1.Пояснительная записка.
Рабочая программа « Основы физической культуры» разработана в соответствии с
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» ,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Цель и задачи дисциплины
формирование систематизированных знаний в области физической культуры и спорта.
Задачи дисциплины « Основы физической культуры»:
1 . Подготовка высоко квалифицированных учащихся физической культуры, владеющих знаниями теоретических и методологических основ обучения.
2 .Вооружение основами культурно-просветительской деятельности в сфере физической культуры и спорта
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;
- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;
- правильно использовать терминологию в области физической культуры;
- оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания и спортивной и оздоровительной тренировки;
- находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий;
- историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения;
- современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;
- задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;
- средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности;
- основы теории обучения двигательным действиям;
- теоретические основы развития физических качеств;
- основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом;
- механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом;
- мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития;
- понятие "здоровый образ жизни" и основы его формирования средствами физической культуры;
- особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
- структуру и основы построения процесса спортивной подготовки;
- основы теории соревновательной деятельности;
- основы спортивной ориентации и спортивного отбора.
Данная программа предназначена для обучающихся 7 классов, интересующихся историей физической культуры. Курс рассчитан на 1 год обучения и составляет 35 часов из расчета 1 час в неделю. Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в календарно-тематическом плане. Время занятий составляет 45 минут.
Сроки и этапы реализации программы. Программа имеет историко-краеведческую направленность, предназначена для детей в возрасте от 12 до 14 лет, рассчитана на 1 год обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;
- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;
- правильно использовать терминологию в области физической культуры;
- оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания и спортивной и оздоровительной тренировки;
- находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий;
- историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения;
- современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;
- задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;
- средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности;
- основы теории обучения двигательным действиям;
- теоретические основы развития физических качеств;
- основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом;
- механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом;
- мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития;
- понятие "здоровый образ жизни" и основы его формирования средствами физической культуры;
- особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
- структуру и основы построения процесса спортивной подготовки;
- основы теории соревновательной деятельности;
- основы спортивной ориентации и спортивного отбора.
Форма организации занятии – групповая:
беседы, устные журналы, дискуссии;
экскурсии;
защита проектов, презентаций;
заочные путешествия по музеям мира;
викторины, конкурсы (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
индивидуальная самостоятельная работа;
творческая работа (рисунки, мини – сочинения, статьи в газету);
исследовательская работа (участие в проектной деятельности);
консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
конференции (участие детей в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
чтение художественной и научно-познавательной литературы.
2. Планируемые результаты
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения: - ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта; - использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-спортивной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту; - правильно использовать терминологию в области физической культуры; - оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания и спортивной и оздоровительной тренировки; - находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития. | - поиск и выбор необходимой информации по истории и тенденциях развития физической культуры и спорта; - способность применять знания истории физической культуры и спорта на практике; - способность применять определения и термины физической культуры на практике; - решение и выполнение целей и задач в процессе физического воспитания и спортивной тренировки, интерпретирование результатов при выборе методов, приемов, методик решения задач физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки; - способность применять необходимую информацию по физической культуре из учебно-методической литературы, Интернет-ресурсов для решения профессиональных проблем; |
Знания: - понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимосвязь основных понятий; - историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения; - современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки; - задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки; - средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможности; - основы теории обучения двигательным действиям; - теоретические основы развития физических качеств; - основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом; - механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом; - мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития; - понятие "здоровый образ жизни" и основы его формирования средствами физической культуры; - особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; - структуру и основы построения процесса спортивной подготовки; - основы теории соревновательной деятельности; - основы спортивной ориентации и спортивного отбора. | - объяснение сущности и описание явлений, которые изучает теория физической культуры и спорта; - составление таблиц по историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения - использование современных концепций физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки на практике, на основе тесной связи между ними; - решение задач физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки, основываясь на принципах физического воспитания; - применение средств, методов и форм физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки на практике; - использование средств и методов обучения двигательным действиям на практике; - воспитание способностей и физических качеств на практике; - использование на практике знаний по формированию технико-тактического мастерства занимающихся; применение средств и методов физического воспитания с учетом возрастных особенностей; - применение на практике средств физического воспитания и занятия спортом направленного на развитие личности; - применение факторов и процессов, побуждающих занимающихся на занятия физической культурой; проведение мотивационной оценки личности; - применение средств физической культуры с целью укрепления здоровья и профилактики болезней и приобщение населения к здоровому образу жизни; - использование средств физического воспитания для детей с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; -построение спортивной подготовки с учетом всех его компонентов; - понимание и объяснение соревнования как наивысшей формой состязательной деятельности; - применение педагогических, психологических, социологических и медико-биологических методов спортивного отбора на практике. |
Содержание курса « История физической культуры»
Раздел 1. История возникновения и развития зарубежных и отечественных систем физического воспитания
Основные теории происхождения физической культуры: трудовая, культовая, биологическая. Роль труда, культовых и других обрядов в становлении и развитии общества и его культуры. Охота, появление новых форм трудовой деятельности (скотоводство, рыболовство и др.) и их влияние на возникновение физических упражнений и игр. Игры натуралистические, символические и состязательные. Физическое воспитание в родовом обществе, его связь с военным делом, трудом, культовыми обрядами и другими сторонами общественной жизни. Игры и физические упражнения у древних народов Австралии, Европы, Африки, Азии, Америки. Физическое воспитание в период разложения первобытного общества в различных регионах мира.
