СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивной направленности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной категории публикация представлена в виде программы внеурочной деятельности по шахматам, отражающая достижения обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивной направленности»

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы» для 4 класса разработана на основе следующих документов:

Федеральных:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

-Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательной организации.

Локальных:

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Липецкая ОШ»;

- положения о рабочей программе МКОУ «Липецкая ОШ»;

- учебного плана МКОУ «Липецкая ОШ» на 202о-2021 учебный год;

- календарного учебного графика на 2020- 2021 учебный год;




























Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

К концу учебного года дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат;

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур

  • проводить элементарные комбинации;



Содержание программы

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА и ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Раздел №2. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Раздел №4. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию

Раздел №5. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР.

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Раздел №6. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Раздел №7. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Раздел №8. Шахматная партия. Соревнования

- получение школьником опыта

Участие в соревнованиях по шахматам среди класса, района.

Раздел №9. Проверочная работа

Дидактические задания

–результат изучено материала





































Тематическое планирование

4 класс (17 часа;1 час в неделю) первый год изучение шахмат


п/п

Наименование разделов

Всего

часов

1

Шахматная доска и шахматные фигуры

1

2

Ценность шахматных фигур.

1

3

Начальная расстановка фигур. 

1

4

Игра всеми фигурами из начального положения

3

5

Ходы и взятие фигур

3

6

Цель шахматной партии

3

7

Шахматная комбинация

3

8

Соревнования

1

9

Проверочная работа

1


Итого

17ч




















Календарно – тематическое планирование занятий кружка

по внеурочной деятельности «Шахматы»


№ п/п

Тема занятия

Дата

По плану

По факту

Шахматная доска и шахматные фигуры



Ценность шахматных фигур.



Начальная расстановка фигур



Игра всеми фигурами из начального положения



Игра всеми фигурами из начального положения



Игра всеми фигурами из начального положения



Ходы и взятие фигур



Ходы и взятие фигур



Ходы и взятие фигур



Цель шахматной партии



Цель шахматной партии



Цель шахматной партии



Шахматная комбинация. (Тактические приёмы)



Шахматная комбинация. (Тактические приёмы)



Шахматная комбинация. (Тактические приёмы)



Соревнования



Проверочная работа















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!