"Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная".
Михаил Пришвин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе внеурочной деятельности "Моя Отчизна. Мой край родной" значительное место уделяется изучению природы региона, экологическим проблемам края в настоящее время. Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Программа внеурочной деятельности объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы подростки углубляют и расширяют знания о разнообразии животного и растительного мира Курской области, экологической обстановке в регионе, об охране окружающей среды и бережного отношения к ней.
Актуальность данной программы внеурочной деятельности заключается в том, что изучение природы родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно-познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности. Она раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну Курской области.
Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знания о биологическом разнообразии объектов живой природы родного края.
Цель программы:
создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край.
Задачи.
Формирование:
умений находить и использовать информацию о природе родного края, работать с картой Курской области и г. Курска;
готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
целостного преставления природе родного края, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
ценностных мировоззренческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, экологической культуры;
умений оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе, собственному организму и здоровью других людей, поведения в окружающей среде.
Развитие:
познавательных интересов учащихся в процессе наблюдений и исследований при изучении природы родного края ;
умений строить свои отношения с природой на основе уважения к живому, окружающей среде; экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей своей области;
потребности в самообразовании и самореализации;
навыков исследовательской работы по сбору и систематизации материалов о природе родного края;
навыков культуры делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, культуры речи;
интеллектуальных и творческих способностей через публичные выступления и поисково - исследовательскую деятельность.
Воспитание:
бережного отношения к родной природе, ценностное отношение к природным комплексам и объектам природы, позитивные чувства национальной гордости и патриотизма по отношению к своей малой родине.
Основополагающие принципы построения программы:
научность – предполагает отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
доступность - содержание программы составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников;
коллективность – подросток получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
демократичность - предполагает сотрудничество учителя и ученика;
личностно-ориентированный подход - предполагает учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка;
гуманизм - уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Практическая направленность курса.
Содержание занятий направлено на углубление расширение у учащихся знаний о природе родного края
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Программа внеурочной деятельности "Моя Отчизна. Мой край родной" составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, где внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования. Она предусматривает организацию внеурочной деятельности учащихся 9 класса в направлении углубления и расширения школьного курса биологии и ознакомления с экологией, создает благоприятные условия для расширения и конкретизации материала, для понимания на конкретных примерах сложных общебиологических закономерностей, изучаемых в 9, 11 классах. Программа ориентирована на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации девятиклассников. Она объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своей малой родины.
В ходе реализации программы школьники углубляют и расширяют знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней, что способствует воспитанию экологической грамотности подрастающего поколения.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как биология, экология. Осуществление программы даёт возможность, с одной стороны, закрепить знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой, вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность. Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью и добиваться творческого удовлетворения и успеха.
Основные разделы программы.
Введение. 1 ч.
Раздел I. Растительный мир.
Раздел II. Животный мир. .
Раздел III. Заповедные уголки соловьиного края.
Раздел IV. Человек и окружающая среда.
В программе предусмотрено проведение экскурсий и практических работ.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа внеурочной деятельности " Моя Отчизна. Мой край родной ." рассчитана на 1 год обучения для учащихся 9-х классов. 1 час в неделю. Всего 34 ч. Реализуется в рамках организации внеурочной деятельности (ФГОС ООО).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
самостоятельно формулировать отношение к природе родного края, его растительному и животному миру;
проявлять устойчивый интерес к изучению растений и животных родного края;
овладевать навыками бережного отношения к природе
готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
общение и взаимодействие со сверстниками, преподавателями на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, уметь находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу; сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Познавательные УУД:
находить необходимую информацию при изучении многообразия растительного и животного мира Курской области, мероприятий по охране растений и животных родного края;
проводить сравнение и классификацию объектов;
проявлять индивидуальные творческие способности;
использовать знаково-символические средства при оформлении результатов наблюдений в виде схем, моделей, рисунков, описаний, выводов;
Коммуникативные УУД:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество;
формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе;
применение методов изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение) в работе;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника;
формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. 1ч. Географическое положение Курской области. Влияние климата, рельефа на формирование растительного и животного мира.
