МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МКУ «Управление образования и молодёжной политики»
МБОУ СОШ № 3 «Пеликан»
Программа внеурочной деятельности
«Волшебные пальчики» на 2022-2023 уч.год
(для детей с РАС)
Автор-составитель:
Трапезникова А.А.-тьютор
Бердск 2022
Пояснительная записка
При детском аутизме мы можем наблюдать не только задержку нормального хода развития ребёнка, но и его искажение. В том числе и моторное развитие подвергается изменениям. Наибольшие затруднения появляются там, где ребёнку необходимо выполнять действия по инструкции и осуществлять контроль над данными манипуляциями.
Развитие мелкой моторики у детей с РАС имеет некоторые особенности: нарушение мышечного тонуса, недостаточная точность, сила движений и их координированность. В движениях зачастую присутствует напряженная скованности, либо вялость.
К моменту поступления в школу у таких детей зачастую не вырабатываются простейшие навыки самообслуживания. Одной из причин является тот факт, что они не стараются кому-либо подражать в естественной среде, и следственно, обучить их моторным навыкам можно только используя специальные приёмы развития подражания.
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» направлена на развитие мелкой моторики рук учащихся с расстройствами аутистического спектра с учётом психоэмоциональных особенностей данной категории детей.
Особенностью организации внеурочной деятельности является коррекционная направленность процесса, учет возрастных особенностей и навыков обучающихся.
Для успешной реализации программы необходимо учитывать следующие условия
- Ориентация на интересы и жизненный опыт учащегося
- Использование сюжетных комментариев, позволяющих увеличивать время концентрации учащегося на задании
-Обязательное эмоциональное поощрение ребёнка
- Варьирование интенсивности и количественного состава упражнений на занятии в зависимости от эмоционального состояния учащегося
- Постепенное усложнение материала « от ростого - к сложному»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Волшебные пальчики» разработана на основе авторской программы «Тренируем пальчики- развиваем речь» Фоминой Е.А.
Цель:создание условий для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей с расстройствами аутистического спектра
Задачи:
Формировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;
Развивать точность выполнения движений с помощью игр и в различных видах продуктивной деятельности
Развивать умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;
Развивать внимание, восприятие, воображения.
Методические приёмы
Основные формы реализации
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Количество занятий 33, два из них диагностических. Наполняемость в группе 6 человек. Возраст детей 8-10 лет.
Место проведения - классная комната.
Предполагаемые результаты освоения программы
Личностные:
принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности;
делать самомассаж рук под контролем учителя;
правильно выполнять движения для сцепления рук;
делить вату на маленькие кусочки и наматывать на палочку;
делать небольшие поделки из бумаги;
отрывать полоски бумаги по намеченной линии;
сворачивать бумагу в гармошку;
выполнять несложные аппликации;
делить пластилин на кусочки по заданному глубокому надрезу;
разминать пластилин до мягкого состояния;
раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями;
создавать шарообразные формы;
раскатывать пластилин между ладонями или на доске;
создавать цилиндрические формы.
Содержание курса
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика;
самомассаж
графические упражнения;
игры и действия с предметами;
упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений;
ручная умелость.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» собраны игры, способствующие овладению слаженными, точными, координированными движениями рук и пальцев. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Самомассаж» - стимулирование кинестетических ощущений
мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и
нормализация мышечного тонуса, а также развитие мелкой моторики,
улучшение координации произвольных движений, снятие излишнего напряжения.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить
координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (счѐтные палочки, природный материал, нетрадиционное оборудование).
