Курс «Биология вокруг нас» позволит учащимся познакомиться с основными наиболее значимыми объектами живой природы родного края и их ролью для окружающей природы и человека как её части.
Занятия создадут условия для формирования навыков грамотного, бережного обращения с объектами живой природы.
Преподавание курса в основном должно проводиться с использованием активных методов обучения. Курс «Биология вокруг нас » включает 1 лабораторную и 4 практических работы, 2 экскурсии на природу, 5 виртуальных экскурсий и 2 акции с выходом в природу. Значительная роль на занятиях отведена на постановку и разрешение проблемных вопросов. В рамках курса может проводиться урок-размышление. Развить у учащихся умение работать в коллективе поможет выполнение работы в группе и в парах.
Учитывая возрастные особенности учащихся 5-го класса, среди методов обучения широко представлены игры, конкурсы, творческие задания (дидактические игры, уроки-путешествия, биологическая гостиная, конкурсные задания и т.д.).
2. Учащиеся в течение курса приобретают умения и навыки:
Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых объектов. Значение и многообразие проявлений жизни ни Земле.
Практически значимые группы растений для человека, растения выращиваемые человеком. Растения, используемые в пищу: овощи, фрукты и ягоды, злаки. Витамины естественные и искусственные. Правильное питание.
Лекарственные, декоративные и комнатные растения.
Растения перечисленных групп, произрастающие на территории Улья невской области.
«Во саду ли в огороде». Изучение многообразия овощных культур и их значения для человека.
Климатические особенности различных мест произрастания растений. Отличительные особенности растений леса, луга, водоема, степи, пустыни. Основные представители этих групп (на примере 5-6 растений). Климатические зоны Ульяновской области, преобладающие виды растений. Редкие и исчезающие растения. Красная книга растений Ульяновской области.
Съедобные и несъедобные грибы Ульяновской области. Правила сбора грибов. Разнообразие форм грибов (мукор, пеницилл, дрожжи, трутовик). Полезные и опасные грибы. Многообразие грибов, их значение для человека.
Отличительные особенности животных наземно-воздушной, почвенной и водной сред обитания. Наиболее важные представители этих групп животных Ульяновской области. Животные, практически значимые для человека (сельскохозяйственные животные). Отличие диких и домашних животных Правила содержания и ухода за сельскохозяйственными и домашними животными. Редкие и исчезающие животные. Красная книга животных Ульяновской области.
Итоги акции «Помоги птицам!». Отчет в виде рисунков, фотографий, докладов, творческих сочинений о строительстве скворечников, кормушек и зимний период года.
• о воздействии живых систем (бактерий, грибов, лишайников) на здоровье человека;
• оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями или грибами;
• обрабатывать статистические данные.
№ | Тема урока | Основные понятия | Методы и формы урока | Оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание |
личностные | метапредметные | предметные |
Введение «Живое вокруг нас» (2 часа) |
1.1 сентябрь | «Живая и неживая природа вокруг нас». | Признаки живой и неживой природы. Жизнь. Растения, животные, грибы. Охрана живых объектов. | Эвристическая беседа, заполнение таблицы, работа с наглядным материалом. Демонстрация рисунков, кино- и видеопродукции. Дидактическая игра «Отгадай, кто?» | Растения пришкольного участка, школьного кабинета, аквариум, зооуголок. Видео- и мультимедиа- средства. | Ответы на проблемные вопросы, заполнение таблицы «Сравнение живых и неживых объектов». | Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. | Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) | Знать: о необходимости охраны живых объектов. | Творческое сочинение «Природа моего двора». |
2.2 сен тябрь | Экскурсия в парковую зону «Многоцветье жизни». | Мониторинг, многообразие, сезонные изменения, гербарий. Синквейн. | Наблюдение, мониторинг, эвристическая беседа, проблемные вопросы, дидактическая игра «Представь. что ты ...». | Блокноты, карандаши, фотоаппараты, диктофоны. | Записи в блокнотах, ответы на проблемные вопросы, зарисовки. Составление синквейна. | Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы. | Структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе. | Знать правила поведения на экскурсии и правила её проведения | Творческий отчет об экскурсии (в виде рисунков, фотографий, стихов, сказок и т.д.) |
Тема I. «Без растений - никуда» (9 часов) |
3.1 сен тябрь | «Такие необходимые растения». | Сельскохозяйственные, пищевые, технические. декоративные растения. | Проблемные вопросы, эвристическая беседа. Демонстрация рисунков, кино- и видеопродукции. Решение познавательных задач.- | Таблицы, плакаты, слайды. Гер- барный материал, муляжи. | Ответы на проблемные вопросы, задание «За- кончи фразу». | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Уметь пояснить значение растений в природе и жизни человека. Знать практически важные для человека группы растений | Написать паспорт любого растения, с точки зрения его значения для природы и человека. |
