ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХИМИИ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
9 класс
2016-2017 учебный год
Учитель Соболева О. В.
Пояснительная записка
Внеурочные занятия по химии осуществляются в русле личносто-
ориентированного индивидуально-дифференцированного обучения.
Главными целями данных занятий являются:
химии на максимально возможном для каждого ребенка уровне,
подготовка к итоговой аттестации по химии за курс основной школы,
обучение школьников приемам и методам освоения учебного материала
(«осознанного самообразования»),
развитие познавательной активности детей и интереса к изучаемому предмету,
подготовка к школьному туру Всероссийских предметных олимпиад,
обучение навыкам креативной и исследовательской деятельности (на материале изучаемого предмета, в том числе и с использованием химического эксперимента),
подготовка к изучению курса химии в ВУЗе естественнонаучного, технического, технологического и медицинского профиля,
повышение уровня химической грамотности в быту,
воспитание трудолюбия и прилежания.
Занятия рассчитаны на обучающихся 9 классов, имеющих повышенную мотивации изучению химии.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях подбираются с учетом:
1. тематики урочных занятий и требований учебной программы (совершенствование учебных навыков, закрепление сложного материала, изучение ключевых тем на более высоком теоретическом уровне и т.д.),
2. плана работы школы (проведение предметных олимпиад, тематических недель, декад и иных мероприятий),
3. запросов школьников (ликвидация пробелов в знаниях, индивидуальная исследовательская работа обучающихся, консультирование по подготовке к итоговой аттестации по химии).
В рамках занятий предусматривается работа со школьниками, имеющими повышенную мотивацию к изучению химии,
Занятия проводятся еженедельно в специализированном кабинете химии с использованием материально - технической базы кабинета.
Месяц | Темы занятий |
Сентябрь | 1. Вводное занятие. Место химии в системе естественных наук. Методы научного познания окружающего мира. Объект изучения химии. 2. Генетические ряды металлов. 3. Генетические ряды неметаллов. 4. Генетические ряды переходных элементов. |
Октябрь | 1. Типология задач по химии. 2. Методы решения некоторых типовых расчетных задач курса основной школы. 3. Структурно-логический метод решения задач. 4. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. |
Ноябрь | 1. Решение задач на вывод формулы химического соединения 2. Решение задач с использованием понятий «моль», «молярная масса», «молярный объем». 3. Решение задач по уравнению химической реакции. 4. Решение задач по теме «Растворы». |
Декабрь | 1. Ряды превращений металлов. 2. Основы электрохимии: понятие об электродном потенциале. Ряд напряжения металлов. 3. Информационный поиск. Информационные ресурсы по химии на традиционных и нетрадиционных носителях. 4. Всемирная компьютерная сеть. Типы поисковых средств сети Интернет. Поисковые системы Интернет. Информационные ресурсы по химии в RU-net. |
Январь | 1. Основы информационной культуры. Основные требования к оформлению ссылок. 2-3. Защита индивидуальных информационных мини-проектов. |
Февраль | 1-2. Химия на кухне. Химические основы кулинарных процессов. 3. Решение задач на избыток-недостаток. 4. Решение задач по химической кинетике. |
Март | 1. Ряды превращений неметаллов. 2. Решение задач на закон Ле-Шателье. 3. Основы химической термодинамики. Закон Гесса. |
Апрель | 1-2. Решение комбинированных задач по курсу основной школы. 3-4. Изомерия и номенклатура углеводородов. |
Май | 1. Классификация реакций в органической химии. 2. Уравнения органических реакций. 3. Решение экспериментальных задач экзаменационного практикума. |
Июнь | 1-2. Консультации к экзамену по химии |
Основная литература, используемая при подготовке занятий.
1. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2002.
2. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия. Пособие-репетитор для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2006.
3. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005.
4. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Сборник задач. 8-9 классы. -М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии. 8-11 кл. - М. : Просвещение, 2001.
6. Врублевский А.И. Решение заданий химических превращений для школьников и абитуриентов.
7. Одинцова Л.В.„ Повесьма Е.К., Полищук Т.Ю. Основы информационной культуры. - Владивосток : Издательство ДВГУ, 2004.
8. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия:задачи и истории. - М.: Дрофа, 2005.
9. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: материалы для школьных рефератов, факультативных занятий и рефератов. - М.: АСТ-Астрель, 2002.
10. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. -Ярославль : Академия развития, 2000.
11. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. - М: АСТ-Пресс, 2004.
12. Школьная олимпиада: Химия: задачи с ответами и решениями. Учебно-методическое пособие. - М.: АСТ-Астрель, 2004.
13. Гара Н.Н., Зуева М.В. Школьный практикум: Химия. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 1999.
14. Химия-I. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания. - Владивосток: Дальтест, 2004.
15. Химикус: обучение с приключением [Электронный ресурс] : Обучающая программа по химии. -М. : МедиаХауз. 2 электрон.опт. диска (CD-ROOM).
. 16. В помощь профессиональному химику [Электронный ресурс] : Пакет программ по
химии. -М. : Pro100Soft. 1 электрон.опт. диск (CD-ROOM).
17. Химия: 1С. [Электронный ресурс] : Обучающая программа по химии. -М. : ООО «Программа 2000». 2 электрон.опт. диска (CD-ROOM).