Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Конзаводская средняя школа имени В.К. Блюхера»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _ И.В. Обухова
Приказ № от 31.08.2019 г.
Программа внеурочной деятельности детей
«Живая математика»
общеинтеллектуальной направленности
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
Жижилева Валентина Ивановна
Иванова Татьяна Анатольевна
2019
Пояснительная записка
Программа данного курса составлена на основе примерной программы по математике и авторского тематического планирования спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления» Н.А. Криволаповой, 5 класс.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Курс рассчитан на 35 часов.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для изучения математики.
Это определило цели курса внеурочной деятельности:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
Общая характеристика учебного предмета
В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики.
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании курса:
– технологии обучения на основе решения задач;
– технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;
– технологии проблемного обучения.
Содержание изучаемого курса
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:
типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.);
логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;
геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов
1. Текстовые задачи (17 часов)
Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).
2. Геометрические фигуры и тела. (8 часов)
Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.
3. Десятичные дроби (10 часов)
Запись десятичных дробей, их чтение, сравнение, арифметические действия с десятичными дробями.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение математики в 5 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение распознавать логически некорректные высказывания;
креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении:
первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;
умение находить в различных источниках информацию;
умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.
в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметь представление о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;
умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Результат деятельности обучающихся |
Текстовые задачи (17 часов) |
1-2 | Текстовые задачи. Арифметические задачи | 2 | Демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам курса математики начальной школы. Владение умением предвидеть возможные последствия своих действий |
3-4 | Занимательные задачи на проценты | 2 | Знают способы решения уравнений, умеют решать простейшие задачи на движение, на стоимость. Формирование умения заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц. Знают основные единицы измерения длины, массы, времени, площади, умеют переводить одни единицы в другие, выполняют действия с именованными величинами. |
5-6 | Задачи на взвешивание. | 2 | Демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам курса математики начальной школы. Владение умением предвидеть возможные последствия своих действий. |
7-8 | Задачи на переливание | 2 | Демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам курса математики начальной школы. Владение умением предвидеть возможные последствия своих действий |
9 | Время, часы. | 1 | Имеют представлении о римских цифрах, о сумме разрядных слагаемых, о позиционном способе записи числа, о десятичной системе счисления. Могут записать, пользуясь римской нумерацией, числа, прочиталь числа записанные в таблице разрядов. Умение работы с тестовыми заданиями. Могут прочитать число, записанное разными способами и перевести из одной записи в другую. Восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста и лекции, приведение и разбор примеров. |
10 | Календарь. История возникновения календаря. | 1 | Имеют понятие календаря, умеют анализировать ситуацию. Восприятие устной речи, участие в диалоге, запись главного, приведение примеров. Знают определение буквенного выражения. Умеют выполнять числовые подстановки в буквенные выражения и находить числовые значения. Могут излагать информацию, обосновывая свой собственный подход. |
11-12 | Решение занимательных задач | 2 | Умеют работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов. Умеют решать проблемные задачи и ситуации |
13-14 | Удивительный мир чисел. Натуральные числа. | 2 | Выполняют сложение и вычитание натуральных чисел, знают основные законы сложения. Аргументировано отвечают на поставленные вопросы, осмысливают ошибки, устраняют недочеты. |
15-16 | Задачи на движение. | 2 | Воспроизведение прочитанной информации с заданной степенью свернутости, умеют правильного оформления решений, умение выбрать из данной информации нужную информацию. |
17 | Старинные задачи. | 1 | Составление алгоритмов, отражение в письменной форме результатов деятельности, умеют заполнять математические кроссворды. Проведение информационно-смыслового анализа прочитанного текста, участие в диалоге. |
Геометрические фигуры и тела. (8 часов) |
18-19 | Простейшие геометрические фигуры. | 2 | Умеют изображать точку, принадлежащую прямой, лучу, отрезку, измерять отрезки; оформлять задачи с построениями. Используют для решения познавательных задач справочную литературу |
20-21 | Пространство и размерность. | 2 | Восприятие устной речи, участие в диалоге, понимание точки зрения собеседника, подбор аргументов для ответа на поставленный вопрос, приведение примеров |
22-23. | Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве | 2 | Имеют представление о прямоугольнике, о периметре и площади прямоугольника и треугольника, площадь фигуры, единица длины, равные фигуры, наложение фигур. Могут дать оценку информации, фактам, процессам, определять их актуальность |
24-25 | Площадь треугольника | 2 | Могут находить площадь треугольника. Могут выполнять и оформлять тестовые задания, подбор аргументов для обоснования найденной ошибки |
Десятичные дроби (10 часов) |
26-27 | Что такое десятичная дробь? Чтение и запись | 2 | Имеют представление о десятичной дроби. Могут правильно записывать и читать десятичные дроби |
28 | Сравнение десятичных дробей | 1 | Знают разряды и умеют сравнивать десятичные дроби |
29-30 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 2 | Знают правила сложения и вычитания десятичных дробей и умеют их использовать при вычислениях |
31-32 | Умножение десятичных дробей | 2 | Знают правило умножения десятичных дробей и умеют его использовать при вычислениях |
33-34 | Деление десятичных дробей | 2 | Знают правило деления десятичных дробей и умеют его использовать при вычислениях |
35 | Все действия с десятичными дробями | 1 | Умеют выполнять простейшие действия с десятичными дробями |