МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г.БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____»августа 2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
(общекультурное направление)
8 класс
УЧИТЕЛЬ
Тризна Ираида Викторовна
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» для 8 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
Основной образовательной программой МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
Учебным планом МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
Рабочая программа составлена на основе сборника программ «Студия декоративно-прикладного творчества»: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008».
Место курса в учебном плане
На изучение учебного курса внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 8 классе отведено 35 часов в год –1 час в неделю. С учетом учебного плана МБОУ СОШ №21 г. Брянска и праздничных дней (08.03; 03.05; 10.05) данная рабочая программа составлена на 32 часа.
Форма промежуточной аттестации
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностными результатами освоения курса являются:
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира, творческой деятельности эстетического характера;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Дети получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
2. Метапредметные результаты:
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование умения учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Дети получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
2.2. Познавательные:
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
- формирование знаний о видах декоративно – прикладного искусства, их месте и роли в жизни человека и общества;
- приобретение практических навыков и умений в художественном творчестве;
- освоение особенностей художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развитие художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развитие фантазии, воображения, художественной интуиции;
Школьники получат возможность научиться:
- использовать, преобразовывать и создавать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
2.3. Коммуникативные:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Дети получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
3. Предметные результаты:
- формирование умения выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами в разных техниках, в том числе с использованием на ИКТ.
- умение воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
-создавать выразительные образы, композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
Дети получат возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
- моделировать формы, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Содержание курса внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Введение (1 ч.)
Правила безопасной работы. ТБ при работе с различными инструментами и приспособлениями. Виды декоративно-прикладного творчества.
Раздел 1. Бумажная пластика (19 ч.)
Тема 1.1. Использование бумаги в оформительской деятельности. Плоская и объемная аппликация из бумаги. Технологии ее выполнения. Объемное конструирование.
Тема 1.2. Квиллинг ( 4 ч.)
Понятие «квиллинг» . Материалы и инструменты. Основные приемы выполнения работы. Элементы: «ролл», ««завиток», «капля», «изогнутая капля», «глаз», «лист», «треугольник», «квадрат», «полумесяц», «сердце», «стрелка».
Практическая работа: Изготовление декоративных открыток в технике квилинг.
Тема 1.3. Скрапбукинг (4 часа)
Понятие «скрапбукинг». Материалы и инструменты. Технология выполнения работы.
Практическая работа: Оформление открыток в технике скрапбукинга. Изготовление оригинальных упаковок для подарков. Создание мини-альбома, скрап-календаря.
Тема 1.4. Оригами (4 ч.)
Искусство оригами. Базовые формы, техники выполнения. Приемы чтения схем оригами. Условные обозначения на схемах. Планирование работы с опорой на предметные и графические инструкционные карты. Модульное оригами. Основные приемы складывания модулей. Техника сборки поделок из модулей.
Практическая работа: Изготовление изделий в технике оригами.
Тема 1.5. Папье - маше (6 ч.)
Из истории папье-маше. Инструменты и приспособления. Возможности применения папье –маше. Послойная технология папье - маше. Изготовление папье - маше из бумажной мякоти.
Практическая работа: изготовление поделок из папье-маше.
Раздел 2. Работа с текстильными материалами (12 ч.)
Тема 2.1. Работа с тканью. Кинусайга.(4 ч.)
Из истории кинусайга. Инструменты и приспособления. Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение. Технология изготовления изделий из лоскутков в технике кинусайга.
Практическая работа: изготовление подарочного панно. Выполнение чертежа основы. Подбор тканей по цвету. Изготовление шаблонов. Составление композиции из элементов. Соединение частей композиции с основой. Обрамление композиции. Отделочные работы.
Тема 2.2. Работа с нитками. Изонить (8 ч.)
Изонить. История возникновения изонити. Материалы и инструменты. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла, квадрата, окружности, дуги, овала.
Практическая работа: выполнение предметной, декоративной изонити (узоры, орнаменты). Выполнение сюжетной работы в технике изонить. Изготовление декоративных открыток.