4.2 сен тябрь | Изучение особенностей и многообразия овощей. «Во саду ли в огороде». | Овощи и овощные культуры, почва, сорт, уход, насекомые-вредители. | Наблюдение, сравнение, демонстрация объектов, проблемные вопросы, работа в группах (изучение овощной культуры), заполнение таблицы «К нам на огород со всех земель». | Таблицы, плакаты, овощи и их муляжи. Пакеты с семенами овощных культур. | Заполнение таблицы, отчет о работе каждой группы. Обсуждение проблемных вопросов. | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Знать: особенности внешнего вида, произрастания овощных культур, их виды и продукты из них; овощные культуры Ульяновской области. | Творческий отчет в свободной ; форме на тему: «Долгое путешествие растения», «Ни дня без овощей» и т.д. |
5.3 ок тябрь | Изучение особенностей и многообразия декоративных растений. Практическая работа №1 «Сотвори красоту сам». | 4-5 видов декоративных растений. Клумбы, альпийские горки, цветник, искусство икебаны. Дизайн, интерьер. | Эвристическая беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, групповая деловая игра «Моя профессия - дизайнер». | Сухие и живые цветы, вазы, декоративные украшения. Рисунки, открытки, фото, иллюстрации. Цветовой шестисекторный круг. | Отчет о работе групп. Выполнение заданий со свободным ответом. | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Знать особенности произрастания различных декоративных культур. Уметь правильно составлять букеты, икебаны. | Доделать икебану или букет, дать ему название, сделать рисунок или фотографию. Составить общий плакат композиций. |
6.4 ок тябрь | Праздник урожая «Щедрая осень». ’ | | Урок-конкурс, урок-турнир. | Поделки учащихся с использование овощей, фруктов, цветов, декоративного материала. | . | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Составление букетов, композиций. Проведение творческих конкурсов | |
7.5 ок тябрь | Изучение особенностей и многообразия злаков. Лабораторная работа №1 «Из чего ты, каша?». | . Злаковые растения, зерновые культуры. Яровой, озимый злак. Мягкая и твердая пшеница. Колос, солома, крупа: манная, ячневая, пшенная, рисовая, овсяная, кукурузная. | Наблюдение, сравнение, работа в группах (изучение конкретного злака), дидактическая сказка «Как люди научились печь хлеб», заполнение таблицы «Злаки в поле и на столе». | Таблицы, плакаты, слайды, гер- барный материал. Образцы колосьев, семян злаков и видов круп. Рецепты блюд из круп | Заполнение таблицы, отчет о работе каждой группы. Выполнение заданий с выбором ответов | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение растений как части природы, эстетического отношения к живым объектам, знания основных принципов и правил отношения к живым объектам. | Умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию. Умение создавать модели и схемы, преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач. Умение организовывать учебное сотрудничество для решения совместных задач. Развитие ИКТ-компетентности. | Знать: особенности внешнего вида, произрастания злаков, их виды: | Сделать перепись домашних продуктов, которые получены из злаков. Узнать у родителей рецепты каш. |
8.6 но ябрь | Изучение особенностей и многообразия фруктов. Конкурс - презентация «Мой любимый фрукт». | Фрукты и ягоды, плодово- ягодные культуры. Соки и сокосодержащие напитки, нектары. Естественная косметика. | Наблюдение, сравнение, демонстрация объектов, работа в парах (изучение конкретной плодовой культуры). Конкурсное задание «Сделай рекламу твоего фрукта». | Таблицы, плакаты, рисунки, открытки, муляжи плодов. Свежие и сушеные плоды, орехи, соки | Отчет о работе некоторых групп. Выполнение заданий со свободным ответом. Доклад собственных презентаций. | Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. | Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Знать: - многообразие плодово-ягодных культур, в т.ч. произрастающих в Ульяновской области, и их особенности. | Подготовить минисочинение, рисунки или синквейн о любимом фрукте. |