В разделе «Упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений» используются дидактические игры (пазлы, шнуровки, рисование на крупе, песке) и упражнения на равновесие, формирование ощущение границ своего тела и его положения в пространстве. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало
плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Содержание | Количество часов |
1 | Диагностика | Диагностическая работа по выявлению уровня развития мелкой моторики учащихся. | 1 |
2 | Золотая осень | 1. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Курочка пьёт воду» 2. Самомассаж шариком «Су-джок» 3. Штриховка листьев деревьев длинными прямыми короткими косыми линиями. 4. Аппликация из природного материала «Осенний лес» 5. «Дождик» - работа с пипеткой | 1 |
3 | Овощи | Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Овощи» Самомассаж ребристым карандашом. Выкладывание по контуру геометрической фигуры, изображения фасолью. Работа с трафаретом: обведи и раскрась овощи | 1 |
4 | Фрукты | Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «В сад за сливами пошли» Самомассаж шариком «Су-джок» «Сушим фрукты». Нанизывание фруктов из картона с отверстием на шнурок. Дорисовывание недостающих деталей на изображении фрукта по образцу. Работа с пластилином: деление на куски, размягчение. Лепка простых фигур, фруктов. | 1 |
5 | Мир вокруг меня | Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Очки», «Малыш» Самомассаж: катание бигуди между ладошками «Домик». Выкладывание из счётных палочек дома разной высоты «Помощь маме»: Сортировка круп «Помощь бабушке»: Наматывание разноцветных ниток на клубок. | 1 |
6 | Пернатые друзья | Пальчиковая гимнастика: «Ворона», «Гуси», «Дятел» Самомассаж «Лучи солнца» прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) «Напои птичку»- работа с пипеткой «Накорми птички». Деление ваты на маленькие кусочки, скатывание. Аппликация из рваной бумаги « Сова» | 1 |
7 | Домашние животные | Пальчиковая гимнастика: «Бычок», «Котик», «Лошадка» Самомассаж: точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию. Обвести понравившееся домашнее животное по точкам. Раскрасить красками, используя ватные палочки. «Мячик для собачки». скомкивание бумаги в шарики разного размера. | 1 |
8 | Дикие животные | 2. Катание бигуди между ладонями 3. «Слон». Круговая штриховка картинки 4. Перекладывание палочек разними способами (разным сочетанием пальцев) 5. Аппликация «Ёжик». | 1 |
9 | Моя Родина | Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй» Самомассаж шариком су-джок «Флаг». Нанизывание бусинок на шнурок с соблюдением цветовой последовательности. (белый, синий, красный) «Кирпичный дом». Штриховка «сетка» изображения дома. Рисование по опорным точкам | 1 |
10 | Без труда… | Пальчиковая гимнастика: «Грабельки», «Помощники» Самомассаж ребристым карандашом «Мебель». Выкладывание из палочек шкафа, стола. Шнуровка на игрушке-основе Рисование пальчиковыми красками | 1 |
11 | Моя безопасность | Пальчиковая гимнастика: «Транспорт» Самомассаж расчёской-щёткой Рисование крупой телефонов служб спасения Шнуровка на игрушке-основе «Трудные виражи». Прохождение лабиринта не касаясь линий | 1 |
12 | День матери | Пальчиковая гимнастика: «Большая стирка», «Наши мамы» Самомассаж «Подарок маме» Работа с прищепками. Прикрепляем носочки из картона на верёвку. Аппликация «Цветы для мамы» Нанизывание бусинок на верёвку | 1 |
13 | Что такое добро? | Пальчиковая гимнастика: «Дружба», «Доброта» Самомассаж «Молоточек» Аппликация из обведённых по контуру ладошек. «Эмоции». Создаём при помощи жгутиков пластилина различные выражения лица на шаблоне Пальчиковый театр | 1 |
14 | Светофор- наш друг | Пальчиковая гимнастика: «Светофор» Самомассаж «Плотник» Выкладывание дорожки из камушков разного цвета Штриховка изображений машин в разном направлении Игра «Зеркало» | 1 |
15 | Новый год приходит к нам | Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка», «На ёлке» Самомассаж ребристым карандашом Аппликация «Сугробы» из рваных салфеток Обводка по точкам новогодней картинки «Бусы на ёлку». Нанизывание разноцветных бус на верёвку | 1 |
16 | Зимние забавы | Пальчиковая гимнастика: «Прогулка», «Спортсмены» Самомассаж ладоней сосновыми шишками Шнуровка «коньки» Дорисовывание недостающих деталей у снеговика Скатывание «снежков» из бумаги Размазывание пластилина внутри контура на зимнюю тематику | 1 |
17 | Снег, снежок | Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Птички зимой» Самомассаж ладоней массажными мячиками «Цветные льдинки». При помощи пинцета разложить кристаллы по тарелкам Обводка по точкам изображение снежинок «Зима пришла». Аппликация с использованием манки | 1 |
18 | Птицы зимой | Пальчиковая гимнастика: «Зимой», «Мороз» Самомассаж ладоней сушёным горохом «Покормим птиц». Сортировка семян тыквы, подсолнечника, арбуза. Шнуровка на игрушке-основе Рисование свечой и красками | 1 |
