СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Тайны русского языка, или готовимся к олимпиаде"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Тайны русского языка, или готовимся к олимпиаде"»




ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЛИ ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ



Автор: Аржанова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия № 6 г. Новороссийска

Данная программа внеурочной деятельности - возможность использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

Данная работа адресована учителям русского языка и литературы, ведущим внеурочные курсы.

Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Цель программы - подготовить учащихся 5-6 классов к олимпиаде по русскому языку.

Задачи курса:

  • Совершенствовать навыки учащихся по углубленному изучению русского языка

  • Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся

  • Совершенствовать навыки устной монологической и диалогической речи

  • Подготовить учеников к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;

Научить пользоваться справочной литературой и словарями.

Сроки реализации программы: 2 года.


Планируемые результаты


Личностные результаты. Повышение мотивации к изучению предмета «Русский язык», осознание языка как формы выражения национальной культуры.

Метапредметные результаты.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников,

- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели),

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и(или) письменной форме,

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Регулятивные УУД:

- целеполагание и планирование своей деятельности,

-умение оценивать и корректировать полученный результат,

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты.

- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

- сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного языкознания и литературоведения в процессе чтения и анализа художественных произведений;

- сформированность умения самостоятельно описать и классифицировать языковые факты;

- сформированность умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. В целях соблюдения принципа доступности, материал подается в занимательной форме, с опорой на интересные лингвистические факты.

Формы работы: групповая (в малых группах), индивидуальная, самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


По окончании курса ученик научится:

- различать виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;

- владеть нормами литературного русского языка;

-знать назначение речевого этикета;

-владеть языковыми средствами для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-знать различные виды словарей в жизни человека;

-владеть навыками хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

-знать особенности ударения в русском языке;

-уметь выполнять различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);


Получит возможность научиться:

- Нестандартно подходить к решению лингвистических задач;

- Пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку;

-Самостоятельно готовить сообщения по выбранной ими или данной учителем теме;

-Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

-Толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

-Работать с художественной литературой, словарями, словарной статьёй.



2. Содержание учебного предмета

5 класс


  1. Введение (1ч)

  2. Секреты устной речи (8ч)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи. Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Ударение в словах. Орфоэпические нормы русского языка. История современных знаков препинания.

  1. Секреты письменной речи (5ч)

Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

  1. Тайны русского слова (10ч)

В царстве смыслов много дорог. Русский язык – наше национальное богатство. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. О многозначности слова. Об одном и том же разными словами. О фразеологических оборотах. Крылатые слова и выражения. Словари «чужих» слов. Словарь-грамотей.

  1. Решение олимпиадных заданий (9ч.)

  2. Итоговое занятие (1ч)


6 класс


  1. История языка (2ч.)

Исторические сведения. Русские лингвисты.

  1. Орфоэпия (5ч.)

Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков. Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм. Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс.

  1. Лексикология (5ч.)

Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи. Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис). Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

  1. Загадки русского словообразования (5ч)

Структура слова. Различные способы образования слов. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Сказочные превращения.

  1. Различные виды анализа текста (3 ч.)

Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.

  1. Речевой этикет (4ч)

Правила речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха.

  1. Решение олимпиадных заданий (8 ч.)

  2. Итоговое занятие (1ч)


3. Тематическое планирование


5 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Введение

1

Введение. Зачем нужна речь?

1


Секреты устной речи











8















Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1

Углубить знания норм современного литературного произношения, орфоэпических норм русского языка;

соблюдать основные языковые нормы в устной речи;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

развивать устную речь учащихся


Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

Какова роль интонации в устной речи.

1

Разговор как искусство устной речи.

1

Основные нормы современного литературного произношения.

1

Ударение в словах.

1

Орфоэпические нормы русского языка.

1

История современных знаков препинания.

1

Секреты письменной речи.



5




Зачем нужно знать алфавит.


1

Соблюдать основные языковые нормы в письменной речи;

читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость


В чём секрет правописания морфем.


Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

1

Не пером пишут – умом.


Тайны письма.

1

Различные способы образования слов.

1

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

1

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

1

Сказочные превращения.

1

Тайны русского слова







10
















В царстве смыслов много дорог.