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на контрольные вопросы.
Подготовка рефератов на темы: «Роль инициации в воспитании молодежи в родовом обществе», «Особенности развития игр и физических упражнений в период распада родового общества».
Особенности развития физической культуры и спорта в странах древнего Востока. Физическая культура и спорт в Древней Греции. Спартанская и афинская системы физического воспитания. Гимнастика и агонистика, их содержание и направленность. Физическая культура и спорт в Греции в конце классического периода и в период эллинизма. Физическая культура в Древнем Риме. Физическая подготовка в римской армии. Физическая подготовка в гладиаторских школах. Основные итоги развития физической культуры и спорта в древнем мире. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и защита презентаций, представляющей историю развития избранного вида спорта. Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. |
Особенности развития ФКиС в феодальном обществе. Физические упражнения, игры в быту, трудовой и военной подготовки. Стрелковые и фехтовальные братства. Военно-физическая подготовка феодальной знати. Рыцарская система физического воспитания в странах Европы. Возникновение дворянской системы воспитания. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения в трудах гуманистов. И. Меркуриалис “Об искусстве гимнастики” и его значение в развитии методики физического воспитания и лечебной гимнастики. Ф. Рабле, М.Монтень о физическом воспитании. Физическое воспитание в учении Яна Амоса Коменского. Т.Мор, Т. Кампанелла о физическом воспитании. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов на темы: «Отношение средневековой церкви к физическому воспитанию в различных регионах мира», «Значение развития физической культуры и спорта в средние века для последующих столетий». |
Характеристика и особенности развития физической культуры и спорта в буржуазном обществе. Развитие педагогических и идейно-теоретических основ физического воспитания и спорта. Система гимнастики Ж. Демени. Естественный метод Ж. Эбера. Индивидуальные гимнастические системы (Мюллер, Далькроз и др.). Развитие любительского и профессионального спорта. Итоги первой мировой войны и их влияние на развитие физической культуры и спорта в обществе. Усиление государственного контроля за деятельностью спортивных организаций. Спортивное движение накануне второй мировой войны. Усиление милитаризации физического воспитания и спорта. Участие спортсменов в отрядах сопротивления и их борьба против фашизма в годы второй мировой войны. ФКиС в учебных заведениях. |
Практическое занятие №1. Характеристика немецкой, чешской, шведской и французской системы физического воспитания. |
Самостоятельная работа обучающихся: Накопление методического материала по теме занятия. Подготовка рефератов на темы: «Рекреационное движение в области физической культуры и спорта», «Причины возникновения рабочих спортивных организаций». |
Физическая культура в России с древнейших времён и до второй половины XIX века. Физическая подготовка в армии и в учебных заведениях. Развитие спорта и первые международные связи русских спортсменов. Физическая культура и спорт в СССР. |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на вопросы. Накопление методического материала по темам: «Своеобразие физического воспитания у древних славян», «Физическое воспитание молодежи в древнеруском государстве», «Спартакиада народов СССР и их роль в развитии советского физкультурного движения». |
Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культуры и спорта в Российской Федерации. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры. |
Самостоятельная работа обучающихся: Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. Подготовка реферата на тему: «Развитие профессионального спорта в Российской Федерации». |
Раздел 2. . История международного спортивного и олимпийского движения
Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Программа Олимпийских игр |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на контрольные вопросы. |
Развитие спорта и создание первых международных спортивных федераций. Первый Международный атлетический (Олимпийский) конгресс. Образование Международного олимпийского комитета (МОК). Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских игр. Вступление России в олимпийское движение. Игры I Олимпиады. Влияние Олимпийских игр на развитие международного спортивного и олимпийского движения, рост спортивных результатов. |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. |
История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги выступления Российской Федерации на Олимпийских зимних играх в г. Сочи. |
Практическое занятие №2. Описание возрождения и развитие Олимпийских игр современности; перечисление российских чемпионов и призёров Олимпийских игр в избранном виде спорта. |
Самостоятельная работа обучающихся: Накопление методического материала по теме занятия. Подготовка к практическому занятию. |
Раздел 3. Общая характеристика теории и методики физического воспитания и спорта
Содержание учебного материала Физическая культура. Физическое воспитание. Физическая подготовка. Физические упражнения. Спорт. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятий. |