9.7 но ябрь | Изучение особенностей и многообразия комнатных растений. Практическая работа №2 «Я умею и могу ухаживать за комнатными растениями». | Паспортные характеристики растения: светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые растения. | Объяснение, демонстрация ухода за растениями, поисковая беседа, постановка проблемных вопросов, экскурсия в зимний сад школы. | Комнатные растения, иллюстрации, рисунки, открытки, фотографии. Цветочные горшки с поддонами, как- тусницы, принадлежности для рыхления почвы. | Устный опрос о правилах ухода за растениями. Ответы на проблемные вопросы. Минидоклады учащихся о комнатных растениях в их доме. | Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. | Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, для решения различных коммуникативных задач; планирование путей достижения целей; | Знать: - 5-6 видов основных представителей группы «комнатные растения»; основные принципы ухода за комнатными растениями (правила подготовки почвы, освещения, полива). | Сделать краткие характеристики 5-6 видов растений дома или в классе и установить, соответствует ли им содержание этих растений. |
10.8 но ябрь | Изучение особенностей размножения комнатных растений. Практическая работа №3 «Размножение комнатных растений» | Размножение черенками, отводками, листом. Значение для растений размножения частями тела. | Объяснение, демонстрация размножения и посадки растений, работа в группах. | Комнатные растения (пеларгония, традесканция, хлорофи- тум, фиалка, бегония). Ящики с почвой, принадлежности для рыхления почвы. | Устный опрос о правилах рассаживания (вегетативного размножения) растений. Самостоятельная работа по рассаживанию растений. | Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. | Овладение составляющими проектной деятельности. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Знать: - основные способы размножения комнатных растений. Уметь: подготовить почву, пересадить и рассадить комнатное растение. | Следить за развитием посаженного растения. Сочинить сказку «Жизнь нового растения». |
11.9 НО' ябрь | Знакомство с лекарственными растениями «Целебное лукошко». | Зеленая аптека, фитонциды. Шалфей, подорожник, зверобой, календула, крапива, мать- и-мачеха, одуванчик, чеснок. | Эвристическая беседа, рассказ, обсуждение. Демонстрация наглядного материала. | Иллюстрации, гербарии, открытки, фотографии. Фармакологические препараты, содержащие лекарственные растения. Народная медицина. | Индивидуальные задания: «Закончи фразу». Ответы на проблемные вопросы. | Готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации в ходе работы над проектом. Формирование способности к саморазвитию, личностных представлений о ценности природы. | Овладение составляющими проектной деятельности. Формирование умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Знать: внешний вид и места произрастания лекарственных растений; календарь и правила их сбора; лекарственные растения Ульяновской области. | Ответить на вопрос: «Почему многие лекарственные растения занесены в Красную книгу?» |
Тема 2. «Растения - наши зеленые соседи по планете» (9 часов) |
12.1 де кабрь | Особенности различных мест произрастания растений (географические, климатические). | Лес, луг, поле, водоем, степь, полупустыня и пустыня. | Рассказ, демонстрация, постановка проблемных вопросов, заполнение таблицы «Есть ли у растения свой дом?». | Иллюстрации, таблицы, открытки, фотографии. | Заполнение таблицы, работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. | Знать климатические зоны России и Ульяновской области. | Подготовка мини-проектов (2 учащихся) о растениях леса (деревьях, кустарниках, травах). |
13.2 де кабрь | Виртуальная экскурсия №1 «Изучение растений леса». | Растения-фитонциды, производство кислорода, защита от опустынивания и развития оврагов. Деревья, кустарники, травы. | Рассказ, демонстрация, обсуждение докладов, постановка проблемных вопросов. Мультимедийная презентация. | Иллюстрации, таблицы, гербарии, фотографии. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы, Самостоятельные выступления учащихся. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. | Знать: - 5-6 видов основных древесных, кустарниковых пород и трав леса Ульяновской области и их значение. | Подготовка мини-проектов (2 учащихся) 0 растениях луга. |
14.3 де кабрь | Виртуальная экскурсия №2 «Изучение растений луга». | Особенности растений луга и поля. Отличие луга и поля. | Рассказ, демонстрация, обсуждение докладов, постановка проблемных вопросов. Мультимедийная презентация. | Иллюстрации, таблицы, гербарии, фотографии | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Самостоятельные выступления учащихся. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. | Знать: - 5-6 видов основных растений луга Ульяновской области, их значение и отличия от растений леса. | Подготовка мини-проектов (2 учащихся) о растениях водоема. |
