СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "В мире сказок" для обучающихся с умственной отсталостью 2-3 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит игры и упражнения, что  формирует активную речевую коммуникацию. В программу входит изучение русских народных сказок «Лиса и кувшин»,  «Как коза избушку построила», «Коза дереза»,  «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Петушок и меленка», знакомство с зарубежными сказками «Бэмби», «Пиноккио», «Мышь полевая и мышь городская», «Золото царя Мидаса» (слушание, пересказ, драматизация, инсценировка, использование вспомогательных средств коррекции, выполнение игровых действий и игровых заданий).

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "В мире сказок" для обучающихся с умственной отсталостью 2-3 классов»

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждаю

Директор ТОГАОУ «Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано на МС

Протокол №4

От 27 августа 2021 г.

Рассмотрено на МО

учителей начальных классов

Протокол № 5

от 26 августа 2021 г.

Г.В.Алпатова

Приказ №132-ОД

от 30 августа 2021 г.

Руководитель МС Г.А.Малахова


Руководитель МО У.В.Серебрякова


Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Мир сказок»

для обучающихся с умственной отсталостью

2 «В», 3 «В» классов

на 2021 -2022 уч. год.




Составила: Е. А. Курбатова,

учитель начальных классов.


г. Котовск, 2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом специфики усвоения учебного материала обучающимися с умственной отсталостью. Программа ориентирована на обучающихся 2-3 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учётом особенностей психофизического развития и имеет коррекционную направленность.

Цель программы: формирование познавательного интереса и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы

Задачи программы:

-воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

-воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

-формирование активной жизненной позиции, личностных качеств;

- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления)

-развитие мелкой моторики;

-развитие устной речи, навыков общения;

-воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Основные направления коррекционной работы

  • Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ.

  • Коррекция и развитие эмоционального восприятия детей с ОВЗ.

  • Развитие речи, мыслительной деятельности, памяти, внимания.

  • Развитие общей и мелкой моторики.

  • Развитие пространственного восприятия и зрительно-двигательной координации.

  • Развитие фантазии и воображения.

Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-занимательность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-деятельностный подход;

-личностно-ориентированный подход.


Структура занятий:

1.Беседа, рассказ учителя.

2.Слушание.

3.Различные виды чтения.

4.Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

5.Устный журнал, театрализация.

6.Лепка из пластилина, соленого теста, глины.

7.Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

8.Конкурсы, викторины.

9.Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек

Межпредметные связи на занятиях:

с уроками чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;

с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих работ, участие в выставках рисунков;

с уроками ручного труда: изготовление поделок к сказкам.

Планируемые результаты работы по программе

К концу обучения учащиеся должны знать:

-популярные русские народные и авторские зарубежные сказки

-признаки сказки как жанра;

-виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

-правила работы с красками, пластилином, ножницами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

-слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

-иллюстрировать услышанное или прочитанное;

-пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

-передавать эмоции и своё отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

-определять главную мысль сказки и поучительную ценность;

-работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других

Содержание программы

Программа содержит игры и упражнения, что формирует активную речевую коммуникацию.

В программу входит изучение русских народных сказок «Лиса и кувшин», «Как коза избушку построила», «Коза дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Петушок и меленка», знакомство с зарубежными сказками «Бэмби», «Пиноккио», «Мышь полевая и мышь городская», «Золото царя Мидаса» (слушание, пересказ, драматизация, инсценировка, использование вспомогательных средств коррекции, выполнение игровых действий и игровых заданий).

Основной формой организации учебной работы по программе является групповое занятие.

Планируемые результаты: развитие речи, обогащение словаря, эмоциональная окраска речи, развитие общей и мелкой моторики, координация движений и слов (логоритмика), освоение социального опыта через игру и театрализованные представления, позитивное отношение к окружающим. Результатом освоения программы является творческое развитие ребенка, способного социально адаптироваться в среде сверстников. Способы проверки результатов освоения программы – мониторинг успешности пополнения словарного запаса, коммуникативных навыков, выразительности экспрессивной речи, участие в инсценировке.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Формирование базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

  1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  2. проговаривать последовательность действий на уроке;

  3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  4. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные БУД:

  1. ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные БУД:

  1. оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  2. слушать и понимать речь других;

  3. выразительно читать по слогам и пересказывать текст;

  4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

  1. воспринимать на слух художественный текст (рассказ, сказку, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  2. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  3. подробно пересказывать текст;

  4. составлять устный рассказ по картинке;

  5. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Программа рассчитана на 1 ч в неделю, 34 часа в год во 2-3 классах.

Содержание программы с видами деятельности (2,3 класс)

  1. Вводное занятие. Путешествие в сказку. Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»

  2. Русская народная сказка «Поспешили-насмешили». Слушание сказки. Беседа по содержанию. Драматизация сказки с игрушками. Выполнение игровых заданий.

  3. Русская народная сказка «Лиса и кувшин». Слушание сказки. Рассматривание иллюстраций. Выполнение игровых заданий. Пересказ сказки.

  4. Русская народная сказка «Коза-дереза». Беседа по содержанию сказки. Обсуждение вопроса: доверие - хорошо или плохо. Создание иллюстраций к сказке. Выполнение заданий.

