Утверждено: Согласовано:
директор школы зам. директора по ВР
________________Т.М. Калинаичева __________Т.Н. Семичева
Приказ № _____от_____________2021г «___»___________2021г
МКОУ Чернавская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
Программа внеурочной деятельности
«Занимательная биология»
(Общеинтеллектуальное направление)
10-11 класс
на 2021-2022 учебный год
Учитель I категории
Мухина Ирина Александровна
Рассмотрено на заседании школьного МО
Протокол №_________от__________________________2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» для обучающихся 10-11 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Основной образовательной программы СОО МКОУ Чернавская СОШ
С учетом учебного плана МКОУ Чернавская СОШ
Календарного учебного графика
Согласно учебному плану МКОУ Чернавская СОШ на изучение внеурочной деятельности «Занимательная биология» в 10-11 классах отводится 1 час. Всего 34 часа.
Срок реализации данной программы 1 год.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
• методы научного познания, вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• основные положения биологических теорий, учений, законов, закономерностей, правил, гипотез;
• строение и признаки биологических объектов: клеток; генов, хромосом, гамет; вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов, бактерий);
• сущность биологических процессов и явлений;
• современную биологическую терминологию и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь :
• объяснять: роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на здоровье человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза;
• решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;
• распознавать и описывать клетки растений и животных; биологические объекты по их изображению;
• выявлять отличительные признаки отдельных организмов; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
• сравнивать и делать выводы на основе сравнения: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение;
• определять принадлежность биологических объектов к определѐнной систематической группе (классификация);
• анализировать влияние факторов риска на здоровье человека; результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;
• использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде; мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных технологий) биологической информации.
Личностными результатами обучения являются:
1.Реализация этических установок по отношению к биологическим открытии
исследованиям и их результатам
2.Признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни
3.Сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью
Метапредметными результатами обучения являются:
1.Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
2.Выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи
3.Умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую
4.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
Предметными результатами обучения являются:
1.В познавательной сфере:
-характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина),; учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки
-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы)и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ)
-объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций
-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов
-умение пользоваться биологической терминологией и символикой
-Решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
-описание особей видов по морфологическому критерию
-выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания
-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения
2.В ценностно-ориентационной сфере:
анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде
- оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
В сфере трудовой деятельности:
-овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов
В сфере физической деятельности:
-Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
Самоопределение.
Смыслообразование.
Самооценка и личностное самосовершенствование.
Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Высказывать свои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации:
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Метапредметные:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи;
осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
работать с различными источниками информации.
устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организмы; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
систематизировать знания по предмету для успешного прохождения государственной итоговой аттестации;
Содержание программы
Биология – наука о жизни- 1 час
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Клетка как биологическая система-3 часа
Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов — основа единства органического мира, доказательства родства живой природы. Многообразие клеток. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки: Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции Нуклеиновые кислоты. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Фотосинтез, его значение, Световые и темповые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Энергетический и пластический обмен. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Гены, генетический код и его свойства. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Особенности соматических и половых клеток. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза.
Организм как биологическая система- 10 часов
Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы (хемотрофы, фототрофы), гетеротрофы (сапротрофы, паразиты,симбионты). Вирусы — внеклеточные формы. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях. Применение искусственного оплодотворения у растений и животных. Онтогенез и присущие ему закономерности. Генетика, се задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Основные генетические понятия. Специализация клеток, образование тканей, органов. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Moнo- и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.
Сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Законы Т. Моргана. Хромосомная теория наследственности Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Взаимодействие генов. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. Законы Г. Менделя и их цитологические основы. Изменчивость признаков у организмов: модификационпая, мутационная, комбинативная Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Генетика и селекция. Биотехнологии
Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность-8 часов
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе.
Бактерии — возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы. Царство Грибы: Строение, жизнедеятельность, размножение.
Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Царство Растения. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.
Общая характеристика царства Растения. Ткани высших растений Вегетативные органы цветковых растений. Корень Побег Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле. Однодольные и двудольные растения Жизненный цикл водорослей. Царство Животные. Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных.
Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, роль в природе и жизни человека.
Человек и его здоровье.- 5 часов
Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы Анатомия и физиология человека. Строение и функции пищеварительной системы Строение и функции дыхательной системы Строение и функции системы органов кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие организма человека. Внутренняя среда организма человека. Состав и функции крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная рефляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная система. Общий план строения. Функции Строение и функции центральной нервной системы. Строение и функции вегетативной нервной системы. Эндокринная система Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции
органов зрения и слуха Высшая нервная деятельность. Сон. его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира - 7 часов
Эволюция органического мира. Вид, его критерии и структура. Популяция структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Способы видообразования. Микроэволюция Развитие эволюционных идей.
Значение работ К Линнея, учения Ж-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной
Естественнонаучной картины мира. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерации.Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека Антропогенез. Движущие силы. Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума.
Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты; продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура и динамика численности популяций Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем.
