СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по физике(проектные мастерские)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по физике(проектные мастерские)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

с

Рассмотрено на ШМО:

Протокол №___ от ________

Руководитель:________(________)





УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета №___ от ________

Директор школы:________( )





редняя общеобразовательная школа № 5 г. Искитима Новосибирской области













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности


ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ

«В мире физики»








Составитель: Л.Н. Санникова

учитель физики











г. Искитим

2018 год


Рабочая программа курса составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • ООП ООО МБОУ СОШ № 5 г. Искитима Новосибирской области;

  • План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 5 г. Искитима Новосибирской области на 2018 - 2019 учебный год.

Пояснительная записка

Программа курса Мастерская проектов разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности.

Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Программа курса предназначена для учащихся 5-8 классов, интересующихся проектной и исследовательской деятельностью.

Основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности.

Задачи курса:

  • формирование представления о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучение специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • развитие умений и навыков исследовательского поиска;

  • развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;

  • формирование коммуникативной компетентности;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

  • формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Проектная деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования. Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный и деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, на 1 час в неделю, всего 17 часов.

Количество детей в группе – 10-12 человек.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся не только в учебном кабинете, но и в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Программа общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.


Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа “ ” – общеинтеллектуальной направленности. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-8 классов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю (17 часов), длительность занятия 45 минут.


Характеристика основных планируемых результатов

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий по проектно-исследовательской деятельности можно использовать следующие показатели:

- умение выделить проблему

- умение поставить цель исследования

- умение сформулировать гипотезу

- умение выделить объект исследования

- умение определить предмет исследования

- умение описать параметры и критерии предмета исследования

- умение подобрать соответствующие методы исследования

- умение подобрать инструментарий

- умение осуществить анализ результатов

- умение оценивать промежуточные и конечные результаты

- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

-результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение  

  успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках  

  (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Планируемые результаты реализации программы:

По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:

  • действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

  • гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

  • деятельность по самостоятельному исследованию;

  • выберутся методы исследования;

  • последовательное исследование;

  • зафиксированные полученные знания (соберется и обработается информация);

  • проанализированный и обобщенный полученный результат;

  • подготовленный отчет – сообщение по результатам исследования;

  • публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

  • организацию экспресс – исследования, коллективного и индивидуального; 

  • результаты на мини - конференциях, семинарах не менее 50%;

  • включение в конкурсную защиту творческих проектов,  среди учащихся 5 класса не менее 10%;

  • интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.











Содержание программы

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами проектной деятельности: от осмысления сути проектной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей ипроектной деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного

материала;

• участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.


















Тематическое планирование(17 часов)


п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности


Дата

Тема занятия


Элемент содержания


Требования к результатам


Форма

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы

Тема: «Введение в проектно-исследовательскую деятельность»

Всего часов

1


Что такое проект. Виды проектов.

Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.

Введение в тему проекта.

Физические приборы


Беседа


ЦОРы, ЭОРы

2


Что такое проблема?

Ознакомить с понятием проблема.

Рассказ про капиллярные явления в природе.

Выполнение опытом учащимися. Постановка вопросов, формулировка проблемы.

Умение видеть проблему, изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Беседа


ЦОРы, ЭОРы

3


Учимся выдвигать гипотезы. Источники информации

знакомство с понятием «гипотеза»,

«источник информации» и его видами  (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео - фильмы, ресурсы Интернета).

Поиск информации в разных источниках

Объяснение


ЦОРы, ЭОРы

4


Выбор темы исследования. Определение и формулирование  целей и задач

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. По теме Физические приборы своими руками. Определение типа проекта (индивидуальный, групповой; творческий, информационный)

Уметь ставить цели и определять задачи исследования.

Практика, работа в группах.


ЦОРы, ЭОРы

5


Выбор методов исследования.

Познакомить с методами исследования,

Уметь проводить исследования с использованием различных методов.

Практика

Анкетирование

Эксперимент

ЦОРы, ЭОРы

6


Сбор материала для проекта.

Ознакомить с правилами и способами сбора материала.


Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами хранения и обработки материала.

Практика

ЦОРы, ЭОРы

7


Работа над проектом

Определение 

Предмета и методов исследования в работе над проектом.

Составление плана работы над проектом

Беседа, исследовательская работа в группах

ЦОРы, ЭОРы

8


Подготовка к устной  защите.




Уметь объективно оценивать результаты своей успешности/ не успешности в ходе реализации проектной деятельности.


Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

ЦОРы, ЭОРы

9


Защита проектов.


Публичное выступление, ответы на вопросы

Конференция

ЦОРы, ЭОРы






Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя:

1.        Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

2.        Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер. с польск. - М., 1981.

3.        Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .

4.        Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928

5.        Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925

6.        Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

7.        Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.

8.        Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

9.        Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях

технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ

10.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

11.     Гузеев В.В.           Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / ГузеевВ.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

12.     Полат  Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е.

13.      С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.


Литература для учащихся:

1. Детские энциклопедии по истории и русской литературе (статьи периода  9-16 вв.), справочники и другая аналогичная литература.

Интернет-ресурсы:

1.   https://docs.google.com/document/d/1iZ9dbiHHzUieuNXh5oSxibFrORB04o4DrCsjUu2gWsE/edit

https://docs.google.com/document/d/1iZ9dbiHHzUieuNXh5oSxibFrORB04o4DrCsjUu2gWsE/edit

2. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс]

http://www.mirknig.com/

3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] 

http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html


Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!