СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Волховская роспись»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование художественно-пластических умений через народно-декоративный промысел в образовательных заведениях влечёт за собой скрупулёзное исследование и сохранение национальных характеристик, присущих данной ремесленной традиции. Чрезвычайно значимым является также предоставление обучающимся доступа к богатой наследии и культуре данного вида искусства, наряду с анализом достижений прославленных представителей этой отрасли. С целью обнаружения и развития уникального художественно-пластического выражения необходимо дать им свободу для экспериментов с широкой палитрой красок, разнообразием кистей и других релевантных предметов. Поддержка и наставления, получаемые от преподавателей  непременно способствуют росту творческих способностей и усовершенствованию визуально-эстетических навыков у становящихся обучающихся .

Просмотр содержимого документа
«Программа «Волховская роспись»»

Программа « Волховская роспись»

 Программа « Волховская роспись» рассчитана для 5-9 классов основного общее образования школы составлена на основе документов:

1. Стандарты второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва. Просвещение. 2010.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22. 12. 2009 № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);

Цель программы:. стимулирование развития художественно-пластических умений у обучающихся через призму национального творчества, инициируя в них ценностные ориентиры, содействующие полноценному осмыслению культурного многообразия.

Программу возможно применять в стенах учебных заведений дополнительного образования, в том числе в младших ассоциациях, где превалирует уклон в сторону декоративно-прикладного искусства, с учетом компетенций преподавателей и институциональных потребностей.

Программа поможет решить задачи

- осуществляет популяризацию национального народно-декоративного искусства, программа стремится оберегать его как ключевой элемент культурного кода.

- стимулирует расширение и углубление практических навыков в области изобразительного искусства у обучающихся, осваивая традиционные методики и художественные подходы.

- разработаны методы, направленные на развитие художественно-пластических умений у обучающихся посредством освоения разнообразных способов Волховской живописи.

Важно отметить, что на эстетическом воспитании, креативном размышлении и развитии воображения составляет фундамент программы. Импульс дается и развитию мелкой моторики, координации и технических умений через труд со многими материалами.

Дополнительно программа предусматривает создание благоприятных условий для индивидуальной самореализации и художественно-творческого развития через процессы творчества.

Посредством народно-прикладного искусства происходит очень важный процесс – развитие художественно-пластических умений и активации творческого начала. Изучение данной дисциплины осуществляется в рамках основной образовательной программы и направлено на формирование эстетического отношения к окружающему миру у обучающихся средних классов, точнее, с пятого по девятый. В частности, техника росписи по дереву является мостиком, соединяющим школьников с народным искусством, обогащая их духовное пространство и предоставляя ценное занятие для обогащения свободного времени.

Обучение основам и тонкостям росписи стимулирует не только умение рисовать, но и воспитывает благородные чувства, такие как любовь и уважение к искусству. Уделяется особое внимание умственному и эмоциональному расширению опыта обучающихся, склонных к изобразительной деятельности и стремящихся к художественному самовыражению в рамках этого учебного предмета, который имеет подтверждение в контексте нового стандарта для организации внеурочной работы. Уроки проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Занятия рассчитаны как на мальчиков, так и девочек.

Научно-исследовательский подход к структурированию образовательной деятельности внеурочного времени подчеркивает доминирующую роль практического направления работы, связанного с применением полученных знаний. В это время обучающихся ждет вторая фаза их активности - практикум, подразделяющийся на теоретическое осмысление и активное применение усвоенного. Отражением успехов данной последовательной деятельности служит представление результатов в виде экспозиций, моделирующих собой процесс профессионального освоения материала обучающимися.

Концептуальное углубление в предметные области учитывает психолого-возрастные критерии и индивидуальные характеристики подрастающего поколения. Педагогический процесс, в свою очередь, формируется в соответствии с последовательным переходом от теоретических знаний к их практическому применению. Кроме группового обучения, акцент делается на индивидуальном воспитание, где во внимание берется индивидуум с его уникальной системой потребностей и компетенций, что способствует максимальной адаптации образовательного процесса под личностные особенности каждого обучающегося.

