Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Периодическая система от «А» до «Я»
(общеинтеллектуального направления)
8- 9класс
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметныерезультаты изучения курса является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
8 класс
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
9 класс
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
8 класс
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
9 класс
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Коммуникативные универсальные учебные действия
8 класс
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
9 класс
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Выпускник научится:
Получит возможность научиться:
Решать незнакомые задачи и выполнять упражнения, для решения которых используются известные алгоритмы;
Выполнять задания и решать задачи, направленные на развитие творческого потенциала личности.
Содержание курса внеурочной деятельности
(8 класс)
Блок, раздел содержания | Виды деятельности |
Введение (1час) | Ознакомление с целями и задачами курса, его структурой. |
1. Химическая формула вещества (6 часов) | Изучение Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; Изучение понятий: атом, молекула, индекс, коэффициент, ион, химическая связь, ее виды. Составление схем строения атомов первых 20-ти химических элементов, включая графическую формулу; Определение массовой доли элемента в веществе. |
2. Количество вещества (6часов) | Изучение понятий: количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём, постоянная Авогадро, относительная плотность газа. Решение комбинированных задач, в том числе на нахождение формулы неизвестного вещества. |
3. Соединения химических элементов (6 часов.) | Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, изучение и применение номенклатуры ИЮПАК. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». |
4 Уравнения химических реакций (13часов) | Отработка навыка составления уравнений химических реакций. Определение основных типов химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Составление простейших уравнений химических реакций: исходные вещества, продукты реакции, коэффициент, индекс. Отработка записи уравнений химических реакций в ионном виде и уравнение окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Проведение простейших расчётов по уравнениям химических реакций. Решение комбинированных задач. |
Итоговая проверка знаний (2часа). | Решение тестовой части и заданий с открытым ответом по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по химии. |
Содержание курса внеурочной деятельности
(9 класс)
Блок, раздел содержания | Виды деятельности |
Блок 1. Практикум. Решение задач(3 ч.) | Отработка навыков решения задач с массовой долей, содержанием примеси, комбинированные задачи, ОВР. |
Блок 2. Тематическая подготовка на основе систематизации и повторения теоретических основ химии 8–9 класса (22ч.) | Повторение теоретического материала и отработка навыков решения заданий ОГЭ, используя типовые экзаменационные варианты ФИПИ. |
Блок 3. Представления об органических веществах (6часа). | Изучение органических веществ и отработка навыков решения заданий ОГЭ, используя типовые экзаменационные варианты ФИПИ. |
Блок 4. Практическое применение полученных знаний при отработке навыков тестирования. (4 часа.) | Отработка навыков решения заданий ОГЭ, используя типовые экзаменационные варианты ФИПИ. |
Тематическое планирование
8 класс
Тема | Количество часов |
Правила ТБ. Химия-этот загадочный и увлекательный мир. | 1 |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева: ее виды. | 1 |
Как составляются химические формулы? | 1 |
Относительная молекулярная масса: как ее рассчитать? | 1 |
Расчет массовой доли элемента в веществе. | 1 |
Все о строении атома. | 1 |
Образование химической связи. | 1 |
Что такое «Количество вещества»? | 1 |
Молярные величины. | 1 |
Решение задач с использованием понятия «моль» | 1 |
Решение задач на нахождение формулы неизвестного вещества | 1 |
Решение задач на нахождение формулы неизвестного вещества | 1 |
Решение комбинированных задач. | 1 |
Степень окисления. Определение степени окисления | 1 |
Составление формул бинарных соединений металлов. | 1 |
Составление формул бинарных соединений неметаллов. | 1 |
Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). | 1 |
Расчет массовой доли в растворе. | 1 |
Решение комбинированных задач. | 1 |
Основные типы химических реакций. | 1 |
Составление простейших уравнений химических реакций | 1 |
Расчеты по химическим уравнениям. | 1 |
Расчеты по химическим уравнениям с содержанием примеси в веществе. | 1 |
Расчеты по химическим уравнениям с массовой долей растворенного вещества. | 1 |
Расчеты по химическим уравнениям с практическим выходом. | 1 |
Ионные уравнения реакций | 1 |
Решение упражнений на качественные реакции | 1 |
Генетическая связь между металлами | 1 |
Генетическая связь между неметаллами | 1 |
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) | 1 |
Метод электронного баланса | 1 |
Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. | 1 |
Решение заданий ОГЭ по химии (тестовая часть) | 1 |
Решение заданий ОГЭ по химии (задания с открытым ответом) | 1 |
Всего | 34ч |
Тематическое планирование
9 класс
Тема | Количество часов |
Решение задач на ОВР | 1 |
Решение задач с заданной массовой долей | 1 |
Решение комбинированных задач. | 1 |
Строение атома. | 1 |
Закономерности изменения свойств в периодах и группах периодической системы. | 1 |
Химическая связь, ее виды. | 1 |
Химические свойства оксидов. | 1 |
Химические свойства оснований. Амфотерность. | 1 |
Химические свойства кислот. | 1 |
Химические свойства солей. | 1 |
Способы получения металлов | 1 |
Металлы главных подгрупп I–III групп периодической системы Д.И. Менделеева. | 1 |
Металлы побочных подгрупп периодической системы Д.И. Менделеева. | 1 |
Качественные реакции на катионы в растворе | 1 |
Решение комбинированных тестов | 1 |
Решение задач на нахождение массовой доли. | 1 |
Признаки химических реакций. | 1 |
Классификация химических реакций по различным признакам. | 1 |
Электролитическая диссоциация. | 1 |
Реакции ионного обмена. | 1 |
Окислительно-восстановительные реакции. | 1 |
Качественные реакции на анионы в растворе | 1 |
Качественные реакции на газообразные вещества | 1 |
Правила техники безопасности . | 1 |
Решение комбинированных тестов | 1 |
Состав, строение простейших углеводородов: метана. | 1 |
Состав, строение простейших углеводородов: этилена. | 1 |
Состав, строение простейших углеводородов: ацетилена. | 1 |
Общие физические и химические свойства, применение углеводородов. | 1 |
Состав и строение спиртов | 1 |
Состав и строение карбоновых кислот | 1 |
Решение комбинированных тестов | 1 |
Решение комбинированных тестов | 1 |
Всего | 33ч. |