15.4 де кабрь | Виртуальная экскурсия №3 «Изучение растений водоема». | Особенности растений водоема. Водоросли. | Рассказ, демонстрация, обсуждение докладов, постановка проблемных вопросов. Мультимедийная презентация. | Иллюстрации, таблицы, гербарии, фотографии | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Самостоятельные выступления учащихся | Формирование ответственного отношения к учёбе, способности к саморазвитию, самообразованию, формированию познавательных интересов. Знания основных правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование коммуникативной компетентности. | Формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать, структурировать её, преобразовывать один вид информации в другой. Развитие коммуникативной компетентности учащихся, умения организовывать работу в группе в ходе учебного сотрудничества, умение излагать свою точку зрения, отстаивать её, используя речевые возможности, аргументируя свою точку зрения. | Знать; - 5-6 видов основных водных растений Ульяновской области, их значение и отличия от растений леса и луга. | Подготовка мини-проеюов (2 учащихся) о растениях степи. |
16.5 ян варь | Виртуальная экскурсия №4 «Изучение растений степи». | Особенности растений степи. Прерии, пампасы, лесостепи. Недостаток влаги. | Рассказ, демонстрация, обсуждение докладов, постановка проблемных вопросов. Мультимедийная презентация. | Иллюстрации, таблицы, гербарии, фотографии | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Самостоятельные выступления учащихся. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. | Знать: - 5-6 видов основных растений степи Ульяновской области, их значение и отличия от растений леса, водоема и луга. | Подготовка мини-проектов (2 учащихся) о растениях пустыни. |
17,6 ян варь | Биологическая гостиная «Колючие гости из пустыни». | Особенности растений пустыни и правила ухода за кактусами, молочая, алоэ. | Биологическая гостиная, рассказ, демонстрация, обсуждение докладов, постановка проблемных вопросов. Изучение правил ухода за кактусами. | Иллюстрации, таблицы, гербарии, фотографии. Кактусы, молочаи, алоэ - растения на столе учителя. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Самостоятельные выступления учащихся о кактусах в их квартирах. | Формирование устойчивого познавательного интереса, интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Формирование бережного отношения к окружающей среде. | Развитие умения давать определения понятиям, сравнивать, классифицировать, делать выводы и заключения. Умение работать с различными источниками биологической информации, преобразовывать один вид информации в другой, работать со схемами и таблицами. Умение организовывать учебное сотрудничество. | Знать: 5-6 видов основных растений пустынь, их значение и отличия от растений леса, луга, водоема и степи. Уметь: правильно ухаживать за кактусами. | Подготовка мини-проектов (2 учащихся) 0 растениях Красной Книги. |
18.7 ян варь | Изучение краснокнижных растений «Мы исчезаем - 508!». | Красная книга растений России, Ульяновской области. Борьба с исчезновением растений. Охраняемые территории Ульяновской области. | Рассказ «Путешествие в мир Красной книги», обсуждение докладов, постановка проблемных вопросов. | Иллюстрации, таблицы, фотографии, Красная Книга растений России и Ульяновской области. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Самостоятельные выступления учащихся о растениях Красной Книги. | Знание основных принципов отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. | Умение работать с различными источниками биологической информации; осознанно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | Знать: - растения Ульяновской области, занесенные в Красную книгу (адонис весенний, велреничка алтайская и т.д.). | Подготовить, плакат, мини-сочинение или синквейн по защите красно-книжных растений. |
19.8 фев раль | Итоговое занятие «Все ли я знаю о растениях?» | | Дидактическая тира - КВН «Все ли я знаю о растениях?». | Иллюстрации, таблицы, фотографии, творческие отчеты учащихся. Призы командам. | Обсуждение творческих отчетов. | Знание основных принципов отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. | Умение работать с различными источниками биологической информации; осознанно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | Закрепить полученные знания. Развить умение работать в команде, осущесгвлять самоконтроль и самооценку. | |
20.9 фев раль | Экскурсия в краеведческий музей города «Растения Ульяновской области». | Краеведение. Экспозиция. | Наблюдение, мониторинг, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов. | Блокноты, карандаши, фотоаппара ты. | Записи в блокнотах, ответы на проблемные вопросы, зарисовки. . | Знание основных принципов отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. | Умение работать с различными источниками биологической информации; осознанно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | Закрепить полученные знания на практике. | Синквейн. |
Тема 3. «Эти удивительные грибы» (2 часа) |
