СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Музыкальный лекторий как средство пропаганды классического искусства в условиях малого города"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная Программа внеурочной деятельности имеет эстетическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Курс способствует систематизации знаний, полученных на уроках музыки и искусства.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Музыкальный лекторий как средство пропаганды классического искусства в условиях малого города"»

11




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Котовская детская школа искусств»




УТВЕРЖДАЮ

Директор Е. М. Васяткина

Приказ № 60 О/Д от 01.09.2022 г.



ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Музыкальный лекторий как средство пропаганды классического искусства

в условиях малого города»



(ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Срок реализации – 1 год


Автор программы:

преподаватель, концертмейстер высшей квалификационной категории Прокофьева Нонна Ивановна













Котовск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

…Без зачатков положительного и прекрасного

нельзя выходить человеку в жизнь из детства:

без зачатков положительного и прекрасного,

нельзя пускать поколение в путь…

Ф.М.Достоевский

В концепции развития дополнительного образования отмечено, что в настоящее время всё острее встаёт задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение.

Внеурочная деятельность является одним из определяющих факторов в воспитании обучающихся, способствующих всестороннему развитию личности, как в интеллектуальном плане, так и в нравственно-эстетическом. Важная специфика внеурочной деятельности в детской школе искусств – её практико-ориентированная, общекультурная направленность, выраженная в таких видах деятельности, как творческая и культурно-просветительская.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы внеурочной деятельности «Музыкальный лекторий как средство пропаганды классического искусства в условиях малого города» (далее Программы) являются:

 Конвенция о правах ребенка;

 Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295;

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.

Актуальность Программы

В современном обществе, в век стремительных скоростей и новых открытий, искусство оказалось поглощённым технической цивилизацией. Примитивная эмоциональная сфера, духовная инертность постепенно порождает в человеке жестокость, равнодушие, ограничивают круг радостей. Благодаря развитию средств массовой информации продуцируется развлекательная индустрия, рассчитанная на нетребовательный вкус обывателя. Поэтому в сегодняшней реальной действительности обществу необходимо духовное обогащение и культурное просвещение.

В условиях малого города, где нет театров и филармонии, школа искусств является единственным социокультурным центром, позволяющим обеспечить культурно-познавательный досуг как детям, так и взрослому населению.

Организация деятельности музыкального лектория, как одной из форм внеурочной деятельности в ДШИ, даёт возможность не только расширить кругозор, развить художественных вкус, но и успешно применить полученные знания в практической деятельности, открыть путь к саморазвитию, развить навыки концертных выступлений и общения с аудиторией.

Программа позволит объединить в стремлении к культурному обогащению и творческому развитию не только всех участников образовательного процесса школы искусств (преподавателей, обучающихся, родителей), но и взрослую аудиторию самых разных социальных слоёв.

Новизна Программы.

В связи с целевой установкой Программа осуществляет тесное взаимодействие школы искусств с образовательными, медицинскими и культурными учреждениями города, социально значимыми объединениями, городским клубом «Оптимист», что способствует реализации идеи создания просветительского центра, логическим ядром которого становится детская школа искусств.

Проблема развития творческой личности всегда являлась одной из значимых проблем эстетического воспитания. Положительное и терапевтического влияние искусства на человека известно с давних времен. Новизна представленной Программы состоит в том, что наряду с традиционными формами проведения мероприятий в виде лекций-концертов могут быть использованы и новые внедрения, например, арттерапия в виде сеансов мело и изо терапии. Сеансы арттерапии могут реализовываться в различных формах:

  1. рецептивной (слушание, восприятие, переживание)

  2. активной (практическое вовлечение в музыкальную деятельность)

  3. интегративной (объединение рецептивной и активной форм)

Инновационный характер программы обеспечивается также и использованием принципа интеграции, выраженном в межведомственным взаимодействием с другими творческими объединениями учреждений дополнительного образования города, например, с театральной студией «Фантазёры» Дома детского творчества. Постановки и сценки в исполнении юных актёров являются прекрасным дополнением в деятельности музыкального лектория, знакомят зрителя с другим видом деятельности.