Раздел I. Растительный мир. 11ч.
Жизненные формы растений. Основные отделы растений. Эволюция и систематика растений. Экологические группы растений. Основные растительные сообщества. Хвойные и широколиственные леса. Степи. Луга. Болота. Реликтовые растения курской области. Культурные растения. Лекарственные, декоративные растения. Растения - индикаторы. Роль растений в природе и жизни человека. Защита проектов.
Экскурсия
№1. Знакомство с растительным миром микрорайона.
Практическая работа.
№1. Определение видов растений и составление их экологической характеристики.
№2.
№3. Определение кислотности почвы с помощью растений - индикаторов.
Раздел II. Животный мир. 10ч.
Основные этапы развития животного мира Курского края. Многообразие беспозвоночных животных. Знакомые незнакомцы. Насекомые вредители и защитники растений. Способы биологической борьбы с вредителями. Хордовые животные. Рыбы. Прудовые хозяйства Курской области. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Промысловые животные. Роль животных в природе и жизни человека.
Экскурсии.
№2. Многообразие животных Курского края (краеведческий музей)
№3.Наши пернатые соседи.
№4. Описание среды обитания животных.
№5. Определение видов животных и составление их экологической характеристики.
Раздел III. Заповедные уголки соловьиного края. 7ч.
История создания особо охраняемых территорий Курской области. Заповедники, заказники, памятники природы г. Курска. Центрально - Чернозёмный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алёхина. Влияние человека на растительные сообщества. Красная книга Курской области. Редкие и исчезающие виды растений и животных Курской области. Природоохранные мероприятия.
Экскурсия.
№4. Стрелецкая степь.
Раздел IV. Человек и окружающая среда. 5ч.
Современное состояние природной среды и экологические проблемы Курской области. Основные источники загрязнений природной среды, природоохранные мероприятия. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека. Защита проектов.
Практические работы.
Практическая работа № 6 " Биоиндикация уровня загрязненности атмосферного воздуха"
Практическая работа №7 "Выявление экологически неблагоприятных мест своего микрорайона, составление карты."
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № темы | Тема занятия | Деятельность учащихся | Дата |
Введение. 1 ч. |
1 | 1 | Введение. Географическое положение Курской области. | Работают с географической картой, определяют границы Курской области. Находят информацию о влиянии климата, рельефа на формирование растительного и животного мира. Работают с литературой. Используют информационные ресурсы. | |
Раздел I. Растительный мир. 11ч. |
2 | 1 | Эволюция и систематика растений. Основные отделы растений. Экологические группы растений. | Повторяют и углубляют знания, об эволюции и систематике, основных отделах растений, их характерных морфологических признаках. Знакомятся с экологическими группами растений по отношению к свету, воде. Определяют представителей различных экологических групп по гербарным образцам . Дают определение понятия "растительное сообщество". Знакомятся с основными видами растительных сообществ родного края, реликтовыми, лекарственными растениями и растениями - индикаторами, местами их произрастания. Разрабатывают план выполнения практических работ. Раскрывают роль растений в природе и жизни человека. Работают с гербарными образцами. Сравнивают и систематизируют объекты по заданным критериям. Выполняют практические работы, анализируют, обобщают и оформляют полученные результаты. Выбирают темы для проектной работы, находят материал в различных источниках, используют Интернет ресурсы. Защищают проект, дают оценку своей работе и одноклассников. | |
3 | 2 | Практическая работа №1. "Определение видов растений и составление их экологической характеристики." | |
4 | 3 | Практическая работа №2 "Изучение экологических групп растений по отношению к свету, к воде" | |
5 | 4 | Основные растительные сообщества. Хвойные и широколиственные леса. | |
6 | 5 | Степи. Луга. Болота. | |
7 | 6 | Реликтовые растения. | |
8 | 7 | Практическая работа № 3 "Подсчет индексов плотности для определения видов растений" | |
9 | 8 | Лекарственные растения. Практическая работа № 2 "Изучение лекарственных трав края по гербарным экземплярам" | |