21.1 фев раль | Многообразие грибов. | | Гриб, грибница, микориза, споры, мукор, пеницилл, дрожжи, трутовик. Грибы-паразиты. | Эвристическая беседа, объяснение, демонстрация, биологическая сказка «Разнообразие грибов», самостоятельная работа с литературой, с набором открыток. | Иллюстрации, таблицы, фотографии, набор открыток, муляжи грибов, микроскоп, препарат дрожжей, заплесневевший хлеб. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, отчет о работе каждой группы, ответы на проблемные вопросы. | Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы. | Умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию | Знать: основных представителей царства «Грибы»; значение терминов «грибница», «споры», «микориза». Уметь: сравнивать растение и гриб. | Подготовить мини-проекты (2 уча- щихся) о съедобных и несъедобных грибах. |
22.2 фев раль | Урок-путешествие «Собирай грибы правильно!». | Съедобные и ядовитые грибы; пищевое отравление. | Беседа, объяснение, демонстрация, обсуждение мини-проектов, групповая деловая игра: «Я - грибник- профессионал». | Иллюстрации, таблицы, фотографии, атласы, муляжи грибов. | Работа с наглядным материалом, самостоятельная работа учащихся (доклады). | Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека. | Умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их. | Знать: области; Уметь: -отличать съедобные грибы от несъедобных | Написать мини-сочинение на тему «Как НЕ надо собирать грибы». |
Тема 4. «Животные вокруг нас» (9 часов) |
.23.1 март | Акция «Помоги птицам!» с выходом на природу. | Перелетные, кочующие птицы. Снегири, клесты. | Урок-эврика. | Фотографии, атласы, иллюстрации, макеты, поделки. | Изучение способов строения кормушек, птичьих домиков, скворечников. Самостоятельная работа в группе. | Формирование личностных представлений о ценности природы. Развитие эстетического сознания. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. | Овладение основами проектной деятельности, умение структурировать материал, сравнивать, делать выводы. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Умение согласовывать позиции в ходе групповой и коллективной деятельности, аргументировать свою точку зрения, находить компромиссы для достижения общей учебной и познавательной цели. | Уметь: - делать скворечники, кормушки. Знать: перелетных птиц, прилетающих на территорию области. | Сделать кормушку, птичий домик или скворечник. Вести наблюдение и записи об их обитателях. |
24.2- 25.3 март | Виртуальная экскурсия «Животные на земле и в воздухе». | Особенности животных наземновоздушной среды. Птицы, насекомые, рептилии, звери. | Рассказ, демонстрация, обсуждение мини-проектов учащихся, постановка проблемных вопросов. Мультимедийная презентация. | Иллюстрации, таблицы, фотографии, атласы, коллекции насекомых, чучела. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Групповая защита мини-проекта. | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. | Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. | Знать: основные группы животных наземновоздушной среды в Ульяновской области и их значение. | Подготовка мини-проектов (2 учащихся) 0 животных наземновоздушной и водной сред обитания. |
26.4 март | У рок-путешествие «Водный животный мир». | Особенности животных водной среды. Рыбы, водоплавающие птицы, земноводные, водные животные. | Рассказ, демонстрация, обсуждение мини-проектов учащихся, постановка проблемных вопросов. | Иллюстрации, таблицы, фотографии, атласы, аквариум, чучела рыб. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Групповая защита мини-проекта. | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. | Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. | Знать: основные группы водных животных Ульяновской области, их значение и отличия от животных наземновоздушной среды. | Подготовка мини-проектов (2 учащихся) о животных почвенной среды. |
27.5 март | Урок-путешествие «Мир подземной жизни» (изучение животных почвы). | Особенности животных почвенной среды. Черви, моллюски, почвенные насекомые и млекопитающие. | Рассказ, демонстрация, обсуждение минипроектов учащихся, постановка проблемных вопросов. | Иллюстрации, таблицы, фотографии, атласы. | Работа с наглядным материалом, работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Групповая защита мини-проекта. | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. | Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. | Знать: основные группы водных животных в Ульяновской области, их значение и отличия от животных наземно-воздушной среды. | Подготовка мини-проектов (2 учащихся) 0 животных Красной Книги Ульяновской области и России. |
28.6 апрель | «Они должны жить!». Изучение животных Красной книги области. | Краснокнижные животные, борьба с их исчезновением. Заповедники, заказники, памятники природы. | Рассказ, эвристическая беседа, обсуждение мини-проектов учащихся, постановка проблемных вопросов. | Иллюстрации, таблицы, фотографии, атласы | Работа в группах, ответы на проблемные вопросы. Групповая защита минипроекта. | Знание основных принципов отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. | Умение работать с различными источниками биологической информации; осознанно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | Знать: основных представителей животных Красной Книги Ульяновской области и России; -наиболее известные заповедники России и заказники области. | Подготовить плакат или мини-сочинение по защите красно- книжных животных. |
