СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по биологии «Тысяча и одно растение». Дистанционное обучение. 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране, мной была разработана программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 классов, с целью формирования и поддержания учебного интереса к предмету в условиях дистанционного обучения.

Программа внеурочной деятельности по биологии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету в игровой форме.

Внеурочная деятельность по биологии в 5 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения биологической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить обучающихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований образования.

По результатам наблюдений обучающиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.

Программа включает 4 занятия ориентированные для работы на дистанционном обучении с использованием  программы ZOOM.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по биологии «Тысяча и одно растение». Дистанционное обучение. 5 класс.»

Программа внеурочной деятельности по биологии

«Тысяча и одно растение» для 5 классов.



Пояснительная записка

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране, мной была разработана программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 классов, с целью формирования и поддержания учебного интереса к предмету в условиях дистанционного обучения.

Программа внеурочной деятельности по биологии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету в игровой форме.

Внеурочная деятельность по биологии в 5 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения биологической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить обучающихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований образования.

По результатам наблюдений обучающиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.

Программа включает 4 занятия ориентированные для работы на дистанционном обучении с использованием программы ZOOM.



Тематическое планирование внеурочной деятельности по биологии

«Тысяча и одно растение» для 5 классов.


Тема занятия

Используемый материал

Результат работы

Выводы занятия

1

Легенды о цветах

Материалы книги Красикова С. П.

Cозданная легенда

Каждое растение индивидуально

2

Дуб и Береза – символы России

Стихи Есенина и Фета

Свое созданное стихотворение

Флора России очень разнообразна

3

Комнатные эксперименты

Комнатные цветы

Видеоотчет проведенного опыта

Опытным путем возможно доказать, что Растение – живой организм

4

«Растительное домино»

Картинки растений из интернета, картон

Игра «Домино»

Изучение растений может быть не только полезным, но и интересным












Приложения

1 занятие. Тема: Легенды о цветах

Цель: Изучение легенд и притчей о цветковых растение. Создание своей истории о любом цветковом растении.

Задание 1: Прочитайте предложенные легенды и притчи. Какие выводы можно сделать на основе каждого рассказа?







Легенда о Нарциссе

Жил красивый юноша по имени Нарцисс.Он был сыном речного бога Кефисса. Нимфа Эхо, пленённая его красотой, жестоко страдала от неразделённой любви. В конце – концов, Эхо ушла в горы и там умерла, оставив свой голос. Так уж вышло, что сердце юноши никому не отвечало взаимностью.

В наказание Немесида напророчила Нарциссу испытать однажды всепоглощающее чувство безответной любви. И в скором времени пророчество сбылось: в знойный день юноша склонился над ручьём, чтобы утолить жажду и, увидев собственное отражение в зеркальной глади воды, замер. Нарцисс был очарован, влюблён до беспамятства. Он не спал, не ел, только любовался собой, пока не умер. На месте, где душа покинула тело, вырос прекрасный одинокий цветок с поникшей головой.







Притча. Одуванчики

Один человек решил сделать красивую зелёную лужайку. Он очень гордился тем, какая она у него получилась: ровная, красивая и зелёная.Однажды он увидел, что среди зелёной травы зацвели одуванчики.Это его разозлило. Он вырвал цветы руками. Но, спустя время, одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И, как человек только ни пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке, бурно расти и цвести.Человек написал об этом пост на форуме с просьбой помочь в борьбе с одуванчиками. Он подробно перечислил все использованные методы борьбы с сорняками. А пост закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Может, есть ещё какой-то действенный способ, которого я не знаю?»Вскоре он получил неожиданный ответ, к которому присоединились все участники форума: «Предлагаем вам полюбить их».

Легенда. Цветок-радуга. Ирис

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…

Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы. Три лепестка, сложенные в заостренный конус, три других отогнуты книзу, а по окраске – все цвета радуги! Кому не известен этот простенький, но очаровательный цветок? В германии этот цветок за форму листьев носит название меч-лилия. В Египте цветы ириса были символом красноречия, а в Аравии, наоборот считались символом молчания и печали. В Японии и поныне устраивают на исходе весны ханами – праздник созерцания ирисов. В этой стране можно повсюду встретить изображения ириса: его листья, похожи на мечи, и поэтому считают, что они пробуждают в мужчинах мужество. Слова ирис и воинский дух в японском языке обозначаются одним и тем же иероглифом.Вот такой разный он, этот цветок-радуга, вместе с огнем подаренный Прометеем человечеству.

Задание 2: Создайте свою легенду о любом цветковом растении. Не забудьте учесть главные особенности своего растения.

2 занятие. Тема: Дуб и Береза – символы России.

Цель: Изучение особенностей растительного мира России путем анализа творчества русских поэтом и писателей. Создание собственной творческой работы.

Задание1:Прочитайте представленные стихотворения и ответьте на вопросы.


Афанасий Фет

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.


Сергей Есенин

Белая берёза.

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.


  1. С чем ассоциируется Береза и Дуб у Фета?

  2. Какие главные особенности в описании Березы выделяет Есенин?

  3. Почему именно эти деревья олицетворяют Россию?

  4. Какие еще деревья вы бы могли предложить для символизации образа нашей Родины? Почему?


Задание 2: Попробуйте написать свое стихотворение о Вашем любимом дереве.










3 занятие. Тема: Комнатные эксперименты.


  1. ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.


ЦЕЛЬ: Проверить опытным путем как растение теряет влагу через испарение.


МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.


Этапы работы:

1.Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клейкой лентой.

2. Поставить растение на 3-4 часа на Солнце.

3. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.


ИТОГ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.

ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по

стеблям, откуда попадает в листья и испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние натемпературу и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьицаназывается транспирацией.


2. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЯ


ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, с какой стороны листа в растение проникаетвоздух.


МАТЕРИАЛЫ: Цветок в горшке, вазелин.

Этапы работы:

1. Намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность несколькихлистьев.

2. Намазать толстый слой вазелина на нижнюю поверхность несколькихлистьев.

3. Ежедневно в течении недели наблюдать за растением.

4. Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелиномсверху и снизу.


ИТОГ: Листья, на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда какдругие не пострадали.

ПОЧЕМУ? Отверстия на нижних поверхностях листьев – устьица- служат длядвижения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица,перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельностиуглекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.

















4 занятие. Тема: Домино.


Цель: Создание игры домино, используя знания о растительном мире и творческий потенциал.


Задание: Создать игру «Домино», пользуюсь памяткой, представленной ниже.


  1. Выберете 6 различных растений.

  2. Возьмите картон или плотную бумагу и вырежете карточки размером 6 на 10 см

  3. Игра «Домино» состоит из 28 костей. Поэтому и Вы должны создать 28 карточек.

  4. Комбинации на карточках не должны повторяться.

  5. Растения на карточках могут быть нарисованы или напечатаны.

  6. Играйте с удовольствием всей семьей!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!