Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»
города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО Школьное методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» Протокол от 18.08.2023 № 3 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ « Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»: __________/Е.В.Марущак/ от 24.08.2023 | УТВЕРЖДЕНА приказ МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» от 25.08.2023 № 375 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Класс: 5-Б
Количество часов : 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)
Учитель: Мазалова Виктория Александровна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, федеральных образовательных программ начального общего образования, на основе Рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». (Москва,2023г.)
2023/2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, федеральных образовательных программ основного общего образования, на основе Рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». (Москва,2023г.). Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
формирование интереса к познанию;
формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
развитие у школьников общекультурной компетентности;
развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
осознание своего места в обществе;
познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы.
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Содержание курса внеурочной деятельности
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание». Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание» для обучающихся различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные памятники – чем гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права и благополучие граждан является одной из главных ценностей, а проявление гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как 80 смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститься до «травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурно-историческое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным примером настоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства. Единство многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех народов является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы государства, это основа и залог существования современной страны. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития экономики предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с высокой долей интеллектуальных вложений. Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые создают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и поддержка. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали друг другу, оказывали всестороннюю поддержку. Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к чтению, бережное отношение к книге начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они обеспечивают для граждан? Выплата налогов – обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств? Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши общие традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика, специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной в мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским флотом (1790— 1798); командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798— 1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка профессионального самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют подростков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического потенциала и социальной стабильности страны, повышают качество жизни каждого человека.
Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя актуальны по сей день. Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее создания и деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского языка.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, умение осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.
Иностранный язык: умение сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX - начала XXI вв.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих 90 общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития
Одним из результатов реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Модуль воспитательной программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1 | День знаний. | 8 сентября: Международный день распространения грамотности. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
2 | Там, где Россия. | 13 сентября: 100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923 – 1941). | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
3 | Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
4 | Избирательная система России (30 лет ЦИК). | 27 сентября: День работника дошкольного образования. День туризма. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
5 | День учителя (советники по воспитанию). | 4 октября: День защиты животных. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
6 | О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга). | 15 октября: День отца в России. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
7 | По ту сторону экрана. 115 лет кино в России. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
8 | День спецназа. | 25 октября: Международный день школьных библиотек. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
9 | День народного единства. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
10 | Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет/ цифровая экономика/ новые профессии. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
11 | О взаимоотношениях в семье. (День матери). | 20 ноября: Нюрнбергский процесс, конкурс «Без срока давности». | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
12 | Что такое Родина (региональный и местный компонент). | 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
13 | Мы вместе. | 4 декабря: Битва за Москву; День добровольца (волонтера) в России. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
14 | Главный закон страны. | 11 декабря: День Конституции Российской Федерации. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
15 | Герои нашего времени. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
16 | Новогодние семейные традиции разных народов России. | 25 декабря: День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
17 | От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
18 | Налоговая грамотность. | 20 января – День Республики Крым. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
19 | Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. | 25 января: День российского студенчества. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
20 | Союзники России. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
21 | 190 лет со дня рождения Д. Менделеева.День российской науки. | 8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724). | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
22 | День первооткрывателя. | 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 35 лет со дня вывода советских войск из Республика Афганистан (1989). | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
23 | День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Фёдора Ушакова. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
24 | Как найти свое место в обществе? | 26 февраля: День защитника Республики Крым. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
25 | Всемирный фестиваль молодежи. Будь готов! Ко дню детских общественных организаций. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
26 | «Первым делом самолеты…». О гражданской авиации. | 14 марта: 450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574). | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
27 | Крым. Путь домой. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
28 | Россия - здоровая держава | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
29 | Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка). | 8 апреля: День начала Крымской наступательной операции 1944 года по освобождению Крыма от фашистских захватчиков. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
30 | «Я вижу Землю! Это так красиво». | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
31 | 215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя. | 22 апреля: Всемирный день Земли. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
32 | Экологичное потребление. Труд крут. | 27 апреля: День российского парламентаризма. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
33 | Урок памяти. | 18 мая: День памяти жертв депортации; Международный день Музеев. | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
34 | Русский язык. Великий и могучий.225 лет со дня рождения А.С.Пушкина. | | https://edsoo.ru/ | 1 | | |
| Итого | | | 34 | 0 | 0 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»
города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО Школьное методическое объединение учителей начальных классов МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» Протокол от 18.08.2023 № 3 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ « Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова»: __________/Е.В.Марущак/ от 24.08.2023 | УТВЕРЖДЕНА приказ МБОУ «Сакская СШ №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» от 25.08.2023 № 375 |
Календарно-тематическое планирование
на 2023/2024 учебный год
внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Класс: 5-Б
Количество часов : 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)
Учитель: Мазалова Виктория Александровна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, федеральных образовательных программ начального общего образования, на основе Рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». (Москва,2023г.)
