СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» на 2022-2023 уч.год (для детей с РАС)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» на 2022-2023 уч.год (для детей с РАС)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МКУ «Управление образования и молодёжной политики»

МБОУ СОШ № 3 «Пеликан»











Программа внеурочной деятельности
«Волшебные пальчики» на 2022-2023 уч.год
(для детей с РАС)













Автор-составитель:

Трапезникова А.А.-тьютор










Бердск 2022

Пояснительная записка

При детском аутизме мы можем наблюдать не только задержку нормального хода развития ребёнка, но и его искажение. В том числе и моторное развитие подвергается изменениям. Наибольшие затруднения появляются там, где ребёнку необходимо выполнять действия по инструкции и осуществлять контроль над данными манипуляциями.

Развитие мелкой моторики у детей с РАС имеет некоторые особенности: нарушение мышечного тонуса, недостаточная точность, сила движений и их координированность. В движениях зачастую присутствует напряженная скованности, либо вялость.

К моменту поступления в школу у таких детей зачастую не вырабатываются простейшие навыки самообслуживания. Одной из причин является тот факт, что они не стараются кому-либо подражать в естественной среде, и следственно, обучить их моторным навыкам можно только используя специальные приёмы развития подражания.

Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» направлена на развитие мелкой моторики рук учащихся с расстройствами аутистического спектра с учётом психоэмоциональных особенностей данной категории детей.

Особенностью организации внеурочной деятельности является коррекционная направленность процесса, учет возрастных особенностей и навыков обучающихся.

Для успешной реализации программы необходимо учитывать следующие условия

- Ориентация на интересы и жизненный опыт учащегося

- Использование сюжетных комментариев, позволяющих увеличивать время концентрации учащегося на задании

-Обязательное эмоциональное поощрение ребёнка

- Варьирование интенсивности и количественного состава упражнений на занятии в зависимости от эмоционального состояния учащегося

- Постепенное усложнение материала « от ростого - к сложному»

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Волшебные пальчики» разработана на основе авторской программы «Тренируем пальчики- развиваем речь» Фоминой Е.А.

Цель:создание условий для развития мелкой моторики и координации движений рук у детей с расстройствами аутистического спектра

Задачи:

  • Формировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;

  • Развивать точность выполнения движений с помощью игр и в различных видах продуктивной деятельности

  • Развивать умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;

  • Развивать внимание, восприятие, воображения.



Методические приёмы

Основные формы реализации

Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Количество занятий 33, два из них диагностических. Наполняемость в группе 6 человек. Возраст детей 8-10 лет.
Место проведения - классная комната.


Предполагаемые результаты освоения программы

Личностные:

  • принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности;

  • делать самомассаж рук под контролем учителя;

  • правильно выполнять движения для сцепления рук;

  • делить вату на маленькие кусочки и наматывать на палочку;

  • делать небольшие поделки из бумаги;

  • отрывать полоски бумаги по намеченной линии;

  • сворачивать бумагу в гармошку;

  • выполнять несложные аппликации;

  • делить пластилин на кусочки по заданному глубокому надрезу;

  • разминать пластилин до мягкого состояния;

  • раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями;

  • создавать шарообразные формы;

  • раскатывать пластилин между ладонями или на доске;

  • создавать цилиндрические формы.

Содержание курса

Программа включает в себя следующие разделы:

пальчиковая гимнастика;

самомассаж

графические упражнения;

игры и действия с предметами;

упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений;

 ручная умелость.


В разделе «Пальчиковая гимнастика» собраны игры, способствующие овладению слаженными, точными, координированными движениями рук и пальцев. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Самомассаж» - стимулирование кинестетических ощущений

мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, и

нормализация мышечного тонуса, а также развитие мелкой моторики,

улучшение координации произвольных движений, снятие излишнего напряжения.

В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить

координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (счѐтные палочки, природный материал, нетрадиционное оборудование).

В разделе «Упражнения на развитие зрительно-моторных функций, координацией движений» используются дидактические игры (пазлы, шнуровки, рисование на крупе, песке) и упражнения на равновесие, формирование ощущение границ своего тела и его положения в пространстве. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало

плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации.





Тематическое планирование

Тема занятий

Содержание

Количество часов

1

Диагностика

Диагностическая работа по выявлению уровня развития мелкой моторики учащихся.

1

2

Золотая осень

1. Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Курочка пьёт воду»

2. Самомассаж шариком «Су-джок»

3. Штриховка листьев деревьев длинными прямыми короткими косыми линиями.

4. Аппликация из природного материала «Осенний лес»

5. «Дождик» - работа с пипеткой

1

3

Овощи

    1. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Овощи»

    2. Самомассаж ребристым карандашом.

    3. Выкладывание по контуру геометрической фигуры, изображения фасолью.

    4. Работа с трафаретом: обведи и раскрась овощи


1

4

Фрукты

  1. Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «В сад за сливами пошли»

  2. Самомассаж шариком «Су-джок»

  3. «Сушим фрукты». Нанизывание фруктов из картона с отверстием на шнурок.

  4. Дорисовывание недостающих деталей на изображении фрукта по образцу.