  5. Сказка «Как коза избушку построила». Знакомство со сказкой, чтение по ролям, инсценирование, пересказ.

  6. Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и пересказ сказки. Беседа-диалог о сказочных животных.

  7. Сказка «Лиса и журавль», «Журавль и цапля». Сравнение сказок. Чтение сказок по ролям, просмотр мультфильма. Беседа о дружбе.

  8. Сказка «Маша и медведь». Работа с текстом, чтение по ролям, анализ содержания, инсценирование сказки. Беседа о поучительной значимости сказки.

  9. Сказка «Бобовое зёрнышко». Беседа о послушании. Сочинение собственной сказки. Прослушивание и оценка сказок одноклассников.

  10. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Беседа о взаимоотношениях главных героев сказок, создание иллюстраций. Инсценирование сказки.

  11. Сказка «Петушок и меленка». Слушание сказки, беседа по содержанию, выполнение игровых действий и игровых заданий.

  12. Инсценировка, драматизация любимых сказок.

  13. Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». Знакомство со сказкой, коллективное сочинение собственной сказки.

  14. Звуковые книги. Волшебная сказка-мультфильм («Бэмби»). Выполнение интерактивных заданий. Просмотр мультфильма.

  15. Зарубежные сказки. Мышь полевая и мышь городская (уважение к чужим традициям). Пиноккио (как важно говорить правду). Золото царя Мидаса (как плохо быть жадным). Играем в сказку. Чему учат сказки? Выполнение игровых заданий по сказкам.

  16. Итоговое занятие. Викторина по прочитанным сказкам.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.


Вводное занятие. Путешествие в сказку.

1

02.09



2.

3.

Русская народная сказка «Поспешили-насмешили». Слушание сказки. Драматизация сказки с игрушками. Выполнение игровых заданий.

2

09.09

16.09


4.

5.

Русская народная сказка «Лиса и кувшин». Слушание сказки. Рассматривание иллюстраций. Выполнение игровых заданий. Пересказ сказки.

2

23.09

30.09


6.

7.

Русская народная сказка «Коза-дереза». Слушание, беседа по содержанию сказки. Обсуждение вопроса: доверие - хорошо или плохо. Создание иллюстраций к сказке. Выполнение заданий.

2

07.10

14.10


8.

9.

10.

Сказка «Как коза избушку построила». Знакомство со сказкой, чтение по ролям, выполнение игровых заданий, инсценирование.

Пересказ сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя

3

21.10

28.10

11.11


11.

12.

13.

Сказка «Кот, петух и лиса». Слушание и пересказ сказки.

Беседа-диалог о сказочных животных.

Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса».


3

18.11

25.11

02.12


14.

15.

16.

Сказки «Лиса и журавль», «Журавль и цапля». Сравнение сказок. Чтение сказок по ролям, просмотр мультфильма.

Беседа о дружбе.

3

09.12

16.12

23.12


17.

18.

Сказка «Маша и медведь». Работа с текстом, чтение по ролям, анализ содержания, инсценирование сказки.

2

30.12

13.01


19.

20.


Сказка «Бобовое зёрнышко». Слушание сказки. Беседа о послушании. Сочинение собственной сказки. Прослушивание и оценка сказок одноклассников.

2

20.01

27.01


21.

22.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Беседа о взаимоотношениях главных героев сказок, создание иллюстраций. Инсценирование сказки.

2

03.02

10.02


23.

24.

«Петушок и меленка». Слушание сказки, беседа по содержанию, выполнение игровых действий.

2

17.02

24.02


25.

Инсценировка любимых сказок.

1

03.03


26.

27.

Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок». Знакомство со сказкой, коллективное сочинение собственной сказки.

2

10.03

17.03


28.

Звуковые книги. Волшебная сказка-мультфильм («Бэмби»).

1

31.03


29.

Выполнение игровых заданий по сказке.

1

07.04



30.

Зарубежные сказки.

Слушание сказки «Мышь полевая и мышь городская». Пересказ сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя.


1


14.05



31.

Слушание сказки «Пиноккио». Выполнение игровых заданий.

1

21.04


32.

Слушание сказки «Золото царя Мидаса». Пересказ.

1

28.04


33.

Инсценировка зарубежных сказок.

2

05.05, 12.05


34.

Итоговое занятие. Викторина по прочитанным сказкам.

1

19.05




Список литературы

  1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - СПб: Паритет, 2006.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010.

  3. Гурьева Н.А. Как коза избушку построила. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. – СПб: Паритет, 2006.

  4. Жукова О.С. и др. Игры со сказками. Для детей 4-6 лет. – СПб: Издательский дом «Нева», 2005.

  5. Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23

  6. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003.

  7. Маллер А.Р. Проблема воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей за рубежом // Дефектология. - 1985. - № 5. - С.83-89.

  8. Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 3. - С.52-56.

  9. Психология умственно отсталых школьников / Под ред. В. П. Петровой. - Красноярск, 1995. - 106 с.

  10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1999.

  11. Семеренко И.Г. В гостях у сказки: Развивающие занятия для самых маленьких.- СПб: Издательский Дом «Литера», 2006.

  12. Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34-38.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!