Тематическое планирование
10-11 классы
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Клетка как биологическая система | 3 |
3 | Организм как биологическая система | 10 |
4 | Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность | 8 |
5 | Человек и его здоровье | 5 |
6 | Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | 7 |
Итого | 34 |
Колендарно-тематическое планирование
Внеурочной деятельности в 10-11 классах
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
По плану | По факту |
Введение | 1 | |
1 | | | Биология – наука о жизни | 1 | |
Клетка как биологическая система | 3 | |
2 | | | Химическая организация клетки. Строение клетки | 1 | |
3 | | | Метаболизм клетки | 1 | |
4 | | | Клетка – генетическая единица живого | 1 | |
Организм как биологическая система | 10 | |
5 | | | Разнообразие и воспроизведение организмов | 1 | |
6 | | | Онтогенез и присущие ему закономерности | 1 | |
7 | | | Генетика. Основные генетические понятия. | 1 | |
8 | | | Решение задач на моно и дигибридное скрещивание. | 1 | |
9 | | | Решение задач на моно и дигибридное скрещивание. | 1 | |
10 | | | Решение задач на моно и дигибридное скрещивание. | 1 | |
11 | | | Наследование генов, сцепленных с полом | 1 | |
12 | | | Решение генетических задач. Составление схем скрещивания. | 1 | |
13 | | | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | 1 | |
14 | | | Генетика и селекция. Биотехнологии | 1 | |
Многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность | 8 | |
15 | | | Систематика. Царства: Бактерии. Вирусы. Грибы | 1 | |
16 | | | Царство Растения | 1 | |
17 | | | Царство Растения | 1 | |
18 | | | Царство Растения | 1 | |
19 | | | Царство Животные: Простейшие, Черви, Моллюски | 1 | |
20 | | | Царство Животные: Членистоногие, Хордовые | 1 | |
21 | | | Царство Животные: Хордовые: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие | 1 | |
22 | | | Царство Животные: Простейшие, Черви, Моллюски,Членистоногие, Хордовые: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие | 1 | |
Человек и его здоровье | 5 | |
23 | | | Ткани и органы. Внутренняя среда организма | 1 | |
24 | | | Покровная, опорно-двигательные системы | 1 | |
25 | | | Кровеносная, пищеварительная системы | 1 | |
26 | | | Нервная, половая, эндокринная системы | 1 | |
27 | | | Дыхательная система, органы чувств | 1 | |
Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | 7 | |
28 | | | Вид, его структура, критерии. Микроэволюция. | 1 | |
29 | | | Макроэволюция. | 1 | |
30 | | | Возникновение жизни на Земле. | 1 | |
31 | | | Антропогенез | 1 | |
32 | | | Экосистемы. | 1 | |
33 | | | Экосистемы. | 1 | |
34 | | | Зачет. Итоговое тестирование. | 1 | |
Литература
Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилена: под ред. И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана – Граф 2019.
Бодрова Н.Ф. Биология. 10-11 классы. Общая биология. Базовый уровень. Поурочные разработки.- Воронеж: ООО «Метода», 2016.
Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / О.П. Дудкина. - Волгоград: учитель.-2015
И.Р.Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии. .- М, «ВАКО», 2006
Л.П.Анастасова . Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: пособие для учителя.- М, «Просвещение», 1989
Т.А,Дмитриева и др. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы.- М, «Дрофа», 1999
Г.И.Лернер. ЕГЭ 2008.Биология: тренировочные задания.- М, «Эксмо, 2008
Р.А.Петросова. ЕГЭ 2008. Биология. Федеральный банк экзаменационных материалов.- М, «Эксмо», 2008
Биология, Основы генетики. Менделизм: уроки с использованием модульной технологии. 10 класс/ авт.\сост. В.М.Жуков- .- Волгоград: «Учитель», 2007
Компакт – диск – « Открытая биология 6»
Биология: 11 класс: Базовый уровень: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова; Под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана Граф, 2016.
Бодрова Н.Ф.
Биология. 10-11 классы. Общая биология. Базовый уровень. Поурочные разработки.-Воронеж: ООО «Метода»,2016
Биология. 6-11 классы: Проверочные тесты, разноуровневые задания / О.П. Дудкина.- Волгоград: Учитель, 2015.
ЕГЭ-2016: Биология: 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену.-Москва: АСТ: Астрель,2015.
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Т. А. Козлова, В.С. Кучменко, - М., Дрофа, 1998.
Биология в таблицах: 6-11 классы. / Сост.: Никишов А.И., Петросов Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В., М., ИЛЕКСА, 1997.
Биология: Справочные материалы / Под ред. Д.И. Трайтака, М., Просвещение, 1994.
ЕГЭ. Биология. КИМы. 2016-2017 годы.
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
http://www.irro.ru Сайт Института развития регионального образования Свердловской области.
http://www.urorao.ru/ugnc Сайт Уральского государственного научно-образовательного центра Российской академии образования (УГНОЦ РАО).
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов