СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Школьная газета" для обучающихся 8,9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Школьная газета" направлена на реализацию технологического процесса, в котором навыки, полученные на уроках информатики являются средством повышения информационной культуры обучающихся; развитию речевой коммуникации и раскрытию творческого потенциала посредством участия в групповых проектах по изданию газетного номера

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школьная газета" для обучающихся 8,9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Троицкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»











Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьная газета» для обучающихся 8 и 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)



















Разработала:

учитель информатики

Кныш А. М.



с. Троицкое,

2023 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности «Школьная газета» для обучающихся 8, 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Устав ГКОУКО «Троицкая школа-интернат»;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУКО «Троицкая школа-интернат»

Программа внеурочной деятельности «Школьная газета» составлена с учетом психофизических особенностей и потенциала познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на реализацию технологического процесса, в котором навыки, полученные на уроках информатики являются средствами повышения информационной культуры обучающихся. В программе предложен авторский подход к структурированию учебного материала, методам формирования системы знаний, умений и действий, воспитанию и социализации обучающихся с умственной отсталостью.


  1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Цель: создание информационного пространства для развития творческого потенциала учащихся, условий их успешной социализации через создание школьной газеты.


Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • получение знаний и умений по созданию печатного издания;

  • создание условий для закрепления и практического применения умений, приобретенных обучающимися на уроках информатики;

  • развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;

  • развитие навыков установления межпредметных связей;

  • развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • обогащение общего кругозора, формирование представления ребенка о мире и о себе, расширение его социального опыта;

  • формирование у обучающихся умений планирования, контроля, коррекции и оценивания при выполнении действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;

  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;

  • формирование практических навыков создания школьного печатного издания.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


С каждым годом средства массовой информации играют всё большую роль в жизни современного человека. Не стало исключением и школьное пространство. Задача современного педагога-добиваться того, чтобы обучающиеся, являясь субъектами коммуникативной деятельности, овладевали информационной культурой – способностью преодолевать информационные барьеры. Социализация школьников в большей степени происходит через СМИ, с помощью которых современные дети успешнее социализируются в современном обществе, погружаются в общественную жизнь школы, своего села, города, страны и мира. Поэтому эффективной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного журналистского центра.

Школа — это огромная организация со своими традициями и обычаями, которые необходимо сохранять и передавать подрастающему поколению. Каждый день в ней происходит много интересных событий, которые и рождают ее богатую историю. Чтобы не терять существующую связь между ее настоящим и прошлым, существует потребность в привлечении средств массовой информации. Одним из них и является школьная газета.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса учащихся как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между детьми разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия.

Новизна программы состоит в том, что она создает условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

В результате работы по выпуску газетного, журнального материала учащиеся

совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.


  1. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа внеурочной деятельности «Школьная газета» рассчитана на 2 года обучения, предназначена для учащихся 8 и 9 классов. В соответствии с учебным планом ГКОУ КО «Троицкая школа-интернат» на внеурочную деятельность «Школьная газета» отводится по 1 часу в неделю (по 34 часа в году).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены личностные результаты внеурочной деятельности:

  • ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

  • готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

  • расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

  • принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА»

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 часа)

Введение. Профессия журналиста (5 часов). Вводное занятие. Знакомство с программой внеурочной деятельности. Решение организационных вопросов. Формирование представлений о профессии журналист, соблюдение им правовых и этических норм. История журналистики. Анализ детских печатных изданий

Школьная газета. Какая она должна быть? (3 часа). Заглавие – важный компонент текста. Разработка заголовка школьной газеты. Выбор заголовка на конкурсной основе по итогам онлайн голосования в школьных социальных сетях. Определение рубрик для школьной газеты.

Знакомство с оформительским делом (7 часов). Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, принтер, диктофон). Роль иллюстраций в газете. Фотографирование объектов. Создание иллюстраций в графическом редакторе. Вставка фото в текст. Фоторепортаж.

Информационная составляющая газеты (9 часов). Сбор первичной информации. Знакомство с жанрами газетных статей. Написание статьи на заданную тему. Интервью. Что значит взять интервью? Вопросы для интервью. Написание статью на основе интервью. Оформление статьи в текстовом редакторе. Редактирование статьи и обсуждение полученных результатов.

Этапы выпуска школьной газеты (10 часов). Планирование выпуска. Первичный сбор информации и написание статей. Набор статей в текстовом редакторе. Компьютерная верстка газеты. Печать специального выпуска школьной газеты по результатам первого года обучения. Презентация спецвыпуска школьной газеты.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (34 часа)

Введение (4 часа). Вводное занятие. Правовые и этические нормы журналиста. Из история Российской журналистики. Источники информации и способы ее хранение. Поиск информации в Интернете. Фейковые новости (как выявить обман). Написание статьи с использованием Интернет-ресурсов.

