Рабочая программа научного общества учащихся по физике .
Пояснительная записка
Рабочая программа научного общества учащихся по физике касается развития внеурочной деятельности, направленной на личное развитие учащихся, на совершенствование знаний школьников в определенных областях физики и техники, развитие интеллекта, познавательных интересов и креативных способностей личности, приобретение навыков научно-исследовательской работы. Работа научного общества учащихся (НОУ) направлена на формирование навыков работы с научной литературой, отбора, анализа и систематизации материала; грамотного оформления научной работы.
Физика, как наука о природе, лежащая в основе всего естествознания, в первую очередь, наука экспериментальная, в основе которой лежат наблюдения и опыты. Именно организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – главный фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной. Система исследовательской деятельности школьников объединяет разнообразные формы ее организации - олимпиады и конкурсы, участие в проектах, организация НОУ и участие в конференциях различного уровня. Для развития исследовательских и аналитических компетенций обучающихся в школе создано научное общество учащихся по физике .
Основными направлениями работы НОУ являются: включение в учебно – исследовательскую деятельность способных и увлеченных ребят в соответствии с их учебными и научными интересами, обучение их работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования, оказание практической помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы, редактирование и издание работ, представление работ на конкурсах и конференциях.
Учебное исследование ученика – это деятельность, направленная на решение интересующей проблемы, это возможность максимально использовать свои знания и умения и показать публично достигнутый результат.
Цели деятельности НОУ:
Формирование учебно-исследовательских умений школьников в процессе изучения физики.
Содействие повышению престижа и популяризации физики, пропаганда достижений науки и техники.
Включение учащихся в процесс самообразования, развитие у них познавательной активности и творческих способностей.
Содействие профессиональному самоопределению учащихся.
Содержательная организация свободного времени.
Задачи деятельности НОУ:
1.Обучения:
знакомство с методами научного познания.
формирование приемов технического моделирования и конструирования,
Формирование навыков работы с научной литературой, отбора, анализа и систематизации материала; грамотного оформления научной работы.
ознакомление с организацией и проведением исследований,
выполнение исследований и проектов;
2.Развития:
углубление и расширение знаний в области науки и техники,
развитие познавательной и творческой активности, исследовательской самостоятельности;
приобретение опыта публичного выступления
3.Воспитания:
развитие методологической культуры школьников,
владение искусством дискуссии, выступлений перед аудиторией.
Организация работы НОУ
Деятельность НОУ может осуществляться по следующим направлениям:
подготовка к участию в олимпиадах и научно-практических конференциях разного уровня.
выполнение индивидуальных исследовательских работ по физике;
Программа НОУ по физике рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.
Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривают следующее распределение материала:
№ п/п | Темы программы | Кол-во часов по программе | Кол-во часов, отведенных на исследовательскую деятельность |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Физический эксперимент | 5 | 5 |
3 | Исследовательская культура современного школьника | 17 | 13 |
4 | Секреты успешного выступления | 5 | 3 |
5 | Физика и мир профессий | 7 | 5 |
| Итого: | 35 | 26 |
Содержание программы
Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп, выбор консультантов.
Методы научного познания. Методика наблюдения физических явлений. Физический эксперимент как важный метод научного познания природы. Значение гипотез и построение моделей в процессе познания. Техника и технология проведения физических опытов. Два вида научного эксперимента. Основные этапы познания при изучении физических явлений.
Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Учебно-исследовательская работа: структура, содержание, этапы, методы работы над темой. Изучение литературы по исследуемой проблеме. Обработка информации. Планирование и проведение исследования. Оформление и защита результатов исследования. Подготовка тезисов к публикации.
Правила успешного публичного выступления. Советы оратору – 5 шагов к успешной речи. Кто ясно мыслит – просто излагает. Правильно оформляем презентацию.
Профессии, связанные с физикой. Авиа- и ракетостроение. Автомобилестроение и автотранспорт. Нефте- и газодобыча. Ядерная техника. Энергетика. Медицинская и биологическая физика.
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. | 1 |
2 | Методы научного познания. | 1 |
3 | Методика наблюдения физических явлений. Физический эксперимент как важный метод научного познания природы. | 1 |
4 | Значение гипотез и построение моделей в процессе познания. | 2 |
5 | Техника и технология проведения физических опытов. Два вида научного эксперимента. | 1 |
6 | Основные этапы познания при изучении физических явлений. | 1 |
7 | Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. | 1 |
8 | Учебно-исследовательская работа: структура, содержание, этапы, методы работы над темой. Изучение литературы по исследуемой проблеме. | 1 |
9 | Обработка информации. Планирование и проведение исследования. | 1 |
10 | Оформление и защита результатов исследования. Подготовка тезисов к публикации. | 1 |
11 | Выбор темы индивидуального проекта. Формулировка проблемы. Планирование проведения исследования. | 1 |
12 | Правильно оформляем презентацию | 1 |
13-24 | Индивидуальная работа по проектам | 1 |
25 | Правила успешного публичного выступления. Советы оратору – 5 шагов к успешной речи. Кто ясно мыслит – просто излагает. | 1 |
26-28 | Сдача проектов | 3 |
29 | Профессии, связанные с физикой. Авиа- и ракетостроение. | 2 |
30 | Автомобилестроение и автотранспорт. | 1 |
31 | Нефте- и газодобыча | 1 |
32 | Ядерная техника. Энергетика | 1 |
33 | Медицинская и биологическая физика. | 1 |
34 | Физика в быту | 1 |
35 | Подведение итогов | 1 |
Ожидаемые результаты
Уметь работать с разными источниками, уметь фиксировать в записях основное содержание необходимого материала;
Владеть исследовательскими умениями и навыками;
Владеть навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта;
Уметь грамотно оформлять исследовательские работы;
Защита и публикация результатов исследования.
Литература для учителя:
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
2. Объедков Е.С., Поваляев О.А. Физическая микро-лаборатория. – М., 2001г.
3. Рабиза Ф.В. «Забавная физика», Москва, 2000г.
4. Специо М. Ди «Занимательные опыты», ООО «Астрель», 2004г.
Интернет – ресурсы:
Интерактивная физика http://interfizika.narod.ru/molec.html
Занимательная физика http://www.afizika.ru/zanimatelnieopyty
Классная физика http://class-fizika.spb.ru/vide1
Физика для всех http://all-fizika.com/virtual/pryjin.php