29.7 апрель | Урок-размышление «Дикие и домашние животные: похожи или нет?». | Сельскохозяйственные животные, дикие предки. | Рассказ, демонстрация, беседа, постановка проблемных вопросов, работа с литературой, работа в группах. | Иллюстрации, таблицы, фотографии, атласы | Работа в группах, ответы на проблемные вопросы. | Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе. | Умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного. | Знать: - сельскохозяйственных животных и их диких предков | Подготовить сказку о своем домашнем животном. |
30.8 апрель ; 1 | Практическая работа №4 «Мы в ответе за тех, кого , приручили». | Правила ухода за домашними животными. А.де С.-Эк- зюпери. _ | Рассказ, демонстрация, беседа, творческий конкурс «Мой питомец - лучше всех!». Заслушивание сказок о домашнем животном. | Иллюстрации, фотографии, рисунки, живые объекты. | Составление правил ухода за домашними животными. Обсуждение творческих докладов учащихся. | Знание основных принципов отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы. | Умение работать с различными источниками биологической информации; осознанно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | Знать: -основные группы домашних животных; -правила ухода за ними. Уметь: - доказывать необходимость ухода и заботы о домашних животных. | |
31.9 май | Экскурсия в зоосад, зоопарк, на станцию юных натуралистов или на природу. | | Наблюдение, мониторинг, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, самостоятельная работа. | Блокноты, карандаши, фотоаппара ты. | Записи в блокнотах, ответы на проблемные вопросы, зарисовки. . | Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе. | Умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного. | Закрепить полученные знания на практике. | |
Тема 5. «Подведем итоги» (3 часа) |
32.1 май | Итоги акции «Помоги птицам!». | Перелетные, кочующие птицы. Снегири, клесты. Организация «Г ринпис». | Подведение итогов акции «Помоги птицам». Подведение итогов конкурса плакатов и мини-сочинений по защите животных Красной Книги. | Призы победителям. | Отчет в виде рисунков, фотографий, докладов, творческих сочинений о строительстве скворечников, кормушек в зимний период года. Плакаты учащихся по защите животных Красной Книги. | Формирование личностных представлений о ценности природы. Развитие эстетического сознания. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. | Овладение основами проектной деятельности, умение структурировать материал, сравнивать, делать выводы. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Умение согласовывать позиции в ходе групповой и коллективной деятельности, аргументировать свою точку зрения, находить компромиссы для достижения общей учебной и познавательной цели. | Уметь: делать доклад о проделанной работе. | |
33.2 май | Акция «Спаси первоцвет!». | Первоцветы: адонис, ландыш. Красная Книга. Организация «Гринпис». | Подготовка акции. Подведение итогов конкурса плакатов по защите растений Красной Книги. | Иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты | Составление листовок, подготовка плакатов, проведение опросов, интервьюирование взрослого населения. Плакаты учащихся по защите растений Красной Книги. | Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Работать в группе при обсуждении результатов. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять самоконтроль, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией. | Знать: о массовом уничтожении первоцветов, Уметь: участвовать в активных экологических акциях; подготовить доклад о проделанной работе. | |
34.3 май | Итоговое занятие «Как прекрасен этот мир, посмотри!» | Основные понятия курса. | Дидактическая игра «Как прекрасен этот мир, посмотри!». | | | Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Работать в группе при обсуждении результатов. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять самоконтроль, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией. | Закрепить полученные знания. Развить умение работать в команде, во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку. | |
Н.В. Позднякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 60 с.
Н.М. Черновой. - М.: Вентанна-Графф, 2002. - 224 с.
1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. б класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма х1 С», Издательский центр Вентана-Граф, 2007.
2. Биология. Животные. 7. класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр Вентала-Граф, 2007.