Содержание учебного материала Цель физического воспитания, специфические и общепедагогические задачи физического воспитания. Цель и задачи спортивной тренировки. Основные принципы физического воспитания и спортивной тренировки |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. |
Содержание учебного материала Средства физического воспитания. Средства спортивной тренировки. Средства оздоровительной тренировки. Техника физических упражнений. Кинематические и динамические характеристики двигательных действий. |
Самостоятельная работа обучающихся: Накопление методического материала по теме занятия. Подготовка рефератов на темы: «Содержание и формы физических упражнений». «Техника физических упражнений». |
Содержание учебного материала Методы строго регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод. Словесные методы. Наглядные методы |
Практическое занятие №3. Характеристика содержания и особенностей методов физического воспитания и спортивной тренировки |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию. Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. |
Содержание учебного материала Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения. Этап начального разучивания двигательного действия. Этап углублённого разучивания двигательного действия. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия. |
Практическое занятие №4. Обучение и совершенствование конкретного упражнения (или технического приема) на трёх этапах двигательного действия. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию. Подготовка рефератов на темы: «Закон изменения скорости в развитии навыка», «Закон «плато» (задержки) в развитии навыка», «Закон угасания навыка», «Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка». |
Раздел 4.Теоретические основы воспитания физических качеств
Содержание учебного материала Структура силовых способностей. Средства воспитания силовых способностей. Методика воспитания: собственно-силовых способностей, скоростно-силовых способностей, силовой выносливости. Оценка уровня развития силовых способностей |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. Подготовка рефератов на темы: «Воспитание собственно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений», «Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений». |
Содержание учебного материала Понятие «скоростные способности». Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Средства и методы воспитания скоростных способностей. Методика воспитания скоростных способностей. Оценка уровня развития скоростных способностей |
Практическое занятие №5. Определение контрольных упражнений (тестов), которые могут быть использованы для оценки уровня развития силовых и скоростных способностей. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и защита презентаций по темам: «Воспитание быстроты движений», «Воспитание быстроты сложных двигательных реакций». Подготовка к практическому занятию. |
Содержание учебного материала Понятие «выносливость». Общая и специальная выносливость. Средства и методы воспитания общей и специальной выносливости. Механизмы энергообеспечения при мышечной работе. Оценка уровня развития выносливости. |
Практическое занятие №6. Определение и характеристика средств и методики развития общей выносливости и специальной выносливости. |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. Подготовка к практическому занятию. |
Содержание учебного материала Характеристика гибкости. Активная и пассивная гибкость. Средства и методы воспитания гибкости. Оценка уровня развития гибкости. Структура координационных способностей. Средства развития и методические приёмы воспитания координационных способностей. Оценка уровня развития координационных способностей |
Практическое занятие №7. Определение и характеристика методики развития гибкости: «динамические активные упражнения», «динамические пассивные упражнения», «статические». |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. Подготовка к практическому занятию. |
Содержание учебного материала Структура координационных способностей. Средства развития и методические приёмы воспитания координационных способностей. Оценка уровня развития координационных способностей. |
Самостоятельная работа обучающихся: Накопление методического материала по теме занятия. Подготовка реферата на тему: «Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений». |
Раздел 5.Направленное развитие личности в процессе физического воспитания и занятий спортом
Содержание учебного материала Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте. Неурочные формы. План-конспект урока физического воспитания и спортивной тренировки. |
Практическое занятие №8. Составление подробного плана-конспекта занятия для группы начальной подготовки. |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. Подготовка к практическому занятию. |
Содержание учебного материала Мотивация спортивной деятельности. Мотивация достижений. Основные правила мотивации занятий спортом и физическими упражнениями. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и занятий спортом. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту. |
Самостоятельная работа обучающихся: Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. Подготовка и защита презентаций по темам: «Потребность в удовольствии», «Как возникает боязнь неудач». |
Содержание учебного материала Здоровье как социально-психологическая категория. Понятие "здоровый образ жизни". Элементы ЗОЖ. Вредные привычки. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. |
