СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеуровной деятельности "История родного города"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "История родного города" 1 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа внеуровной деятельности "История родного города"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Свирска»

МОУ "СОШ №2 г. Свирска"РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением

Заместитель директора по УВР

Директор

учителей

______________Митичкина О. В.

______________Брушкова Е.Г.

______________Муллагазиева Т. С.

Протокол №1

Приказ №1

Протокол №1

от "24" 08 2022 г.

от "24" 082022 г.

от "24" 082022 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности

«История родного города»

для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Фастович Ольга Николаевна

Кучинская Ольга Сергеевна

Крюкова Елена Александровна




Количество часов___33_





2022 -2023 учебный год



Пояснительная записка

      Программа кружка «История родного края» составлена для работы с учащимися начального звена.

Данная программа применяется для дополнительного образования обучающихся. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. 

 Программа кружка «История родного края» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) Н.Ф. Виноградовой образовательная система «Начальная школа 21 века» (Москва: «Вентана -Граф» 2011г), допущенной Министерством образования ;

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

         Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Саратовской области.

          Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Саратовской области , культурными учреждениями города, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

 развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;

 воспитывать у детей культуру труда и этику общения;

 воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

        Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание

       благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

         Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 33 часа.

Требования к результатам обучения 

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «История родного края» является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи

  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:

  • Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

  • Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;

  • Оценивать правильность поведения людей в природе.


Содержание образовательной программы

Введение (2 часа)

Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»

Мой край на карте Родины (3 часа)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Саратовская область  – частица России. Флаг, герб Саратовской области. Работа с географической картой Саратовского региона.. Моя малая Родина – город Свирск. Свирск на карте России . Флаг, герб, гимн города Свирска.

Природа нашего края (10 часов)

Климат. Сезонные изменения погоды в Иркутской области. Растительный мир Иркутской области. Лиственные и хвойные деревья региона. Животный мир Иркутской области. Птицы родного  края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники региона. Полезные ископаемые Иркутской области. Что дает наш край стране? Заочная экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Саратовского края». Охраняемые памятники природы.

Город, в котором я живу (7 часов)

Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Исторические места города Свирска. Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц».  Люди, прославившие Свирск. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города. Конференция «Достопримечательности родного города».

Мой край родной – моя Иркутская область (5 часа).

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Иркутская область – сокровищница культурно – исторических памятников.

Музей- хранилище истории. (4 часов)

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Иркутской области. Музей боевой славы. Экскурсия в музей Радищева Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.

Итоговые занятия (2 часа)

Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Свирске? Фотовыставка «Процветай, мой город Свирск!»



УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы


Дата проведения

всего


план

факт


Введение



1

Краеведение- наука о родном крае.

1



2


Экскурсия «Природа – наш второй дом»

1




Мой край на карте Родины

3 ч



3

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

1



4

Иркутская область   – частица России. Флаг, герб, Работа с географической картой Иркутской области.

1



5

Моя малая Родина – город Свирск. Свирск на карте России. Флаг, герб, гимн Свирска

1




Природа нашего края

10 ч



6

Климат. Сезонные изменения погоды в Иркутской области.

1



7

Растительный мир Иркутской области. Лиственные и хвойные деревья региона.

1



8

Животный мир Иркутской области

1



9

Птицы родного  края.

1



10

Охранять природу – значит охранять Родину.

Заповедники Иркутской области:

1



11

Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Иркутской области .

1



12

Полезные ископаемые Иркутской области .

1



13

Что дает наш край стране?

1



14

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Иркутской области »

1



15

Охраняемые памятники природы. Иркутской области.

1




Город, в котором я живу

7 ч



16


Город, в котором я живу. Исторические места города Свирска

1



17

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города.

1



18

Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц».

1



19

Люди, прославившие город Свирск.

1



20

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города  

1



21-22

 Конференция «Достопримечательности родного города» (выступления воспитанников)

2




Мой край родной – Иркутская область

5 ч



23

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

1



24

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1



25

Иркутская область – сокровищница культурно – исторических памятников.

1



26

Современная Иркутской области.

1



27

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

1





Музей- хранилище истории

4 ч



28

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

1



29

Музеи Иркутской области .

1



30

Экскурсия в музей мышьяка г. Свирска

1



31

Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея

1





Итоговые занятия

2 ч



32

Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Свирске?

1



33

Фотовыставка «Процветай, мой город Свирск!»

1




ИТОГО:

33 часа



































Список использованной литературы.

  1. Антонов Ю.Е. "Как научить детей любить Родину", М., Аркти, 2003 г.

  2. Булычев М.В. , Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. «История Саратовского края»

  3. Вардугин В. и Дегтярёва Н. Книга-фотоальбом «Предания о земле Саратовской, ее природе и истории»

  4. Зенина Т.Н. "Подружись с природой", М.; ООО "Такер ТМ", 2003 г.

  5. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. "Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры": Учебн.-метод.пособие.-М.:"Гуманитарный изд.центр" Владос", 2002 г.

  6. Юдина И.Г. "Природоведение" "Нестандартные уроки и творческие задания", 1-4 классы, издательство "Учитель -АСТ", Волгоград, 2002 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!