СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности " Моя Отчизна. Мой край родной"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В программе  внеурочной деятельности "Моя отчизна. Мой край родной"  большое внимание уделяется изучению пприроды родного края.   В ходе реализации программы школьники  углубляют и расширяют знания о разнообразии флоры и фауны Курской области, экологической обстановке в регионе, проводят исследования, выполняют проекты.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности " Моя Отчизна. Мой край родной"»

"Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная".

Михаил Пришвин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе внеурочной деятельности "Моя Отчизна. Мой край родной" значительное место уделяется изучению природы региона, экологическим проблемам края в настоящее время.  Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Программа внеурочной деятельности объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы подростки углубляют и расширяют знания о разнообразии животного и растительного мира Курской области, экологической обстановке в регионе, об охране окружающей среды и бережного отношения к ней.

Актуальность данной программы внеурочной деятельности заключается в том, что изучение природы родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно-познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Курской области.

Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знания о биологическом разнообразии объектов живой природы родного края.

Цель программы:

создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край.

Задачи.

Формирование:

  • умений находить и использовать информацию о природе родного края, работать с картой Курской области и г. Курска;

  • готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • целостного преставления природе родного края, основанного на приобретенных знаниях, уме­ниях, навыках и способах деятельности;

  • ценностных мировоззрен­ческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, экологической культуры;

  • умений оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе, собственному организму и здоровью других людей, поведения в окружающей среде.

Развитие:

  • познавательных интересов учащихся в процессе наблюдений и исследований при изучении природы родного края ;

  • умений строить свои отношения с природой на основе уважения к живому, окружающей среде; экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей своей области;

  • потребности в самообразовании и самореализации;

  • навыков исследовательской работы по сбору и систематизации материалов о природе родного края;

  • навыков культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи;

  • интеллектуальных и творческих способностей через публичные выступления и поисково - исследовательскую деятельность.

Воспитание:

  • бережного отношения к родной природе, ценностное отношение к природным комплексам и объектам природы, позитивные чувства национальной гордости и патриотизма по отношению к своей малой родине.

Основополагающие принципы построения программы:

  • научность – предполагает отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • доступность - содержание программы составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников;

  • коллективность – подросток получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;

  • демократичность - предполагает сотрудничество учителя и ученика;

  • личностно-ориентированный подход - предполагает учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка;

  • гуманизм уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Практическая направленность курса.

Содержание занятий направлено на углубление расширение у учащихся знаний о природе родного края

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Программа внеурочной деятельности "Моя Отчизна. Мой край родной" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, где внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования. Она предусматривает организацию внеурочной деятельности учащихся 9 класса в направлении углубления и расширения школьного курса биологии и ознакомления с экологией, создает благоприятные условия для расширения и конкретизации материала, для понимания на конкретных примерах сложных общебиологических закономерностей, изучаемых в 9, 11 классах. Программа ориентирована на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации девятиклассников. Она объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своей малой родины.

В ходе реализации программы школьники углубляют и расширяют знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней, что способствует воспитанию экологической грамотности подрастающего поколения.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как биология, экология. Осуществление программы даёт возможность, с одной стороны, закрепить знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой, вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность. Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью и добиваться творческого удовлетворения и успеха.



Основные разделы программы.

Введение. 1 ч.

Раздел I. Растительный мир.

Раздел II. Животный мир. .

Раздел III. Заповедные уголки соловьиного края.

Раздел IV. Человек и окружающая среда.

В программе предусмотрено проведение экскурсий и практических работ.

               

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Программа внеурочной деятельности " Моя Отчизна. Мой край родной ." рассчитана на 1 год обучения для учащихся 9-х классов. 1 час в неделю. Всего 34 ч. Реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС ООО).