Содержание учебного материала Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. Физическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Виды девиантного поведения. Физическое воспитание детей с девиантным поведением. Реабилитационные социально-педагогические технологии |
Практическое занятие №9. Описание особенностей физического воспитания детей с ослабленным здоровьем, с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию. Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. |
Раздел 6. Планирование и контроль в физическом воспитании
Содержание учебного материала Временные масштабы планирования. Методическая последовательность планирования. Учебный план. Перспективное планирование. Этапное планирование. Текущее планирование. Оперативное планирование. |
Практическое занятие №10. Характеристика документов планирования. |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. Подготовка к практическому занятию. |
Содержание учебного материала Педагогический контроль и самоконтроль. Предварительный контроль. Оперативный контроль. Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль. Методы контроля. Контроль и учёт в физическом воспитании и спорте. |
Практическое занятие №11. Заполнение таблицы «Педагогический контроль в процессе физического воспитания и спортивной тренировки». |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. Накопление методического материала по теме занятия. |
Раздел 7. Общая характеристика спорта
Содержание учебного материала Базовое исходное понятие "спорт" и производные понятия: спорт высших достижений, профессиональный спорт, массовый спорт, военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта, национальные виды спорта. Базовое исходное понятие "спортивные соревнования" и производные понятия: международные соревнования, всероссийские соревнования, территориальные соревнования. Базовые функциональные понятия: "спортивная подготовка" и "спортивная тренировка" и их производные понятия. Базовые итоговые понятия: спортивные результаты, спортивные достижения, спортивная квалификация |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. Подготовка и защита презентации по теме: «Основные направления развития спортивного движения». |
Содержание учебного материала Спортивная подготовка, как многолетний процесс и ее структура. Этапы. |
Самостоятельная работа обучающихся: Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. Подготовка реферата на тему: «Этап спортивного совершенствования». |
Содержание учебного материала Внешние причины травматизма. Внутренние причины травматизма. Организационные и материально-технические причины травматизма. Медико-биологические причины травматизма. Спортивно-педагогические причины травматизма. Основные направления профилактики травм у спортсменов |
Практическое занятие №12. Описание основных внешних и внутренних причин травматизма в избранном виде спорта; основные направления профилактики травматизма в избранном виде спорта. |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. Подготовка к практическому занятию. |
Промежуточная аттестация: контрольная работа |
Раздел 8. Методические основы различных контингентов населения
Содержание учебного материала Социально-биологические особенности раннего и дошкольного возраста и задачи физического воспитания по укреплению здоровья, регламентации двигательной активности. Особенности методики физического воспитания, направленной на закаливание организма, формирование осанки, основных движений, развитие общей выносливости, скоростных и координационных способностей. Формы занятий физической культурой в условиях семьи и детских дошкольных учреждений (индивидуальные, начально-групповые и групповые). |
Самостоятельная работа обучающихся: Поиск необходимой информации по теме занятий в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. Подготовка реферата на тему: «Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы». |
Содержание учебного материала Значение физического воспитания в жизни детей школьного возраста, цели и задачи. Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе и системе профессионального образования. Особенности методики проведения уроков физической культуры с учащимися различного возраста. |
Самостоятельная работа обучающихся Накопление методического материала по теме занятия. |
Содержание учебного материала Физическое воспитание детей младшего. Среднего и старшего школьного возраста. Задачи, средства и особенности методики. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. |
Практическое занятие №13. Составление комплекса упражнений, игровых заданий для детей младшего школьного возраста; составление комплекса упражнений для детей с ослабленным здоровьем. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию. Накопление методического материала по теме занятия. |
Содержание учебного материала Задачи, организационно-методические требования и формы направленного использования физической культуры в режиме учебного дня. Методика и организация гимнастики до начала учебных занятий в школе (ввод-ной гимнастики в учебных заведениях профтехобразования), физкультминутки, физкультпаузы, "подвижной перемены", "часа здоровья". Задачи, содержание, планирование и методика проведения "спортивного часа" в режиме продленного дня школы. Организационно-методические требования к проведению "Дня здоровья". |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. Подготовка реферата на тему: «Примеры проведения: физкультминутки, физкультпаузы, "подвижной перемены", "часа здоровья"». |
