СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачами изучения являются:

развитие

познавательного интереса и интеллектуального

обучающихся;

научить обучающихся работать с приборами и объектами исследования;

воспитание человечности, милосердия, ответственности, умения работать в

коллективе; необходимости здорового образа жизни;

формирование чувства ответственности за жизнь, а также сознание

необходимости ее защиты;

привитие навыков здоровьесберегающего поведения в природе,

формирование умения оценивать свои поступки и их последствия для

окружающей среды.

развитие творческих способностей учащихся, эстетического чувства и

художественной инициативы;

развитие коммуникативных навыков общения, наблюдательности и

логического мышления,

развитие умения устанавливать причинно следственные связи, умения

рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных

ценностей современного поколения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология"»

20



Содержание

  1. Основные цели и задачи ……………………………………………………..3

  2. Планируемые результаты курса…………………………………………….. 3

  3. Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………... 7

  4. Тематическое планирование …………………………………………………9

  5. Календарно-тематическое планирование …………………………............. 9

  6. Методическое и материально-техническое обеспечение …………………11



Рабочая программа «Занимательная биология» для 8 класса разработана на основе ООП ООО МОУ СОШ №32 и авторской программы внеурочной деятельности Севериной И. В. "Удивительный мир природы", : М. Просвещение, 2016

УМК

Денисова Г.А. Биология. Удивительный мир природы /под ред.

Г. А.Денисова. - М.: Просвещение, 2017.

В 8 классе на изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.


Основные цели: всестороннее развитие познавательных способностей обучающихся, формирование комплексных эколого-биологических знаний и их реализации в разных областях научной и практической деятельности.


Задачами изучения являются:

  • развитие познавательного интереса и интеллектуального уровня обучающихся;

  • научить обучающихся работать с приборами и объектами исследования;

  • воспитание человечности, милосердия, ответственности, умения работать в

  • коллективе; необходимости здорового образа жизни;

  • формирование чувства ответственности за жизнь, а также сознание необходимости ее защиты;

  • привитие навыков здоровьесберегающего поведения в природе, формирование умения оценивать свои поступки и их последствия для окружающей среды.

  • развитие творческих способностей учащихся, эстетического чувства и художественной инициативы;

  • развитие коммуникативных навыков общения, наблюдательности и логического мышления,

  • развитие умения устанавливать причинно следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная биология»


Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

  • оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • уважительное отношение к товарищам;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

  • осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.


Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • учиться планировать деятельность;

  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

  • целеполагание, как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

  1. Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

  1. Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы

и умозаключения на основе сравнения;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

3. В эстетической сфере:

• умение видеть красоту в природе и соблюдать правила поддержания природной красоты растений.


Планируемы результаты обучения


Обучающийся научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


Обучающийся получит возможность:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.





Содержание курса внеурочной деятельности

«Занимательная биология» 8 класс


I.Введение. Наглядные пособия в биологии.– 5 часов


Правила поведения в кабинете биологии. Наглядные пособия, классификация, методика их изготовления.

Практическая работа: Сбор различных плодов и семян для изготовления наглядных пособий.

Практическая работа: Изготовление коллекций плодов и семян.

Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала.

Формы организации и виды деятельности: беседа, практическая работа, декоративно – прикладное творчество.


II.Прокариоты. Протисты – 4 часа


Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение. Изучение признаков бактериальных заболеваний растений (бактериоз). Протисты. Многообразие, значение в природе и для человека. Интересные факты из жизни протистов.

Викторина «В мире микроорганизмов».

Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, викторина, игровая деятельность.


Ш. Грибы. Лишайники- 5 часов


Грибы. Разнообразие и значение грибов. Грибы ядовитые и съедобные. Хищные грибы. Изучение грибов гименомицетов (шляпочные, трутовики), плесневых и одноклеточных грибов.

Лишайники — симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников.

Внеклассное мероприятие «Суд над ядовитыми грибами».

Лабораторная работа: Разделение компонентов лишайников и их культивирование.

Лабораторная работа «Строение клеток плесневых грибов»

Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, имитационная игра, лабораторная работа.



IV. Растения – 11 часов.


Зелёные спутники человека. Классификация растений. Многообразие растительного мира. Приспособление к условиям обитания. Растения ксерофиты. Живые барометры. Растения – индикаторы. Декоративные растения. Роль красоты цветка в жизни растений. Растения - гиганты и карлики. Корень жизни. Лекарственные растения. Растения, поедающие насекомых. Растения – паразиты. Самый большой на свете цветок. Ряска - самое маленькое цветковое растение.

Викторина «Путешествие с комнатными растениями»

Устный журнал «По страницам Красной книги» (растения).

Круглый стол «Легенды о цветах»

Викторина «Час цветов»

Практическая работа: Как покрасить живые цветы?

Практическая работа: Наблюдение видимых изменений при постановке эксперимента по изучению корневого давления

Экскурсия в зимний сад. Изучение строения цветковых растений.