Тематическое планирование
Раздел | № заня-тия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Введение | | Правила безопасной работы. ТБ при работе с различными инструментами и приспособлениями. Виды декоративно-прикладного творчества. | 1 | | |
Раздел 1. Бумажная пластика – 19 ч. | | Использование бумаги в оформительской деятельности. Плоская и объемная аппликация из бумаги. Технологии ее выполнения. Объемное конструирование. | 1 | | |
| Понятие «квиллинг». Материалы и инструменты. Основные приемы выполнения работы. | 1 | | |
| Элементы: «ролл», ««завиток», «капля», «изогнутая капля», «глаз», «лист». | 1 | | |
| Элементы: «треугольник», «квадрат», «полумесяц», «сердце», «стрелка». | 1 | | |
| Изготовление декоративных открыток в технике квилинг. | 1 | | |
| Понятие «скрапбукинг». Материалы и инструменты. Технология выполнения работы. | 1 | | |
| Оформление открыток в технике скрапбукинга. | 1 | | |
| Изготовление оригинальных упаковок для подарков. | 1 | | |
| Создание мини-альбома, скрап-календаря. | 1 | | |
| Искусство оригами. Базовые формы, техники выполнения. Приемы чтения схем оригами. Условные обозначения на схемах. | 1 | | |
| Планирование работы с опорой на предметные и графические инструкционные карты. | 1 | | |
| Модульное оригами. Основные приемы складывания модулей. Техника сборки поделок из модулей. | 1 | | |
| Изготовление изделий в технике оригами. | 1 | | |
| Из истории папье-маше. Инструменты и приспособления. Возможности применения папье –маше. | 1 | | |
| Послойная технология папье - маше. | 1 | | |
| Изготовление папье - маше из бумажной мякоти. | 1 | | |
| Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла из папье-маше. | 1 | | |
| Изготовление поделок из папье-маше. | 1 | | |
| Изготовление поделок из папье-маше. | 1 | | |
Раздел 2. Работа с текстиль-ными материала-ми – 12 ч. | | Из истории кинусайга. Инструменты и приспособления. Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение. | 1 | | |
| Технология изготовления изделий из лоскутков в технике кинусайга. | 1 | | |
| Изготовление подарочного панно. Выполнение чертежа основы. Подбор тканей по цвету. Изготовление шаблонов. Составление композиции из элементов. | 1 | | |
| Соединение частей композиции с основой. Обрамление композиции. Отделочные работы. | 1 | | |
| Изонить. История возникновения изонити. Материалы и инструменты. | 1 | | |
| Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. | 1 | | |
| Заполнение квадрата, окружности. | 1 | | |
| Заполнение дуги, овала. | 1 | | |
| Выполнение предметной, декоративной изонити (узоры, орнаменты). | 1 | | |
| Выполнение сюжетной работы в технике изонить. | 1 | | |
| Изготовление декоративных открыток в технике изонить. | 1 | | |
| Выставка работ. | 1 | | |
Итого: | | | 32 ч. | | |
Источники информации
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М. Просвещение,1992 г.
Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2011.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М., 2013
Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
Дом на радуге. Техники: валяние, декупаж, квиллинг и др. [Электронный ресурс]: http://domnaraduge.com
Декоративно-прикладное искусство http://www.twirpx.com/files/art/dpi/
Декоративно - прикладное искусство http: // artsociety. ru/index.p hp? Topic = 216.0
Декоративно-прикладное искусство http://school.xvatit.com/index.php
Джамила Хитер. Основы скрапбукинга. Техники, приемы, креативные идеи. Контент, 2015.
Йоко Сайто. Японский печворк без иглы. Контент, 2020.
Осинка. Техники: валяние, декупаж, бисероплетение, вышивка, вязание и др. [Электронный ресурс]: http://club.osinka.ru
Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 1994.
Папье-маше. Самая полная энциклопедия. Золотая библиотека увлечений, 2010.
Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги, 2009.
Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/