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Личностные результаты:

  • самостоятельно формулировать отношение к природе родного края, его растительному и животному миру;

  • проявлять устойчивый интерес к изучению растений и животных родного края;

  • овладевать навыками бережного отношения к природе

  • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • общение и взаимодействие со сверстниками, преподавателями  на принципах уважения,  доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, уметь находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

Познавательные УУД:

  • находить необходимую информацию при изучении многообразия растительного и животного мира Курской области, мероприятий по охране растений и животных родного края;

  • проводить сравнение и классификацию объектов;

  • проявлять индивидуальные творческие способности;

  • использовать знаково-символические средства при оформлении результатов наблюдений в виде схем, моделей, рисунков, описаний, выводов;

Коммуникативные УУД:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество;

  • формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе;

  • применение методов изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение) в работе;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника;

  • формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение. 1ч. Географическое положение Курской области. Влияние климата, рельефа на формирование растительного и животного мира.

Раздел I. Растительный мир. 11ч.

Жизненные формы растений. Основные отделы растений. Эволюция и систематика растений. Экологические группы растений. Основные растительные сообщества. Хвойные и широколиственные леса. Степи. Луга. Болота. Реликтовые растения курской области. Культурные растения. Лекарственные, декоративные растения. Растения - индикаторы. Роль растений в природе и жизни человека. Защита проектов.

Экскурсия

1. Знакомство с растительным миром микрорайона.

Практическая работа.

№1. Определение видов растений и составление их экологической характеристики.

№2.

№3. Определение кислотности почвы с помощью растений - индикаторов.

Раздел II. Животный мир. 10ч.

Основные этапы развития животного мира Курского края. Многообразие беспозвоночных животных. Знакомые незнакомцы. Насекомые вредители и защитники растений. Способы биологической борьбы с вредителями. Хордовые животные. Рыбы. Прудовые хозяйства Курской области. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Промысловые животные. Роль животных в природе и жизни человека.

Экскурсии.

№2. Многообразие животных Курского края (краеведческий музей)

№3.Наши пернатые соседи.

№4. Описание среды обитания животных.

№5. Определение видов животных и составление их экологической характеристики.

Раздел III. Заповедные уголки соловьиного края. 7ч.

История создания особо охраняемых территорий Курской области. Заповедники, заказники, памятники природы г. Курска. Центрально - Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алёхина. Влияние человека на растительные сообщества. Красная книга Курской области. Редкие и исчезающие виды растений и животных Курской области. Природоохранные мероприятия.

Экскурсия.

№4. Стрелецкая степь.

Раздел IV. Человек и окружающая среда. 5ч.

Современное состояние природной среды и экологические проблемы Курской области. Основные источники загрязнений природной среды, природоохранные мероприятия. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека. Защита проектов.

Практические работы.

Практическая работа № 6 " Биоиндикация уровня загрязненности атмосферного воздуха"

Практическая работа №7 "Выявление экологически неблагоприятных мест своего микрорайона, составление карты." 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

темы

Тема занятия

Деятельность учащихся

Дата

Введение. 1 ч.

1

1

Введение. Географическое положение Курской области.

Работают с географической картой, определяют границы Курской области. Находят информацию о влиянии климата, рельефа на формирование растительного и животного мира. Работают с литературой. Используют информационные ресурсы.


Раздел I. Растительный мир. 11ч.

2

1

Эволюция и систематика растений. Основные отделы растений. Экологические группы растений.

Повторяют и углубляют знания, об эволюции и систематике, основных отделах растений, их характерных морфологических признаках. Знакомятся с экологическими группами растений по отношению к свету, воде. Определяют представителей различных экологических групп по гербарным образцам . Дают определение понятия "растительное сообщество". Знакомятся с основными видами растительных сообществ родного края, реликтовыми, лекарственными растениями и растениями - индикаторами, местами их произрастания. Разрабатывают план выполнения практических работ. Раскрывают

роль растений в природе и жизни человека. Работают с гербарными образцами. Сравнивают и систематизируют объекты по заданным критериям. Выполняют практические работы, анализируют, обобщают и оформляют полученные результаты. Выбирают темы для проектной работы, находят материал в различных источниках, используют Интернет ресурсы. Защищают проект, дают оценку своей работе и одноклассников.


3

2

Практическая работа №1. "Определение видов растений и составление их экологической характеристики."


4

3

Практическая работа №2 "Изучение экологических групп растений по отношению к свету, к воде"


5

4

Основные растительные сообщества. Хвойные и широколиственные леса.