Предложенная модель обучения подразумевает занятия во второй половины дня, оптимально продуманных так, чтобы они не только идеально вписывались в повседневный распорядок обучающихся , но и обеспечивали естественный ход их академического развития.

Аналитическое исследование предусматривает мониторинг качества художественно-пластических умений, которые становятся заметными через результаты и сам процесс деятельности. Реализация данного подхода достигается при помощи педагогического наблюдения. Инструменты такого наблюдения включают распространённое анкетирование и организацию диалогов с целью сбора сведений, имеющих характер социо-психологической и ситуативной информации. Существенная часть оценочного процесса осуществляется через анализ достижений, полученных в процессе учебного года. Такая оценка часто применяется по завершении обучения, при этом акцент делается на учебных продуктах, созданных во время участия в экспозициях и прочих проектах.

Ключевые параметры для диагностики включают: наработку терпеливости, уровень креативности учащегося, овладение художественно-пластическими умениями и осведомлённость в композиции как элементе художественной грамотности. Образовательная программа, допуская гибкость содержания, открывает перед педагогом перспективы для адаптации занятий под конкретные особенности творческого роста обучающимся. Опираться педагог может на изменение предлагаемого материала, с тем чтобы обогащать практическую часть новыми заданиями и изделиями, отражающими индивидуальные достижения и потребности обучающихся.

В процессе обучения кистевой росписи в рамках предписанной программы, обучающийся первоначально вникают в основы Волхоской росписи, начиная с наиболее простых живописных элементов и мазков для совершенствования координации руки. По мере усвоения этих начальных техник, они переходят к освоению более захватывающих и требовательных к пластике руки элементов свободной кистевой росписи, где одним из главнейших навыков становится искусство создания динамичных мазков и оживки.

Интегрирование принципов наглядности и эклектичного подхода к решению образовательных задач на первоначальной стадии служит весомой почвой для созидания объемного образовательного опыта. Обучающийся узнают сторону теории: историю возникновения Волхоской росписи, ее истоки и эволюцию, особенности культуры района, в котором она зародилась, различные орнаментальные узоры, художественные образы, цветовое многообразие и сюжетные линии, отмечающие этот вид росписи.

На практическом этапе дисциплины, обучающийся осваивают методики копирования, репетиции и импровизации - последняя строится на традиционных фундаментах, позволяя им варьировать и модифицировать узнанные техники. Стремление каждого обучающегося к вечной модификации умений росписи переплетается с развитием способностей к повторению авторских композиций на изделиях разнообразных форм, пониманию характеристик использованных материалов, а также к изучению искусства обращения с инструментами, включая подготовку их к многоэтапной работе по созданию шедевров.

В арсенале преподавателя существуют различные техники передачи знания: использование лингвистического подхода, вовлечение визуального восприятия и проведение реальных действий. Эффективность образовательного процесса повышается через включение методов самопроверки и контроля в дополнение к описательно-демонстрационным методикам. Диалоговые формы, такие как рассказ и дискуссия, а также наблюдение за окружающим миром и его процессами, расширяют восприятие и понимание учащихся.

Применение подражательной тактики через воссоздание установленных действий и учебные тренировки, основанные на материалах из книг или инструкций представляется ключевым в репродуктивных методах. Также это реализуется через практические задания, исходя из изделий народных творцов или работы педагогов.

Комплектация программы требует специализированных учебных материалов вроде профильной литературы, карт изложения технологических процессов, графических примеров и снимков. Помимо этого, необходимы дидактические, так и наглядные ресурсы. Не следует забывать про артефакты древности — предметы, нередко играющие важную роль в воссоздании ощущения эпохи, включая прялки, веретена. Обеспечение учебного процесса требует соответствующего материально-технического фундамента.

С учетом утвержденных санитарно-гигиенических стандартов, обустройство помещения предназначается для максимального удобства образовательной деятельности несовершеннолетних. В рамках технологического оснащения пространства используются разноплановые материалы и инструменты. К примеру, эксплуатируются различные виды красок: от темперы и гуаши до акрила, подобранных с целью обеспечения творческой свободы и расширения спектра художественных техник.