Применение полученных знаний, умений и навыков при создании выпусков школьной газеты (28 часов). Выпуск 4 номеров «Школьной газеты» по итогам каждой четверти. На подготовку и выпуск каждого номера газеты отводится 7 часов: планирование выпуска; первичный сбор информации и написание статей; набор статей в текстовом редакторе; компьютерная верстка газеты; печать выпуска.

Итоговое занятие (2 часа). Творческий видеоотчет по итогам курса. Анализ работ. Вручение грамот.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА»

Тематическое планирование 1 год обучения

п/п

Перечень разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Введение. Профессия журналиста (5 часов).

1

Вводное занятие. Техника безопасности и организация рабочего места

1

1


2

Кто такой журналист?

1

1


3

Правовые и этические нормы журналиста. История журналистики

1

1


4,5

Печатные издания и их роль

2

0,5

1,5

Школьная газета. Какая она должна быть? (3 часа).

6

Разработка заголовка школьной газеты

1


1

7

Определение рубрик для школьной газеты

1


1

8

Заглавие – важный компонент текста

1


1

Знакомство с оформительским делом (7 часов).

9-11

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними

3

1

2

12

Роль иллюстраций и фотографий в тексте

1

0,5

0,5

13

Фотографирование объектов. Создание иллюстраций

1


1

14

Вставка и редактирование фото (иллюстраций) в текст

1


1

15

Фоторепортаж

1

0,5

0,5

Информационная составляющая газеты (9 часов).

16

Газетная статья – основа газеты

1

1


17

Сбор первичной информации на заданную тему

1

0,5

0,5

18

Написание статьи

1


1

19-20

Интервью

1

1


21

Берем интервью

1


1

22

Пишем статью на основе интервью

1


1

23

Оформление статьи в текстовом редакторе

1


1

24

Редактирование статьи

1


1

Этапы выпуска школьной газеты (10 часов).

25

Планирование номера

1


1

26

Первичный сбор информации

1


1

27-28

Написание и редактирование текстовой информации

2


2

29-30

Оформление информации в текстовом редакторе

2


2

31-32

Компьютерная верстка

2


2

33

Печать выпуска

1


1

34

Презентация спецвыпуска школьной газеты

1


1

Итого:

34

8

26

Тематическое планирование 2 год обучения

п/п

Перечень разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Введение (4 часа)

1

Вводное занятие. Техника безопасности и организация рабочего места. Правовые нормы

1

1


2

Из истории российской журналистики

1

1


3

Источники информации и способы ее хранение. Поиск информации в Интернете. Фейковые новости

1

0,5

0,5

4

Написание статьи с использованием Интернет-ресурсов

1


1

Применение полученных знаний, умений и навыков при создании выпусков школьной газеты (28 часов).

Выпуск школьной газеты № 1

5

Планирование номера

1


1

6-7

Первичный сбор информации и написание статей

2


2

8-9

Набор и редактирование статей в текстовом редакторе

2


2

10-11

Компьютерная верстка и печать номера

2


2

Выпуск школьной газеты №2

12

Планирование номера

1


1

13-14

Первичный сбор информации и написание статей

2


2

15-16

Набор и редактирование статей в текстовом редакторе

2


2

17-18

Компьютерная верстка и печать номера

2


2

Выпуск школьной газеты №3

19

Планирование номера

1


1

20-21

Первичный сбор информации и написание статей

2


2

22-23

Набор и редактирование статей в текстовом редакторе

2


2

24-25

Компьютерная верстка и печать номера

2


2

Выпуск школьной газеты № 4

26

Планирование номера

1


1

27-28

Первичный сбор информации и написание статей

2


2

29-30

Набор и редактирование статей в текстовом редакторе

2


2

31-32

Компьютерная верстка и печать номера

2


2

Итоговое занятие (2 часа)

33-34

Творческий видеоотчет по итогам курса.

2


2

Итого:

34

2,5

31,5

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА» включает:

  • Комплектация рабочего кабинета

  • рабочее место учителя;

  • 6-12 рабочих мест учащихся, снабженным стандартным комплектом ПК, имеющих выход в контролируемый Интернет;

  • МФУ (или принтер и сканер);

  • мультимедийный проектор и экран (интерактивная доска);

  • технические устройства (фотоаппарат, видеокамера, штатив, документ-камера, диктофон);

  • акустические колонки в составе рабочего места учителя.

  • Программное обеспечение

  • операционная система Windows;

  • браузер (в составе ОС или другие)

  • система оптического распознавания текста;

  • Microsoft Office;

  • векторный графический редактор;

  • видеоредактор Movavi Video Editor.

  • Информационно-методическое обеспечение

  • Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

  • Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» Классный руководитель 2003-№3

  • Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио авт.-сост. Н.В. Кашлева. –Волгоград: Учитель, 2009.

  • Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения. Школьный психолог. 2003 - №25-26

  • Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001

  • Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

  • Закон Российской Федерации О средствах массовой информации

  • Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека. https://vse-kursy.com/read/613-uroki-zhurnalistiki.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!