Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы» для 4 класса разработана на основе следующих документов:
Федеральных:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательной организации.
Локальных:
- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Липецкая ОШ»;
- положения о рабочей программе МКОУ «Липецкая ОШ»;
- учебного плана МКОУ «Липецкая ОШ» на 202о-2021 учебный год;
- календарного учебного графика на 2020- 2021 учебный год;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур
Содержание программы
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА и ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №2. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию
Раздел №5. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР.
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №6. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Раздел №7. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Раздел №8. Шахматная партия. Соревнования
- получение школьником опыта
Участие в соревнованиях по шахматам среди класса, района.
Раздел №9. Проверочная работа
Дидактические задания
–результат изучено материала
Тематическое планирование
4 класс (17 часа;1 час в неделю) первый год изучение шахмат
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Шахматная доска и шахматные фигуры | 1 |
2 | Ценность шахматных фигур. | 1 |
3 | Начальная расстановка фигур. | 1 |
4 | Игра всеми фигурами из начального положения | 3 |
5 | Ходы и взятие фигур | 3 |
6 | Цель шахматной партии | 3 |
7 | Шахматная комбинация | 3 |
8 | Соревнования | 1 |
9 | Проверочная работа | 1 |
| Итого | 17ч |
Календарно – тематическое планирование занятий кружка
по внеурочной деятельности «Шахматы»
№ п/п | Тема занятия | Дата |
По плану | По факту |
| Шахматная доска и шахматные фигуры | | |
| Ценность шахматных фигур. | | |
| Начальная расстановка фигур | | |
| Игра всеми фигурами из начального положения | | |
| Игра всеми фигурами из начального положения | | |
| Игра всеми фигурами из начального положения | | |
| Ходы и взятие фигур | | |
| Ходы и взятие фигур | | |
| Ходы и взятие фигур | | |
| Цель шахматной партии | | |
| Цель шахматной партии | | |
| Цель шахматной партии | | |
| Шахматная комбинация. (Тактические приёмы) | | |
| Шахматная комбинация. (Тактические приёмы) | | |
| Шахматная комбинация. (Тактические приёмы) | | |
| Соревнования | | |
| Проверочная работа | | |