СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Школа вежливости" (1-4кл)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школа вежливости" (1-4кл)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШКОЛА ВЕЖЛИВОСТИ»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа вежливости» для первых-четвёртых классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 (далее- Порядок 1015);

- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидамиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81);

- «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296);

- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках организации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 №09-1672);

- Методические рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019-2020 учебном году (Письмо Минобрнауки Республики Бурятия от 07.08.2019 №02-11/3218)


Цель и задачи организации внеурочной деятельности

Цель: освоение учащимися нормами нравственного отношения к миру, людям, самим себе, формирование навыков этической коммуникации.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить «войну» своему невежеству.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания современной педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения воспитываются с 1 класса.

Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 33-34 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Программа реализуется учителями начальных классов.


Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности


В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся первых классов должны узнать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися 2-3-х классов опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной социальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися 4-х классов опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.






Личностные результаты изучения курса «Школа вежливости»

Ученик научится

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и поддержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

Ученик получит возможность научиться

1. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

2. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

3. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

4. Адекватно воспринимать оценку учителя.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД

Ученик научится

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Ученик получит возможность научиться

1. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

2. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.


Регулятивные УУД

Ученик научится

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Ученик получит возможность научиться

1. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

2. Излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.


Коммуникативные УУД:

Ученик научится

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Ученик получит возможность научиться

1. Сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать собеседнику об ошибках.

2. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

3. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Предметные результаты:

Ученик научится

1. Соблюдать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в классе, в школе, других общественных местах, в семье.

2. Понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интересы, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, подлость, обман, черствость души, щедрость души.

Ученик получит возможность научиться

1. Соблюдать правила речевого этикета и культуры поведения.

2. Ориентироваться на соблюдение нравственных норм в процессе общения.


Содержание курса внеурочной деятельности

«Школа вежливости» (1 класс)


Наименование раздела

Кол-во часов

из них

Форма организации деятельности

Вид деятельности

теоретические

практические

1

Школа вежливости

7

6

1

Беседы. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

Игровая, познавательная.

2

Этикет

8

7

1

Беседы. Ролевые игры. Конкурсы. Путешествие в сказку.

Досугово-развлекательная познавательная, игровая.

3

Этика отношений с окружающими

9

8

1

Рассказ. Беседы. Ролевые игры. Просмотр мультфильма. Путешествие по станциям.

Игровая, досугово-развлекательная, познавательная.

4

Этика отношений в коллективе

9

8

1

Беседы. Игры на свежем воздухе. Праздник.

Познавательная, игровая, художественное творчество.


Итого

33

29

4




Раздел 1. Школа вежливости (7 часов)

Тема 1. Доброе слово, как ясный день.

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

Тема 2. Ежели вы вежливы.

Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Тема 3. Да здравствует мыло душистое.

Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

Тема 4. Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 5. Узнай себя.

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в подводном царстве.

Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».

Тема 7. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.


Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. Простые правила этикета.

Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.

Тема 9. Повседневный этикет.

Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».

Тема 10. Весёлые правила хорошего тона.

Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.

Тема 11. Сказка об Этикете.

Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.

Тема 12. Продолжение сказки об этикете.

Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.

Тема 13. Путешествие в страну Этикета.

Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».

Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.

Тема 17. Я могу быть волшебником.

Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».

Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.

Создание живой картины.

Тема 19. Любимый уголок родной природы.

Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.

Тема 20. У каждого народа свои герои.

Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.

Тема 21. Мы соберём большой хоровод.

Игра-праздник в форме хоровода.

Тема 22. Я люблю маму милую мою.

Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.

Тема 24. Люби всё живое.

Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)

Тема 25. Если радость на всех одна.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Тема 26. Мой класс – мои друзья.

Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

Тема 27. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 28. Поиграем и подумаем.

Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.

Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».

Тема 30-31. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.

Тема 32-33. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Праздник.

Календарно-тематическое планирование (1 класс)

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Доброе слово, как ясный день



2

Если вы вежливы



3

Да здравствует мыло душистое



4

Когда идёшь по улице



5

Узнай себя



6

Нам счастья не сулит обида чья-то



7

Подарок коллективу



8

Простые правила этикета



9

Повседневный этикет



10

Весёлые правила хорошего тона



11

Сказка об этикете



12

Продолжение сказки об этикете



13

Путешествие в страну этикета



14-15

Просим к столу



16

Путешествие в волшебную сказку



17

Я могу быть волшебником



18

Маленькое дело лучше большого безделья



19

Любимый уголок родной Отчизны



20

У каждого героя свои герои



21

Мы соберём большой хоровод



22

Я люблю маму милую мою



23

Поздравляем наших мам



24

Люби всё живое



25

Если радость на всех одна



26

Мой класс – мои друзья



27

Самолюб никому не люб



28

Поиграем и подумаем



29

О дружбе мальчиков и девочек



30-31

Путешествие в мир добрых мыслей



32-33

Доброта что солнце




Содержание курса внеурочной деятельности

«Школа вежливости» (2 класс)


Наименование раздела

Кол-во часов

из них

Форма организации деятельности

Вид деятельности

теоретические

практические

1

Этика общения

7

6

1

Беседы. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

Игровая, познавательная.