  5. Работа с пластилином: деление на куски, размягчение. Лепка простых фигур, фруктов.

1

5

Мир вокруг меня

  1. Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Очки», «Малыш»

  2. Самомассаж: катание бигуди между ладошками

  3. «Домик». Выкладывание из счётных палочек дома разной высоты

  4. «Помощь маме»: Сортировка круп

  5. «Помощь бабушке»: Наматывание разноцветных ниток на клубок.

1

6

Пернатые друзья

    1. Пальчиковая гимнастика: «Ворона», «Гуси», «Дятел»

    2. Самомассаж «Лучи солнца» прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого)

    3. «Напои птичку»- работа с пипеткой

    4. «Накорми птички». Деление ваты на маленькие кусочки, скатывание.

    5. Аппликация из рваной бумаги « Сова»

1

7

Домашние животные

    1. Пальчиковая гимнастика: «Бычок», «Котик», «Лошадка»

    2. Самомассаж: точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию.

    3. Обвести понравившееся домашнее животное по точкам. Раскрасить красками, используя ватные палочки.

    4. «Мячик для собачки». скомкивание бумаги в шарики разного размера.

1

8

Дикие животные

    1. Пальчиковая гимнастика: «Белка», «Зайка», «Лисичка»

2. Катание бигуди между ладонями

3. «Слон». Круговая штриховка картинки

4. Перекладывание палочек разними способами (разным сочетанием пальцев)

5. Аппликация «Ёжик».


1

9

Моя Родина

    1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй»

    2. Самомассаж шариком су-джок

    3. «Флаг». Нанизывание бусинок на шнурок с соблюдением цветовой последовательности. (белый, синий, красный)

    4. «Кирпичный дом». Штриховка «сетка» изображения дома.

    5. Рисование по опорным точкам


1

10

Без труда…

    1. Пальчиковая гимнастика: «Грабельки», «Помощники»

    2. Самомассаж ребристым карандашом

    3. «Мебель». Выкладывание из палочек шкафа, стола.

    4. Шнуровка на игрушке-основе

    5. Рисование пальчиковыми красками

1

11

Моя безопасность

    1. Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»

    2. Самомассаж расчёской-щёткой

    3. Рисование крупой телефонов служб спасения

    4. Шнуровка на игрушке-основе

    5. «Трудные виражи». Прохождение лабиринта не касаясь линий

1

12

День матери

    1. Пальчиковая гимнастика: «Большая стирка», «Наши мамы»

    2. Самомассаж «Подарок маме»

    3. Работа с прищепками. Прикрепляем носочки из картона на верёвку.

    4. Аппликация «Цветы для мамы»

    5. Нанизывание бусинок на верёвку

1

13

Что такое добро?

    1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба», «Доброта»

    2. Самомассаж «Молоточек»

    3. Аппликация из обведённых по контуру ладошек.

    4. «Эмоции». Создаём при помощи жгутиков пластилина различные выражения лица на шаблоне

    5. Пальчиковый театр

1

14

Светофор- наш друг

    1. Пальчиковая гимнастика: «Светофор»

    2. Самомассаж «Плотник»

    3. Выкладывание дорожки из камушков разного цвета

    4. Штриховка изображений машин в разном направлении

    5. Игра «Зеркало»

1

15

Новый год приходит к нам

    1. Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка», «На ёлке»

    2. Самомассаж ребристым карандашом

    3. Аппликация «Сугробы» из рваных салфеток

    4. Обводка по точкам новогодней картинки

    5. «Бусы на ёлку». Нанизывание разноцветных бус на верёвку

1

16

Зимние забавы

    1. Пальчиковая гимнастика: «Прогулка», «Спортсмены»

    2. Самомассаж ладоней сосновыми шишками

    3. Шнуровка «коньки»

    4. Дорисовывание недостающих деталей у снеговика

    5. Скатывание «снежков» из бумаги

    6. Размазывание пластилина внутри контура на зимнюю тематику

1

17

Снег, снежок

    1. Пальчиковая гимнастика: «Снежок», «Птички зимой»

    2. Самомассаж ладоней массажными мячиками

    3. «Цветные льдинки». При помощи пинцета разложить кристаллы по тарелкам

    4. Обводка по точкам изображение снежинок

    5. «Зима пришла». Аппликация с использованием манки

1

18

Птицы зимой

    1. Пальчиковая гимнастика: «Зимой», «Мороз»

    2. Самомассаж ладоней сушёным горохом

    3. «Покормим птиц». Сортировка семян тыквы, подсолнечника, арбуза.

    4. Шнуровка на игрушке-основе

    5. Рисование свечой и красками

1

19

Опасности вокруг нас

    1. Пальчиковая гимнастика: «Мы пожарные»

    2. Самомассаж пуговицами

    3. Рисование языков пламени одновременно двумя руками

    4. «Змейка» выкладывание ниткой по контуру рисунок.

    5. «Солнышко» лепка из солёного теста

1

20

Здоровье-золото

    1. Пальчиковая гимнастика: «Как живёшь?», «Жил-был зайчик»

    2. Самомассаж: катание бигуди между ладонями

    3. Работа в книжках-раскрасках

    4. Игра «Съедобное - несъедобное»

    5. Составление контуров предметов из палочек по образцу

1

21

Кто в домике?

