СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

для учителей физики

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по физике 9 класс»

Элективный курс по решению физических задач.

(физика 9 класс)

Пояснительная записка.

  Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением задач. Решая физические задачи, ребята должны знать в чём заключается их работа. Ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов: 1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.), 2) собственно решения (составления плана и его осуществление), 3) анализа результата решения. С введением ЕГЭ необходимость в умении решать задачи возросла. Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Курс поможет определиться с дальнейшим выбором профиля, выявить одарённых учеников.

Цель курса:

Научить учащихся решать расчётные и качественные физические задачи. Повысить интерес к предмету, т.к. предмет начинает нравиться тогда, когда его понимаешь. Решать олимпиадные задачи, готовить к сдаче ЕГЭ и помочь в правильности выбора профиля в старших классах.



Задачи курса:

1.Повторить все темы курса физики, изучаемые в 7, 8, 9 классах и углубить полученные знания

2. Познакомить учащихся с алгоритмом решения задач.

3. Продолжить формирование логического мышления учащихся.

4. Научить решать олимпиадные задачи.

5. Работа с одарёнными детьми.

Содержание курса:

Урок№1.Физические величины и их измерения. Точность измерений и вычислений.

Урок№2. Метрическая система мер. Запись больших и малых чисел. Алгоритм решения задач. Умножение и деление чисел, записанных в стандартном виде.

Урок№3 Теория МКТ. Решение качественных задач.

Урок№4 Решение задач на тему «Тепловое расширение тел».

Урок№5 Плотность вещества. Решение качественных задач.

Урок№6 Решение задач на тему «Плотность вещества».

Урок№7 Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.

Урок№8 Решение задач на тему «Относительность движения».

Урок№9 Вычисление средней скорости движения. Проанализируй реальность полученного результата.

Урок№10 График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения..

Урок№11 Инертность тел. Явление инерции. Причины изменения скорости тел. Первый закон Ньютона. Решение качественных задач.

Урок№12 Ускорение при равноускоренном движении. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения. Решение задач на нахождение скорости и ускорения по закону движения..

Урок№13 График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. Проанализируй реальность полученного результата.

Урок№14 Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость. Проанализируй реальность полученного результата.

Урок№15 Решение задач на тему «Вес тела невесомость». Проанализируй реальность полученного результата.

Урок№16 Давление твёрдых тел, газов и жидкостей. Решение качественных задач.

Урок№17 Решение задач на тему «Давление».

Урок№18 Атмосферное давление. Решение качественных задач.

Урок№19 Архимедова сила. Решение качественных задач.

Урок№20 Решение задач на тему «Архимедова сила».

Урок№21 Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.

Урок№22 Решение задач на тему «Работа и мощность».

Урок№23 Решение задач на тему «Механическая энергия».

Урок№24 Решение задач на тему «Закон сохранения энергии».

Урок№25 Простые механизмы. Момент сил. Правило моментов. Решение качественных задач.

Урок№26 Решение задач на тему «Правило моментов, КПД механизмов».

Урок№27 Внутренняя энергия. Способы изменения Виды теплопередачи. Решение качественных задач.

Урок№28 Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».

Урок№29 Уравнение теплового баланса. Решение качественных задач.

Урок№30 Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».

Урок№31 Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычислении сопротивления цепи.

Урок№32 Решение задач на тему «Законы постоянного тока».

Урок№33 Решение задач на тему «Работа и мощность тока».

Урок№34 Решение задач на тему «Электрический ток».

Урок: №35 Итоговое занятие.

Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче. Установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ). Приступая к решению задачи, надо напомнить ученикам о необходимости иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели.

Алгоритм решения физических задач.

  1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.

  2. Запиши условие в буквенном виде.

  3. Вырази все значения в системе СИ.

  4. Выполни рисунок, чертёж, схему.

  5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.

  6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.

  7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.

  8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.

  9. Проанализируй реальность полученного результата.



Ожидаемые результаты работы учащихся по данному курсу:

1. Объективизация самооценки учащихся, проявляющаяся в выборе ими примерного профиля дальнейшего обучения;

2.Приобретение и развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;

3.Формирование навыков решения определенных групп задач, включая задания с элементами конструирования, и качественные задачи. Активное участие в дискуссии, умение строить логическую цепь рассуждения.

4. Повышение результатов в районных олимпиадах.

Контроль результативности:

1.Проведение контрольных работ у учащихся в начале и по завершении курса.

2.Контроль состояния текущей успеваемости по предмету; результатами тестирования с включением заданий базового уровня и заданий по программе элективного курса (результаты тестирования для учащихся носят ориентировочный характер).

3.Выполнение учащимися заданий творческого характера; отслеживание выбора учащимися профиля и успешностью обучения по этому профилю.

Литература.

1. Лукашик. В. И. Физическая олимпиада.

2. Лукашик. В. И. Сборник задач по физике. 7-9 класс.

3. Тульчинский. М. Е. Сборник качественных задач по физике.

4. Пинский Физика 7,8 класс.

5. В.С.Горяинов, Г.В. Карайчев, М.И. Коваленко «Школьные олимпиады».

6.В.А.Шевцов Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 9-11 классах. Законы Ньютона


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!