Цель Программы:

создание единого культурно-просветительского центра в условиях малого города, логическим ядром которого становится детская школа искусств

Задачи:

образовательные:

- углубить знания слушателей в области музыки различных эпох и стилевых направлений

воспитательные:

- привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

- привить навыки сценического поведения;

- формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала

развивающие:

- расширить музыкальный кругозор детского и взрослого населения города;

- способствовать воспитанию художественного вкуса посредством приобщения к лучшим образцам мировой классической музыкальной культуры;

- мотивировать и активировать участников;

- развить индивидуально-личностное творческое начало через восприятие и практическое освоение способов деятельности.

Целевая аудитория:

Программа предназначена для детской (от 8 лет) и взрослой аудитории города.

Режим проведения мероприятий:

Мероприятия музыкального лектория проводятся 1 раз в месяц. Продолжительность: один академический час.

Место проведения: Котовская детская школа искусств, МБОУ СОШ, Дом детского творчества, Профилактория «Лесная жемчужина», Музейно-выставочный просветительский образовательный комплекс г. Котовска.

Форма проведения: лекция-концерт с изложением тематического материала, дополняемого музыкальными, поэтическими иллюстрациями, наглядными пособиями, видеопрезентацией.

Срок реализации Программы – 1 год.

Планируемые результаты деятельности Программы

Личностные результаты:

- уважительное отношение к культуре;

- реализация творческого потенциала;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности творческих действий учащихся, проявляющихся в концертной и исполнительской деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации

Предметные результаты изучения курса Программы отражают опыт учащихся в музыкально - творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления и музыкальной картине мира;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Календарно-тематическое планирование

п/п

месяц

Название мероприятия

направленность

аудитория

место проведения

1

сентябрь

«Выдающиеся деятели культуры и искусства на Тамбовщине»

историко-краеведческая

дети от 8 до 16 лет и

взрослое население города

ДШИ

2

октябрь

«Этот милый музыкальный альбом»

светская

дети 8-10 лет

МБОУ СОШ

3

ноябрь

«Искусство колокольного звона»

духовно-нравственная

взрослое население города

МИПОК

4

декабрь

История Новогоднего праздника»

духовно-нравственная

дети от 8 до 10 лет

МБОУ СОШ

5

январь

«Свет Рождественской звезды»

духовно-нравственная

дети от 8 до 16 лет и

взрослое население города

ДШИ

6

февраль

«Герои любимых сказок в музыке»

светская

дети от 8 до 10 лет

МБОУ СОШ

7

март

«Вся жизнь – борьба»

(о жизни и творчестве Л. В. Бетховена)

светская

дети от 8 до 10 лет

МБОУ СОШ

8

апрель

«С.В. Рахманинов и его время»

светская

дети от 8 до 10 лет

МБОУ СОШ

9

май

«Цветы – улыбка природ

светская

дети от 8 до 16 лет и

взрослое население города

ДШИ


Содержание Программы

Содержание Программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении основных видов музыкального искусства: произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов, авторских произведений. Освоение музыкального материала, включённого в программу, формирует музыкальную культуру, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп - культуры в средствах массовой информации.

В сферу исполнительской деятельности участников музыкального лектория входят: ансамблевое и сольное вокальное выступление, игра на музыкальных инструментах; постановка музыкальных сказок.

Содержание лекций.

«Выдающиеся деятели культуры и искусства на Тамбовщине» (1 час).