19 | Опасности вокруг нас | Пальчиковая гимнастика: «Мы пожарные» Самомассаж пуговицами Рисование языков пламени одновременно двумя руками «Змейка» выкладывание ниткой по контуру рисунок. «Солнышко» лепка из солёного теста | 1 |
20 | Здоровье-золото | Пальчиковая гимнастика: «Как живёшь?», «Жил-был зайчик» Самомассаж: катание бигуди между ладонями Работа в книжках-раскрасках Игра «Съедобное - несъедобное» Составление контуров предметов из палочек по образцу | 1 |
21 | Кто в домике? | Пальчиковая гимнастика «Домик», «Есть у каждого свой дом» Самомассаж ладоней массажными мячиками Различные виды штриховок Лепка из пластилина героев сказки «Теремок» | 1 |
22 | День защитника отечества | Пальчиковая гимнастика: «Бойцы», «Капитан» Самомассаж ребристым карандашом Выкладывание из круп салют по контуру Штриховка короткими косыми линиями «танк» Самолётик из картона и пластилина | 1 |
23 | Папа может всё что угодно | Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Кто приехал?» Самомассаж ладоней сосновыми шишками Штриховка картинок длинными параллельными отрезками Завинчивание и раскручивание крышек банок и бутылок разного размера Собирание конструктора по схеме | 1 |
24 | Женский день | Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы», «Дружная семья» Точечный самомассаж ватными палочками Открытка для мамы. Обматывание картонную восьмёрку нитками. Украшаем бусинами Складывание пуговиц «пирамидкой» Дорисовывание деталей на картинке. | 1 |
25 | Масленица | Пальчиковая гимнастика: «Масленица», «Раз, два, три, четыре, пять» Самомассаж шариком су-джок «Блины» из пластилина «Солнце» Круговая штриховка Плетение скатерти из полос цветной бумаги | 1 |
26 | Народные сказки | | 1 |
27 | Весна, весна! | Пальчиковая гимнастика: «Подснежник», «Грачи» Самомассаж ладоней шестигранным карандашом «Ручейки». Рисование на манке/ песке Нанизывание пуговиц на нитку и с чередованием Прохождение лабиринтов «от дома к дому» | 1 |
28 | Растения у нас дома | Пальчиковая гимнастика: «Друзья –садоводы», «цветы растут» Самомассаж пуговицами Украшаем кактус колючками (прищепками) Аппликация из рваной бумаги «Цветок в горшке» Обводка по точкам « фиалка» | 1 |
29 | Далёкий космос | Пальчиковая гимнастика: «будем в космосе летать», «Космонавт». Самомассаж сосновыми шишками Круговая штриховка планет цветными карандашами Комкание и скатывание бумажного мячика Аппликация «Звёздное небо» из пшенной крупы | 1 |
30 | Маленькие, да удаленькие (насекомые) | Пальчиковая гимнастика: «Комар», «Пчела» Самомассаж прицепками и грецким орехом. Дорисовывание недостающих частей тела насекомых Шнуровка на игрушке основе «Ловушка». Выкладывание ниткой паутину. Собирание мозаики | 1 |
31 | День Победы | Пальчиковая гимнастика: «Аты -баты!», «Я плыву на лодке белой» Самомассаж ватными палочками «иголка» Георгиевская ленточка». Вырезаем из цветной бумаги Ниткография «Салют» Раскрашивание мелкими штрихами | 1 |
32 | Зелёные листочки и цветочки | Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Дружные пальчики» Самомассаж губкой и прищепками Штриховка листьев короткими прямыми линиями Составление узора из пуговиц Нанизывание бусинок на нитку в определённой последовательности | 1 |
33 | Это интересно | Пальчиковая гимнастика: «Я с игрушками играю», «Весёлый человечек» Самомассаж пуговицами «Волшебный мешочек». Угадывание предметов на ощупь «Тир». Попадание маленьким мячом в цель Рисование и раскрашивание пальцем | 1 |
34 | Диагностика | Выявление уровня развития мелкой моторики учащихся после завершения курса | 1 |
| | Всего | 34 |
Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных игр;
Мультимедийные проектор;
Интерактивная доска;
ПК.
Для успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:
- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);
- наборов счетных палочек;
- наборов цветных спичек;
- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;
- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);
- кистевых эспандеров;
- прищепок бельевых;
- трафаретов по лексическим темам;
- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);
- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- простые и цветные карандаши;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии.
Список литературы для учителя
1.Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. №2. с.46-67
2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 385с
3. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57
4. Сечкина, О.К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики / О.К.Сечкина // Современный мир и образование: сборник научных статей. - Самара : СГПУ, 2008.
5.Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. — СПб., 2010. — 160 с.
6.Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. — М., 2002. — 20 с