МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Агаповская СОШ №1 имени П.А. Скачкова»
Согласовано Утверждаю
« __»___ 2021 г. « __»___ 2021г.
Зам.дир. по УВР _______ Директор _________
Зиновьева Л.В. Кубарева Н.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практическая экология для младших школьников»
на 2020-2022 учебный год.
(социальное направление)
Составитель:
учитель начальных классов
Хайруллина Г.И.
Агаповка
2021
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Практическая экология для младших школьников» Личностные результаты (к концу 1 класса):
владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
сформированность уважительного отношения к природе родного края;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды родного края;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
сформированность установки на принятие ценности природного мира родного края;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
наличие мотивации и готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Метапредметные результаты (к концу 1 класса):
сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под
руководством учителя;
сформированность основ смыслового восприятия познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов (включая электронные, цифровые);
сформированность умения планировать и выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя;
сформированность умений формулировать собственное мнение.
Предметные результаты (к концу 1 класса):
Обучающийся научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Челябинской области.
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях);
использовать различные справочные издания для поиска информации, в том числе по Челябинской области.
Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно - следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33ч, 1 час в неделю)
Раздел «Мир природы»
Планета Земля, Челябинская область, природа, природные явления, экология.
Формы занятий: прогулка, проблемное обсуждение и беседа, викторина, фотовыставка.
Практическая деятельность: выбор объектов для долгосрочного наблюдения за их изменениями по сезонам года; фотографирование объектов для наблюдения.
Раздел «Осенние события в мире природы»
Воздух, пар, кристаллы льда, облака перистые, кучевые, слоистые; дождь. Солнечный свет, дерево, кустарник, лист: черешок, листовая пластина, пигменты. Берёза, листопад, причины листопада. Окраска листьев сирени осенью, листовая и цветочная почки, почечные чешуйки. Насекомое божья коровка, питание, особенности поведения в холодное время года. Отличия окраски самца и самки утки-кряквы, их приспособленность к водной среде, особенности добывания корма, утки перелётные и оседлые.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов. Раздел «Зимние события в мире природы»
Строение и образование снежинок, снежная крупа, метель, вьюга, наст, сугробы. Особенности расположения хвоинок сосны, отличие хвои сосны от листьев берёзы, значение воскового налёта, покрывающего хвою в зимний период. Зимние силуэты лиственных деревьев – берёзы, осины, тополя, распространение плодов и семян берёзы. Зимние силуэты ивы, дуба, липы, зимний покой деревьев и кустарников, пробуждение лиственных деревьев, процессы их питания и развития. Лягушка озёрная, остромордая, травяная; жаба, места обитания, особенности питания и зимовки у лягушек. Золотой и серебряный караси, особенности строения тела, питания и зимовки карасей. Сорока – оседлая птица, особенности строения тела, передвижения, питания и зимовки. Линька животных, следы зверей и птиц, особенности питания зверей в зимний период.
Обыкновенный и ушастый еж, особенности строения тела, питания и зимовки. Кочующие птицы нашей местности, полная песня большой синицы – перелом зимы, особенности строения тела, питания и зимовки синиц, подкормка птиц.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Весенние события в мире природы»
Роль снега в жизни травянистых растений, первоцветы в Челябинской области, особенности строения надземной и подземной частей мать-имачехи, приспособленность растения к условиям жизни. Причина раннего появления первых бабочек – крапивницы и лимонницы, особенности их внешнего вида, размножения, питания и цикла жизни. Ласточки – перелётные птицы, деревенская, береговая и городская ласточки, особенности строения тела, питание, перелёты, гнездование. Птичьи гнёзда, особенности гнёзд разных птиц, выбор материала для гнезда и места гнездования грача, синицы, жаворонка, ласточки, чайки.
Формы занятий: экскурсии и прогулки, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, практическая работа, коллективное творческое дело, викторины, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: краткосрочные наблюдения за заявленными объектами живой и неживой природы, выявление взаимосвязей в живой и неживой природе, опыт фотографирования и видеозаписи наблюдаемых объектов ближайшего окружения, сбор природных материалов для наблюдений и опытов.
Раздел «Экологический календарь: всемирные, международные и всероссийские праздники»
Экологический календарь: для чего он нужен: способ привлечения внимания школьников к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам на территориях отдельных регионов и на всём земном шаре.
27 сентября – Всемирный день туризма: пропаганда туризма и здорового образа жизни, правила поведения в природе, ориентирование на местности, сбор мусора, наблюдение взаимосвязей в реальной природной среде.
1 октября – Международные дни наблюдения птиц: привлечение внимания к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.
4 октября – Всемирный день защиты животных: многообразие животных в Челябинской области и в целом на планете, особенности жизнедеятельности некоторых животных, значение национальных парков и зоопарков в сохранении и возможности наблюдения за животными.
26 октября – Международный день без бумаги: способы получения бумаги, возможности школьников в сохранении природных ресурсов, современные безбумажные технологии. Учимся разделять мусор: виды мусора и способы его сбора, доставки на полигоны, возможности школьников в рациональном использовании ресурсов.
12 ноября – Синичкин день: представление об отличиях в поведении зимующих и кочующих птиц нашей местности, способы подкормки зимующих птиц родного края.
14 марта – Международный день рек: представление о реках, морях, океанах на планете; самые крупные реки России и Челябинской области, роль воды в жизни человека, способы охраны водных богатств.
20 марта – День Земли: способы охраны обитателей живой природы, экологические акции, планета как общий «дом».
1 апреля – Международный день птиц: видовое разнообразие птиц, перелетные птицы Челябинской области, жизнь птиц в весенний период.
13 мая – Всероссийский день посадки леса: проблемы сохранения, восстановления и приумножения лесных богатств, лесные хозяйства Челябинской области, способы посадки деревьев и кустарников.
Формы занятий: праздник, проблемное обсуждение и беседа, игра с ролевым акцентом oб экологических проблемах, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, фотовыставки, выставки.
Практическая деятельность: участие в раздельном сборе мусора, в подкормке птиц, в очистке от мусора ближайшего водоема, в экологических акциях школьного уровня, в посадке деревьев и кустарников на школьном дворе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Мир природы | 2 |
2 | Осенние события в мире природы | 12 |
3 | Зимние события в мире природы | 10 |
4 | Весенние события в мире природы | 9 |
5 | | 33 |
6 | | |
| | |