6

5

Степи. Луга. Болота.


7

6

Реликтовые растения.


8

7

Практическая работа № 3 "Подсчет индексов плотности для определения видов растений"

9

8

Лекарственные растения. Практическая работа № 2 "Изучение лекарственных трав края по гербарным экземплярам"


10

9

Растения индикаторы.


11

10

Практическая работа № 3. "Определение кислотности почвы с помощью растений индикаторов"


12

11

Роль растений в природе и жизни человека. Защита проектов.


Раздел II. Животный мир. 10ч.

13

1

Основные этапы эволюции животных. Среды обитания.

Знакомятся с основными этапами эволюции животного мира. Закрепляют и углубляют знания о средах обитания животных. Дают характеристику сред обитания, выявляют соответствие между организмами и средой их обитания. Изучают животный мир своего края, разнообразие видов беспозвоночных и хордовых животных, места их обитания. Углубляют и расширяют знания о насекомых вредителях и защитниках растений, о способах биологической борьбы с вредителями растений. Знакомятся с прудовыми хозяйствам области, видами разводимых рыб. Изучают птиц своего микрорайона. Закрепляют и углубляют знания о типах экологических взаимодействий. Повторяют правила поведения во время проведения экскурсии, в транспорте, общественных местах. Проводят наблюдения, оформляют результаты работы. Определяют виды животных и составляют их экологическую характеристику. Работают с печатными изданиями и Интернет ресурсами. Выбирают темы проектов, презентаций.


14

2

Практическая работа № 4. "Описание среды обитания животных"


15

3

Экскурсия №2. Многообразие животных Курского края



16

4

Беспозвоночные животные.


17

5

Знакомые незнакомцы. Насекомые вредители и защитники растений.


18

6

Рыбы. Прудовые хозяйства Курской области.


19

7

Земноводные. Пресмыкающиеся.


20

8

Птицы. Экскурсия №3. "Наши пернатые соседи".


21

9

Разнообразие и экологические группы млекопитающих.


22

10

Практическая работа № 5. "Определение видов  животных и составление их экологической характеристики"


Раздел III. Заповедные уголки соловьиного края. 7 ч.

23

1

Особо охраняемые территории Курской области.

Знакомятся с особо охраняемыми территориями, обозначают их на карте области, с памятниками природы своего города, историей создания Центрально - Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алёхина; основными документами по охране природы, природоохранной деятельностью. Раскрывают влияние человека на растительный и животный мир. Приводят примеры отрицательного и положительного воздействия на флору и фауну. Знакомятся с Красной книгой Курской области, историей её создания; редкими и исчезающими видами растений и животных Курской области. Повторяют правила поведения во время проведения экскурсии, в транспорте. Используют информационные ресурсы для подготовки презентаций, листовок и буклетов. Создают памятку, плакат по охране растений и животных своей малой родины.


24

2

Памятники природы г. Курска.


25

3

Центрально - чернозёмный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алёхина.


26

4

Экскурсия №4. Стрелецкая степь.


27

5

Влияние человека на растительные сообщества. Красная книга Курской области.


28

6

Редкие и исчезающие виды растений и животных Курской области.


29

7

Природоохранные мероприятия.


Раздел IV. Человек и окружающая среда. 5ч

30

1

Современное состояние природной среды и экологические проблемы Курской области.

Знакомятся с состоянием воздуха, воды, почвы и основными экологическими проблемами Курской области, мерами по охране окружающей среды. Выявляют основные источники загрязнений природной среды, их влияние на здоровье человека. Выполняют практические работы. Проводят наблюдения, анализируют , обобщают и оформляют результаты работы. Выпускают бюллетень , газету или плакат на тему "Берегите воду!", "Охраняйте почву!" и др. Готовятся к защите проектов. Защищают проекты. Оценивают свою работу и одноклассников.


31

2

Практическая работа № 6 " Биоиндикация уровня загрязненности атмосферного воздуха"


32


3

Практическая работа №7 "Выявление экологически неблагоприятных мест своего микрорайона, составление карты." 


33

4

Влияние окружающей среды на здоровье человека.


34

5

Защита проектов.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Литература для учащихся:

1.Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 - М., Аванта +, 1997

2.Журнал "Биология для школьников".

3.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1995 г.

4.Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения - М., Просвещение, 1996 г.

5.Ткачева  В. И. «Записки фотографа».(Книга о живой природе Курской области), издательство «Славянка» - Курск, 2013.

6. Р.В. Кабанова, О.П. Лукашова. Очерки о природе Курской области (Кн. для чтения) .Курск, Кур. гос. пед. ун-т 1999 г. 

7. Башкатова Л.Н., Филатова Т.Д. Центрально-Черноземный государственный биосферный заповедник. Очерки о природе Курской области. (Книга для чтения). Курск, 1999. 

8. В.Ф. Сотник. Кладовая здоровья. Москва "Экология", 1991г.


Литература для учителя.

1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

2.Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.

3.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

4.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

5.Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013.

6.Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013.

7. Рагулина И.В., Татаренкова Т.М. Природа Курского края. Учебно-справочное пособие / [авт.-сост.: Т. М.]. - Курск : Техинвест, 2016 г.

8. Селиванова Н.А. ,Селиванов Д.А. Природа Курской области и её охрана. Воронеж Центрально - Чернозёмное книжное издательство 1990г.

9. С. В. Жердева, И. А. Баусов, А. В. Полуянов, Т. В. Сахацкая. Редкие и исчезающие виды животных и растений Курской области (монография)/; Курский гос. ун-т ; Департамент ... - Курск : КГУ, 2009 г.

10.  А. В. Полуянов.  Флора Курской области; Курс. гос. ун-т. - Курск : Кур. гос. ун-т, 2005г. 

11. А.В. Полуянов, Е.А. Аверинова. Травяная растительность Курской области. Курск: Курский гос. ун-т, Департамент экологической безопасности и природопользования Курской обл., 2009г.

12. Курский ГПИ. Флора и растительность Курской области. 1976г.

13. Н.Ф. Галицкая. Курская область - Природа. Растительность. Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1970г.

14. А.С. Степановских.. Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой). Охрана окружающей среды: учебник для вузов м.: юнити-дана, 2001 г.

15.Ткачева  В. И. «Записки фотографа».(Книга о живой природе Курской области), издательство «Славянка» - Курск, 2013.

16.Флора и растительность Центрального Черноземья – 2015: Материалы межрегиональной научной конференции, посвящённой 80-летнему юбилею Центрально-Черноземного заповедника, Курск, 2015.

17.Флора и растительность Центрального Черноземья – 2017: Материалы межрегиональной научной конференции, посвящённой Году особо охраняемых природных территорий и экологии . Курск, 2017.

18.Флора и растительность Центрального Черноземья – 2018 [Текст] : материалы межрегиональной научной конференции, Курск : Мечта, 2018 г.

Электронные издания:

1.Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

2.1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

3.Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

4.  Жердева Светлана Владимировна.  Фауна Курской области [Электронный ресурс] : учебное сетевое электронное издание (IMS Content Package) на 1CD / Жердева С. В. ; М-во образования и науки ФГБОУ ВПО "Курск. гос. ун-т". - Электрон. текстовые дан. - Курск : Курск. гос. ун-т, 2012. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. ; 12 см. - Систем. требования: Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Pla

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик должен:

знать /понимать:

  • географические и биологические понятия и терми­ны, касающиеся природы Курской области;

  • природные особенности родного края, связи между территориальными и природными условиями, ресурсами и хозяйствен­ной деятельностью людей;

  • природные и антропогенные причины возникновения экологи­ческих проблем на локальном и региональном уровне;

  • типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира ;

  • охраняемые территории, памятники природы;

  • важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения;

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Уметь:

  • выделять, описывать, объяснять существенные признаки при­родных объектов и явлений;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которых изучали

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации, находить в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • изучать природу с применением научных методов и с помощью некоторых приборов и инструментов;

  • анализировать и оценивать полученную информацию;

  • оформлять результаты наблюдений в виде схем, таблиц, рисунков, описаний, выводов;

  • воспринимать мир не только рационально, но и образно

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!