В дополнение к этому, палитра доступных средств включает: инструменты для прочих цветовых составов, многочисленные подставки, организующие рабочие уголки для пишущих и рисующих принадлежностей, а также баночки, предназначенные для воды, что является неотъемлемым элементом в процессе работы с красками. Помимо базовых кистей разного типа, начиная с беличьих и завершая колонками с различной нумерацией, присутствуют необходимые карандаши, безусловно являющиеся основой для скетчей и черновых зарисовок.

Неотделимыми компонентами комплектации являются палитры, предоставляющие возможность смешивания оттенков, линейки для технической точности, ластики для исправлений, альбомные листы как поле для воплощения визуальных идей. При этом, альбомные листы служат основой для фиксации графических иллюстраций.

Средства визуализации также включают объекты из дерева и фанеры, а также лак, что дополняет спектр материалов для технического воплощения идей. Экспонаты, демонстрирующие разнообразие практических творений, становятся эталонами для обучающихся, а также подспорьем в освоении мастерства. И наконец, библиографические и иллюстративные материалы, в числе которых журналы, книги и фотографические произведения, являются источниками вдохновения и знаний, способствующие углубленному пониманию художественной науки.


Учебно-тематический план «Волховская роспись»



№ п/п

Темы занятий


Общее

количество часов


теория

практика

I четверть

1.

Краски и материалы, предназначенные для народно-декоративной росписи.

1

1

-

2.

Возникновение народно-декоративных росписей России.

2

1

1

3.

Графические и свободно кистевые росписи. Волховская роспись.

5

1

4

4.

Знакомство с кистями для волховской росписи.

4

1

3

5.

Сведения по цветоведению и композиции для волховской росписи.

4

2

2

II четверть

6.

Композиция и цвет в Волховской росписи .

2

1

1

7.

Изучение простых элементов Волховской росписи. Мазок, двойной мазок, капелька.

4

1

3

8.

Изучение построения элемента «листочек» в Волховской росписи.

2

1

1

9.

Изучение построения Волховского розана.

6

2

4

10.

Выполнении простых композиций на основе образцов ( Волховской розан)

2

1

1

III четверть

11.

Волховская роспись на предметах быта.

6

2

4

12.

Волховская роспись на предметах быта: «Подарок маме»

6

1

5

13.

Разработка сложных композиций в волховской росписи.

6

2

4

14

Особенности волховской росписи токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка, матрешка, шкатулка)

8

1

7

IV четверть

15

Волховская роспись комплекта изделий на выбор. Последовательность. Этапы.

12

2

10

16

Оформление выставки изделий «Волховской розан».

2

-

2


итог


72

19

53



Содержание программы «Волховская роспись»


I четверть


1. Краски и материалы, предназначенные для народно-декоративной росписи.

Вводная беседа с обучающимся, рассказать про работу с материалами. Технику безопасности. Сформировать интерес к предмету. Дать ряд рекомендаций при выборе материала для работы над росписью.

2. Возникновение народно-декоративных росписей России.

Погрузить обучающихся в историю возникновения народно-декоративной росписи в России. Рассказать о видах и особенностях росписей. Акцентировать внимание на волховской росписи.

3. Графические и свободно кистевые росписи. Волховская роспись.

Познакомить с определением свободно-кистевая роспись, рассказать о видах росписи. Волховская роспись и ее особенности (двойной мазок)

4 . Знакомство с кистями для волховской росписи.

Рассмотреть виды кистей. Обсудить их строение и для какого вида деятельности они необходимы. Выделить закрепить необходимы кисти для росписи, а также изучить уход за ними.

5. Сведения по цветоведению и композиции для волховской росписи.

Выделить основные понятия по композиции (ритм, симметрия, динамика и т.д.). Познакомится с цветовым кругом, теплые и холодные цвета , колорит.


II четверть


6. Композиция и цвет в Волховской росписи .

Рассмотреть композиционные и цветовые особенности волховской росписи. Выделить что главным в композиции является розан. Выделить цветовые сочетания, цвета, которые используются для фона.

7. Изучение простых элементов Волховской росписи. Мазок, двойной мазок, капелька.

Изучить метод выполнения мазка, рассмотреть особенности набора краски на кисть. Научить контролировать нажим на кисть при выполнении элемента.