История создания г. Тамбова. Г. Р. Державин – великий русский поэт, а также губернатор г. Тамбова. Знакомство с произведениями «Цыганская пляска» и «Водопад» (сл. Г. Державина, муз. Н. Прокофьевой). Имение Мара – родина Е. Баратынского, основоположника жанра элегии, как разновидности русского романса. Исполнение элегии «Не растравляй моей души», сл. Е. Баратынского, музыка Петровых. Творчество А. Верстовского, уроженца города Козлова, основоположника жанра баллады. Исполнение произведения «Два ворона», сл. А. Пушкина, муз. А. Верстовского. Показ на слайде летней резиденции П. И. Чайковского – с. Усово. Исполнение пьес П. И. Чайковского из цикла «Времена года». С. В. Рахманинов и его связь с Тамбовщиной через имение Ивановка. Исполнение авторского романса «Великий музыкант всея земли, сл. В. Дорожкиной, муз. Н. Прокофьевой. Знакомство с творчеством И. Шатрова и В. Агапкина на примере выдающихся произведений Вальс «На сопках Манчьжурии» и марш «Прощание славянки». В заключении мероприятия знакомство зрителей с авторскими сочинениями, исполнение романса «Незнакомка», сл. Л. Рубальской, муз. Н. Прокофьевой и «Город детства», сл. Л. Кобзевой, муз. Н. Прокофьевой.

«Этот милый музыкальный альбом» (1 час). Мероприятие проводится в СОШ г. Котовска для учащихся 3-4-х классов. Знакомство с одним из шедевров музыкальной классики – Детским альбомом великого русского композитора П. И. Чайковского. История создания альбома, адресат. Деление пьес по хронологическому замыслу композитора – показать один день из жизни простого мальчика с раннего утра до времени отхода ко сну. Исполнение пьес в соответствии с этой ремаркой. По ходу мероприятия анализировать исполняемые пьесы, определять их характер, форму. В заключении мероприятия детям предлагается викторина по предложенной теме.

«Искусство колокольного звона» (1 час). История возникновения колокольчиков, предшественников больших колоколов. Разновидности древних колокольчиков, их функции. Исполнение романса «Динь-динь-динь», муз. Юрьева и русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая» как посвящение валдайскому колокольчику. История возникновения больших колоколов. Принятие христианства на Руси, било как первый колокол на Руси. Обряды колокола: крещение, венчание, проводы в последний путь. Связь колокола с человеком, название частей колокола, наказание колоколов. Прочтение поэтических отрывков в исполнении учащихся театральной студии «Фантазёры». Разновидности колокольного звона: благовест, двузвон, трезвон, перезвон, красный звон, малиновый звон. Исполнение произведение А. Бородина «В монастыре» и пьесы М. Мусоргского «Богатырские ворота». Использование колокольности в разных видах искусства: музыке, живописи, поэзии. Показ видеопрезентации с картинами И. Левитана «Вечерний звон», А. Кустодиева «Масленица», памятником скульптора Микешина «Колокол». Прочтение отрывков из поэмы Э. По «Колокола и колокольчики». В заключении мероприятия исполнение пьесы С. Слонимского «Колокола» на струнах.

«История Новогоднего праздника» (1 час). Мероприятие проводится в СОШ г. Котовска для учащихся 3-4-х классов. Знакомство детей с историей самого любимого и волшебного праздника – Нового Года. Указ Петра 1 о праздновании Нового года с 31 декабря на 1 января. Традиция украшения новогодней ёлки. Новогодние игрушки разных эпох и времён. Главные персонажи праздника – Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик. Новогодние песни про елочку, Деда Мороза и Новый год в исполнении детей. Новогодняя викторина с вручением праздничных призов.

«Свет Рождественской звезды» (1 час). Знакомство с историей самого главного и светлого праздника всех православных христиан – Рождества Христова. Видеопрезентация, сопровождающая мероприятие. Исполнение концертных номеров инструментальных и вокальных, хореографических композиций в исполнении воспитанников детской школы искусств. Знакомство с главными символами Рождества: ангелом, рождественской елью, колокольчиком, вифлиемской звездой. Загадки и игры с зрителями. Рождественская викторина.