2

Этикет

8

7

1

Беседы. Ролевые игры. Конкурсы. Путешествие в сказку.

Досугово-развлекательная познавательная, игровая.

3

Этика отношений с окружающими

9

8

1

Рассказ. Беседы. Ролевые игры. Просмотр мультфильма. Путешествие по станциям.

Игровая, досугово-развлекательная, познавательная.

4

Этика отношений в коллективе

10

9

1

Беседы. Игры на свежем воздухе. Праздник.

Познавательная, игровая, художественное творчество.


Итого

34

30

4




Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.

Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 3. Добро творить – себя веселить.

Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.

Тема 4. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».

Тема 5. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу – время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах

Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. По правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

Тема 9. Приглашение к столу.

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 11. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на речке.

Тема 15. В гостях у Вежи.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 17. От чего зависит настроение.

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 18. Не стесняйтесь доброты своей.

Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты

Тема 19. Мой дом – моя семья.

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».

Тема 20. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом»

Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Тема 22. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Тема 24. Цени доверие других.

Итоговое занятие. Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (10 часов)

Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

Тема 26. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 28. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Тема 30. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Тема 31-32. Делаем газету.

Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика». Дети выражают впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещается в газету. Оформление газеты.

Тема 33-34. Доброта что солнце.

Итоговое занятие. Игры. Праздник.

Календарно-тематическое планирование (2 класс)

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Если песни петь, с ними веселей



2

Добрым жить на белом свете радостно



3

Добро творить – себя веселить



4

Подумай о других



5

Подарок коллективу



6

Делу – время, потехе - час



7

Чего в другом не любишь, того и сам не делай



8

По правилам этикета



9

Приглашение к столу.



10

Вот школа, дом, где мы живем



11

Вот магазин, куда идем



12

Дороги, транспорт, пеший путь



13- 14

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть



15

В гостях у Вежи



16

Подари другому радость



17

От чего зависит настроение



18

Не стесняйтесь доброты своей



19

Мой дом – моя семья



20

В труде человек хорошеет



21

Все на белом свете солнышкины дети



22

Поздравляем наших мам



23

Со взрослыми и сверстниками



24

Цени доверие других



25

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались



26

Советуем друг другу



27

Общее и особенное для мальчиков и девочек



28

Поговорил бы кто со мной



29

Путешествие по весеннему лесу



30

Подарок коллективу



31-32

Делаем газету



33-34

Доброта что солнце




Содержание курса внеурочной деятельности

«Школа вежливости» (3 класс)


Наименование раздела

Кол-во часов

из них

Форма организации деятельности

Вид деятельности

теоретические

практические

1

Этика общения

8

7

1

Беседы. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

Игровая, познавательная.

2

Этикет

7

6

1

Беседы. Ролевые игры. Конкурсы. Путешествие в сказку.

Досугово-развлекательная познавательная, игровая.

3

Этика отношений с окружающими

10

9

1

Рассказ. Беседы. Ролевые игры. Просмотр мультфильма. Путешествие по станциям.

Игровая, досугово-развлекательная, познавательная.

4

Этика отношений в коллективе

9

8

1

Беседы. Игры на свежем воздухе. Праздник.

Познавательная, игровая, художественное творчество.


Итого

34

30

4



Раздел 1. Этика общения (8 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Подарок коллективу.

Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ.


Раздел 2 . Этикет (7 часов)

Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 11. Школьные правила этикета.

Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.

Тема 12. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 13. Как решать семейные проблемы.

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.

Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 15. Встречаем Новый год.

Классный «Огонёк» с праздничным столом.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)

Тема 16. Душа – это наше творение.

Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»

Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.

Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.

Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.

Тема 20. Помоги понять себя.

Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.

Тема 21. О настоящем и поддельном.

Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.

Тема 22. Тепло родного дома.

Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

Тема 23. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».

Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.

Тема 25. Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)

Тема 26. Чтобы быть коллективом.

Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.

Тема 27. Коллектив начинается с меня.

Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы считаться твоим другом, вызвать симпатию.

Тема 28. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 30. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 31-32. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и снисходительнее к другим, стать умней и добрей.

Тема 33-34. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

Календарно-тематическое планирование (3 класс)

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Здравствуйте все!



2

Будем беречь друг друга.



3

Дружим с добрыми словами.