Содержание учебного материала Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий в кружках физической культуры, секциях общей физической подготовки, туризма, по видам спорта. Разновидности внутри школьных детских спортивных соревнований, праздников, вечеров и методика их проведения. Особенности работы коллектива физической культуры в школе. |
Практическое занятие №14. Составление Положения о проведении соревнований в образовательном учреждении, спортивного праздника. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию. Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. |
Содержание учебного материала Организационно-методические основы, физкультурной и спортивной работы во внешкольных спортивных и культурных учреждениях, по месту жительства и на спортивных базах. Физическая культура в лагерях различного профиля. Физическая культура в системе высшего образования и в быту студенческой молодежи. Отличительные черты методики и общего построения занятий в подготовитель-ном и специальном отделениях, отделении спортивного совершенствования. Физическая культура как фактор оптимизации студенческого быта и оздоровления в каникулярное время. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение студенчества (методические аспекты). Особенности занятий спортом, направленные к высшим спортивным достижениям, в период вузовского образования. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. |
Содержание учебного материала Физическая культура как неотъемлемый компонент оптимального образа жизни трудящихся. Стимулирование интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Физическая культура в системе рациональной организации труда. Методические принципы вводной гимнастики, физкультурных пауз и других форм физической культуры в режиме рабочего дня. Основы методики секционных занятий для людей зрелого возраста. Особенности прикладной физической подготовки, организуемой в период основной трудовой деятельности в зависимости от требований избранной профессии. Особенности задач, содержания и построения спортивной тренировки людей зрелого возраста. |
Практическое занятие №15. Составление комплексов вводной гимнастики, физкультминуты и физкультпаузы для людей конкретной профессии и возраста. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата на тему: «Физическая культура в рамках трудового процесса». |
Содержание учебного материала Задачи, средства физической культуры в условиях быта и отдыха. Методические особенности использования физической культуры в целях восстановления. Оздоровительно профилактическая гимнастика. Организация и методика проведения занятий в физкультурно-оздоровительных группах и в секциях по видам спорта. Методика проведения повседневных самостоятельных занятий физической культурой (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, самомассаж, бег трусцой, вечерняя гимнастика и др.). Физическая культура в выходные дни и отпускное время (походы и экскурсии, оздоровительное ориентирование). Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом. |
Практическое занятие №16. Составление физкультурной программы проведения выходного дня всей семьей. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию. Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. |
Содержание учебного материала Социально-биологическое значение и задачи физкультурной деятельности людей пожилого и старшего возраста. Задачи физкультурной деятельности людей пожилого и старшего возраста. Характеристика физических упражнений, адекватных возможностям стареющего организма, принципы их выбора и нормирования, связанных с ними нагрузок. Формы занятий физической культурой и особенности методики их построения. |
Практическое занятие №17. Составление комплекса упражнений с оздоровительной направленностью, дыхательной гимнастики для людей пожилого и старшего возраста. |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к практическому занятию. |
Содержание учебного материала Понятие «оздоровительная физическая культура», ее роль в процессе формирования здорового образа жизни, основные понятия оздоровительной физической культуры Средства и методы оздоровительной физической культуры. Механизм оздоровительного действия физических упражнений. Закаливание и массаж. Методики оздоровительной физической культуры. Методика оздоровительной физической культуры для лиц с различной степенью заболеваемости и характера заболевания, инвалидами виды контроля в оздоровительной физической культуре. |
Самостоятельная работа обучающихся Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. Подготовка и защита презентаций по темам: «Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни», «Физическая культура в обеспечении здорового образа жизни школьников». |
Форма организации занятии – групповая:
беседы, устные журналы, дискуссии;
самостоятельное проведение экскурсий в музеи;
заочные путешествия по музеям мира;
викторины, конкурсы (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
индивидуальная самостоятельная работа;
творческая работа (рисунки, мини – сочинения, статьи в газету);
исследовательская работа (участие в проектной деятельности);
консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
конференции (участие детей в школьных и городских мероприятиях) и т.п.
чтение художественной и научно-познавательной литературы.
Тематическое планирование
по внеурочной деятельности в 7 классе
№ занятия | Тема | Кол.часов | Дата по плану | Виды деятельности | Формы |
1 | Введение в предмет « История физической культуры» | 1 | | познавательная; проблемно-ценностное общение; | беседы; -просмотр фильма; - защита рефератов |
2 | Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе | 1 | | познавательная | беседы; -просмотр фильма; |
3 | Физическая культура и спорт в государствах древнего мира | 1 | | познавательная | беседы; -просмотр фильма; - защита рефератов |
4 | Физическая культура и спорт в Средние века | 1 | | познавательная | беседы; -просмотр фильма; - защита рефератов |
5 | Физическая культура и спорт Нового времени в разных странах мира | 1 | | познавательна | беседы; защита рефератов |
6 | Физическая культура и спорт в России и в СССР | 1 | | познавательная - | -просмотр фильма защита рефератов |
7 | Физическая культура и спорт в Российской Федерации | 1 | | познавательная -поисковые исследования проблемно-ценностное общение; | Просмотр фильма защита рефератов |
8 | Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции | 1 | | познавательная -поисковые исследования проблемно-ценностное общение; | беседы; защита рефератов ; |
9 | . Олимпийские игры современности | 1 | | поисковые исследования | беседы; защита рефератов - |
10 | Олимпийские зимние игры | 1 | | познавательная -поисковые исследования проблемно-ценностное общение, | беседы; защита рефератов |
11 | Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта | 1 | | познавательная -поисковые исследования проблемно-ценностное общение | беседы; защита рефератов |
12 | Цели, задачи и принципы физического воспитания и спортивной тренировки | 1 | | -поисковые исследования -проблемно-ценностное общение; --познавательная | -беседа -экскурсия -круглый стол |
13 | Средства физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки | 1 | | поисковые исследования -проблемно-ценностное общение; --познавательная | -беседа -экскурсия |
14 | Методы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки | 1 | | -поисковые исследования -проблемно-ценностное общение; --познавательная - | беседа -экскурсия -круглый стол |
15 | Основы теории обучения двигательным действиям | 1 | | поисковые исследования -проблемно-ценностное общение; --познавательная | круглый стол |
16 | Воспитание силовых способностей. Воспитание скоростных способностей | 1 | | поисковые исследования -проблемно-ценностное общение; --познавательная | Беседа, экскурсия |
17 | Воспитание выносливости. Воспитание гибкости | 1 | | - проблемно-ценностное общение; - познавательная | беседа |
18 | . Воспитание координационных способностей | 1 | | - художественное творчество - проблемно-ценностное общение; - познавательная | -беседа -конкурс -просмотр фильма |
19 | Урочные и неурочные формы физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки | 1 | | - художественное творчество - проблемно-ценностное общение; - познавательная | конкурс |
20 | Мотивы занятий физической культурой и спортом, механизмы и средства воспитания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности | 1 | | - художественное творчество - проблемно-ценностное общение; - познавательная | конкурс |
21 | Основы здорового образа жизни и способы его формирования и развития | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
22 | Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем, с особыми образовательными потребностями, с девиантным поведением | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
23 | Планирование в физическом воспитании и спорте | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
24 | Контроль в физическом воспитании и спорте | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
25 | Сущность и значение спорта. Спорт в системе современного общества | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
26 | Основы построения процесса спортивной тренировки | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
27 | Травматизм в спорте | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
28 | Физическое воспитание в раннем и дошкольном возрасте | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
29 | Обязательный курс физического воспитания в общеобразовательной школе | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
30 | Методические основы направленного использования физической культуры в различные периоды школьного возраста | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
31 | Физическая культура в режиме учебного дня школы и учебного заведения | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
32 | Внеклассная работа по физической культуре. Внешкольная работа. Физическая культура в семье | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
33 | Физическая культура в период трудовой деятельности Физическая культура в условиях быта и отдыха | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
34 | Физическая культура в пожилом и старшем возрасте | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
35 | Оздоровительная физическая культура | 1 | | - познавательная художественное творчество | - просмотр научного фильма - творческая мастерская |
27