«Герои любимых сказок в музыке»(1 час). Мероприятие проводится в СОШ г. Котовска для учащихся 3-4-х классов. Использование известных сказочных героев в музыке. Сказки А. С. Пушкина и его влияние на творчество великих русских композиторов – М. Глинку, Н. Римского-Корсакова. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Три чуда в сказке и в одноименной опере. Прослушивание. Анализ музыкального материала. Опера М. Глинки «Руслан и Людмила» - исполнение марша Черномора, анализ средств музыкальной выразительности и формообразования. Сценки из сказок «О ниточке и волшебных клубочках» и «Золушка» в исполнении учащихся театральной студии «Фантазёры». Совместное исполнение песни «Добрый жук» из сказки «Золушка». Викторина и призы для самых активных участников.

«Вся жизнь-борьба»(1 час). Мероприятие проводится в СОШ г. Котовска для учащихся 3-4-х классов. Лекция-концерт посвящена жизни и творчеству великого немецкого композитора Л. В. Бетховена. Учащиеся получат возможность познакомиться с классическим наследием композитора разных периодов. Мероприятие сочетается с сеансом мелотерапии, выражающемся в сравнении показателей артериального давления и пульса в начале и конце лектория. Прослушивание популярных произведений, таких как «К Элизе», соната № 14 «Лунная» (1 часть), «Сурок», соната № 8 «Патетическая» (1 часть), фрагменты пятой симфонии позволят ощутить ярко выраженный терапевтический эффект.

«Цветы – улыбка природы» (1 час). Знакомство с различными цветами, обрядами, обычаями связанными с ними. Поэтические и музыкальные посвящения каждому представленному цветку. Сопровождение видеопрезентацией. Использование авторских сочинений на музыку Н. Прокофьевой «Подснежник», «Ландыш», «Наступленье весны», «Стрень», «Лилия». Загадки для зрителей. Итоговая викторина.

«С. В. Рахманинови его время» (1 час). Мероприятие проводится в СОШ г. Котовска для учащихся 3-4-х классов. Лекция-концерт сопровождается сеансом мелотерапии по произведениям великого русского композитора С. В. Рахманинова. Знакомство с жизнью и творчеством композитора по основным периодам: детство, учёба в консерватории, период зрелости, последние годы жизни. Использование следующих произведений: «Итальянская полька», «Этюд-картина до минор», Интродукция к опере «Алеко», Прелюдия соль минор, романс «Островок». Перед мероприятием избранно записать показания пульса и артериального давления. Сделать повторные измерения после прослушивания музыкальных произведений. Сравнить результаты исследования. В заключении мероприятия итоговая викторина.

Ожидаемые результаты

В результате работы по программе внеурочной деятельности «Музыкальный как средство пропаганды классического искусства в условиях малого города» зритель сможет:

  • эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе коллективного, ансамблевого воплощения различных художественных образов;

  • оценивать свои музыкально-творческие возможности.

Методическое обеспечение программы

  1. Лекционные разработки

  2. Наглядные пособия

  3. Нотная литература

  4. Хрестоматийная литература

  5. Раздаточный материал для игр, викторин

  6. Прослушивание музыкальных произведений

  7. Просмотр видеофрагментов

Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:

- актовый зал со сценой и музыкальным инструментом (рояль, фортепиано);

- мультимедийный проектор;

- аудио и видео записи

- ноутбук

- микрофон

- тонометр

Литература

  1. В. Алев «Музыка. Нотная хрестоматия», Москва «Дрофа» 2003г.

  2. Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 2005.

  3. И. Берникова-Горчакова И. «Ты посмотри на мир», Омск 2008 г.

  4. Бугаева З. И. Весёлые уроки музыки в школе и дома. – М.: Просвещение, 2000.

  5. Григорьев Д. В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности «Художественное творчество. Социальное творчество» М. «Просвещение» 2011г.

  6. Конвенция о правах ребенка;

  7. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательные Интернет – ресурсы.

http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html

http://www.senar.ru/

http://opera.r2.ru/

http://notes.tarakanov.net/index.htm

http://www.4kids.com.ua/club/song/downloads/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!