СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» (Общеинтеллектуальное направление) 10-11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» (Общеинтеллектуальное направление) 10-11 класс»

Утверждено: Согласовано:

директор школы зам. директора по ВР

________________Т.М. Калинаичева __________Т.Н. Семичева

Приказ № _____от_____________2021г «___»___________2021г





МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области





Программа внеурочной деятельности

«Занимательная биология»

(Общеинтеллектуальное направление)

10-11 класс



на 2021-2022 учебный год













Учитель I категории

Мухина Ирина Александровна



Рассмотрено на заседании школьного МО



Протокол №_________от__________________________2021г.













Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» для обучающихся 10-11 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

  2. Основной образовательной программы СОО МКОУ Чернавская СОШ

  3. С учетом учебного плана МКОУ Чернавская СОШ

  4. Календарного учебного графика


Согласно учебному плану МКОУ Чернавская СОШ на изучение внеурочной деятельности «Занимательная биология» в 10-11 классах отводится 1 час. Всего 34 часа.

Срок реализации данной программы 1 год.















































Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

• методы научного познания, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил, гипотез;

• строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет; вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов, бактерий);

• сущность биологических процессов и явлений;

• современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Учащиеся должны уметь :

• объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;

• решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

• распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению;

• выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

• сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;

• определять принадлежность биологических объектов к определѐнной систематической группе (классификация);

• анализировать влияние факторов риска на здоровье человека; результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;

• использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.

Личностными результатами обучения являются:

1.Реализация этических установок по отношению к биологическим открытии

исследованиям и их результатам

2.Признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни

3.Сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью

Метапредметными результатами обучения являются:

1.Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,

2.Выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи

3.Умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую

4.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих

Предметными результатами обучения являются:

1.В познавательной сфере:

-характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина),; учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки

-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы)и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ)

-объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций

-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов

-умение пользоваться биологической терминологией и символикой

-Решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)

-описание особей видов по морфологическому критерию

-выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания

-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения

2.В ценностно-ориентационной сфере:

анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде

- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

В сфере трудовой деятельности:

-овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов

В сфере физической деятельности:

-Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

 Самоопределение.

 Смыслообразование.

 Самооценка и личностное самосовершенствование.

 Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД:

 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Высказывать свои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.

 Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.


Познавательные УУД:

 Делать предварительный отбор источников информации:

 Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)


Коммуникативные УУД:

 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Слушать и понимать речь других.

 Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.

 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Метапредметные:

 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

 ставить учебную задачу под руководством учителя;

 систематизировать и обобщать разные виды информации;

 составлять план выполнения учебной задачи;

 осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;

 организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;

 работать с различными источниками информации.

 устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организмы; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;

 систематизировать знания по предмету для успешного прохождения государственной итоговой аттестации;








Содержание программы

Биология – наука о жизни- 1 час

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Клетка как биологическая система-3 часа

Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой природы. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки: Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение, Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Энергетический и пластический обмен. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.

Организм как биологическая система- 10 часов

Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты,симбионты). Вирусы — внеклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, се задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Основные генетические понятия. Специализация клеток, образование тканей, органов. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Moнo- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов: модификационпая, мутационная, комбинативная Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Генетика и селекция. Биотехнологии

Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность-8 часов

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.

Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы. Царство Грибы: Строение, жизнедеятельность, размножение.

Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.

Общая характеристика царства Растения. Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле. Однодольные и двудольные растения Жизненный цикл водорослей. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных.

Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, роль в природе и жизни человека.

Человек и его здоровье.- 5 часов

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека. Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы. Строение и функции вегетативной нервной системы. Эндокринная система Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции

органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира - 7 часов

Эволюция органического мира. Вид, его критерии и структура. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция Развитие эволюционных идей.

Значение работ К Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной

Естественнонаучной картины мира. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации.Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека Антропогенез. Движущие силы. Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума.

Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты; продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем.









Тематическое планирование

10-11 классы

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Клетка как биологическая система

3

3

Организм как биологическая система

10

4

Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

8

5

Человек и его здоровье

5

6

Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

7

Итого

34













































Колендарно-тематическое планирование

Внеурочной деятельности в 10-11 классах

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Примечание

По плану

По факту

Введение

1


1



Биология – наука о жизни

1


Клетка как биологическая система

3


2



Химическая организация клетки. Строение клетки


1


3



Метаболизм клетки

1


4



Клетка – генетическая единица живого

1


Организм как биологическая система

10


5



Разнообразие и воспроизведение организмов

1


6



Онтогенез и присущие ему закономерности

1


7



Генетика. Основные генетические понятия.

1


8



Решение задач на моно и дигибридное скрещивание.

1


9



Решение задач на моно и дигибридное скрещивание.

1


10



Решение задач на моно и дигибридное скрещивание.

1


11



Наследование генов, сцепленных с полом

1


12



Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

1


13



Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

1


14



Генетика и селекция. Биотехнологии

1


Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность

8


15



Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы


1


16



Царство Растения

1


17



Царство Растения

1


18



Царство Растения

1


19



Царство Животные: Простейшие, Черви, Моллюски

1


20



Царство Животные: Членистоногие, Хордовые

1


21



Царство Животные: Хордовые: Рыбы, Земноводные,

Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие

1


22



Царство Животные: Простейшие, Черви, Моллюски,Членистоногие, Хордовые: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие

1


Человек и его здоровье

5


23



Ткани и органы. Внутренняя среда организма


1


24



Покровная, опорно-двигательные системы

1


25



Кровеносная, пищеварительная системы

1


26



Нервная, половая, эндокринная системы

1


27



Дыхательная система, органы чувств

1


Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

7


28



Вид, его структура, критерии. Микроэволюция.


1


29



Макроэволюция.

1


30



Возникновение жизни на Земле.

1


31



Антропогенез

1


32



Экосистемы.

1


33



Экосистемы.

1


34



Зачет. Итоговое тестирование.

1
































Литература

  1. Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилена: под ред. И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана – Граф 2019.

  2. Бодрова Н.Ф. Биология. 10-11 классы. Общая биология. Базовый уровень. Поурочные разработки.- Воронеж: ООО «Метода», 2016.

  3. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / О.П. Дудкина. - Волгоград: учитель.-2015

  4. И.Р.Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. .- М, «ВАКО», 2006

  5. Л.П.Анастасова . Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: пособие для учителя.- М, «Просвещение», 1989

  6. Т.А,Дмитриева и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы.- М, «Дрофа», 1999

  7. Г.И.Лернер. ЕГЭ 2008.Биология: тренировочные задания.- М, «Эксмо, 2008

  8. Р.А.Петросова. ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов.- М, «Эксмо», 2008

  9. Биология, Основы генетики. Менделизм: уроки с использованием модульной технологии. 10 класс/ авт.\сост. В.М.Жуков- .- Волгоград: «Учитель», 2007

  10. Компакт – диск – « Открытая биология 6»

  11. Биология: 11 класс: Базовый уровень: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова; Под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана Граф, 2016.

  12. Бодрова Н.Ф.

  13. Биология. 10-11 классы. Общая биология. Базовый уровень. Поурочные разработки.-Воронеж: ООО «Метода»,2016

  14. Биология. 6-11 классы: Проверочные тесты, разноуровневые задания / О.П. Дудкина.- Волгоград: Учитель, 2015.

  15. ЕГЭ-2016: Биология: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену.-Москва: АСТ: Астрель,2015.

  16. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.

  17. Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.

  18. Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.

  19. ЕГЭ. Биология. КИМы. 2016-2017 годы.


Интернет-материалы


  1. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  2. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  3. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

  4. http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

  5. http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.

  6. http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).

  7. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

  8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов












Скачать

© 2023, 340 12

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!