Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
с
Рассмотрено на ШМО:
Протокол №___ от ________
Руководитель:________(________)
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол педсовета №___ от ________
Директор школы:________( )
редняя общеобразовательная школа № 5 г. Искитима Новосибирской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ
«В мире физики»
Составитель: Л.Н. Санникова
учитель физики
г. Искитим
2018 год
Рабочая программа курса составлена на основе нормативно-правовой базы:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
ООП ООО МБОУ СОШ № 5 г. Искитима Новосибирской области;
План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 5 г. Искитима Новосибирской области на 2018 - 2019 учебный год.
Пояснительная записка
Программа курса Мастерская проектов разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности.
Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Программа курса предназначена для учащихся 5-8 классов, интересующихся проектной и исследовательской деятельностью.
Основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.
Задачи курса:
формирование представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
развитие умений и навыков исследовательского поиска;
развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
формирование коммуникативной компетентности;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования. Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный и деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, на 1 час в неделю, всего 17 часов.
Количество детей в группе – 10-12 человек.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся не только в учебном кабинете, но и в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Программа общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа “ ” – общеинтеллектуальной направленности. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-8 классов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (17 часов), длительность занятия 45 минут.
Характеристика основных планируемых результатов
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий по проектно-исследовательской деятельности можно использовать следующие показатели:
- умение выделить проблему
- умение поставить цель исследования
- умение сформулировать гипотезу
- умение выделить объект исследования
- умение определить предмет исследования
- умение описать параметры и критерии предмета исследования
- умение подобрать соответствующие методы исследования
- умение подобрать инструментарий
- умение осуществить анализ результатов
- умение оценивать промежуточные и конечные результаты
- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения
- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Планируемые результаты реализации программы:
По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию;
выберутся методы исследования;
последовательное исследование;
зафиксированные полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализированный и обобщенный полученный результат;
подготовленный отчет – сообщение по результатам исследования;
публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
организацию экспресс – исследования, коллективного и индивидуального;
результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;
включение в конкурсную защиту творческих проектов, среди учащихся 5 класса не менее 10%;
интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Содержание программы
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проектной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей ипроектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного
материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Тематическое планирование(17 часов)
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности |
Дата | Тема занятия | Элемент содержания | Требования к результатам | Форма | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы |
Тема: «Введение в проектно-исследовательскую деятельность» Всего часов |
1 | | Что такое проект. Виды проектов. | Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся. Введение в тему проекта. Физические приборы | | Беседа | ЦОРы, ЭОРы |
2 | | Что такое проблема? | Ознакомить с понятием проблема. Рассказ про капиллярные явления в природе. Выполнение опытом учащимися. Постановка вопросов, формулировка проблемы. | Умение видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. | Беседа | ЦОРы, ЭОРы |
3 | | Учимся выдвигать гипотезы. Источники информации | знакомство с понятием «гипотеза», «источник информации» и его видами (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео - фильмы, ресурсы Интернета). | Поиск информации в разных источниках | Объяснение | ЦОРы, ЭОРы |
4 | | Выбор темы исследования. Определение и формулирование целей и задач | Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. По теме Физические приборы своими руками. Определение типа проекта (индивидуальный, групповой; творческий, информационный) | Уметь ставить цели и определять задачи исследования. | Практика, работа в группах. | ЦОРы, ЭОРы |
5 | | Выбор методов исследования. | Познакомить с методами исследования, | Уметь проводить исследования с использованием различных методов. | Практика Анкетирование Эксперимент | ЦОРы, ЭОРы |
6 | | Сбор материала для проекта. | Ознакомить с правилами и способами сбора материала. | Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами хранения и обработки материала. | Практика | ЦОРы, ЭОРы |
7 | | Работа над проектом | Определение Предмета и методов исследования в работе над проектом. | Составление плана работы над проектом | Беседа, исследовательская работа в группах | ЦОРы, ЭОРы |
8 | | Подготовка к устной защите. | | Уметь объективно оценивать результаты своей успешности/ не успешности в ходе реализации проектной деятельности. | Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. | ЦОРы, ЭОРы |
9 | | Защита проектов. | | Публичное выступление, ответы на вопросы | Конференция | ЦОРы, ЭОРы |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
1. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
2. Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.
3. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .
4. Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928
5. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925
6. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
7. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
8. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
9. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
10. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
11. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / ГузеевВ.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
12. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е.
13. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Литература для учащихся:
1. Детские энциклопедии по истории и русской литературе (статьи периода 9-16 вв.), справочники и другая аналогичная литература.
Интернет-ресурсы:
1. https://docs.google.com/document/d/1iZ9dbiHHzUieuNXh5oSxibFrORB04o4DrCsjUu2gWsE/edit
https://docs.google.com/document/d/1iZ9dbiHHzUieuNXh5oSxibFrORB04o4DrCsjUu2gWsE/edit
2. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]
http://www.mirknig.com/
3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;