  1. Пальчиковая гимнастика «Домик», «Есть у каждого свой дом»

  2. Самомассаж ладоней массажными мячиками

  3. Различные виды штриховок

  4. Лепка из пластилина героев сказки «Теремок»

1

22

День защитника отечества

    1. Пальчиковая гимнастика: «Бойцы», «Капитан»

    2. Самомассаж ребристым карандашом

    3. Выкладывание из круп салют по контуру

    4. Штриховка короткими косыми линиями «танк»

    5. Самолётик из картона и пластилина

1

23

Папа может всё что угодно

    1. Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Кто приехал?»

    2. Самомассаж ладоней сосновыми шишками

    3. Штриховка картинок длинными параллельными отрезками

    4. Завинчивание и раскручивание крышек банок и бутылок разного размера

    5. Собирание конструктора по схеме

1

24

Женский день

    1. Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы», «Дружная семья»

    2. Точечный самомассаж ватными палочками

    3. Открытка для мамы. Обматывание картонную восьмёрку нитками. Украшаем бусинами

    4. Складывание пуговиц «пирамидкой»

    5. Дорисовывание деталей на картинке.

1

25

Масленица

    1. Пальчиковая гимнастика: «Масленица», «Раз, два, три, четыре, пять»

    2. Самомассаж шариком су-джок

    3. «Блины» из пластилина

    4. «Солнце» Круговая штриховка

    5. Плетение скатерти из полос цветной бумаги

1

26

Народные сказки

    1. Пальчиковая гимнастика: «Колобок»

    2. Самомассаж рук губкой

    3. Дорисовывание деталей героев сказок

    4. Пальчиковый театр

    5. Собирание мозаики

1

27

Весна, весна!

    1. Пальчиковая гимнастика: «Подснежник», «Грачи»

    2. Самомассаж ладоней шестигранным карандашом

    3. «Ручейки». Рисование на манке/ песке

    4. Нанизывание пуговиц на нитку и с чередованием

    5. Прохождение лабиринтов «от дома к дому»

1

28

Растения у нас дома

    1. Пальчиковая гимнастика: «Друзья –садоводы», «цветы растут»

    2. Самомассаж пуговицами

    3. Украшаем кактус колючками (прищепками)

    4. Аппликация из рваной бумаги «Цветок в горшке»

    5. Обводка по точкам « фиалка»

1

29

Далёкий космос

    1. Пальчиковая гимнастика: «будем в космосе летать», «Космонавт».

    2. Самомассаж сосновыми шишками

    3. Круговая штриховка планет цветными карандашами

    4. Комкание и скатывание бумажного мячика

    5. Аппликация «Звёздное небо» из пшенной крупы

1

30

Маленькие, да удаленькие

(насекомые)

    1. Пальчиковая гимнастика: «Комар», «Пчела»

    2. Самомассаж прицепками и грецким орехом.

    3. Дорисовывание недостающих частей тела насекомых

    4. Шнуровка на игрушке основе

    5. «Ловушка». Выкладывание ниткой паутину.

    6. Собирание мозаики

1

31

День Победы

    1. Пальчиковая гимнастика: «Аты -баты!», «Я плыву на лодке белой»

    2. Самомассаж ватными палочками «иголка»

    3. Георгиевская ленточка». Вырезаем из цветной бумаги

    4. Ниткография «Салют»

    5. Раскрашивание мелкими штрихами

1

32

Зелёные листочки и цветочки

    1. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Дружные пальчики»

    2. Самомассаж губкой и прищепками

    3. Штриховка листьев короткими прямыми линиями

    4. Составление узора из пуговиц

    5. Нанизывание бусинок на нитку в определённой последовательности

1

33

Это интересно

    1. Пальчиковая гимнастика: «Я с игрушками играю», «Весёлый человечек»

    2. Самомассаж пуговицами

    3. «Волшебный мешочек». Угадывание предметов на ощупь

    4. «Тир». Попадание маленьким мячом в цель

    5. Рисование и раскрашивание пальцем

1

34

Диагностика

Выявление уровня развития мелкой моторики учащихся после завершения курса

1



Всего

34





Материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет с необходимым количеством парт и пространством для подвижных игр;

 Мультимедийные проектор;

 Интерактивная доска;

 ПК.

Для успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в кабинете и использование на занятиях специального оборудования:

- разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.);

- наборов счетных палочек;

- наборов цветных спичек;

- пробок от пластиковых бутылок разного цвета;

- мячей (колючих, каучуковых, рифленых);

- кистевых эспандеров;

- прищепок бельевых;

- трафаретов по лексическим темам;

- природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек);

- «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- простые и цветные карандаши;

- игрушки-шнуровки;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии.

Список литературы для учителя

1.Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. №2. с.46-67

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 385с

3. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57

4. Сечкина, О.К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики / О.К.Сечкина // Современный мир и образование: сборник научных статей. - Самара : СГПУ, 2008.

5.Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. — СПб., 2010. — 160 с.

6.Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. — М., 2002. — 20 с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!