4

Любим добрые поступки



5

Подари дело и слово доброе



6

Умеем общаться



7

Каждый интересен



8

Подарок коллективу



9

Премудрости дедушки Этикета



10

За столом с дедушкой Этикетом



11

Школьные правила этикета



12

Когда рядом много людей



13

Как решать семейные проблемы



14

Чистый ручеек вашей речи



15

Встречаем Новый год



16

Душа – это наше творение



17

Отворите волшебные двери добра и доверия



18

Хорошие песни к добру ведут



19

Вглядись в себя, сравни с другими



20

Помоги понять себя



21

О настоящем и поддельном



22

Тепло родного дома



23

Поздравляем наших мам



24

Цветы, цветы – в них Родины душа



25

Когда солнце тебе улыбается



26

Чтобы быть коллективом



27

Коллектив начинается с меня



28

Подарок коллективу



29

Секретные советы девочкам и мальчикам



30

Скажи себе сам



31-32

Вот и стали добрей и умней



33-34

Школе посвящается



Содержание курса внеурочной деятельности

«Школа вежливости» (4 класс)


Наименование раздела

Кол-во часов

из них

Форма организации деятельности

Вид деятельности

теоретические

практические

1

Этика общения

7

6

1

Беседы. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города.

Игровая, познавательная.

2

Этикет

8

7

1

Беседы. Ролевые игры. Конкурсы. Путешествие в сказку.

Досугово-развлекательная познавательная, игровая.

3

Этика отношений с окружающими

9

8

1

Рассказ. Беседы. Ролевые игры. Просмотр мультфильма. Путешествие по станциям.

Игровая, досугово-развлекательная, познавательная.

4

Этика отношений в коллективе

10

9

1

Беседы. Игры на свежем воздухе. Круглый стол.

Познавательная, игровая, художественное творчество.


Итого

34

30

4




Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.

Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность.

Тема 2. Умение быть самим собой.

Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.

Тема 3. Что достойно гражданина.

Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.

Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.

Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.

Тема 5. Праздник в школе.

Девиз: «Не жди, когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» Роль праздника в школьной жизни.

Тема 6 - 7. Приглашение к зеркалу.

Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.


Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин

Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.

Тема 9 – 10. Твой стиль поведения.

Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.

Тема 11. Мальчики. Девочки.

Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.

Тема 12. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.

Тема 13. Когда какое слово молвить.

Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.

Тема 14. За общим столом.

Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.

Тема 15. Доброта и доброжелательность.

Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.


Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. «Поспеши делать добро». (народная мудрость)

Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»

Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.

Тема 18. Родительский дом.

Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, которые сливаются море человеческого долга.

Тема 19. Любите ваших матерей.

Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».

Тема 20. «Поздравляем наших мам».

«Огонек», посвященный мамам.

Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.

Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.

Тема 22. Умей быть щедрым.

Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 23. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 24. Добрыми делами славен человек.

Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.


Раздел 4. Этика отношений в коллективе (10 часов)

Тема 25. Расскажи мне обо мне.

Проведение по сложившейся традиции

Тема 26. Присмотритесь друг к другу.

На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.

Тема 27. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 28. Я, ты, мы.

Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.

Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.

Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.

Тема 30. Не хуже других.

Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.

Тема 31-32. «Скажи себе сам».

Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.

Тема 33-34. Храни достоинство свое повсюду, человек!

Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Оглянись внимательно вокруг



2

Умение быть самим собой



3

Что достойно гражданина



4

Даже будни может труд сделать праздничными днями



5

Праздник школьного вальса



6 - 7

Приглашение к зеркалу



8

«Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин



9 - 10

Твой стиль поведения



11

Мальчики. Девочки



12

Поиграем и подумаем



13

Когда какое слово молвить



14

За общим столом



15

Доброта и доброжелательность



16

«Поспеши делать добро» (народная мудрость)



17

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)



18

Родительский дом



19

Любите ваших матерей



20

«Поздравляем наших мам».



21

О тех, кто сердце отдал людям



22

Умей быть щедрым



23

Праздник благодарности



24

Добрыми делами славен человек



25

Расскажи мне обо мне



26

Присмотритесь друг к другу



27

Подарок коллективу



28

Я, ты, мы.



29

О дружбе мальчиков и девочек



30

Не хуже других



31-32

«Скажи себе сам».



33-34

Храни достоинство свое повсюду, человек!



Список литературы.

  1. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 2000 г.

  2. Богусловская Н.Е. Весёлый этикет. – Екатеринбург, «АРД ЛТД», 2005 г.

  3. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. Москва, «ЦРСДОД», 2000 г.

  4. Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004 г.

  5. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – Москва, «АРКТИ», 2005 г.

  6. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2010 г.

  7. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – Москва, «Педагогика», 2000 г.

  8. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Москва, «Школа-Пресс», 1999 г.

  9. Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – Москва, «Сфера», 2010 г.

  10. Энциклопедия этикета. – Санкт-Петербург, «Мим-Экспресс», 2005 г.


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!