10 | 9 | Растения индикаторы. | |
11 | 10 | Практическая работа № 3. "Определение кислотности почвы с помощью растений индикаторов" | |
12 | 11 | Роль растений в природе и жизни человека. Защита проектов. | |
Раздел II. Животный мир. 10ч. |
13 | 1 | Основные этапы эволюции животных. Среды обитания. | Знакомятся с основными этапами эволюции животного мира. Закрепляют и углубляют знания о средах обитания животных. Дают характеристику сред обитания, выявляют соответствие между организмами и средой их обитания. Изучают животный мир своего края, разнообразие видов беспозвоночных и хордовых животных, места их обитания. Углубляют и расширяют знания о насекомых вредителях и защитниках растений, о способах биологической борьбы с вредителями растений. Знакомятся с прудовыми хозяйствам области, видами разводимых рыб. Изучают птиц своего микрорайона. Закрепляют и углубляют знания о типах экологических взаимодействий. Повторяют правила поведения во время проведения экскурсии, в транспорте, общественных местах. Проводят наблюдения, оформляют результаты работы. Определяют виды животных и составляют их экологическую характеристику. Работают с печатными изданиями и Интернет ресурсами. Выбирают темы проектов, презентаций. | |
14 | 2 | Практическая работа № 4. "Описание среды обитания животных" | |
15 | 3 | Экскурсия №2. Многообразие животных Курского края | |
16 | 4 | Беспозвоночные животные. | |
17 | 5 | Знакомые незнакомцы. Насекомые вредители и защитники растений. | |
18 | 6 | Рыбы. Прудовые хозяйства Курской области. | |
19 | 7 | Земноводные. Пресмыкающиеся. | |
20 | 8 | Птицы. Экскурсия №3. "Наши пернатые соседи". | |
21 | 9 | Разнообразие и экологические группы млекопитающих. | |
22 | 10 | Практическая работа № 5. "Определение видов животных и составление их экологической характеристики" | |
Раздел III. Заповедные уголки соловьиного края. 7 ч. |
23 | 1 | Особо охраняемые территории Курской области. | Знакомятся с особо охраняемыми территориями, обозначают их на карте области, с памятниками природы своего города, историей создания Центрально - Чернозёмного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алёхина; основными документами по охране природы, природоохранной деятельностью. Раскрывают влияние человека на растительный и животный мир. Приводят примеры отрицательного и положительного воздействия на флору и фауну. Знакомятся с Красной книгой Курской области, историей её создания; редкими и исчезающими видами растений и животных Курской области. Повторяют правила поведения во время проведения экскурсии, в транспорте. Используют информационные ресурсы для подготовки презентаций, листовок и буклетов. Создают памятку, плакат по охране растений и животных своей малой родины. | |
24 | 2 | Памятники природы г. Курска. | |
25 | 3 | Центрально - чернозёмный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алёхина. | |
26 | 4 | Экскурсия №4. Стрелецкая степь. | |
27 | 5 | Влияние человека на растительные сообщества. Красная книга Курской области. | |
28 | 6 | Редкие и исчезающие виды растений и животных Курской области. | |
29 | 7 | Природоохранные мероприятия. | |
Раздел IV. Человек и окружающая среда. 5ч |
30 | 1 | Современное состояние природной среды и экологические проблемы Курской области. | Знакомятся с состоянием воздуха, воды, почвы и основными экологическими проблемами Курской области, мерами по охране окружающей среды. Выявляют основные источники загрязнений природной среды, их влияние на здоровье человека. Выполняют практические работы. Проводят наблюдения, анализируют , обобщают и оформляют результаты работы. Выпускают бюллетень , газету или плакат на тему "Берегите воду!", "Охраняйте почву!" и др. Готовятся к защите проектов. Защищают проекты. Оценивают свою работу и одноклассников. | |
31 | 2 | Практическая работа № 6 " Биоиндикация уровня загрязненности атмосферного воздуха" | |
32 | 3 | Практическая работа №7 "Выявление экологически неблагоприятных мест своего микрорайона, составление карты." | |
33 | 4 | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | |
34 | 5 | Защита проектов. | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Литература для учащихся:
1.Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 - М., Аванта +, 1997
2.Журнал "Биология для школьников".