8 . Изучение построения элемента «листочек» в Волховской росписи.

Изучить элемент «листочек», особенности построения , формы. Выполнить ряд упражнений на освоения данного элемента с помощью свободно кистевых приемов в росписи.

9. Изучение построения Волховского розана.

Изучить последовательное построение розана, от карандашного построения схемы до выполнения красками (гуашь). Выделить особенности построения и основные элементы.

10. Выполнении простых композиций на основе образцов ( Волховской розан).

Научится выполнять простые элементы в волховской росписи. Копирование образцов и создание своей простой композиции.


III четверть


11. Волховская роспись на предметах быта.

Познакомится с предметами быта. Выявить особенности волховской росписи на предметах быта. Изучить музейные образцы, выявить особенности подготовки предметов для росписи. Выявить элементы компоновки композиции на изделиях. Выбрать мотив и скопировать.

12. Волховская роспись на предметах быта: «Подарок маме».

Выполнить волховскую роспись на плоских предметах быта ( кухонная доска, лопатка и т.д.). Разработать эскиз, подбор цвета. Выявить особенности работы с материалом. Обработка заготовок для росписи.

13. Разработка сложных композиций в волховской росписи.

Научить компоновать сложные композиции в волховской росписи. Развивать умение компоновки и работы не только с одним элементом, а с группой ( розанов, листиков, травинок и других различных элементов росписи).

14. Особенности волховской росписи токарного изделия (пасхальное яйцо, лопаточка, матрешка, шкатулка)

Освоить особенности выполнения волховской росписи на предметах цилиндрической формы. Научится владеть материалом на объёмных объектах.


IV четверть


15. Волховская роспись комплекта изделий на выбор. Последовательность. Этапы.

Предоставить обучающимся возможность в выборе комплекта изделий для росписи. Для проявления освоенных художественно-пластических умений в процессе волховской росписи. Начало работы от эскиза до готового изделия.

16. Оформление выставки изделий «Волховской розан».

Организовать выставку работ обучающихся продолжительностью 1 месяц. Сделать торжественное открытие, выдать похвальные листы.


План-конспект  урока: Изучение простых элементов Волховской росписи. Мазок, двойной мазок, капелька.


Возрастная группа: 5-9 класс

Цель - исследование базовых техник Волховской росписи, где ключевыми фигурами выступают мазок, двойной мазок и капелька, являющиеся фундаментальными для освоения данного вида традиционного художественного творчества.

В ходе обучения педагог представит особенности каждого элемента, а затем разовьет навыки обучающихся через практические занятия.

Задачи:

- формирование художественно-пластических умений

- изучить особенности выполнения данного элемента ( правильно держать кисть, набор краски)

-научится выполнять мазок, двойной мазок, капелька.

Для поддержки визуального восприятия применяются технологические карты, иллюстрации и образцы готовых изделий.

Оборудование и материалы, используемые в процессе обучения, включают бумагу, краски гуашь, палитру, кисти белка и карандаши.

План урока:

1. Организационная часть

2. Вступление

3. Основная часть

4. Практическая работа

5. Рефлексия

Ход урока

1. Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих и подготовка к уроку.

2. Вступление

Начало урока построено на приветствии и вводном объяснении ключевых понятий.

3. Основная часть

Объяснение преподавателям материала, обзор основных элементов волховской росписи. Демонстрация выполнения простых мазков. Показать работу с кистью, с нажимом на кисть, набором краски на кисть.

4. Практическая работа

После теоретического разбора элементов и их символического значения обучающийся перейдут к практическому занятию, где попробуют воссоздать показанные техники под индивидуальным руководством преподавателя.

Развитие творческого потенциала обучающихся и развитие их мелкой моторики представляют собой ведущие аспекты практической части.

5. Рефлексия

Заключительный этап урока предусматривает коллективное обсуждение работ, что способствует созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи. Ответы на вопросы, разбор сложностей которые возникли при выполнении данной работы.

На завершающем этапе преподаватель организует подготовку к следующему уроку, обеспечивая доступность всех необходимых материалов и инструментов, а также соблюдение порядка и безопасности при их использовании. Это обеспечит эффективное взаимодействие и оптимальное усвоение знаний посредством комбинированного подхода, объединяющего теорию и практику.