1

Углубить знания по разделу «Лексика и фразеология»; правильно определять лексическое значение слова в контексте;

владеть навыками работы с учебной книгой, с толковым словарем и словарем иностранных слов, и другими информационными источниками; подбирать синонимы к фразеологизмам


Русский язык – наше национальное богатство.

1

Литературный язык и местные говоры.

1

Лексические диалектные различия и их типы.

1

О многозначности слова.

1

Об одном и том же разными словами.

1

О фразеологических оборотах.

1

Крылатые слова и выражения.

1

Словарь-грамотей

1

Словари «чужих» слов.

1

Обращение в русском речевом этикете.


Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения.

1

Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха.

1

Решение олимпиадных заданий

9

Решение олимпиадных заданий

9



1

Итоговое занятие

1




Итого:

34



6 класс


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

История языка

2

Реформы азбуки (изменения в славянской азбуке)

1

Тренировочные упражнения расширенного характера.

Русские лингвисты.

1

Орфоэпия


5

Фонетическая система современного русского языка.

1

Углубить знания норм современного литературного произношения, орфоэпических норм русского языка;

развивать устную речь учащихся


Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков.

2

Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм.

1

Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс.

1

Лексикология


6

Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).

1

Углубить знания по разделу «Лексикология»; развивать устную речь учащихся


Функционирование этих явлений в речи. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи.

1

Антонимия, энантиосемия и полисимия.

1

Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис). Исторические изменения словарного состава языка.

2

Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

2

Загадки русского словообразования

.


3

Структура слова. Различные способы образования слов.

1

Углубить знания по разделу «Морфемика»; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Сказочные превращения

2

Различные виды анализа текста


4

Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте.

1

Углубить знания по анализу текста, развитие навыков комплексного анализа текста

Типы речи и их характеристика.

1

Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.

2

Речевой этикет


4

Правила речевого этикета.

1

Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм речевого этикета; развивать устную речь

Обращение в русском речевом этикете.

1

Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения.

1

Речевой этикет – гарант коммуникативного успеха.

1

Решение олимпиадных заданий

9

Решение олимпиадных заданий

9

Решение заданий олимпиад разных уровней

Итоговое занятие


1

Итоговое занятие

1




Итого:

34




Полезные ссылки в сети Интернет

1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).

2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).

3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).

4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)

5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)

6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).

7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).

8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).

9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank


Литература для учителя

1. Сергеева Т. Ф. Система работы с одарёнными детьми. Теория и практика.

Ростов – на- Дону: «Феникс» - Р, 2011.

2. Казбек-Казиева М. М. Готовимся к олимпиаде по русскому языку.

5 – 11 классы. М.: Оникс – М, 2011.

3. Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы.

М. : Айрис-пресс – М, 2010.

4. И. Б. Голуб. Занимательная стилистика. М.: Просвещение – М., 1988.

5. Щербатский Б. М. Занятия по стилистике в старших классах средней

школы. М.: Учпедгиз – М, 1961.

6. Чешко Л. А. Русский язык. А – Я. М.: Высшая школа – М, 1981.

7. Ладыженская Т.А. Риторика. 9 класс. М.: С-Инфо Баласс – М, 1999.

8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.

М.: ОНИКС. Мир и Образование – М, 2008.

9. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М.: Дрофа –

М, 2008.

10. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи.

М.: Айрис Пресс – М, 2001.

11. Голуб И. Б. Занимательная стилистика. М.: Просвещение – М., 1988.

12. Казарина С. Г. Стилистика и культура речи. Стань грамотным.

Ростов - на – Дону: Феникс – Р, 2004.

13. Мирошниченко И. В. Лингвистический анализ текста. Конспект

лекций. М.: А-Приор – М, 2009.

14. Шанский Н. М. Сборник упражнений по лингвистическому анализу

художественного текста. Санкт-Петербург: Просвещение – С-П, 1992.

 

Литература для обучающихся

1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.

2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.

3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.

4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.

5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.

7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.



Заключение


Интеллектуальные и творческие конкурсы

 

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

Всероссийский конкурс сочинений

Конкурсы сочинений

интернет-конкурс сайта «Инфоурок»;

олимпиада «Олимписс»

олимпиада «Русский медвежонок»

всероссийский конкурс «Таланты России»;

дистанционные олимпиады;

дистанционные творческие конкурсы;

интеллектуальный марафон.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.





18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!