труду.


Работа с родителями


Родительские собрания.

Индивидуальные и групповые консультации.

Рейды.

Детско-родительские праздники, тренинги, походы, экскурсии, викторины.

Анкетирование.

Проверка дневников.

Подготовка и проведение праздников.


IV. Прогнозируемый результат

4.1.В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения прогнозируемого результата.

Личностные- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, Ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметные- освоенные обучающимися универсальные действия.

Предметные- освоенный обучающимися опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

4.2. Дети должны:

*усвоить основные положительные нравственные качества человека: ответственность, доброта, верность, мужество, доброжелательность, вера в человека, правдивость, скромность, совестливость, терпение, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость, отзывчивость,;

* знать важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, доброта, дружба, забота,;

* освоить общие понятия гражданско- правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность,;

* знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

* правильно вести себя в общественных местах, друг с другом, в семье;

* демонстрировать коммуникативные умения;

* осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

* осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

* уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что -то зависит;

* терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

* добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других;

* действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести ЗОЖ;

* выглядеть опрятно и аккуратно;

* гордиться культурой и традициями своей Родины.

V. Мониторинги (приложение 2 )

Диагностика уровня воспитанности учащихся начальной школы. (метод Н.П. Капустина)

1-2 кл., 3-4кл.

Методика – тест «Хороший ли ты сын, дочь?» (Л.И.Лаврентьева, Э.Г. Ерина, Л.И.Цацинская, Нравственное воспитание в начальной школе).

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младших школьников. ( по методике М.И.Шиловой)

Отношение к Отечеству.

Отношение к умственному труду.

Отношение к физическому труду.

Отношение к людям.

Отношение к себе.

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника. ( Г.М. Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович).

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития. ( методика Р.Р.Калиной)

Литература

  1. Александрова М.А. Классному руководителю о самоуправлении в классе. Москва,
    2006г

  2. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими
    школьниками. М., «Просвещение», 1997г.

  3. Богданова О.С. Воспитание культуры поведения учащихся 1-4 классов. М.,
    «Просвещение», 1985г.

  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. М., 2010г.


  1. Жиренко Л.Н. Внеклассные мероприятия. М., 2018г

  2. Жиренко Л.Н. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. М.,2018г

7. Капустина Н.П. Диагностика уровня воспитанности учащихся начальной школы.
8..Калинина P.P. Диагностика эмоционального компонента нравственного развития.
М., 2019г.

  1. Кузьмин И. О развитии системы духовно- нравственных ценностей в контексте
    программы «Социальные истоки». М., Народное образование, 2018г.

  2. Лаврентьева Л.И. Методика-тест «Хороший ли ты сын( дочь)?». Нравственное
    воспитание в начальной школе. М., 2021г.

  3. Романюта В.Н. « Ты и твои друзья» (учим детей общаться). М., 2014г.

  4. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной
    системе школы. М., 2021г.

  5. ЧеренковаЕ. Сценарии, праздники, конкуры, викторины. М., 2017г.

  6. Шилова М.И. Диагностическая программа изучения уровней проявления
    воспитанности младших школьников. М., 2009г.

  7. Фридман Г.М. Изучение личности учащегося ученических коллективов. М., 2018г.

  8. Журналы « Воспитательная работа в школе», « Классный руководитель»., 2019г.

20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!