СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Шахматы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности  «Шахматы» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Шахматы»»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Мурыгинской СШ и в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)*.

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»*.

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы. Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

    • познакомить с историей шахмат,

    • дать учащимся теоретические знания по  шахматной  игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

    • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,

    • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно

    • научить уважать соперника

Развивающие:

    • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности

    • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Участниками программы являются обучающиеся 1-х классов, посещающие общеобразовательную школу. Данная программа рассчитана на 1 года обучения. Программа предусматривает 33 часа занятий в течение года – по 1 часу в неделю.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении де­бютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттель­шпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

К концу учебного года дети должны знать:

  1. шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  2. названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  3. правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. ориентироваться на шахматной доске;

  2. играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  3. правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  4. правильно расставлять фигуры перед игрой;

  5. различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  6. рокировать;

  7. объявлять шах;

  8. ставить мат;

Педагогический контроль.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты.

1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре русского народа.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

3. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду

4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные

1. Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.


3. Смысловое чтение:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм.




Содержание

Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения. 

Знакомство с основными понятиями: горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги.

Из пазла шахматной доски собрать правильно доску

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.

Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.

«Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила.    Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол.

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. 

Самая важная, главная фигура. Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Благородные пешки черно-белой доски. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).

Значимость пешки и ее превращение

Приклеивание шахматных фигур на бумажную доску

Ценность фигур

Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи».

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Техника матования одинокого короля:

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Варианты ничьей. Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Изучение символов. Изображение шахматных фигур в книгах

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Подведение итогов года.




Календарно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего часов

Виды учебной деятельности обучающихся

Дата

Теория

Практика

1

Первое знакомство с Шахматным  королевством. Техника безопасности

1


1

Знакомятся с историей шахмат, возникновением и родиной шахмат.

06.09

2

Шахматная доска.

1


1

Знакомятся с основными понятиями:

горизонтали, вертикали, диагонали, центр, фланги.

13.09

3

Игра «собери доску»


1

1

Из пазла шахматной доски собирают правильно доску

20.09

4

Шахматные фигура - слон

1


1

Знакомятся, что такое ход, взятие, белопольные и чернопольные слоны. Анализируют, где сильнее: на краю, в центре, в углу? Различают легкую и тяжелую фигуру. Сопоставляют ладью против слона.

27.09

5

Шахматные фигура - ладья

1


1

Характеризуют ладью: прямолинейная, бесхитростная, ход, взятие.

04.10

6

Шахматные фигура - конь

1


1

Характеризуют коня: «Прыг, скок и вбок»; ход, взятие, сила; необычный шаг. Играют конем на усеченной доске.

11.10

7

«Могучая фигура» Ферзь.

1


1

Характеризуют ферзя: «Могучая фигура» Ферзь. Анализируют дороги Ферзя; ход, взятие; где сильнее?

18.10

8

Король - самая важная, главная фигура.

1


1

Характеризуют короля: самая важная, главная фигура. Анализируют ход Короля и Король в поле воин (взятие).

25.10

9

Благородные пешки черно-белой доски.

1


1

Характеризуют благородные пешки черно-белой доски: «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Анализируют ход пешки, взятие, превращение, силу; «подножка» (правило взятие на проходе).

08.11

10

«Волшебная» пешка


1

1

Анализируют значимость пешки и ее превращение

15.11

11

Делаем шахматы


1

1

Приклеивают шахматные фигуры на бумажную доску

22.11

12

Кто чего стоит?

1


1

Анализируют ценность фигур

29.11

13

Основные правила и понятия шахматной игры

1


1

Знакомятся с правилом турнирного поведения и правилом «тронул-ходи».

06.12

14

Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.


1

1

Анализируют ценность фигур.

Сравнивают силу фигур.

Знакомятся как достичь материального перевеса.

13.12

15

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.


1

1

Знакомятся, что такое шах. Учатся делать шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

20.12

16

Мат - цель игры.


1

1

Знакомятся с техникой матования одинокого короля

27.12

17

Рокировка.


1

1

Знакомятся с длинной и короткой рокировкой; правилами рокировки.

10.01

18

Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

0,5

0,5

1

Получают общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Изучают правила и законы дебюта. Играют всеми фигурами из начального положения.

17.01

19

Ничья.


1

1

Разбирают: варианты ничьей, пат; отличие пата от мата; примеры на пат.

24.01

20

Символы шахматных фигур

1


1

Изучают символы изображения шахматных фигур в книгах

31.01

21-23

Тактика игры


3

3

Анализируют основные тактические приемы.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение; тематических этюдов.

07.02

14.02

21.02

24-26

Стратегия игры


3

3

Определяют стратегию; целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизацию. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.

28.02

07.03

14.03

27-29

Сеансы одновременной игры


3

3

Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с обучающимися

21.03

04.04

11.04

30-33

Соревнования


4

4

Применяют на практике полученные знания

18.04

25.04

02.05

16.05

34

Итоговое занятие. Подведение итогов года


1

1

Подведение итогов года.

23.05


Итого:



34







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      1. Сухин И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.

      2. Шахматный словарь. М. ФиС. 1968 г.

      3. Шахматы - школе. М. Педагогика. 1990 г.

      4. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985

      5. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. – М., 1986

      6. В. Костров, Д.Давлетов «Шахматы» Санкт-Петербург 2001г.

      7. В.Хенкин       «Шахматы для начинающих» М.: «Астрель» 2002г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!