Программа внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся 5 «Д» класса "Страноведение"
Введение
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования. Правильный выбор страноведческого материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку.
Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным весь процесс дополнительного образования.
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане.
Пояснительная записка
Направленность: интеллектуально-познавательная.
Актуальность
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Цель и задачи
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Также в качестве целей можно выделить:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках. И являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Возраст учащихся
Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися 11-15 лет в группе из 10-15человек.
Сроки реализации
Данная образовательная программа рассчитана на 2 часа в неделю и включает в себя все основные факты из истории и особенности жизни англоговорящих стран.
Формы и режим занятий
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
Учебно-тематический план:
5 класс «Великобритания»
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Географические особенности Великобритании | 8 часов |
2. | Достопримечательности Великобритании | 9 часов |
3. | История Великобритании | 10 часов |
4. | Знаменитые люди Великобритании | 7 часов |
5. | Правительство в Великобритании | 7 часов |
6. | Образование в Великобритании | 8 часов |
7. | Спорт в Великобритании | 9 часов |
8 | Культура, обычаи и традиции в Великобритании | 10 часов |
| ИТОГО | 68 часов |
Содержание обучения
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использоватьинтерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Формы занятий:
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Дидактический материал:
схемы;
стенды;
плакаты;
словари, энциклопедии.
Техническое оснащение занятий:
проигрыватель для кассет \ компакт-дисков;
кассеты \ компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
проектор.
Формы подведения итогов:
выступления детей на открытых мероприятиях;
участие в конкурсных мероприятиях;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
защита проектов;
школьная конференция.
Календарно-тематическое планирование:
5 класс «Великобритания»
№ п\п | № п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| | Тема №1. Географические особенности Великобритании. | 8 часов | | |
1. | 1. | Географическое положение и особенности страны. | 1 | | |
2. | 2. | Англия | 1 | | |
3. | 3. | Шотландия | 1 | | |
4. | 4. | Уэльс | 1 | | |
5. | 5. | Северная Ирландия | 1 | | |
6. | 6. | Реки и озера Великобритании | 1 | | |
7. | 7. | Климат. | 1 | | |
8. | 8. | Природа Великобритании. | 1 | | |
| | Тема № 2. Достопримечательности Великобритании. | 9 часов | | |
9. | 1. | Букингемский дворец. | 1 | | |
10. | 2. | Вестминстерское аббатство. | 1 | | |
11. | 3. | Лондонский Тауэр. | 1 | | |
12. | 4. | Парки Лондона. | 1 | | |
13. | 5. | Трафальгарская площадь. | 1 | | |
14. | 6. | Стоунхендж. | 1 | | |
15. | 7. | Биг Бэн и здание парламента. | 1 | | |
16. | 8. | Собор св. Павла. | 1 | | |
17. | 9. | Музей восковых фигур мадам Тюссо. | 1 | | |
| | Тема №3. История Великобритании. | 10 часов | | |
18. | 1. | Доисторическая Британия. | 1 | | |
19. | 2. | Кельтская Британия. | 1 | | |
20. | 3. | Римская Британия. | 1 | | |
21. | 4. | Англо-саксонский период. | 1 | | |
22. | 5. | Англо-нормандская монархия | 1 | | |
23. | 6. | Династия Плантагететов | 1 | | |
24. | 7. | Династия Тюдоров | 1 | | |
25. | 8. | Династия Стюартов | 1 | | |
26. | 9. | Династия Ганновера | 1 | | |
27. | 10. | Виндзорская династия | 1 | | |
| | Тема № 4. Знаменитые люди Великобритании. | 7 часов | | |
28. | 1. | Группа «Битлз». | 1 | | |
29. | 2. | Уильям Шекспир. | 1 | | |
30. | 3. | Роберт Бёрнс. | 1 | | |
31. | 4. | Джордж Бернард Шоу. | 1 | | |
32. | 5. | Маргарет Тэтчер | 1 | | |
33. | 6. | Джоан Роулинг. | 1 | | |
34. | 7. | Защита проектов по теме «Великобритания» | 1 | | |
| | | | | |
| | Тема №5. Правительство Великобритании. | 7 часов | | |
1. | 1. | Парламент. | 1 | | |
2. | 2. | Палата лордов. | 1 | | |
3. | 3. | Палата общин. | 1 | | |
4. | 4. | Корона: королева Елизавета 2. | 1 | | |
5. | 5. | Королевская семья. | 1 | | |
6. | 6. | Королевская семья. | 1 | | |
7. | 7. | Суды Великобритании. | 1 | | |
| | Тема № 6. Образование в Великобритании. | 8 часов | | |
8. | 1. | Школы и обучение. | 1 | | |
9. | 2. | Оксфорд. | 1 | | |
10. | 3. | Оксфорд. | 1 | | |
11. | 4. | Кэмбридж. | 1 | | |
12. | 5. | Кэмбридж. | 1 | | |
13. | 6. | Хастингс. | 1 | | |
14. | 7. | Экзамены и сертификаты. | 1 | | |
15. | 8. | Школьная форма и форма в университетах. | 1 | | |
| | Тема №7. Спорт в Великобритании. | 9 часов | | |
16. | 1. | Футбол | 1 | | |
17. | 2. | Крикет. | 1 | | |
18. | 3. | Рэгби. | 1 | | |
19. | 4. | Катание на лошадях. | 1 | | |
20. | 5. | Парусный вид спорта. | 1 | | |
21. | 6. | Теннис. | 1 | | |
22. | 7. | Керлинг. | 1 | | |
23. | 8. | Поло. | 1 | | |
24. | 9. | Экстремальные виды спорта. | 1 | | |
| | Тема № 8. Культура, традиции и обычаи Великобритании. | 10 часов | | |
25. | 1. | Хэллоуин. | 1 | | |
26. | 2. | Рождество. | 1 | | |
27. | 3. | День Святого Валентина. | 1 | | |
28. | 4. | Фестиваль кельтской музыки и культуры. | 1 | | |
29. | 5. | День святого Патрика. | 1 | | |
30. | 6. | Уимблдонский теннисный турнир. | 1 | | |
31. | 7. | День Гая Фокса. | 1 | | |
32. | 8. | Музеи и библиотеки. | 1 | | |
33. | 9. | Театры. | 1 | | |
34. | 10. | Спектакль – концерт по традициям Великобритании | 1 | | |
| | ИТОГО | 68 часов | | |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)