План-конспект  урока: Изучение построения элемента «листочек» в Волховской росписи

 

Возрастная группа: 5-9 класс

Цель – изучение построения элемента «листочек» в Волховской росписи.

В ходе обучения педагог представит особенности каждого элемента, а затем разовьет навыки обучающихся через практические занятия.

Задачи:

- формирование художественно-пластических умений

- изучить особенности выполнения данного элемента «листочек»

-научится выполнять построение данного элемента.

Для поддержки визуального восприятия применяются технологические карты, иллюстрации и образцы готовых изделий.

Оборудование и материалы, используемые в процессе обучения, включают бумагу, краски гуашь, палитру, кисти белка и карандаши.

План урока:

1. Организационная часть

2. Вступление

3. Основная часть

4. Практическая работа

5. Рефлексия

Ход урока

1. Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих и подготовка к уроку.

2. Вступление

Начало урока построено на приветствии и вводном объяснении ключевых понятий.

3. Основная часть

Объяснение преподавателям материала, обзор основных элементов волховской росписи. Демонстрация выполнения построения листочков . Показать работу с кистью, с нажимом на кисть, набором краски на кисть.

4. Практическая работа

Под индивидуальным руководством преподавателя, обучающийся приступают к выполнению элемента «листочек» в Волховской росписи. Начиная с его построения простым карандашом, затем запылением цвета с помощью мазков.

Развитие творческого потенциала обучающихся и развитие их мелкой моторики представляют собой ведущие аспекты практической части.

5. Рефлексия

Заключительный этап урока предусматривает коллективное обсуждение работ, что способствует созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи. Ответы на вопросы, разбор сложностей которые возникли при выполнении данной работы.

На завершающем этапе преподаватель организует подготовку к следующему уроку, обеспечивая доступность всех необходимых материалов и инструментов, а также соблюдение порядка и безопасности при их использовании. Это обеспечит эффективное взаимодействие и оптимальное усвоение знаний посредством комбинированного подхода, объединяющего теорию и практику.


План-конспект  урока: Изучение построения Волховского розана.

 

Возрастная группа: 5-9 класс

Цель – изучение базовых техник построения Волховского розана, где ключевыми фигурами выступают двойной мазок, являющиеся фундаментальными для освоения данного вида традиционного художественного творчества.

В ходе обучения педагог представит особенности каждого элемента, а затем разовьет навыки обучающихся через практические занятия.

Задачи:

- формирование художественно-пластических умений

- изучить основные приемы при выполнения Волховского розана

- изучить особенности построения .

Для поддержки визуального восприятия применяются технологические карты, иллюстрации и образцы готовых изделий.

Оборудование и материалы, используемые в процессе обучения, включают бумагу, краски гуашь, палитру, кисти белка и карандаши.

План урока:

1. Организационная часть

2. Вступление

3. Основная часть

4. Практическая работа

5. Рефлексия

Ход урока

1. Организационная часть

Приветствие. Проверка присутствующих и подготовка к уроку.

2. Вступление

Начало урока построено на приветствии и вводном объяснении ключевых понятий.

3. Основная часть

Объяснение преподавателям материала, разобрать структуру построения Волховского розана. Демонстрация выполнения схемы построения розана. Показать работу с кистью, с нажимом на кисть, набором краски на кисть.

4. Практическая работа

После теоретического разбора обучающийся перейдут к практическому занятию, где попробуют воссоздать показанные техники под индивидуальным руководством преподавателя.

Развитие творческого потенциала обучающихся и развитие их мелкой моторики представляют собой ведущие аспекты практической части.

5. Рефлексия

Заключительный этап урока предусматривает коллективное обсуждение работ, что способствует созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи. Ответы на вопросы, разбор сложностей, которые возникли при выполнении данной работы.

На завершающем этапе преподаватель организует подготовку к следующему уроку, обеспечивая доступность всех необходимых материалов и инструментов, а также соблюдение порядка и безопасности при их использовании. Это обеспечит эффективное взаимодействие и оптимальное усвоение знаний посредством комбинированного подхода, объединяющего теорию и практику.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!