Формы организации и виды деятельности: беседа, практическая работа, устный журнал, экскурсия, круглый стол, викторина


V. Беспозвоночные животные – 4 часа.


Многообразие беспозвоночных животных. Интересные факты о беспозвоночных животных. Гельминты. Гельминтозы. Пути заражения. Симптомы инвазии. Роль паразитических червей в природе. Многочисленные и редкие виды моллюсков. Обитатели водных глубин как составная часть природы. Одомашненные насекомые.

Лабораторная работа «В мире насекомых»

Устный журнал «Музей фактов»

Формы организации и виды деятельности: беседа, дискуссия, лабораторная работа, устный журнал.


VI. Позвоночные животные – 5 часов.

Многообразие позвоночных животных. Интересные факты из жизни позвоночных.

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис»

Биологическая викторина: «К тайнам природы»

Формы организации и виды деятельности: беседа, виртуальное путешествие, виртуальная экскурсия, викторина, художественное творчество.


Тематическое планирование


п/п

  1. Тема занятия


Количество часов

1.

Введение. Наглядные пособия в биологии.

5

2

Прокариоты. Протисты.

4

3.

Грибы. Лишайники.

5

4.

Растения

11

5

Беспозвоночные животные

4

6.

Позвоночные животные.

5


Итого

34



Календарно-тематическое планирование


урока

Тема


Дата

План

Факт

Введение. Наглядные пособия в биологии– 5 часов

1

Правила поведения в кабинете биологии. Наглядные пособия, их классификация.

03.09.19


2

Методика изготовления наглядных пособий.

10.09.19


3

Практическая работа: Сбор различных плодов и семян для изготовления наглядных пособий.

17.09.19


4

Практическая работа: Изготовление коллекций плодов и семян.

24.09.19


5

Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала.

01.10.19


II. Прокариоты. Протисты – 4 часа

6

Бактерии, их общая характеристика, разнообразие и значение.

08.10.19


7

Изучение признаков бактериальных заболеваний растений (бактериоз).

15.10.19


8

Протисты. Многообразие, значение в природе и для человека. Интересные факты из жизни протистов –игра.

22.10.19


9

Викторина «В мире микроорганизмов».

05.11.19


IV. Грибы. Лишайники- 5 часов

10

Грибы. Многообразие. Грибы ядовитые и съедобные. Хищные грибы.

12.11.19


11

Лишайники — симбиотическая форма жизни. Многообразие и значение лишайников.

19.11.19


12

Внеклассное мероприятие «Суд над ядовитыми грибами».

26.11.19


13

Лабораторная работа

Разделение компонентов лишайников и их культивирование.

03.12.19


14

Лабораторная работа «Строение клеток плесневых грибов»

10.12.19


V. Растения – 11 часов.

15

Классификация растений. Приспособление к условиям обитания. Многообразие растительного мира.

17.12.19


16

Декоративные растения. Роль красоты цветка в жизни растений. Растения - рекордсмены. Растения, поедающие насекомых. Растения –паразиты.

24.12.19


17

Лабораторная работа: «Овладение методикой геоботанических описаний. Составление геоботанических описаний участков леса».

14.01.20


18

Подготовка материала к фотоконкурсу: «Зеркало природы»

21.01.20


19

Устный журнал «По страницам Красной книги» (растения).

28.01.20


20

Круглый стол «Легенды о цветах»

04.02.20


21

Викторина «Час цветов»

11.02.20


22

Практическая работа: Как покрасить живые цветы?

18.02.20


23

Практическая работа: Наблюдение видимых изменений при постановке эксперимента по изучению корневого давления

25.02.20


24

Практическая работа: Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями.

03.03.20


25

Экскурсия в зимний сад. Изучение строения цветковых растений.


10.03.20


VI. Беспозвоночные животные –4 часа.

26

Многообразие беспозвоночных животных. Интересные факты о беспозвоночных животных.

17.03.20


27

Гельминты. Гельминтозы. Пути заражения. Симптомы

инвазии. Роль паразитических червей в природе.

31.03.20


28

Лабораторная работа «В мире насекомых»

07.04.20


29

Устный журнал «Музей фактов»

14.04.20


VII. Позвоночные животные – 5 часов.

30

Многообразие позвоночных животных. Интересные факты из жизни позвоночных.

21.04.20


31

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

28.04.20


32

Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

05.05.20


33

Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник «Танаис»

12.05.20


34

Биологическая викторина: «К тайнам природы»

19.05.20




Методическое и материально-техническое обеспечение


  • Артамонов, В. И. Занимательная физиология растений / В. И.Артамонов. - М.: Просвещение, 2009.

  • Занимательная ботаника / под ред. В. Рохлов, А. Терешов, Р. Петросова. - М.: Аст -Пресс, 2010.

  • Удивительный мир природы / под ред. Г. А.Денисова. - М.: Просвещение, 2014.

  • Модульный актив-курс по биологии. В.С.Рохлов- М.: Национальное образование, 2010 год.

  • натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропре­параты, скелеты и их части, коллекции, герба­рии);

  • приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

  • средства на печат­ной основе (демонстрационные печатные табли­цы, дидактический материал);

  • муляжи и модели (объемные, рельефные);

  • экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

  • технические средства обучения — проекционная аппаратура (мультимедийный проектор, компьютер);



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!