3.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. - М., Просвещение, 1995 г.
4.Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения - М., Просвещение, 1996 г.
5.Ткачева В. И. «Записки фотографа».(Книга о живой природе Курской области), издательство «Славянка» - Курск, 2013.
6. Р.В. Кабанова, О.П. Лукашова. Очерки о природе Курской области (Кн. для чтения) .Курск, Кур. гос. пед. ун-т 1999 г.
7. Башкатова Л.Н., Филатова Т.Д. Центрально-Черноземный государственный биосферный заповедник. Очерки о природе Курской области. (Книга для чтения). Курск, 1999.
8. В.Ф. Сотник. Кладовая здоровья. Москва "Экология", 1991г.
Литература для учителя.
1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2.Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.
3.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.
4.Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
5.Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013.
6.Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013.
7. Рагулина И.В., Татаренкова Т.М. Природа Курского края. Учебно-справочное пособие / [авт.-сост.: Т. М.]. - Курск : Техинвест, 2016 г.
8. Селиванова Н.А. ,Селиванов Д.А. Природа Курской области и её охрана. Воронеж Центрально - Чернозёмное книжное издательство 1990г.
9. С. В. Жердева, И. А. Баусов, А. В. Полуянов, Т. В. Сахацкая. Редкие и исчезающие виды животных и растений Курской области (монография)/; Курский гос. ун-т ; Департамент ... - Курск : КГУ, 2009 г.
10. А. В. Полуянов. Флора Курской области; Курс. гос. ун-т. - Курск : Кур. гос. ун-т, 2005г.
11. А.В. Полуянов, Е.А. Аверинова. Травяная растительность Курской области. Курск: Курский гос. ун-т, Департамент экологической безопасности и природопользования Курской обл., 2009г.
12. Курский ГПИ. Флора и растительность Курской области. 1976г.
13. Н.Ф. Галицкая. Курская область - Природа. Растительность. Воронеж: Центр. -Чернозем. кн. изд-во, 1970г.
14. А.С. Степановских.. Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой). Охрана окружающей среды: учебник для вузов м.: юнити-дана, 2001 г.
15.Ткачева В. И. «Записки фотографа».(Книга о живой природе Курской области), издательство «Славянка» - Курск, 2013.
16.Флора и растительность Центрального Черноземья – 2015: Материалы межрегиональной научной конференции, посвящённой 80-летнему юбилею Центрально-Черноземного заповедника, Курск, 2015.
17.Флора и растительность Центрального Черноземья – 2017: Материалы межрегиональной научной конференции, посвящённой Году особо охраняемых природных территорий и экологии . Курск, 2017.
18.Флора и растительность Центрального Черноземья – 2018 [Текст] : материалы межрегиональной научной конференции, Курск : Мечта, 2018 г.
Электронные издания:
1.Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.
2.1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3.Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4. Жердева Светлана Владимировна. Фауна Курской области [Электронный ресурс] : учебное сетевое электронное издание (IMS Content Package) на 1CD / Жердева С. В. ; М-во образования и науки ФГБОУ ВПО "Курск. гос. ун-т". - Электрон. текстовые дан. - Курск : Курск. гос. ун-т, 2012. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. ; 12 см. - Систем. требования: Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Flash Pla
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик должен:
знать /понимать:
географические и биологические понятия и термины, касающиеся природы Курской области;
природные особенности родного края, связи между территориальными и природными условиями, ресурсами и хозяйственной деятельностью людей;
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира ;
охраняемые территории, памятники природы;
важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения;
правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Уметь:
выделять, описывать, объяснять существенные признаки природных объектов и явлений;
распознавать в окружающем мире растения и животных, которых изучали
проводить самостоятельный поиск биологической информации, находить в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
изучать природу с применением научных методов и с помощью некоторых приборов и инструментов;
анализировать и оценивать полученную информацию;
оформлять результаты наблюдений в виде схем, таблиц, рисунков, описаний, выводов;
воспринимать мир не только рационально, но и образно
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
10