МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Свирска»
МОУ "СОШ №2 г. Свирска"РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением | Заместитель директора по УВР | Директор |
учителей | ______________Митичкина О. В. | ______________Брушкова Е.Г. |
______________Муллагазиева Т. С. | Протокол №1 | Приказ №1 |
Протокол №1 |
от "24" 08 2022 г. | от "24" 082022 г. |
от "24" 082022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«История родного города»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Фастович Ольга Николаевна
Кучинская Ольга Сергеевна
Крюкова Елена Александровна
Количество часов___33_
2022 -2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «История родного края» составлена для работы с учащимися начального звена.
Данная программа применяется для дополнительного образования обучающихся. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа кружка «История родного края» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) Н.Ф. Виноградовой образовательная система «Начальная школа 21 века» (Москва: «Вентана -Граф» 2011г), допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Саратовской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Саратовской области , культурными учреждениями города, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание
благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 33 часа.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «История родного края» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:
Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание образовательной программы
Введение (2 часа)
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Мой край на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Саратовская область – частица России. Флаг, герб Саратовской области. Работа с географической картой Саратовского региона.. Моя малая Родина – город Свирск. Свирск на карте России . Флаг, герб, гимн города Свирска.
Природа нашего края (10 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в Иркутской области. Растительный мир Иркутской области. Лиственные и хвойные деревья региона. Животный мир Иркутской области. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники региона. Полезные ископаемые Иркутской области. Что дает наш край стране? Заочная экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Саратовского края». Охраняемые памятники природы.
Город, в котором я живу (7 часов)
Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. Исторические места города Свирска. Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». Люди, прославившие Свирск. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города. Конференция «Достопримечательности родного города».
Мой край родной – моя Иркутская область (5 часа).
Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Иркутская область – сокровищница культурно – исторических памятников.
Музей- хранилище истории. (4 часов)
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Иркутской области. Музей боевой славы. Экскурсия в музей Радищева Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея.
Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Свирске? Фотовыставка «Процветай, мой город Свирск!»
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | | Дата проведения |
всего | план | факт |
| Введение | 2ч | | |
1 | Краеведение- наука о родном крае. | 1 | | |
2 | Экскурсия «Природа – наш второй дом» | 1 | | |
| Мой край на карте Родины | 3 ч | | |
3 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. | 1 | | |
4 | Иркутская область – частица России. Флаг, герб, Работа с географической картой Иркутской области. | 1 | | |
5 | Моя малая Родина – город Свирск. Свирск на карте России. Флаг, герб, гимн Свирска | 1 | | |
| Природа нашего края | 10 ч | | |
6 | Климат. Сезонные изменения погоды в Иркутской области. | 1 | | |
7 | Растительный мир Иркутской области. Лиственные и хвойные деревья региона. | 1 | | |
8 | Животный мир Иркутской области | 1 | | |
9 | Птицы родного края. | 1 | | |
10 | Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники Иркутской области: | 1 | | |
11 | Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Иркутской области . | 1 | | |
12 | Полезные ископаемые Иркутской области . | 1 | | |
13 | Что дает наш край стране? | 1 | | |
14 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Иркутской области » | 1 | | |
15 | Охраняемые памятники природы. Иркутской области. | 1 | | |
| Город, в котором я живу | 7 ч | | |
16 | Город, в котором я живу. Исторические места города Свирска | 1 | | |
17 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство историей возникновения родного города. | 1 | | |
18 | Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». | 1 | | |
19 | Люди, прославившие город Свирск. | 1 | | |
20 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города | 1 | | |
21-22 | Конференция «Достопримечательности родного города» (выступления воспитанников) | 2 | | |
| Мой край родной – Иркутская область | 5 ч | | |
23 | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. | 1 | | |
24 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 1 | | |
25 | Иркутская область – сокровищница культурно – исторических памятников. | 1 | | |
26 | Современная Иркутской области. | 1 | | |
27 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | 1 | | |
| Музей- хранилище истории | 4 ч | | |
28 | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. | 1 | | |
29 | Музеи Иркутской области . | 1 | | |
30 | Экскурсия в музей мышьяка г. Свирска | 1 | | |
31 | Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея | 1 | | |
| Итоговые занятия | 2 ч | | |
32 | Итоговая викторина. Что узнали о родном крае и городе Свирске? | 1 | | |
33 | Фотовыставка «Процветай, мой город Свирск!» | 1 | | |
| ИТОГО: | 33 часа | | |
Список использованной литературы.
Антонов Ю.Е. "Как научить детей любить Родину", М., Аркти, 2003 г.
Булычев М.В. , Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. «История Саратовского края»
Вардугин В. и Дегтярёва Н. Книга-фотоальбом «Предания о земле Саратовской, ее природе и истории»
Зенина Т.Н. "Подружись с природой", М.; ООО "Такер ТМ", 2003 г.
Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. "Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры": Учебн.-метод.пособие.-М.:"Гуманитарный изд.центр" Владос", 2002 г.
Юдина И.Г. "Природоведение" "Нестандартные уроки и творческие задания", 1-4 классы, издательство "Учитель -АСТ", Волгоград, 2002 г.