№ п/п | Тема занятия | Модуль воспита-тельной программы «Курсы внеурочной деятельнос- ти и дополни-тельного образования» | Количество часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | День знаний. | 8 сентября: Международный день распространения грамотности. | 1 | 04.09 | |
2 | Там, где Россия. | 13 сентября: 100 лет со дня рождения советской партизанки Зои Космодемьянской (1923 – 1941). | 1 | 11.09 | |
3 | Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской. | | 1 | 18.09 | |
4 | Избирательная система России (30 лет ЦИК). | 27 сентября: День работника дошкольного образования. День туризма. | 1 | 25.09 | |
5 | День учителя (советники по воспитанию). | 4 октября: День защиты животных. | 1 | 02.10 | |
6 | О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга). | 15 октября: День отца в России. | 1 | 09.10 | |
7 | По ту сторону экрана. 115 лет кино в России. | | 1 | 16.10 | |
8 | День спецназа. | 25 октября: Международный день школьных библиотек. | 1 | 23.10 | |
9 | День народного единства. | | 1 | 11.11 | |
10 | Россия: взгляд в будущее. Технологический суверенитет/ цифровая экономика/ новые профессии. | | 1 | 13.11 | |
11 | О взаимоотношениях в семье. (День матери). | 20 ноября: Нюрнбергский процесс, конкурс «Без срока давности». | 1 | 20.11 | |
12 | Что такое Родина (региональный и местный компонент). | 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. | 1 | 27.11 | |
13 | Мы вместе. | 4 декабря: Битва за Москву; День добровольца (волонтера) в России. | 1 | 04.12 | |
14 | Главный закон страны. | 11 декабря: День Конституции Российской Федерации. | 1 | 11.12 | |
15 | Герои нашего времени. | | 1 | 18.12 | |
16 | Новогодние семейные традиции разных народов России. | 25 декабря: День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации. | 1 | 25.12 | |
17 | От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова. | | 1 | 13.01 | |
18 | Налоговая грамотность. | 20 января – День Республики Крым. | 1 | 15.01 | |
19 | Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. | 25 января: День российского студенчества. | 1 | 22.01 | |
20 | Союзники России. | | 1 | 29.01 | |
21 | 190 лет со дня рождения Д. Менделеева.День российской науки. | 8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724). | 1 | 05.02 | |
22 | День первооткрывателя. | 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 35 лет со дня вывода советских войск из Республика Афганистан (1989). | 1 | 12.02 | |
23 | День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Фёдора Ушакова. | | 1 | 19.02 | |
24 | Как найти свое место в обществе? | 26 февраля: День защитника Республики Крым. | 1 | 26.02 | |
25 | Всемирный фестиваль молодежи. Будь готов! Ко дню детских общественных организаций. | | 1 | 04.03 | |
26 | «Первым делом самолеты…». О гражданской авиации. | 14 марта: 450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574). | 1 | 11.03 | |
27 | Крым. Путь домой. | | 1 | 23.03 | |
28 | Россия - здоровая держава | | 1 | 01.04 | |
29 | Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка). | 8 апреля: День начала Крымской наступательной операции 1944 года по освобождению Крыма от фашистских захватчиков. | 1 | 08.04 | |
30 | «Я вижу Землю! Это так красиво». | | 1 | 15.04 | |
31 | 215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя. | 22 апреля: Всемирный день Земли. | 1 | 22.04 | |
32 | Экологичное потребление. Труд крут. | 27 апреля: День российского парламентаризма. | 1 | 27.04 | |
33 | Урок памяти. | 18 мая: День памяти жертв депортации; Международный день Музеев. | 1 | 13.05 | |
34 | Русский язык. Великий и могучий.225 лет со дня рождения А.С.Пушкина. | | 1 | 20.05 | |
Итого: 34 часа |
Лист коррекции и внесения изменений
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Сакская СШ №1
им. Героя Советского Союза
В.К. Гайнутдинова»
___________/Я.А. Борисова/
«25» августа 2023 г.
Класс | Название раздела | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |